Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние демографического фактора




Действующая сегодня программа развития системы общего образования республики (формирование школьной сети, новых типов учебных заведений, подготовка педагогических кадров и др.) основана на оптимистической оценке демографических процессов. В частности, переоценивалась тенденция возрастающей динамики числа родившихся в 1970-1985 гг., недооценивались масштабы предстоящего снижения рождаемости, не оправдались ожидания на улучшение, начиная с середины 80-х годов, ситуации с контингентом молодежи в местах размещения школ в городской и сельской местности. Как следствие, органами управления образования принимались решения, направленные на увеличение количества ученических мест, их концентрацию, строительство школ на основе типовых проектов.

Не состоялся по причинам как объективного, так и субъективного характера массовый переход к обучению детей с 6-летнего возраста. За последние годы средний возраст первоклассников повысился до 7,1 года.

С начала 90-х годов школа осуществляет набор детей, родившихся в годы с устойчивой динамикой снижения рождаемости. С 1985 г. по 1994 г. число родившихся в республике снизилось на 55 тыс.чел. К 2000-2001 гг. из средней школы уйдут практически все наборы, относящиеся к годам с возрастающей динамикой рождаемости. Предполагать улучшение демографических процессов в ближайшем будущем не представляется возможным. По оценкам демографов удельный вес возрастов 6-18 лет, являющихся базой комплектования контингента общеобразовательных школ и других учебных заведений, составит в 2001 году против 1996 года 92%; к 2006 году только 73%. Среднее число ровесников (одногодок) в возрастных интервалах, являющихся демографической базой комплектования общеобразовательных школ, будет продолжать снижаться до 2010 года и может сократиться в указанном году примерно на 40% по сравнению с 1996 годом.

Увеличение охвата детей обязательным обучением не окажет су­щественного влияния на рассматриваемые процессы, так как уже сегодня охват детей является практически полным (98,6%); уменьшение учебной нагрузки, совершенствование учебно-воспитательного процесса позволит увеличить этот показатель на незначительную величину.

Предстоящее уменьшение контингента учащихся общеобразовательных школ создает условия для маневрирования в рамках сложившегося материально-технического, кадрового и финансового обеспечения. Так, демографический фактор позволит частично разрешить проблему сменности работы школ в г.Минске и по другим городам, снизить до минимума дополнительные финансовые затраты на целевые мероприятия по программе реформы.

Средняя по республике наполняемость классов и классов-комплектов имеет тенденцию к снижению: с 20,1 ученика в 1991/92 учебном году до 19,7 учеников в 1995/96 учебном году. На перспективу предполагается преодолеть указанную тенденцию и после 2000 года стабилизировать по всей школьной системе на уровне 22 учеников в классе, соответственно 28 - в городах и 12,8 - в селах.

Предполагается поддерживать наметившуюся тенденцию снижения удельного веса учащихся общеобразовательных школ, занимающихся во вторую и третью смены. (Так, если в 1990/91 учебном году он был равен 24,5%, то в текущем году - 23,5%.)

Динамика контингента классов

Влияние демографического фактора на динамику контингента школ в предстоящий период будет более значительным, чем влияние структурных изменений, связанных с увеличением сроков обучения. К окончанию последнего этапа реформы удельный вес населения 6-18-летнего возраста, обучающегося в школе может увеличиться до 79,3% (против 73,3% в 1995 г.), в то время как абсолютная численность учащихся общеобразовательной школы снизится с 1515 тыс чел. до 1115 тыс. чел. Рост контингента учащихся начнется только в 2003-2004 г.

Расчет контингента подготовительных классов основан на предположении о росте приема детей 6-летнего возраста до уровня 70% от общей численности детей, начиная с 2000-2001 уч.года.

Расчет контингента старшей школы, кроме структурных изменений в связи с переходом к 12-летнему сроку обучения, предполагал изменения в доле выпускников базовой школы, поступающих на старшую ступень. Для нынешних выпускников базовой школы (9-й кл.) фактически сложившиеся показатели постепенно изменялись до уровня 50%. Для выпускников 9-х классов, начиная с 2005-2006 уч.года, предусматривается не менее чем 50% уровень поступления на обучение в 10-й класс.

Кадровое обеспечение школ

В настоящее время в общеобразовательных школах всех типов работает более 141,5 тыс. учителей. В дневных общеобразовательных школах коли­чество педагогических ставок на 38,5 тыс. единиц больше числа учителей, в том числе в городской местности превышение составляет 24,0 тыс., в сельской местности - 14,5 тыс. В процентном отношении превышение ставок составляет в среднем 23,3 %, в том числе в городах - 24,1 %, в селах - 22,1 %.

Кадровую проблему школы решают за счет увеличения нагрузки учителей, приглашения совместителей и постоянно работающих учителей-пенсионеров. Численность совместителей составляет около 22 тыс. человек, педагогов-пенсионеров по возрасту насчитывается около 7 тыс. человек.

С 2000/01 учебного года начнется осуществление перевода школы на новые учебные программы. Потребуется расширение подготовки и переподготовки педагогических кадров. Поэтому, учитывая сложившуюся ситуацию с обеспечением школ педкадрами, объемы подготовки педагогических кадров возможно сохранить, несмотря на "демографическую яму". Если все выпускники педвузов и педучилищ пойдут работать в школы, то для полного обеспечения школ квалифицированными педагогическими кадрами потребуется не менее восьми лет.

Переход на новое содержание образования потребует развития системы повышения квалификации. Объемы повышения квалификации будут обуславливаться следующими факторами:

- динамикой контингента учащихся школ;

- продолжительностью реформы до полного перехода общеобразователь­ной средней школы на 12- летний срок обучения;

- изменениями численности учащихся средних школ в связи с прогнозной численностью населения и увеличением срока обучения на один год;

- сложившейся сетью школ по территории Республики Беларусь и практически стабильной средней наполняемостью классов;

- масштабами эксперимента.

Финансовое обеспечение реформы

Финансирование расходов на осуществление реформы общеоб­разовательной школы будет производиться в пределах средств, предусматриваемых Государственным бюджетом Республики Беларусь на образование на очередной финансовый год.

Финансирование расходов на деятельность региональных штабов по проведению реформы, местных органов власти по проведению реформы будет осуществляться из местных бюджетов.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТУПЕНЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...