Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с музыкально-одарёнными детьми в условиях ДОУ

Музыкально одаренные дети легче усваивают материал, они непринужденно справляются с заданиями, поэтому в групповой непосредственной образовательной деятельности стараюсь выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними. Чтобы с одной стороны дать возможность реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю в творческой деятельности, а с другой стороны дать возможность выразиться другим детям. В групповой непосредственной образовательной деятельности музыкально одаренные дети реализовываются в различных формах совместной деятельности: в танцевальной миниатюре берут на себя ведущую роль – показывают движения другим детям; в пении - солируют запев песни;

 

Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

 

Выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;

Подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;

Актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

Объект проектирования – педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста.

 

Предмет проектирования - психолого-педагогические условия развития творческого потенциала музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста.

 

Цель – Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.

 

Задачи:

1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;

2. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;

3. Выявить детей с выраженной музыкальностью.

4. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью.

5. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия в работе с музыкально одаренными детьми.

 

Гипотеза: Организация педагогического сопровождения музыкально одаренных дошкольников будет способствовать реализации и развитию их творческого потенциала.

 

Реализация проекта осуществляется в следующих направлениях:

- Работа с детьми,

 

- Работа с педагогами и родителями.

 

Для выявления музыкально одаренных детейиспользовалатехнологию педагогического наблюдения. В программе выделяются (Приложение № 1) этапы.

1. Определение объекта педагогического наблюдения;

2. Постановка цели;

3. Определение предмета – единицы наблюдения.

4. Определение сроков проведения педагогического наблюдения.

5. Проведение процедуры наблюдения

6. Анализ полученных результатов

 

Объект педагогического наблюдения – музыкальность дошкольников;

Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;

Предмет наблюдения (единицы наблюдения):

Выраженное стремление к музыкальной деятельности

Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества

Уровень развития музыкально- творческих способностей (помещаем в диаграмму, диагностическую карту и т.д.)

Высокий

Средний

Низкий

Результаты педагогического наблюдения выражены в диаграммах

Уровень развития музыкальных способностей (чистое интонирование, чувство ритма и т.д.) оценивается по трехбалльной системе:

3 балла – высокий уровень (ребенок самостоятельно справляется с заданием);

2 балла – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого);

1 балл – низкий уровень (не справляется с заданием).

В ДОУ можно организовать работу с музыкально одаренными детьми в пении, для этого разрабатывается программа по данному направлению.

Цель программы работы с муз.одарёнными детьми в ДОУ:

Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать развитию творческих проявлений.

Задачи (в развитии певческих способностей):

Расширять диапазон голоса детей дошкольного возраста и формировать его естественное звучание;

Организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки;

Совершенствовать певческие способности детей дошкольного возраста, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию в пении;

Формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира через пение;

Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении.

Структура занятий:

1. Артикуляционная гимнастика.

Цель: Совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогать правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы;

2. Интонационно – фонетические упражнения.

3. Упражнения на дыхание.

Цель: Укреплять лёгкие и голосовой аппарат дошкольников, формировать правильное дыхание;

4. Основная часть - вокально-хоровая работа.

4.1. Распевание;

4.2. Пальчиковые и подвижные игры;

4.3. Работа над песней:

4.3.1. Знакомство с песней (1 – 2 занятия);

4.3.2. Прослушивание;

4.3.3. Беседа, разъяснение текста;

4.3.4. Повторное исполнение;

4.4. Разучивание песни (3 – 4 занятия):

4.4.1. Работа над звукообразованием;

4.4.2. Работа над звуковедением;

4.4.3. Работа над дыханием;

4.4.4. Работа над ансамблем;

4.4.5. Работа над дикцией;

4.5. Закрепление (1 – 2 занятия).

4.5.1. Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением песни.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей дошкольного возраста, песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Примерный перспективный план работы (период прохождения материала, программное содержание, репертуар)

 

 

Период прохождения материала Программное содержание Репертуар
Сентябрь - октябрь - Расширять диапазон детского голоса; - Закреплять у детей умение точно переда-вать ритмический рисунок хлопками и на металлофоне; - Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения (вверх-вниз) и различные интервалы; - Учить детей точно попадать на первый звук мелодии песни; - Учить детей петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией; - Брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами; - Учить слушать и слышать себя и товарищей по пению; - Учить петь хором, небольшими ансамбля-ми, по одному, с музыкальным сопровожде-нием и без него; - Учить петь ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук; - Добиваться выразительного исполнения песен; - Учить детей передавать характер и смысл каждой песни; - Стимулировать сочинение собственных мелодий, марша, колыбельной (без текста); - Совершенствовать умение правильно сидеть и стоять во время пения. Дыхательные упражнения:«Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи», «Маятник», «Повороты головы». Артикуляционные упражнения: Iблок. Подвижные игры:«Ёлочка», «Синий шар», «Каша». Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:«Кукушка»Е.Тиличеевой, «Бубенчики»Е.Тиличеевой, «Качели» Е.Тиличеевой. Песни:«Кукушка» А.Варламова, «Если добрый ты» Б.Савельева, «Мама» Н.Тимофеевой, «Улыбка» В.Шаинского. Творческие задания:«Самолёт» Т.Бырченко, сочинение марша, колыбельной.
Ноябрь - декабрь - Уточнять умение детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции; - Упражнять в чистом пропевании этого интервала сверху вниз; - Упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии; - Закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительности движением руки; Дыхательные упражне-ния: «Ушки», «Маятник головой», «Перекаты», «Рок-н-ролл», «Мячик», «Песня волка», «Песня ветра», «Ниточка». Артикуляционные упражнения:I и II блок. Подвижные игры:«Тарелка», «Чашка», «Утки».
Ноябрь - декабрь - Учить детей удерживать интонацию на одном звуке; - Продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом; - Удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко; - Правильно выполнять логические ударения; - Продолжать учить детей чисто интониро-вать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, а также скачки вверх вниз на квинту и кварту; - Упражнять в точном интонировании трезвучий (фа-ля-до, ре-фа-ля), удерживать интонацию на повторяющихся звуках, точно интонировать тонический ход на сексту вверх; - Петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая и т.д.); - Побуждать детей импровизировать простейшие мотивы определённого характера, жанра (вальс, марш, полька); - Контролировать певческую установку во время пения. Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:«Барабан» Е.Тиличеевой, «Как под наши ворота» (р.н.п.), «Вальс» Е.Тиличеевой. Песни:«Голубой вагон» В.Шаинского, «Спляшем Ваня» А.Варламова, «Гномики» К.Костина. Творческие задания:«Снежок» Т.Бырченко, «Вальс», «Полька», «Марш», «Плясовая».
Январь - февраль - Продолжать учить различать и самостоя-тельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки; - Упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии; - Упражнять в чёткой дикции; - Формировать хорошую артикуляцию; - Уметь показать рукой движение мелодии вверх и вниз, чередование долгих и коротких звуков; - Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; - Чисто интонировать в заданном диапазоне; - Учить самостоятельно реагировать на одинаковые музыкальные фразы с разным окончанием; - Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания; - Добиваться выразительного исполнения песен различного характера; Дыхательные упражнения:«Восход-заход», «Стокатто», «Удивлялки», «Знакомство», «Веточка», «Кукушонок», «Певец». Артикуляционные упражнения: I, II, III блоки. Подвижные игры:«Конь», «Мамочка», «Ворона», «Петух». Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:«Небо синее» Е.Тиличеевой, «Бубенчики» Е.Тиличеевой, «Труба» Е. Тиличеевой. Песни: «Где водятся волшебники?» М.Минкова, «Дождь пойдёт по улице» В.Шаинского,
Январь - февраль - Петь с музыкальным сопровождением и без него; - Подводить детей к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение; - Продолжать стимулировать и развивать песенное творчество детей; - Учить детей самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст; - Развивать ладотональный слух, используя интонационно-фонетические упражнения (Приложение №2). «Три весёлых зайчика» К.Костина, «Бабочка» А.Варламова. Творческие задания:«Зайка, зайка, где бывал?» М.Скребковой.
Март – апрель - май - Закреплять умение детей различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движением руки, выкладыванием ритмичес-кого рисунка мелодии на фланелеграфе; - Продолжать упражнять в умении удержи-вать интонацию на одном повторяющемся звуке; - Закреплять навык звуковысотной ориенти-ровки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мело-дического оборота выше – ниже; - Учить детей распознавать на слух движения мелодии, определять повторность звуков, наличие скачка в начале; - Упражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке (до2, ре2); - Петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом произведения; - Закреплять навык естественного звукообразо-вания, умение петь легко, свободно, без напряжения; - Следить за правильным дыханием; - Удерживать интонацию при переходе от одной тональности в другую; - Продолжать учить детей импровизировать мелодии различного характера на заданный текст и придуманный самостоятельно (по картинке, исходя из словесного образа и т.д.); - Добиваться, чтобы при самостоятельных поисках песенных импровизаций дети использовали свой музыкальный опыт, знание музыкальной речи, сочиняя песню – марш, песню – вальс, песню – польку, грустную и весёлую песни и т.д.; Дыхательные упражнения:«Свечи», «Воздушный шарик», «Сова», «Аист», «Шапка», «Гармошка», «Деревья», «Зоосад». Артикуляционные упражнения: I, II, III блок. Подвижные игры:«Зайка», «Звери», «Медвежонок», «Грузовик», «Бабочка». Интонационно-фонетические упражнения. Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:«Смелый пилот» Е.Тиличеевой, «Скок-поскок» р.н.попевка, «Вальс» Е.Тиличеевой. Песни:«Самая счастливая» Ю.Чичкова, «Дорога добра» М.Минкова, «Кот Мурлыка» Л.Олифировой, «Кашалотик» Р.Паулса. Творческие задания:«Осенью», «Весной» Г.Зингера, «Весёлая песенка», «Грустная песенка» В Агафонникова.
       

Перспективный план работы

Для определения направлений и форм работы с детьми используются некоторые виды контроля как одного из способов отслеживания динамики творческого роста воспитанников.

Предварительный контроль проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявление исходного уровня подготовки воспитанников.

Формы контроля:

- собеседование – выявляются интересы и творческий уровень детей;

- прослушивание – выявляются музыкальные данные ребенка: музыкальная память, музыкальный слух, ритм; вокальные данные ребенка – тембр, диапазон, четкость произношения.

Текущий контроль определяет степень усвоения детьми музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности воспитанников к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала.

Форма контроля:

- творческая результативность в течение года, вокальный репертуар, краткая характеристика воспитанников на конец года и рекомендации на следующий год.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее обучение.

Форма контроля:

- отчетный концерт в конце учебного года, который способствует развитию музыкальных способностей детей, демонстрирует творческий рост, является видом поощрения и стимулирования воспитанников.

Самоконтроль воспитанника выражается в самодисциплине, четкой организации выполнения домашнего задания, ответственности перед выступлением.

Используемые формы, методы, приемы организации музыкально-эстетической деятельности позволят создать благоприятные условия для развития эстетического вкуса, эстетической культуры воспитанников, обогатить процесс эстетического воспитания в целом.

Планируемый результат.

наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в концертах);

владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);

умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:

разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью

осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;

организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;

способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;

организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...