Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешние воздействия на мышление. Манипуляции




Манипуляция(def) – специально организованный способ подачи истинной информации с целью сформировать у объекта манипуляции заранее заданное ложное суждение или простимулировать объект манипуляции к заранее заданному действию, направленному против интересов объекта воздействия, но во благо манипулятора. Манипуляция находится на грани между правдой и ложью, поскольку формально не несет лжи, но способ подачи информации таков, что заставляет человека, являющегося объектом манипуляции, сделать из нее неверный вывод, заранее заданный манипулятором.

Первое (и, вероятно, главное) условие успешной манипуляции заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев подавляющее большинство граждан не желает тратить ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы просто усомниться в сообщениях. Во многом это происходит потому, что пассивно окунуться в поток информации гораздо легче, чем критически перерабатывать каждый сигнал. На это никаких сил не хватит, если человек не овладел, до автоматизма, некоторым набором контролирующих «умственных инструментов», которые как бы сами собой, без усилий сознания и воли, анализируют информацию по одному признаку: есть ли в ней симптомы манипуляции его поведением.

Церковь всегда свои требования и нормы заявляла открыто, проповедовала законы Моисея и призывала исполнять их. Такой тип воздействия не входит в понятие манипуляции. То же — в идеократических обществах, когда некие идеалы объявляются священными, неукоснительными к исполнению. Так было, например, в царской России или в СССР. Был ряд установлений, которые провозглашались «с амвона», предлагались как кодекс, и их не разрешалось подвергать сомнению. Поэтому и не могло стоять задачи внушить ложные цели и желания и скрывать акцию духовного воздействия. Конечно, представления о благе и потребностях людей у элиты и большей или меньшей части населения могли расходиться, вожди могли жестоко заблуждаться. Но они не «лезли под кожу», а дополняли власть Слова прямым подавлением. В казармах Красной Армии висел плакат: «Не можешь — поможем. Не умеешь — научим. Не хочешь — заставим».

Смысл же манипуляции иной: мы не будем тебя заставлять, мы влезем к тебе в душу, в подсознание, и сделаем так, что ты захочешь. В этом — главная разница и принципиальная несовместимость двух миров: религии и манипуляции сознанием.

Сменив «идеократическую» парадигму на «демократическую», современное российское общество не обладает иммунитетом против манипуляций. Широко и небрежно используя приемы манипулирования сознанием в политике, рекламе, менеджменте, внушенные стереотипы играют сложную роль. В связи с этим уместно вспомнить о «феномене Форрестола». Этот антисоветски настроенный министр обороны США закончил свои дни, выбросившись из окна психиатрической лечебницы с криком «Русские идут!». Классический пример, как «хвост начинает вилять собакой»,- стереотип выходит из-под контроля и начинает повелевать сознанием.

Признаками манипуляции можно считать:

  • Высокую концентрацию неологизмов и заимствованных слов. Использование особого «новояза», слова которого как правило, понимаются неоднозначно, не обросли ветвями смыслов и ассоциаций, свойственных истинному слову, исторически закрепившемуся в языке (примеры: синергия, «бизнес-ориентированный»)
  • Срочность, острая необходимость в принятии решения. Нагнетание тревожности препятствует осмыслению.
  • Безальтернативность выбора, который предлагают сделать получателю сообщения. «Если мы не выберем этого подрядчика, проект будет сорван!»
  • Алогичность или противоречивость высказываний;
  • Призвание авторитетов, вызывающих доверие, но зачастую, анонимных или высказывания которых невозможно проверить. «НИИЖб давно установили, что…», «Экономисты установили, что…»
  • Послание ложного сообщения, в обрамлении истинного контекста, либо несоответствующего (по срокам события) ряда других событий (на телевидении используется комбинация четко акцентированная по смысловым посылкам речь комментатора и специально подобранный видеоряд). Отрыв сообщения от контекста.
  • Дробление сообщения: вместо проблемы в целом предлагается только часть (тот, кто не заинтересован в манипуляции, хотя бы кратко дает целостное представление). Умалчивание существенных фактов. Маскировка значащей информации несущественной, или «шумом».
  • Сообщение взывает к стереотипу или к широко распространенной установке.
  • Многократное повторение сообщения, «проталкивание» его по самым различным коммуникационным каналам. Если Вы услышали его несколько раз, независимо от Вашего отношения, оно разместилось в памяти.

КОРРУПЦИЯ ЯЗЫКА

«Слова-амебы» - «прозрачные», как бы не имеющие корней, не связанные с вещами (миром), но пожирающие обычные слова. Слова, не имеющие четкого смысла: прогресс, коммуникации, демократия, либерализм, гражданское общество, информатизация, синергия. Такие слова уничтожают все богатство семейства синонимов и заменяют это семейство одним словом, не имеющим конкретного смысла.

Искажение или придание ложного смысла явлениям или фактам с помощью лексических средств: ликвидность (банки накачивают ликвидностью, кризис ликвидности), операция принуждения к миру (о войне в Южной Осетии), гуманитарная интервенция (о войне в Югославии), «электорат» вместо «избиратели», «гражданский брак» вместо «сожительство».

«Магизация» слов. Магическая функция слова начала преобладать над информационной. «Магическое слово не описывает вещи или отношения между вещами; оно стремится производить действия и изменять явления природы» (Э. Киссирер).

Искажение смысла слов идет, например, так. Ищется приемлемое по денотации слово, т.е ищутся слова в денотации (диапазоне смыслов) которых есть такие, которые могут быть притянуты к обозначению данного явления/продукта. Пусть даже если это один из многих смыслов этого слова, третьестепенный и малоупотребительный. Пример: «бонус» вместо «взятка». «Принуждение к миру» вместо «война». «гражданский брак» вместо «сожительства».

Замена слов и понятий эвфемизами как целая технология приводит к тяжелой болезни общества, которую еще Фукидид называл коррупцией языка. Будучи свидетелем упадка Афин, он оставил описание коррупции как важнейший признак этого упадка. Среди прочих видов коррупции он особенно выделил именно коррупцию языка – слова начали означать нечто противоположное тому, что они всегда означали. Разные организации, политические деятели и партии начали использовать одни и те же слова в противоположных смыслах.

ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ

Подмена ценностей проявляется в предпочтении менее значимого – более значимому. Подмена ценностей происходит по свободной воле человека, как результат ее неправильного использования.

«Мясо» - говорит дикарь, видя оленя;

«Пух» - говорит он же, стреляя в птицу;

«Соль и спички» - приговаривает он же, целясь в геолога

«Черный юмор» в данном случае основан на подмене понятий «человек» и «добыча»

Отличительной особенностью приема подмены понятий является то, что подменяется не информационная составляющая предмета (смысл, значение предмета), а сам предмет. Подмена понятий широко используется в СМИ, в деловой практике. Основная опасность этого приема в том, что, не имея необходимой подготовки (в некоторых случаях ее можно заменить наблюдательностью и быстрой реакцией на информацию), выявить и, соответственно, нейтрализовать данный прием достаточно сложно.

Подменой понятий является реакция российского правительства на некоторые трагедии, виновниками которых были пьяные водители – гибель людей и гнев против пьяниц за рулем послужили обоснованием резкого ужесточения административного и уголовного законодательства по целому ряду статей, повышению акцизов на алкоголь и табак, запрету на продажу алкоголя в мелких магазинах и т.д.

Верховная российская власть, в свое время заявив, что «главной экономической задачей является удвоение ВВП» и выдав это за «развитие промышленности», совершило типичную подмену понятий. ВВП и реальный рост реальной (а не ресурсной) экономики — вещи различные. На рост ВВП, например, оказывает самое непосредственное влияние выручка от продажи нефти и газа, доход от оказания платных образовательных и медицинских услуг и т.д.

Урок труда в школе – урок технологии (подмена ценности труда- полезным навыком или просто знанием о методе обработки чего-либо)

«Правовое государство - Полицейское государство. Предполагается четко заданный баланс прав и обязанностей граждан, а также эффективный механизм контроля за исполнения права – полиция. Нечеткость или умолчание о правах и обязанностях полиции (ветви исполнительной власти) создает риск возникновения «полицейского государства».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...