Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Практическое применение контраста.




Введение.

Ничто невозможно без сопоставления. Нам свойственно сравнивать. Нельзя вполне оценить качества объекта, если нет чего-то, ему противоположного. Как оценить красоту расцветающей весенней природы, если не переживать опыт мрачной осени и серой городской зимы? Серые улицы, серое небо, серые люди. Вечная серость – то, что пыталось навязать советское правительство как образ жизни. Умного не заметишь в отсутствии глупого. Нам нужно акцентировать на чем-то свое внимание. Это и есть задача контраста.

Контраст и нюанс.

Контраст является одним из основных средств композиции. Он помогает выявлять главный элемент композиции, подчиняющий себе все остальные. Контраст – это закономерное противопоставление однородных свойств, при котором различий больше, чем сходств. Так, противопоставляют живое и не живое, твердое и мягкое, светлое – темное и т.д. Важное условие заключается в том, что сходства все же должны быть. Иначе объекты будут принадлежать к различным группам и их будет невозможно сравнить. Например, мы не можем сравнить красное и соленое.

В некоторых работах контраст выступает главным способом организации формы. В других же случаях является вспомогательным средством.

Как ни парадоксально звучит, «слабость контраста в его силе». Контраст активизирует форму, но нужно быть чрезвычайно осторожным в использовании этого средства, чтобы не добиться эффекта чрезмерности и неуместности, что может привести к разрушению формы. Чтобы смягчить контраст, сделать его богаче и придать целостность, используют следующее средство – нюанс.

Нюанс – это закономерное противопоставление однородных свойств, при котором сходств больше, чем различий. Нюанс, в отличие от контраста, не «кричит», а тихо заявляет о себе. Это тонкое различие, последовательный переход. Формы, построенные на нюансах, спокойные и заметны не сразу. Нюанс – это минимальное изменение качеств объекта.

Активное противопоставление можно смягчить количеством переходов и нюансов – если присутствуют очень темный и светлый цвета, то, расположив между ними множество различных оттенков (своеобразная «растяжка»), удастся сгладить контраст.

Чтобы привлечь внимание к внутреннему содержанию формы, нужно убрать контрастный фон.

Как уже говорилось, все познается в сравнении. Контраст и нюанс будут «работать» только если составить им пару.

 

Виды контраста.

Существуют сильный, средний и слабый контрасты. Они различаются по используемому охвату светлотного диапазона.

Например, сильный контраст охватывает полный светлотный диапазон для максимального противопоставления (черный-белый).

Также в зависимости от используемого участка светлотного диапазона зависит тон (светлота) контраста или нюанса. Различают светлый, средний и темный.

Нюанс охватывает неполный светлотный диапазон и является слабым контрастом.

Виды контраста:

1) По тону (светлоте)

2) По цвету

3) По размеру

4) По форме

5) По направлению

6) Контраст-инверсия

 

Контраст по тону.

В этом виде контраста противопоставляются монохромные цвета. Они могут бать как ахроматические (черный-белый или оттенки серого), так и хроматические. То есть, сравниваются между собой различные оттенки одного цвета.

Контраст по цвету.

Это один из самых широко используемых видов контраста. Сравнивают различные цвета. Чтобы получить наиболее сильный контраст, нужно использовать цветовой круг. Диаметрально противоположные цвета будут образовывать самые контрастирующие пары.

Контраст по размеру.

Для этого вида контраста среди прочих однородных элементов один из них нужно выделить его размером – сделать больше либо меньше остальных.

Контраст по форме.

Вот один из простейших вариантов контраста по форме:

Использование контраста по форме в интерьере:

Контраст по направлению.

Здесь элемент будет отличаться от других направленностью. Этот прием можно использовать для выражения чужеродности и одиночества.

Контраст-инверсия.

Данный вид контраста достигается путем преобразования части цветов изображения в противоположные. При этом создается ощущение абсолютного противопоставления.

В композиции зачастую используется не один, а сразу несколько видов контрастов.

 

Роль в композиции.

Контраст имеет свои достоинства и недостатки. Плюс в том, что он организует композицию, активизирует ее элементы, делает работу запоминающейся. В первую очередь зритель замечает то, что само бросается в глаза. И это контраст. Наш мозг так устроен, что мы автоматически все сравниваем. Использование контраста сделает работу более интересной, даст пищу для анализа и размышлений. При отсутствии контраста форма становится маловыразительной. Использование контраста вызывает борьбу внутри композиции, обостряет ее, заставляет найти противоположности.

Контраст отвечает за яркость, активность, мощность композиции. Самые контрастные элементы воспринимаются в первую очередь. Поэтому контраст используют тогда, когда нет времени для рассматривания либо оно ограничено: в рекламе, на плакатах, билбордах. Задача контраста – привлечь внимание, удержать взгляд, заинтересовать.

Нюансы, наоборот, воспринимаются в последнюю очередь и при длительном рассмотрении. Они смягчают композицию, делают ее богаче. Нюанс используют, когда у зрителя есть время рассматривать и анализировать работу.

Контраст и нюанс – то композиционное средство, которое придает композиции объем и плановость.

Контраст позволяет получить иллюзию пространства, выстроить систему подчиненности (самый важный элемент при этом должен быть самым контрастным), выстроить элементы в иерархическом порядке. Если объект контрастный – он выглядит ближе, если нюансный – дальше. Контраст безусловно побеждает нюанс.

Контрасты необходимы в любом изображении. Потому что иначе элементы композиции сольются с фоном по тону или цвету, а человек воспринимает предметы прежде всего по контрасту их силуэтов и окружающей среды.

Контраст и нюанс – это одни из элементов, позволяющих организовать единую и уравновешенную композицию. Также они создают «атмосферу» композиции, её эмоциональный настрой, потому что вызывают различные ассоциации и образы. Это взаимодополняющие средства, вместе создающие гармонию.

Введение главного элемента - контраста – усиливает взаимосвязь между частями композиции. Однако следует помнить, что недостаток контраста заключается в необходимости умения работать с этим композиционным средством – достаточно ошибиться и сделать контраст чрезмерным, как взаимосвязь элементов в композиции разрушится и форма распадется на части. Необходимо соблюдение меры между контрастирующими элементами.

 

Практическое применение контраста.

Контраст находит широкое применение в интерьере. Это контраст форм, фактуры, цвета, структур, поверхностей. Шершавая матовая фактура противопоставляется гладким полированным поверхностям. Локальные пятна – сложным текстурам. Это усиливает выразительность изделий и композиции в целом.

Для дизайна плакатов, листовок, билбордов используют сильный контраст, потому что они требуют моментального, активного воздействия на зрителя. Рабочее место же должно быть исполнено в эргономичном дизайне, чтобы контраст не утомлял.

 

Если форма оказывается маловыразительной и скучной, простой объем делят на части с помощью контрастных сочетаний цвета и тона. К этому приему часто прибегают в работе над композицией транспортных средств.

Роль нюанса велика в интерьере, когда нужно связывать различные отдельные элементы. Нюансы придают комнате теплоту и уют, важные для жилой среды.

 

Противопоставление фактур, цвета делают комнату более интересной и «пикантной», придают динамизм.

Использование же одинаковых по фактуре поверхностей и сильных контрастов может придать комнате неуютный вид. Чем интенсивнее цвет материала, тем меньше должна быть поверхность, им занимаемая. Чрезмерная сила контрастов вызывает преждевременное утомление.

 

Заключение.

Закон контраста – один из основных законов композиции.

Это очень сильное средство и пользоваться им нужно осторожно. Контраст активизирует форму, придает целостность и связывает элементы внутри композиции. Но промахи в использовании этого средства могут привести к обратной ситуации, что единство будет разрушено и форма распадется.

Нюансные сочетания смягчают контраст, придают композиции законченность и тонкость.

Композиция, построенная на контрасте, активно воздействует на зрителя. Если контрастные отношения умело использованы, то производимое впечатление моментальное, в отличие от нюанса.

Список используемой литературы.

1) graftio.com/2012/01/14/mwm-graphics/

2) www.lookatme.ru/mag/art-design/news-art-design/152873-novye-imena-15-graficheskih-dizaynerov

3) www.coposic.ru/osnovnye-zakony/kontrast/

4) www.dizayne.ru/txt/3sozd0114.shtml

5) www.proektmojdom.ru/rassuka_dezign_20.html

6) library.fentu.ru/book/arhid/osnovkompoz/23____.html





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.