Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Надуманная проблема: церкви тамплиеров




 

Что бы ни представляло собой командорство — замок, просто дом, или ферму, — при каждом из них имелось место отправления культа — часовня, устроенная в самом здании или чаще размещен­ная в отдельном строении, расположенном вблизи монастыря. Эти часовни не следует путать с приходскими церквями, переданными ордену Храма, по отношению к которым тамплиеры выступали в ка­честве патронов, т. е. назначали священников. Часовни отвечали духовным потребностям членов ордена; в них служили братья-капел­ланы. Однако тамплиеры легко допускали в эти часовни соседей, к великому негодованию приходских кюре, которые теряли верую­щих и источник своего дохода. Именно в этом заключалась одна из причин постоянных разногласий между белым духовенством и мо­нашескими орденами.

Случалось, что на базе часовен храмовников возникали новые приходы. Несмотря на то что военные ордены довольно поздно обосновались в сельской местности, они внесли свой вклад в измене­ние приходской системы. В некоторых малонаселенных областях, вроде плато Миллеваш в диоцезе Лимож, не хватало священников и была слабо развита церковная структура: поэтому тридцать прихо­дов берут начало от часовен, построенных тамплиерами или госпи­тальерами. В договоре, заключенном в 1282 г. между лиможским епископом и прецептором ордена Храма в Лиможе, упоминается семнадцать часовен, из которых двенадцать превратились в приход­ские церкви271. В отвоеванных районах Испании тамплиеры и гос­питальеры отвечали не только за оборону, но и за духовное руково­дство верующими до тех пор, пока не будет восстановлена полноцен­ная церковная структура272.

В буйном воображении некоторых фантазеров численность церквей храмовников выросла неимоверно, подобно тому как это произошло с замками. Любители эзотерики так же падки на часов­ни, как охотники за сокровищами — на замки. Виолле-ле-Дюк стоит у истоков совершенно безосновательного мифа, созданного исходя из статистических подсчетов, согласно которым тамплиеры, руково­дствуясь таинственной алхимией чисел, якобы строили церкви с центральной планировкой по образцу храма Господа.

Первым на несостоятельность этого мифа указал в своей статье Эли Ламбер. Проведенные с тех пор систематические исследования позволили подтвердить его гипотезу273. Церкви с центральной пла­нировкой — в виде ротонды или многоугольника — во-первых, яв­лялись исключением среди религиозных построек ордена Храма, а во-вторых, не были присущи только ему. Несколько известных нам образцов построены с большой тщательностью и находятся в круп­ных командорствах. На Востоке к этому архитектурному типу при­надлежит только двенадцатигранная часовня в могучей крепости Шато-Пелерен. Во Франции первая церковь в парижской резиденции тамплиеров имела форму ротонды с куполом, опирающимся на шесть колонн: она единственная в своем роде, а церковь в Меце, вне сякого сомнения, не имеет к тамплиерам никакого отношения. Орденская часовня в Лане имеет в плане восьмиугольник с алтарной нишей напротив входного портала.

Таким образом, существовало две формы: круглая ротонда имногоугольник с восемью или двенадцатью сторонами. Первая брала за образец часовню Воскресения (Anastasis) в храме Гроба Господня. Но новшеством это не было: по этой модели уже построили дворцовую капеллу в Ахене. В XI в. несколько церквей было по­строено «по образу храма Гроба Господня» (ad instar Dominici Sepulchri): Неви-Сен-Сепулькр, возведенный в 1042 г., Селеста (1094 г.), Падерборн, Болонья274. Если во Франции мы знаем всего один пример церкви тамплиеров этого типа, то в Англии их несколько: старый Храм в Лондоне, а также церкви в Темпл Бруере, Дувре, Бристоле, Гарвее, Эсклеби. Но здесь эту модель использовали не только тамплиеры: по такому же архитектурному принципу по­строены церкви Гроба Господня в Кембридже и Нортгэмптоне. Же­лание подражать Anastasis здесь слилось с «англо-нормандской традицией», по выражению Эли Ламбера, а в целом с древней кельтской традицией, вытесненной в других местах. Тем не менее два самых прекрасных образца этого типа находятся один в Португалии, в зам­ке Томар, а другой в Сеговии, где хранится бесценная реликвия — частица подлинного Креста Господня. Церковь в Сеговии, которую долго приписывали тамплиерам, в действительности принадлежала каноникам храма Гроба Господня в Иерусалиме275.

Таким образом, часовни в форме ротонды получили в ордене Храма довольно ограниченное распространение, хотя и точно вос­производили образец: тамплиеры в свою очередь примкнули к тра­диционному архитектурному типу часовен, главной моделью кото­рого может служить дворцовая капелла в Ахене.

Что касается церквей с многоугольником в плане, то они не име­ют ничего общего с храмом Гроба Господня, которому более или ме­нее сознательно подражали строители предшествующих часовен. Некоторые исследователи полагают, что здесь можно усмотреть влияние иерусалимского храма Господа или купола Скалы, который, как мы знаем, имеет форму восьмигранника. Но это неверно. На За­паде и раньше существовала традиция строить часовни с восьми­угольным планом, который особенно четко прослеживается при кладбищенских часовнях. В качестве примера можно привести вось­миугольную часовню в Монморильоне, которую долгое время оши­бочно приписывали тамплиерам. К тому же типу принадлежит ча­совня храмовников в Лане, имеющая восемь граней без круговой галереи и кровлю в виде фонаря. Но на Востоке данная модель не встречается, в то время как в том же Лане на кладбище аббатства Сен-Венсан можно видеть восьмигранную часовню, возведенную еще до появления тамплиеров в этом городе.

Таким образом, развитие этих архитектурных типов начиная с XI в. объясняется различными западноевропейскими традициями вкупе со стремлением подражать храму Гроба Господня. Не остав­шись в стороне, орден Храма построил несколько церквей в форме ротонды или многогранника. Но для них это было лишь исключени­ем из правила.

Правила? Правилом были простые церкви с прямоугольным планом. Большая часть церквей в замках Каталонии, Арагона, Кас­тилии и Святой земли (Тортоса, Шатель-Блан) принадлежит к этой разновидности, которая подразделяется на две подгруппы276.

В первом случае речь идет о прямоугольной в плане капелле с единственным нефом, от пятнадцати до двадцати метров в длину и от пяти до семи метров в ширину, с толстыми стенами, опирающи­мися на плоские контрфорсы. В плоскую апсиду врезаются узкие оконные проемы, обычно сгруппированные по три. Храм перекрыт цилиндрическим сводом с подпружными арками, создающими излом кровли и определяющими пролеты в нефе, которых чаще всего три. Во втором случае церковь обладает сходными параметрами за единственным исключением: апсида имеет полукруглую форму и увенчана сферическим сводом.

На юго-западе Франции Ж. Гардель и К. Игуне насчитали, среди ныне существующих зданий и тех, от которых остались четкие следы (например, церковь Храма в Бордо), десять собственно построек тамплиеров: у трех из них полукруглая апсида, у шести плоская, а у одной эту деталь определить невозможно277. Строений госпиталь­еров еще больше, так как целых двадцать из них имеет плоскую апсиду. И ни в одном случае не приходится говорить о собственной архитектуре тамплиеров. Ж. Гардель и К. Игуне представили прямоугольные в плане часовни с полукруглой апсидой как общепринятый тип, распространенный от Комменжа до Бретани и от Наварры до Бургундии.

По их мнению, разновидность с плоской апсидой получила лишь ограниченное распространение. Если в Жиронде и Ло-э-Гаронне нам известно лишь по одной подобной постройке, то в Шарант-Маритим (Большой и Малый Ма Де, Маллиран, Англе), Пуату, Бери, Ионне (Солс д'Илан) они встречается повсеместно. Этот тип был присущ центральной и западной Франции и был связан с местными традициями. Как и многие другие, тамплиеры и госпитальеры должны были нанимать на свои стройки местных архитекторов.

Но мне кажется, что этот тип постройки был распространен гораздо больше, нежели полагали Ж. Гардель и К. Игуне, поскольку именно по этому плану возведены три часовни в шампанском Бри — Куломье, Шеврю и Кутран, а также часовня Фонтенель в Бургундии278. Речь идет о простых зданиях, которые несложно воспроизвести. Этим-то, возможно, и объясняется факт их распространения, начавшегося в Аквитании.

Скульптурное убранство этих часовен примитивно и заставляет вспомнить о влиянии Сито, где враждебно относились ко всякой роскоши в декоре. Впрочем, следует соблюдать осторожность в вы­водах: некоторые из этих часовен покрыты росписями. Проблема заключается в том, чтобы установить, нужен ли был этот колоритный декор самим тамплиерам. Знаменитые фрески часовни в Крессаке, в Шаранте, обязаны своим существованием великодушию да­рителя, желавшего обеспечить себе вечную память. На этих фресках изображены вооруженные всадники, нападающие на сарацин; это не тамплиеры, а крестоносцы, однако в стороне можно различить трех рыцарей Храма, выходящих из города. Зато фрески церкви Сан Бевиньяте в итальянском городе Перудже дают нам редкий пример де­кора, выбранного (и реализованного?) самими тамплиерами. В XIII в. многие церкви имели свой декор, и следы его сохранились на юго-западе, в Магрине, Ла Граве и Монсоне. Часто орнамент бывал геометрическим, стилизованным растительным, линейным или зуб­чатым. Здесь достаточно всего одного шага — и он был сделан, — чтобы заговорить об арабском влиянии или эзотерике. Почему бы и нет, ведь речь идет о средних веках, когда повсюду царствовал сим­волизм?279 Однако не только тамплиеры использовали такие форму­лы; кроме того, не забудем об устойчивых местных традициях. По­чему бы тамплиерам, выказавшим столь замечательную способ­ность приспосабливаться к местным условиям в вопросах хозяйствования и управления своими владениями (вспомним, например, об адаптации к лингвистическим ареалам), не действовать таким же об­разом в области архитектуры и искусства? В общем нам остается признать, что тамплиеры, не основав собственного международного направления в искусстве, широко использовали по всей Европе один, простой и практичный, тип постройки. То же самое делали и госпитальеры.

 

Жизнь в командорстве

 

Управляющий, прецептор или командор, кроме того, являлся главой религиозной общины. В этом качестве ему надлежало сле­дить за соблюдением устава. Этот устав был составлен исходя из по­требностей Святой земли, а тамплиерам Запада приходилось ему следовать. Впрочем, некоторые предписания им было выполнить легче, чем их собратьям на Востоке — например, те, что касались богослужения.

Аскеза тамплиеров была приспособлена к своеобразным услови­ям существования монаха-воина. Он вел суровую лагерную жизнь — пусть не всегда и не везде — и должен был воздерживаться от чрез­мерного аскетизма, способного повредить его здоровью. Доминика­нец Этьен де Бурбон составил историю «Сеньора Хлеб и Вода» -тамплиера, который так ослабел в результате лишений и умерщвле­ния плоти, что уже не мог усидеть на лошади280. Подобных страданий устав ордена как раз не требовал. Храмовник имел право на некото­рые удобства: он имел право носить одежду, соответствующую силь­ной жаре или холоду (статья 20). Ему позволялось пользоваться мягким и теплым постельным бельем (статья 21), и инвентарные описи, составленные в орденских домах в 1307 г., в момент ареста тамплиеров, подробно перечисляют спальные принадлежности из дортуара. В первой редакции устава братьям было позволено сидеть во время богослужения:

 

До нашего слуха дошло... что вы, без перерыва, стоя слушаете божественную службу. Мы этого не рекомендуем. Мы это порицаем. И мы приказываем, чтобы... при пении псалма, начинающегося с Venita, и антифона, и гимна, как сильные, так и слабые садились. <...> В конце же псалмов, когда поется Gloria patri, в знак благоговения перед Святой Троицей, встаньте и склони­тесь, а слабые и больные пусть преклонят голову... (статьи 15 и 16).

 

Но наиболее заметны отличия от традиционной монастырской аскезы в разделе, посвященном пище. Тамплиер принимает пищу дважды в день, кроме времени поста, когда ему положена всего одна трапеза. Магистр ордена Храма питается в том же порядке. Прецеп­тор командорства вправе дозволить третий прием пищи. Тамплиер вкушает мясо трижды в неделю (статья 26). «Часто всем братьям дают по два вида кушаний, чтобы те, кто не едят одно, могли бы есть другое, или три вида, когда в домах всего в достатке, и командоры на это согласны» (статья 185).

Трапеза должна была проходить в молчании, как полагалось во всех монастырских общинах. Единственное отличие от цистерциан­цев заключалось в том, что простой тамплиер не знал языка жестов, который позволил бы ему попросить передать хлеб или соль, не произнося ни слова. Значит, ему позволялось что-то говорить, но очень лаконично. Он не должен был мешать чтецу, читавшему от­рывки из священных текстов.

Как на Святой земле, так и на Западе, тамплиер не мог пребывать в праздности: когда прецептор его монастыря не призывал его, что­бы отдать какой-то приказ, он должен был ухаживать за своими ло­шадьми и оружием (статья 285). В случае надобности он должен был приступить к необходимой починке. Впрочем, ему запрещали это делать, когда хотели наказать. Излишне уточнять, что наиболее вос­требован среди братьев-ремесленников был брат-кузнец.

Упражнялись ли тамплиеры в военном искусстве? Атаку тяжелой кавалерии невозможно сымпровизировать. На Западе рыцаря гото­вили к бою на турнирах и охоте. Однако устав воспрещал храмовни­кам участвовать в этих мероприятиях. Безусловно, к учебным ма­неврам следует приравнять переброски отрядов из «казармы» в «ка­зарму», которые тамплиеры Востока устраивали, чтобы убить время. А на Западе? Нам известно немногое: иногда упоминают об участ­ке Фикетскрофт, в Лондоне, который служил площадкой для тренировки 281. Монастырские статуты предусматривали состязания пострельбе из лука и арбалета, интерес которым придавали пари, где ставкой служили предметы незначительной ценности (статья 317). Богослужение занимало немалую часть повседневной жизни. В уставе предусматривался случай, когда, чаще на Востоке, военные обязанности мешали тамплиерам присутствовать на богослужении. Также позволялось переносить во времени службы первого, третье­го и шестого канонического часа (шесть, девять и двенадцать часов) (статья 10). Но помимо этих исключительных случаев тамплиеры должны были вести себя как монахи, посещать службы, читать псал­мы и «Отче наш» в уставные часы. Понятно, что религиозная жизнь в ордене даже и близко не напоминала великолепие клюнийцев. Од­нако не следует недооценивать роль этих общих молитв, которые, наряду с битвами, вносили свой вклад в формирование чувства еди­нения. Жак де Моле, последний магистр ордена, безусловно, не оши­бался, когда на допросе в ноябре 1309 г. сказал:

 

что, за исключением кафедральных соборов, он не знает ордена, где у часо­вен и церквей лучше и красивее облачения, реликвии и утварь, а священни­ки и клирики лучше совершают богослужение282.

 

Тот факт, что богослужение совершалось братом-капелланом, членом ордена, не лишало тамплиеров возможности прибегать к ус­лугам священников и епископов, не состоявших в нем. Не все дома Храма располагали даже одним братом-капелланом, да и тот не об­ладал неограниченной властью отпускать грехи: например, он не мог «судить» тамплиера, повинного в смерти христианина, или в си­монии (торговля церковными таинствами). Наконец, тамплиер все­гда мог обратиться к священнику по собственному выбору; об этом в начале XIV в. недвусмысленно напомнила папская булла283. Обви­нение, выдвинутое в этой связи против ордена, а именно отказ обра­щаться за советом к священнослужителям, не входящим в орден, не соответствовало истине. Францисканцы, выступавшие в качестве свидетелей на процессе тамплиеров Лериды, Арагон, подтвердили, что часто принимали исповедь тамплиеров284. Тот факт, что здесь имели место злоупотребления, отрицать нельзя: свои полномочия превышали не только капелланы ордена, но и магистры и настояте­ли, которые, не будучи облечены священническим саном, вне всяко­го сомнения, иногда отпускали грехи братьев, хотя и не имели тако­го права. Епископ Акры, Жак де Витри, предостерегал тамплиеров от подобного соблазна: «Нельзя, чтобы мирские люди, присваивали себе функции священников... так как они не имеют ни ключей, ни власти вязать и решить»285.

Тамплиерам вменялось в обязанность давать милостыню и со­вершать дела милосердия, а также оказывать гостеприимство. Их идеал не ограничивался тем, чтобы сражаться, а предполагал еже­дневное поведение, подобающее «бедному рыцарю Христову». Дать обет нищеты означало еще и помогать бедным286. Как в Иерусалиме, так и в самых мелких командорствах тамплиеры должны были кор­мить бедняков, а в конце трапезы, которая по этому случаю бывала изобильной, остатки раздавались в качестве милостыни. Дома Храма были обязаны давать приют странникам, и особенно обременитель­ным было исполнение этого долга для главного дома в Иерусалиме. Во время процесса тамплиеров часто обвиняли в корыстолюбии и при этом упрекали за то, что они более охотно принимали у себя богатых и платежеспособных прохожих, чем нищих, которых при­ходилось содержать. Если верить Иоанну Вюрцбюргскому, посетив­шему орден Храма во время Второго крестового похода, в области служения ближнему тамплиеры не делали и десятой части того, что госпитальеры287. Однако заметим, что предъявляемые обвинения не носили глобального характера, так как благотворительность и гос­теприимство не входили в число непосредственных задач ордена. Орден госпитальеров, призванный заниматься милосердием, взял на себя еще и военную миссию, а орден Храма так и не совершил, да и не должен был, подобного же шага в обратном направлении.

 

«Правосудие дома»

 

Предостерегая тамплиеров, епископ Акры также намекнул на ес­тественную склонность всякого объединения замкнуться на самом себе и держать свои дела в тайне. Все общие, а также дисциплинар­ные проблемы ордена рассматривались только на заседаниях капи­тула, проводившихся вдали от нескромных ушей. Генеральный ка­питул, созывавшийся по инициативе магистра в масштабах всего ордена, провинциальные капитулы, собиравшиеся раз в год, и, нако­нец, еженедельные капитулы в каждом командорстве старались, ка­ждый на своем уровне, разрешить проблемы, стоявшие перед орденом.

Таким образом, ритм жизни в командорстве задавался этими за­седаниями капитула, собиравшегося каждое воскресенье после мес­сы. Он играл роль совета, обсуждавшего текущие вопросы, и дисцип­линарной комиссии, призванной наказывать братьев за допущенные ими прегрешения и отклонения от устава. Трудные или серьезные случаи передавались в высшие эшелоны, а тяжко провинившегося тамплиера без колебаний отправляли в Святую землю на суд в вер­ховных инстанциях ордена.

В уставе можно найти множество примеров того, как действова­ло это «правосудие дома», как его называли сами тамплиеры288. Его принципы были близки тому, что в XX в. называлось самокритикой. Каждый из братьев исповедовал свои грехи, а затем удалялся. После этого капитул принимал решение, а брат возвращался, чтобы выслу­шать приговор или епитимью. Если брат не признавался в своих провинностях, то, с ведома командора, его обвинителем мог высту­пить кто-то другой. В период между капитулами тамплиер, знавший о том, что кто-то из братьев совершил проступок, должен был поста­раться убедить его исправиться и покаяться на ближайшем заседа­нии «дисциплинарной комиссии» (статьи 390-391). Эта практика была характерна для всех монашеских орденов. Что касается госпи­тальеров, то нам известно сочинение конца XIII в., в котором пере­числены разнообразные епитимьи; для тамплиеров мы не распола­гаем подобным источником289. Однако в их уставе также фигурируют конкретные случаи, хотя и в анонимной и обобщенной форме.

Естественно, капитул приговаривал к наказаниям. Самые серьез­ные прегрешения карались изгнанием из дома или исключением из ордена, лишением плаща или временным изгнанием (на год и день), «лишением плаща, но не Бога» (то же самое, но условно). Для менее тяжких провинностей капитул мог выбрать более или менее постыд­ное наказание, но в ограниченных рамках: преступника принуждали выполнять тяжелые работы вместе с рабами и челядью. Ему прихо­дилось есть, сидя на земле, поститься три, два или один день в неде­лю, но лишь на протяжении определенного времени. Самое мягкое и самое частое наказание состояло в том, что виновного на день са­жали на хлеб и воду. Приблизительно такой же набор наказаний встречается и в других военных орденах. Магистры и прецепторы всегда имели возможность смягчить заслуженную кару: например, они пользовались правом на дополнительное питание, которое можно было предоставить брату, оставленному без мяса. Иногда об­стоятельства складывались так, что взыскание, применявшееся ав­томатически к тому или иному типу проступка, выглядело чрезмер­ным или несправедливым. В этом случае дело устраивалось так, чтобы избежать разбора дела на капитуле и переложить бремя при­нятия решения на папу.

За наказанием следовало прощение. «А этим [тем, кто исповедо­вался] я прощаю так, как могу, во имя Бога и Божьей Матери, — го­ворил прецептор и добавлял: — И я молю Бога, чтобы по своему ми­лосердию... Он простил вам ваши грехи, как простил достославной Марии Магдалине» (статья 539).

Это прощение не имело ничего общего с отпущением грехов, ко­торое давал священник. Можно представить себе ту путаницу, кото­рая, скорее всего, царила в головах многих тамплиеров, невежест­венных и плохо разбиравшихся в богословских тонкостях. Возможно, они не осознавали этого различия. Неудивительно, что в 1307 г. об­винителям ордена, прекрасно осведомленным обо всех этих частно­стях, без труда удалось запутать подсудимых в этом вопросе, а те, ра­зумеется, ввели в заблуждение многих других.

Тем не менее известно, чта между «правосудием дома» и внешни­ми, церковными и светскими, судебными инстанциями существова­ли щекотливые и малопонятные отношения. Во время процесса бри­танских тамплиеров в 1309-1310 гг. брат-капеллан Джон де Стоук был допрошен об обстоятельствах смерти и погребения брата Готье Бакалавра, магистра ордена в Ирландии с 1295 по 1301 г. Обвинен­ный в растрате богатств ордена, Готье был осужден капитулом и приговорен к изгнанию из дома. Тогда, подпав под приговор обыч­ного церковного суда, он был отлучен от Церкви и заточен... в пока­янную келью церкви ордена Храма в Лондоне. Умирая, он исповедо­вался священнику. После смерти он был похоронен, но не на кладбище ордена, а перед лондонским командорством Храма. В этом не было ничего предосудительного, и инквизиторы, допрашивавшие тамплиеров, не смогли использовать этот эпизод против ордена290.

Сходные противоречия возникали и со светским правосудием, что видно из уже рассмотренного нами случая с тамплиером, повин­ным в смерти послов «Старца Горы»: уже наказанный «правосудиемдома», он тем не менее был захвачен королем и заключен под арест. Однако в этой ситуации, как и всегда, был поднят все тот же во­прос — автономии и привилегий, предусматривавших изъятие там­плиеров из-под юрисдикции светского суда.

Тайна, окутывавшая решения различных капитулов — а выдача этого секрета влекла за собой изгнание из дома, — не является чем-то особенным: остальные ордены действовали таким же обра­зом. Объяснялось это желанием сохранить мир в доме. Чаще всего на рассмотрение орденского суда попадали дела о потасовках, при­менении силы, телесных повреждениях и угрозах. Что если бы брат, представший перед анонимным для него судом капитула, так как пе­ред вынесением приговора ему приходилось покинуть помещение, узнал, что наказания для него требовал тот или иной собрат по орде­ну? «В целом тайна капитула походит на тайну исповеди», — спра­ведливо отмечает Режин Перну291. Итак, внутренняя тайна была при­звана поддержать мир и согласие в ордене, а внешняя — оградить его репутацию... Отметим, что в секрете требовалось держать только ре­шения капитула. Наказания же иногда совершались публично, о чем свидетельствует пример, приведенный в статье 554 устава. Три там­плиера убили христианских торговцев в Антиохии.

 

Дело было отдано на рассмотрение капитула, который приговорил их к ис­ключению из монастыря и повелел, чтобы их прогнали кнутомчерез Антиохию в Тир, Сидон и Акру. Их секли и выкрикивали: «Вот правосудие, со­вершенное над этими злодеями их обителью». И их навечно заточили в тюрьму в Шато-Пелерен, и там они умерли.

 

Аграрное хозяйство, крепость, монастырь и, наконец казарма... Командорство объединило в себе все эти функции, а устав превра­тился в военно-дисциплинарный кодекс.

Глава 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...