Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экология изучает системы уровня выше отдельного организма. Основными объектами ее изучения являются




Экология изучает системы уровня выше отдельного организма. Основными объектами ее изучения являются

· популяция - группа организмов, относящихся к одному или сходным видам и занимающих определенную территорию;

· экосистема, включающая биотическое сообщество (совокупность популяций на рассматриваемой территории) и среду обитания;

· биосфера - область распространения жизни на Земле.

 

Другие основные понятия общей экологии:

 

Биоценоз — это группировка видов живых организмов, которые длительное время существуют совместно на определённом участке суши или водоёма.

Биото́ п — относительно однородный по абиотическим факторам среды участок геопространства (суши или водоёма), занятый определённым биоценозом.

Биогеоцено́ з (от греч. β ί ο ς — жизнь γ η — земля + κ ο ι ν ό ς — общий) — система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии (биоценоз+биотоп).

 

Вопрос №3.

«Основные этапы в истории становления экологии как науки»

Экология своими корнями уходит в далекое прошлое. По­требность в знаниях, определяющих «отношение живого к ок­ружающей его органической и неорганической среде», возник­ла очень давно. Достаточно вспомнить труды Аристотеля (384— 322 до н. э. ), Плиния Старшего (23—79 н. э. ), Р. Бойля (1627— 1691) и др., в которых обсуждалось значение среды обитания в жизни организмов и приуроченность их к определенным ме­стообитаниям, чтобы убедиться в этом.

В истории развития экологии можно выделить три основ­ных этапа:

Первый этап — зарождение и становление экологии как нау­ки (до 60-х гг. XIX в. ). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, дела­лись первые научные обобщения. В XVII—XVIII вв. экологические сведения составляли зна­чительную долю во многих биологических описаниях (А. Рео­мюр, 1734; А. Трамбле, 1744, и др. ). Элементы экологическо­го подхода содержались в исследованиях русских ученых И. И. Лепехина, А. Ф. Миддендорфа, С. П. Крашенинникова, французского ученого Ж. Бюффона, шведского естествоиспы­тателя К. Линнея, немецкого ученого Г. Йегера и др. В этот же период Ж. -Б. Ламарк (1744—1829) и Т. Маль­тус (1766—1834) впервые предупреждают человечество о воз­можных негативных последствиях воздействия человека на природу.

Второй этап — оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60-х гг. XIX в. ). Начало этапа ознаме­новалось выходом работ русских ученых К. Ф. Рулье (1814— 1858), Н. А. Северцова (1827—1885), В. В. Докучаева (1846— 1903), впервые обосновавших ряд принципов и понятий эко­логии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени. Не случайно поэтому американский эколог Ю. Одум (1975) считает В. В. Докучаева одним из основоположников экологии. В конце 70-х гг. XIX в. немецкий гидробиолог К. Мё­биус (1877) вводит важнейшее понятие о биоценозе как о за­кономерном сочетании организмов в определенных условиях среды. Неоценимый вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дар­вин (1809—1882), вскрывший основные факторы эволюции ор­ганического мира. То, что Ч. Дарвин называл «борьбой за су­ществование», с эволюционных позиций можно трактовать как взаимоотношения живых существ с внешней абиотической сре­дой и между собой, т. е. с биотической средой. Немецкий биолог-эволюционист Э. Геккель (1834—1919) первый понял, что это самостоятельная и очень важная область биологии, и назвал ее экологией (1866).

Во второй половине XX в. в связи с прогрессирующим за­грязнением окружающей среды и резким усилением воздейст­вия человека на природу экология приобретает особое значе­ние.

Начинается третий этап (50-е гг. XX в. — до настоящего времени) — превращение экологии в комплексную науку, вклю­чающую в себя науки об охране природной и окружающей че­ловека среды. Из строгой биологической науки экология пре­вращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разде­лы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики... »

 

 

Вопрос №4.

«Учение об экологических факторах. Определение, классификация»

 

Экологические факторы это отдельные элементы среды обитания, которые воздействуют на организмы. Каждая из сред обитания отличается особенностями воздействия экологических факторов. По природе экологические факторы делят на абиотические, биотические и антропогенные.

Абиотические факторы компоненты неживой природы, прямо или косвенно воздействующие на организм.

Их делят на следующие группы:

климатические факторы (свет, температура, влажность, ветер, атмосферное давление и др. );

геологические факторы (землетрясения, извержения вулканов, движение ледников, радиоактивное излучение и др. );

орографические факторы, или факторы рельефа (высота местности над уровнем моря, крутизна местности – угол наклона местности к горизонту, экспозиция местности – положение местности по отношению к сторонам света и др. );

эдафические, или почвенно-грунтовые, факторы (гранулометрический состав, химический состав, плотность, структура, рН и др. );

гидрологические факторы (течение, соленость, давление и др. ).

 

Иначе абиотические факторы делят на физические и химические.

 

Биотические факторы воздействие на организм других живых организмов.

 

В зависимости от вида воздействующего организма их разделяют на две группы:

– внутривидовые, или гомотипические, факторы – это влияние на организм особей этого же вида (зайца на зайца, сосны на сосну и т. д. );

– межвидовые, или гетеротипические, факторы – это влияние на организм особей других видов (волка на зайца, сосны на березу и т. д. ).

 

В зависимости от принадлежности к определенному царству биотические факторы подразделяют на четыре основные группы:

фитогенные факторы – это влияние на организм;

зоогенные факторы – влияние животных;

микогенные факторы – влияние грибов;

микробогенные факторы – влияние микроорганизмов (вирусов, бактерий, простейших).

По типу взаимодействия различают протокооперацию, мутуализм, комменсализм, внутривидовую и межвидовую конкуренции, паразитизм, хищничество, аменсализм, нейтрализм.

 

Антропогенные факторы деятельность человека, приводящая либо к прямому воздействию на живые организмы, либо к изменению среды их обитания (охота, промысел, сведение лесов, загрязнение, эрозия почв и др. ).

При этом различают воздействие человека как биологического организма (потребление пищи, дыхание, выделение и т. д. ) и его хозяйственную деятельность (сельское хозяйство, промышленность, энергетика, транспорт, бытовая деятельность и т. д. ). Факторы, связанные с хозяйственной деятельностью человека, называются техногенными.

В зависимости от характера воздействий антропогенные факторы делят на две группы:

факторы прямого влияния – это непосредственное (прямое) воздействие человека на организм (скашивание травы, вырубка леса, отстрел животных, отлов рыбы и т. д. );

факторы косвенного влияния – это опосредованное (косвенное) воздействие на организм (загрязнение окружающей среды, разрушение местообитаний, беспокойство и т. д. ).

В зависимости от последствий воздействия антропогенные факторы делят на следующие группы:

положительные факторы – факторы, которые улучшают жизнь организмов или увеличивают их численность (разведение и охрана животных, посадка и подкормка растений, охрана окружающей среды и т. д. );

отрицательные факторы – факторы, которые ухудшают жизнь организмов или снижают их численность (вырубка деревьев, отстрел животных, разрушение местообитаний и т. д. ).

Экологические факторы могут оказывать на организм прямое действие и косвенное. Косвенное воздействие осуществляется через другие экологические факторы. Например, высокая температура может вызвать ожог (прямое действие), а может привести к обезвоживанию организма (косвенное воздействие).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...