Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

его задачи, функции и оснащение.

Рецептурно-производственный отдел аптеки,

Основным подразделением аптечного учреждения с правом изготовления лекарств является рецептурно-производственный отдел, в задачу которого входит прием рецептов от амбулаторных больных и требований лечебно-профилактических учреждений, изготовление лекарств и их отпуск.

В связи с этим, к функциям рецептурно-производственного отдела входит:

- прием рецептов от амбулаторных больных и требований от лечебно-профилактических учреждений и их учет;

- изготовление и оформление лекарств в соответствии с требованиями Государственной Фармакопеи и правилами фармацевтического порядка, изложенным в соответствующих нормативных актах МОЗ Украины;

- осуществление всех видов контроля качества изготовленной продукции;

- отпуск лекарств, изготовленных в аптечном учреждении, а также готовых лекарственных средств промышленного производства;

- учет рецептуры и отпущенных лекарств.

Основным производственным помещением аптеки с правом изготовления лекарств является ассистентская комната, которая оснащена в соответствия с действующими правилами и нормативами специальными комплектами мебели. В состав комплектов входят: стол ассистентский сборно-секционный на 2-4 рабочих места в комплекте с настольными и напольными вертушками., стол лабораторный, шкаф для лекарственных средств списка А, наркотических, психотропных веществ и прекурсоров, шкаф для хранения красящих лек. средств, шкаф для хранения пахучих лек.средств, рабочие стулья и прочее. Кроме того, ассистентские столы оснащают бюреточными системами для дозирования концентрированных растворов и жидких лекарственных средств. Лекарственные средства, которые используют для приготовления лекарств, хранят в соответствующих штанглазах. Штанглазы с веществами общего списка размещают на вертушках, стоящих на полу, с веществами списка Б - на настольных вертушках, а с веществами списка А, наркотическими, психотропными, их аналогами и прекурсорами - в сейфах или металлических шкафах, которые прикреплены к стене или полу.

Каждое рабочее место в ассистентской комнате оснащается таким образом, чтобы работающий мог свободно взять все необходимое для работы сидя.

В аптечных учреждениях с большим объемом работы выделяют отдельные рабочие места по изготовлению:

- лекарственных препаратов с жидкой дисперсионной средой;

- порошков, мазей, суппозиторий;

- лекарственных препаратов с антибиотиками, для лечения офтальмологических заболеваний и инъекций /асептический блок/.

 

Штат рецептурно-производственного отдела подразделяется:

- административно-управленческий, к которому относится руководитель отдела и его заместитель;

- фармацевтический, который в свою очередь подразделяется на провизорский и средний фармацевтический;

- вспомогательный, к которому относятся фасовщицы, санитарки-мойщицы и подсобные рабочие.

Рабочее место провизора по приему рецептов и отпуску лекарств размещается в зале обслуживания населения. С помощью перегородки банковского типа, которые устанавливаются на рабочем месте, сотрудники торгового зала защищены от воздушно-капельной инфекции.

Для выполнения функций по приему рецептов и отпуску лекарств рабочее место провизора оснащается необходимой мебелью и другим оборудованием: столами, шкафами с секциями для готовых лекарственных средств и лекарств, изготовленных в аптечных условиях по рецептам врачей, холодильниками, металлическими шкафами для лекарств, которые относятся к ядовитым и наркотическим лекарственным средствам и прочее.

Обязательным является наличие Государственной Фармакопеи, нормативной документации, справочной литературы по вопросам приема рецептов, изготовления, контроля качества, хранения и порядка отпуска лекарств.

Провизор по приему рецептов и отпуску лекарств обязан:

- осуществлять прием рецептов от амбулаторных больных и требований /заказов/ лечебно-профилактических учреждений, проверять правильность их оформления, совместимость ингредиентов, соответствие выписанных в рецепте доз возрасту больного, выделять красным карандашом названия ядовитых, наркотических и других лекарственных средств, которые подлежат предметно-количественному учету, регистрировать неправильно выписанные рецепты, по которым не могут быть изготовлены лекарства в специальном журнале и информировать о них администрацию аптечного учреждения. При приеме рецептов или заказов с надписью Citо /срочно/ или Statum /немедленно!/, провизор обязан передавать их для срочного изготовления;

- осуществлять отпуск лекарств, с соблюдением норм и правил, утвержденных МЗ Украины, обращая особое внимание на отпуск лекарств, которые содержат ядовитые и сильнодействующие вещества, наркотические и психотропные лекарственные средства и прекурсоры. При отпуске лекарств индивидуального изготовления проверять правильность их оформления, соответствие номеров на квитанции и упаковке лекарственного препарата, фамилии и возраста больного, объяснять больному способ применения и порядок хранения лекарственного препарата в домашних условиях. Провизор несет ответственность за правильное ведение рецептурного журнала, оформление квитанций на заказанные лекарства, определение цен, правильный и своевременный отпуск лекарственных средств.

Выполняя свои обязанности, провизор по приему рецептов и отпуску лекарств ведет соответствующую документацию по учету рецептов за полную стоимость, бесплатно и на льготных условиях, журнал регистрации отказов /лекарственных средств, которые временно отсутствуют/, журнал регистрации неправильно выписанных рецептов, журнал учета лекарств, доставленных заказчикам сотрудниками аптеки, а также журнал отпуска лекарств больным, которые потеряли квитанцию.

Робота провизора по приему рецептов и отпуску лекарств требует от него высокой квалификации, глубоких знаний фармакологии, физико-химических свойств лекарственных веществ, их совместимости. Он должен быть хорошо осведомленным со специальной справочной литературой, синонімах и аналогах лекарственных средств, технологических операциях по изготовлению лекарств. Кроме того, общаясь с больным, провизор должен придерживаться правил фармацевтической деонтологии: быть сдержанным и доброжелательным, давать понятные инструкции по применению лекарств, поддерживать веру больного в выздоровление. Квалифицированный провизор должен поддерживать доверие больного к врачу, а непонятные вопросы вияснять непосредственно с самим врачом.

 

В зале обслуживания аптеки должны быть созданные оптимальные условия для удобства населения.

На видном месте размещается следующая необходимая информация:

о внеочередном обслуживании инвалидов и участников Отечественной войны;

перечень лекарственных средств, разрешенных к отпуску без рецепта врача;

сроки хранения лекарственных средств, изготовленных в аптеках;

часы приема населения заведующим аптекой;

адреса ближайших аптек, в том числе дежурных.

На каждом рабочем месте в отделах обслуживания населения устанавливаются таблички, на которых указываются фамилия, имя и отчество провизора или фармацевта, обслуживающего посетителей. Это повышает индивидуальную ответственность специалиста, и ликвидирует анонимность при общении с пациентами.

Книга жалоб и предложений должна находиться в зале обслуживания населения на видном и доступном месте.

Для повышения эффективности роботы и качества обслуживания населения в аптеке должны систематически внедряться достижения фармацевтической науки, научной организации труда, рационального и экономического использования материальных и трудовых ресурсов.

Каждый посетитель, который обратился в аптеку, должен получить исчерпывающую консультацию по вопросам порядка приобретения, способа применения, а также режима хранения лекарственных средств в домашних условиях.

С целью оперативного решения вопросов обеспечения населения лекарственными средствами по рецептам врачей в больших аптеках организуется дежурство администратора на протяжении рабочего дня. Рабочее место дежурного администратора находится в зале обслуживания население или доступном для посетителей помещении. Здесь же размещается информация относительно фамилии, имени и отчества дежурного администратора.

Основной задачей дежурного администратора аптеки является организация и обеспечение четкой работы всех ее подразделений с целью качественного, своевременного и гарантированного лекарственного обеспечения населения.

На дежурного администратора возлагаются следующие обязанности:

· применять все меры по обеспечению безотказного лекарственного обеспечения населения, оперативного обслуживания посетителей, не допускать очереди в кассах и отделах аптеки; контролировать соблюдение сотрудниками аптеки правил роботы по лекарственному обслуживанию населения, режима работы аптеки, своевременной сдачи выручки, порядка передачи аптеки под охрану на ночь;

· поддерживать постоянную связь со справочным бюро аптеки города, района, врачами прикрепленных лечебно-профилактических учреждений и ежедневно проверять информированность работников об отсутствующих лекарственных препаратах в отделах аптеки и их наличие в других аптеках;

· обеспечивать первоочередное и безотказное обслуживания лекарствен-ными средствами инвалидов и участников Отечественной войны, детей первого года жизни, следить за соблюдением сроков изготовления ле-карств;

· следить за санитарным состоянием в зале обслуживания населения, а также обеспечивать противопожарную безопасность аптечного учреждения.

Для оперативности решения вопросов лекарственного обеспечения на рабочем месте дежурного администратора должны быть списки лекарственных препаратов, отсутствующих в аптеках и аптечном складе, списки синонимов и аналогов, препаратов, снятых с производства и исключенных из номенклатуры лекарственных средств, сведения о наличии лекарственных средств в других аптеках, адреса и телефоны лечебно-профилактических учреждений, справочных бюро, дежурных аптек.

В аптеках должно устанавливаться время приема граждан администрацией аптеки (заведующим и его заместителями), о чем размещается информация на видном месте.

Права и обязанности работников аптеки регламентируется функционально-должностными инструкциями. В аптеке разрабатываются такие инструкции на всех работников согласно штатного расписания, что позволяет учесть все виды деятельности и исключить дублирование функций. При составлении функционально-должностных инструкций необходимо конкретно определить взаимозаменяемость работников в случае их отсутствия по объективным причинам. Кроме того, в инструкции отображаются: основные и дополнительные обязанности, права сотрудника, нормативные акты, требованиями которых в своей деятельности должен руководствоваться работник, мера ответственности. С целью подтверждения и повышения профессионального мастерства фармацевтических кадров (провизоров и фармацевтов), согласно приказа МЗ Украины №231 от 31.07.98 г. проводится периодическая аттестация (не реже одного раза на пять лет).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...