Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод свободных ассоциаций




Метод гирлянд ассоциаций является развитием метода морфологичнеского анализа и включает следующие процедуры.

1. Определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов (например, стол- бюро- парта-...).

2. Выбор гирлянды случайных существительных (например, карандаш-стул-...).

3. Комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи (например, стол как карандаш-стол в виде стула-...).

4. Составление списка признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных (п.2). Эти списки являются гирляндами признаков (например, карандаш: деревянный - автоматический -...; стул:...).

5. Комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд признаков, в результате чего могут появиться идеи для решения проблемы (например, стол - деревянный (в виде дерева); автоматический (автоматическое увеличение);...).

6. Генерирование гирлянд свободных ассоциаций. Исходным началом служит каждый элемент гирлянды признаков. Кол-во гирлянд свободных ассоциаций равно числу всех элементов гирлянд признаков. Гирлянды свободных ассоциаций образуются при помощи многократной постановки вопроса "О чем напоминает слово...?". Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, который является исходным для повторной постановки вопроса (например: "О чем напоминает слово "зеленый"? - О "траве"; "О чем... "трава"? - О "поле"; "О чем... "поле"? - О "холоде" и т.д. Гирлянда ассоциаций содержит: трава - поле -холод...).

7. Комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций, в результате чего появляются новые идеи для решения проблемы. Основной генерирующий этап.

8. Оценка необходимости продолжения ассоциаций, основанная на анализе всех полученных в п. п. 1-7 идей и определении их достаточности для рещения проблемы. В последнем случае осуществляется переход к п. 9, иначе с исходным началом элементов свободных ассоциаций генерируются (посредством свободных ассоциаций) вторичные гирлянды, элементы которых комбинируются с элементами гирлянды синонимов, в результате чего возникают новые связи и идеи.

9. Оценка и выбор рациональных идей. Этот этап методики поиска новых идей, похож на заключительный этап метода "Мозговой штурм". Рекомендуется проводить при помощи классификации всех идей на нерациональные (непригодные, плохие), полурациональные (привлекательные), рациональные (хорошие). Нерациональные идеи отбрасываются; рациональные образуют ядро для выбора оптимального варианта, а полурациональные (которые чем-то привлекательны, но имеют видимые недостатки) снова анализируются, после чего включаются в список нерациональных или рациональных идей.

10. Выбор оптимального варианта из нескольких оставшихся. Этап выполняется обычно при помощи какого-либо метода оптимизации решений, например, методом экспертных оценок.

Для усиления антиконформизма необходимо, чтобы каждый член группы стремился предложить и предлагал свое слово, понятие, которое должно быть базисом для установления ассоциативных связей с процессом генерирования новых идей.

Принципы, на которые следует опираться в процессе применения этого метода:

1) свободных ассоциаций;

2) антиконформизма;

3) отсроченного критического анализа.

 

Рассмотрим реализацию метода:

Объект – профилированный стальной лист с полимерным покрытием, выпускаемый предприятием А. Необходимо предложить новые возможности использования имеющегося технологического оборудования для выпуска новых продуктов.

5. Определяем синонимы объекта. Профилированный лист – кровельный материал. В некоторых случаях его можно использовать как стеновой материал. Возможная гирлянда синонимов: лист-стена-кровля.

2. Произвольно выбираем случайные объекты, образуем гирлянду из слов, выбранных наугад, например:

Забор-земля - фонарь-портрет-карман.

3. Составляем комбинации по первым двум шагам, объединяем каждый рассматриваемый объект с каждым случаем: Лист на заборе, лист на земле, фонарь в виде листа (светящаяся плоскость), портрет на листе (картина), (скомканный бумажный) лист в кармане/специально сделанный карман на стальном листе и т.д.

4. Составляем таблицу признаков случайных объектов.

Объект Признаки случайных объектов
Забор Штакетник, сетчатый (с разными по форме и размеру ячейками; плетеный, сварной), шестиметровый, с колючей проволокой, «живая изгородь», бетонный
Земля Глинистая, супесчаная, влажная, теплая, промерзшая, вулканический пепел, пыль
Фонарь Светящийся, маленький (светлячок), прожектор/маяк, инфракрасный, точечный (лазер)
Портрет На разной материале (картон, холст, фреска, эмаль и пр), разными красками (масло, водные, графика и пр), огромный/миниатюра
Карман Передний, боковой, задний, наружный, внутренний, накладной, ложный, с молнией, для хранения документов, носовых платков, денег, письменных принадлежностей, зеркала, карманного фонаря, радиоприемника

 

5. Генерируем идеи путем поочередного присоединения к объекту и его синонимам признаков из таблицы. Например, если взять только признаки забора, можно получить лист с дополнительным армированием (наварить сетку на лист), лист с отверстиями различной формы, композитный лист (металл/керамика/металл) и пр.

6. Генерируем гирлянды ассоциаций. Поочередно из внесенных в таблицу признаков образуем цепочки ассоциаций.

Пояснение. Поскольку ассоциации это отдаленные, не прямые взаимосвязи предметов и явлений действительности, возникающие в сознании на уровне ощущений, представлений, образов, установление этих связей зависит от субъективного опыта человека, его индивидуальных особенностей.

Цепочка (гирлянда) ассоциаций, создаваемая специально, позволяет представить (охватить) различные возможности, характеристики и функции объекта: эргономические, психологические, эстетические.

Покажем на примере, как создаются гирлянды ассоциаций. Забор-штакетник. Что напоминает слово штакетник? Возможно, решетку.У кого-то это ассоциируется с магазинами DIY, в которых готовые фрагменты из забора-штакетника, пропитаны специальным составом, дающим зеленоватый оттенок. Следующая ассоциация – болото – очередь- ночь - прохлада. Цепочка получается такой: решетка – гипермаркет-болото-очередь-ночь-прохлада и т.д. Если брать другие возможные сочетания объектов и признаков (а если пользоваться только названными выше, таких сочетаний более 100) и считать, что каждая гирлянда в среднем содержит 40 элементов, то их уже будет 4000.

7. Генерируем новые идеи. К элементам гирлянды синонимов объекта поочередно присоединяем элементы гирлянд ассоциаций, например: светящийся лист (профнастил с дополнительными световозвращающими элементами, кровля со светоаккумулирующими элементами), решетчатый лист, инфракрасная стена (кровельный лист к электроподогревом) и т.д. В результате могут получаться гирлянды случайных ассоциаций, т.е. сочетания, лишенные рационального содержания.

8. Выбираем альтернативу. Принимается решение: достаточно ли гирлянд ассоциаций для отбора полезных (продуктивных) идей?

9. Оцениваем и отбираем рациональные варианты. Здесь может быть несколько этапов: отбрасывание явно нерациональных вариантов; отбор наиболее оригинальных сомнительной полезности, которые привлекают неожиданностью; установление приемлемых.

10. Отбираем оптимальный вариант.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Методом гирлянд ассоциаций сгенерируйте изделия и услуги, которые могли бы сформировать продуктовый портфель предприятия по выпуску крупноформатного паркета из твердых и ценных пород дерева (на сегодняшний день сырьем являются доски естественной влажности, готовым продуктом – крупноформатный паркет в упаковке).

МЕТОД ИНВЕРСИИ

При поиске идеи решение проблемы часто можно найти, изменив направление поиска на противоположное, противоречащее сложившимся традиционным взглядам, продиктованным логикой и здравым смыслом. Нередко в ситуациях, в которых логические приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными, оптимальна противоположная альтернатива решения. Классический пример инверсии — изобретение ракеты К. Циолковским. Он решил, что придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и выпускающую вместо ядер газы. Метод и технология его исполнения базируются на принципе дуализма (двойственности), оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления, диалектического подхода к анализу объекта исследования. Замечу, что этот метод иногда, например в психологической литературе, не без основания называют также методом обращения.

 

Рекомендации для руководителя:

  • побуждать (стимулировать) членов группы к неоднократному переформулированию проблемы в целях осмысления;
  • наряду с прямой задачей выдвигать обратные;
  • добиваться диалектики анализа и синтеза рассуждений;
  • предлагать членам группы в процессе решения проблемы использовать противоположные процедуры.

Рекомендации для членов группы:

  • помнить, что инверсия — поиск идей в направлениях, противоположных традиционным взглядам, убеждениям, здравому смыслу, формальной логике;
  • начинать решать задачу с попытки ее переформулировать;
  • ко всякой идее искать контридею;
  • решая задачи, стараться использовать противоположные процедуры, средства.

Метод и данная психотехнология позволяют:

  • развивать диалектику мышления;
  • находить выход из безвыходных ситуаций;
  • отыскивать оригинальные решения различного уровня трудности.

Применение этой формы работы с людьми требует развитых творческих способностей, базовых знаний, умений и навыков.

Метод инверсии (в психологии его иногда называют методом обращения) представляет собой один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом.

Изобретатели давно обратили внимание на то, что часто в ситуациях, когда логические приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными и заходят в тупик, естественно предположить, что оптимальной является принципиально противоположная альтернатива решения. Например, ведется поиск прочности изделия, и для этих целей стремятся увеличить его вес, конструкцию делают цельнометаллическую, в то время как лучших результатов удается достигнуть путем решения задачи в противоположном направлении, например уменьшить вес конструкции, сделав ее полой.

Другой пример. Объект исследуют с его внешней стороны. Это традиционный подход, который исчерпал себя и не дает новых оригинальных решений. В этих ситуациях целесообразно рассмотреть этот же объект с внутренней стороны.

Метод инверсии базируется на закономерности и, соответственно, принципе дуализма, диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования, внешние и внутренние стороны объекта, увеличение или, наоборот, уменьшение размеров, конкретное и абстрактное, реальное и фантастическое, разъединение и объединение, конвергенцию (сужение поля поиска) и дивергенцию (расширение поля поиска). Если не удается решить задачу с начала до конца, то попытайтесь решить ее от конца к началу и т. д.

Несомненным достоинством метода инверсии является то, что он позволяет развивать диалектику мышления, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, находить оригинальные, порой весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач.

Его недостатком и ограничением является то, что он требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базисных знаний, умений и опыта.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Приведите 2-3 собственных примера применения метода инверсии в технике или экономике.

2. Продолжите перечень пар свойств, которые можно рассмотреть на предмет следующих вариантов инверсии:

- вместо уменьшения – увеличить

- вместо наружной поверхности рассмотреть внутреннюю, вывернуть

- вместо конденсации – испарять

И т.д.

ДЕЛЬФИЙСКИЙ МЕТОД

Метод был разработан сотрудниками американской фирмы "Рэнд корпорейшен" О. Холмером, Т. Гордоном и др. Цель метода - получение согласованной информации высокой степени достоверности от группы экспертов, т. е. повышение степени достоверности коллективных экспертных оценок.

При разработке метода была сделана попытка устранить противоречие, возникающее при организации работы группы экспертов. Так, если опрашивать их независимо друг от друга, то возможны отклонения в очень больших пределах, а если позволить экспертам взаимодействовать, обмениваться мнениями в процессе работы, то это может привести к появлению оценок, навязанных авторитетом коллег.

В методе "Дельфи" осуществляется процедура, обеспечивающая обмен информацией о доводах и ответах, без непосредственного взаимодействия экспертов друг с другом. Прямые дискуссии экспертов заменяются индивидуальными опросами, проходящими по определенной программе в несколько этапов. Метод "Дельфи" позволяет уменьшить влияние присущего экспертам конформизма, боязни спора с авторитетами, устранить возможные конфликтные ситуации, атмосферу эмоционального дискомфорта. Считается, что метод "Дельфи" наиболее применим, если к работе привлекаются эксперты, компетентные не по всей проблеме, а по ее различным составляющим.

Последовательность проведения экспертизы по методу "Дельфи":

· формирование постоянной рабочей группы, обеспечивающей сбор и обобщение мнений экспертов;

· выбор необходимого для исследования количества и состава экспертов;

· составление анкеты, в которой указываются основной и вспомогательный вопросы, условия проведения экспертизы;

· проведение опросов экспертов согласно определенной методике;

· обобщение экспертных заключений и выдача рекомендаций по исследуемой проблеме.

Вопросы формулируются таким образом, что ответы на них обязательно должны даваться в количественной форме. Собранные ответы подвергаются статистической обработке. Полученные обобщенные ответы рассылаются каждому эксперту с просьбой пересмотреть и уточнить свое заключение, если он сочтет необходимым. Эта процедура должна повторяться несколько раз. Основные этапы опроса экспертов:

1. Уточнение объекта опроса (модель объекта, список параметров модели, формулировка вопросов, состав группы экспертов) и получение новых мнений, рекомендаций, путей нового подхода к решаемой проблеме. На данном этапе используются вопросы открытого типа (качественные). Цель данного этапа - собрать всю объективную информацию об исследуемом объекте, процессе либо ситуации и выделить наиболее существенные характеристики и ограничения.

2. Вероятностная оценка рабочей модели, ее характеристика, факторы, влияющие на нее и т. п. На этом этапе, как правило, получают от эксперта всю информацию, необходимую для выработки решения, но эта информация в ряде случаев не может быть использована из-за несогласованности экспертных оценок.

3. Согласование оценок экспертов. В отличие от предыдущих этот этап может повторяться несколько раз, пока не будет достигнута достаточная согласованность мнений группы экспертов.

После каждого этапа производится сбор, статистическая обработка и анализ результатов опроса. Ответы группируются по признакам, производится упорядочение полученных оценок. Затем находятся медиана и размах - величина, измеряющая на числовой шкале расстояние, в пределах которого берутся оценки. Этот интервал содержит 50% всех оценок; он не включает в себя 25% самых высоких и 25% самых низких оценок (такой тип деления шкалы называется делением с помощью квартилей).

Перед каждым последующим этапом экспертов информируют о результатах предыдущего и в случае выхода их оценок за величину принятого размаха предлагают обосновать свое мнение (анонимно). С полученными данными знакомят всех экспертов и предлагают им пересмотреть, а при необходимости и исправить предыдущие ответы.

Результаты опроса обрабатываются и вновь доводятся до сведения всей группы экспертов с последующим пересмотром оценок. На практике достаточно, как правило, трех этапов для получения хорошо согласованных оценок экспертов.

 

Японская, так называемая кольцевая система принятия решений – "кингисё", суть которой в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно.

Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

  • принципа большинства голосов – выбирается то решение, которое имеет наибольшее число сторонников;
  • принципа диктатора – за основу берется мнение одного лица группы. Этот принцип характерен для военных организаций, а также для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;
  • принципа Курно – используется в том случае, когда коалиций нет, т. е. предлагается число решений, равное числу экспертов. В этом случае необходимо найти такое решение, которое бы отвечало требованию индивидуальной рациональности без ущемления интересов каждого в отдельности;
  • принципа Парето – используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию. В этом случае оптимальным будет такое решение, которое невыгодно менять сразу всем членам группы, поскольку оно объединяет их в достижении общей цели;
  • принципа Эджворта – используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение. Зная предпочтения коалиций, можно принять оптимальное решение, не нанося ущерба друг другу.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. В каких случаях, по вашему мнению, дельфийский метод станет наиболее эффективным по сравнению с остальными эвристическими методами. Опишите ситуацию подробно.

2. Сформулируйте дельфийские вопросы для экспертизы новой услуги по сезонному хранению мототехники;

3. Последовательность экспертизы по методу Дельфи;

4. Какие из известных вам эвристических методов поиска решений более эффективны в групповом исполнении? В индивидуальном? Одинаково эффективны и для группового и для индивидуального применения?

ГЛАВА 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...