Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика трудновоспитуемости подростков




Диагностика трудновоспитуемости подростков состоит из ряда этапов. Для выявления трудных подростков в учебном заведении должна вестись грамотная работа специалиста-психолога под началом администрации и с помощью классных руководителей, мастеров производственного обучения (в учреждениях начального профессионального образования), медицинского работника и педагогов.

Необходимо, чтобы данное направление работы отвечало следующим принципам:

· принцип предупреждения (выявление подростков «группы риска» и организация профилактических мероприятий);

· принцип системности (предполагает последовательную планомерную работу по сбору информации, составление индивидуальных и групповых программ, коррекционные, психотерапевтические, развивающие мероприятия);

· принцип взаимодействия (работа осуществляется коллективно: в ней участвуют администрация, мастера производственного обучения, педагоги, медицинский и социальный работники).

Важное место в работе психолога отводится взаимодействию с администрацией, которая обеспечивает сопровождение деятельности психолога «сверху», то есть оказывает помощь в организации методических совещаний, педагогических советов, доносит до педагогического коллектива необходимость той или иной деятельности с целью взаимодействия с психологической службой.

Психолог, в свою очередь, разрабатывает систему работы с подростками «группы риска». Освещает ее на коллегиальном совещании, поясняет степень включенности в нее каждого участника учебного процесса.

Такого рода мероприятия целесообразно проводить в начале учебного года.

Алгоритм работы здесь может быть следующим:

- медицинский работник первым может начать работу по оформлению карт медико-психолого-социального (МПС) сопровождения.

- классные руководители осуществляют наблюдение за учащимися, проводят анализ семейной ситуации (данные личного дела, анкетирование, родительские собрания). Вся информация фиксируется и вводится в карты МПС.

- психологу отведены просветительская и диагностическая функции (перед диагностированием проводится обязательное объяснение подросткам целей и задач проводимой с ними работы, особое внимание стоит уделить этическим и моральным принципам работы психолога).

Для успешности проводимых мероприятий необходимо соблюдать следующие организационные моменты:

- четко и конкретно сформулировать цели и задачи каждого этапа работы;

- обратить внимание на методическое обеспечение, дать определенные рекомендации по использованию тех или иных способов получения информации;

- обозначить основные библиографические источники, которые смогли бы быть полезны в данном направлении;

- дозированно распределять информацию: общие положения профилактической программы, направленной на выявление учащихся «группы риска», освещать ее на педагогическом совете (как уже отмечалось выше), а затем организовывать отдельные методические совещания с различными членами педагогического коллектива (мастерами производственного обучения, педагогами, медработниками, педагогами дополнительного образования), на которых в форме консультации детально обсудить цели, задачи, методы и формы работы;

- после каждого этапа работы необходим обмен информацией по типу «снизу — вверх» (начиная с совещаний с мастерами производственного обучения, педагогами и т. д. и заканчивая обсуждением проделанной работы на педагогическом совете). Роль психолога здесь должна быть заглавной: обобщение данных, подведение итогов проделанной работы, составление справки-доклада и определение вектора дальнейшей работы.

Основными способами получения сведений о благополучии учащихся являются: наблюдение, опрос, анализ документов, собственно психологическое обследование.

Наблюдение занимает ведущее место в арсенале методов, которые могут использоваться не только психологами, но и социальными педагогами, мастерами производственного обучения, а также преподавателями. В педагогическом процессе наиболее удачным является стандартизированное наблюдение.

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный. У каждого вида опроса есть свои преимущества и недостатки.

Устный опрос позволяет видеть реакцию и поведение испытуемого, позволяет более глубоко проникнуть в психологию человека. Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения и требует специальной подготовки исследователя, поскольку степень объективности ответов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя.

Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей за сравнительно небольшое время, может использоваться и мастерами производственного обучения и преподавателями в большей степени, чем устный. Но недостатком является невозможность скорректировать вопросы и пронаблюдать реакцию испытуемого.

Свободный опрос — разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. Такой вид опроса позволяет гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить разнообразную информацию об испытуемом. В то же время стандартный опрос требует меньше времени и, что самое главное, полученная информация о конкретном учащемся может быть сопоставлена с информацией о другом подростке, так как в данном случае перечень вопросов не меняется.

Беседа — вариант опроса, от опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.

Анализ документов позволяет получить дополнительную информацию. В условиях учреждений начального профессионального образования речь идет о медицинской карте учащегося, личном деле, классном журнале, психологической карте, которая составляется и хранится в течение всего периода обучения в училище.

Одним из эффективных подходов к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков следует выделить и обосновать деятельностный подход характеризуется тем, что позволяет подростку:

а) осознать ценности здоровья и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей;

б) выработать динамический стереотип поведения на основе потребностей, способствующих ведению здорового образа жизни;

в) определить систему жизненных ценностей, включая пути и методы их формирования.
К способам диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения подростка относят следующие уровни:
- подросток, определенный по результатам диагностики, имеющий социально-неустойчивый тип, характеризуется тем, что у него отсутствуют ценностные ориентации на здоровый образ жизни, несформированны знания, паттерны для его ведения, ярко выделенная предрасположенность к саморазрушению, влияющая на адаптацию в социуме;
- подросток, определенный по результатам диагностики, имеющий социально-нейтральный тип, характеризуется тем, что у него не сформированы знания об основах здорового образа жизни и социального поведения, не выработан способ положительного отношения к социальным видам деятельности;
- подросток, определенный по результатам диагностики, имеющий социально- позитивный тип, характеризуется тем, что у него проявляется тенденция к знаниям.

Он стремится противостоять негативным факторам социальной среды, ведет здоровый образ жизни;
- подросток, определенный по результатам диагностики, имеющий творческий тип, характеризуется тем, что у него сформирована личностная концепция здорового образа жизни, его знания являются целостными.

Организация и практическая реализация модели диагностики, профилактики и коррекции поведения подростков предполагает соблюдения основных принципов, к числу которых следует отнести:
- принцип позитивного отношения к жизни – заключается в позитивном восприятии ценностей основ социального поведения;
- принцип соответствия требованиям социальной среды – содержание и организация методов формирования основ социального поведения подростков строится с опорой на положительные проявления его деятельности;
- принцип компенсации – заключается в предоставлении подросткам возможности участия в различных видах социальной деятельности;
- принцип контроля – заключается в проведении социального мониторинга.

Для эффективной реализации модели диагностики, профилактики и коррекции поведения подростков проводились систематические психолого-педагогические тренинги для повышения социально-правовой грамотности подростков, обучение их навыкам оздоровления, саморегуляции, развитие коммуникативных способностей в целях повышения их культурного уровня.
Среди основных принципов психолого-педагогического воздействия в процессе профилактики поведения подростков специалисты указывают на принцип индивидуализации педагогического воздействия и дифференцированного подхода в ходе пропаганды, на принцип поэтапности, системности и последовательности в профилактической работе.

Среди современных подходов к профилактике поведения подростков наиболее распространен информационный подход. Он повышает уровень знаний подростков о наркотиках, об их опасности и негативных последствиях употребления; правовом воздействии за нарушения в социуме и другое.
Следующий подход основан на аффективном (эмоциональном) обучении, он формирует у учащихся умение распознавать свои чувства и управлять ими. Обучение направлено на повышение самооценки, определение значимых жизненных ценностей, формирование способностей справляться со стрессом.
Третий подход основан на роли социальных факторов, он включает тренинги, направленные на формирование сопротивления социальному давлению, ролевые игры, формировании жизненных навыков. Это один из наиболее успешных подходов, он базируется на методах модификации поведения и психотерапии, способствующих созданию внутренних механизмов саморегулирования и самоконтроля.

Подход, основанный на социально полезной деятельности, признан наиболее эффективным для групп высокого риска и форм девиантного поведения; он опирается на призыв «Сделай здоровый выбор!».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...