Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные элементы культуры




Человеческая культура, создавалась тысячами поколений людей и в ней можно обнаружить исходные клеточки или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называются элементами. Они образуют состав культуры и делятся на материальные и нематериальные.

Совокупность материальных элементов создает особую форму культуры - материальную. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками: книга, паровая машина, орудия труда, галстук, украшения, жилой дом и мн. др.

Совокупность нематериальных элементов образует духовную культуру: правила, образцы, нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, значения, обычаи, идеи, традиции, язык и т.п.

Они - тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Нематериальные объекты нельзя потрогать, увидеть, они существуют в нашем сознании, и поддерживаются человеческим общением.

Черты одной культуры выражаются через черты другой. Так, знания выражаются через книги, обычай приветствия - через рукопожатие или произнесение слов приветствия.

Традиция, например венчание молодых, как и любой нематериальный объект нуждается в материальном посреднике. С другой стороны, любой материальный объект будь-то украшение или жилой дом, сначала существовал в виде идеи и знаний о том, как ее материализовать.

Таким образом, элементом культуры может быть плуг, стол, теория относительности, идея равенства и справедливости, традиция гостеприимства и т.д.

Культурный комплекс - совокупность культурных элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Например, спортивная игра, в частности футбол. С ним связаны: мяч, спортивная одежда и обувь, стадион, болельщики, судьи и мн. др. Появление ЭВМ произвело подлинную революцию в области информационных технологий.

К базисным элементам духовной культуры относят: обычаи, нравы, законы, традиции, ценности.

Обычаи, нравы, законы, являются разновидностями культурных норм и поэтому образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, каким образом в каких ситуациях следует так поступать.

Манеры, этикет и кодекс также входят в нормативную систему культуры, но в качестве не основных, а дополнительных. В любом обществе, от самого примитивного до суперсовременного, есть обычаи, нравы и законы, но не в любом обществе существуют манеры, этикет и кодекс.

Обычай - традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками. Например: обычай праздновать Новый Год и Пасху, уважать старших, не спрашивать женщину о ее возрасте, уступать ей место и подавать руку. Некоторые обычаи стоят близко к этикету.

Нравы - обычаи, приобретающие моральное значение. Например: безнравственно оскорблять старших, бить женщину, издеваться над инвалидами. Но, что именно считать нравственным зависит от культуры данного общества. Например: в Спарте вполне нравственным было сбрасывать в пропасть физически слабого ребенка.

Закон - нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти, в установленном конституцией порядке.

Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного подчинения. Законом общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства. Нарушение закона влечет уголовные наказания, самым сильным из них является смертная казнь.

Человеческая культура неотделима от традиций.

Под традицией (от лат. traditio - передача, предание) понимается механизм воспроизводства, процесс передачи из поколения в поколение культурных норм и черт: символов, обычаев, манер, этикета, языка, законов, нравов.

Традиция показывает вертикальную ось времени-то, что существовало в прошлом, существует в настоящем и, вероятнее всего, сохраниться в будущем. Все ценное в культуре переходит из прошлого в настоящее и будущее, становится традиционным.

Традиция уподобляется лифту, следующему из прошлого в настоящее. А что находится в лифте? Прежде всего обычаи, нормы, ценности.

Традиции буквально пронизывают всю жизнедеятельность общества. Они встречаются чуть ли не на каждом шагу, но о большинстве из них мы просто не задумываемся. Традиции существуют подолгу, может быть сотни и тысячи лет и передаются из поколения в поколение.

Ценности, как базовый элемент духовной культуры - это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, дружба и т.п.

Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Так, если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.

Каждый индивид в своем поведении ориентируется на какие-то ценности. Это могут быть: моральная безупречность, политическая карьера, роскошная жизнь и т.д.

Индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения социологи называют ценностными ориентациями.

Современное понятие «культуры» как цивилизации в основном сформировалось в XVIII — начале XIX веков в Западной Европе. В дальнейшем это понятие, с одной стороны, стало включать различия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны — различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда то, что в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антиподом понятия «природа». Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей и даже целые страны по уровню цивилизованности. Отдельные авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд), а всё, что не попадает в это определение, — хаос и анархия. С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе. Арнольд последовательно использует своё определение: «…культура является результатом постоянного совершенствования, вытекающего из процессов получения знаний обо всём, что нас касается, её составляет всё лучшее, что было сказано и помыслено» (Арнольд, 1882).

На практике, понятие культуры относится ко всем лучшим изделиям и поступкам, в том числе в области искусства и классической музыки. С этой точки зрения, в понятие «культурный» попадают люди, каким-либо образом связанные с этими областями. При этом люди, причастные к классической музыке, находятся по определению на более высоком уровне, чем любители рэпа из рабочих кварталов или аборигены Австралии.

Однако в рамках такого мировоззрения, существует своё течение — где менее «культурные» люди рассматриваются, во многом, как более «естественные», а «высокой» культуре приписывается подавление «человеческой природы». Такая точка зрения встречается в работах многих авторов уже начиная с XVIII-го века. Они, например, подчёркивают, что народная музыка (как созданная простыми людьми) честнее выражает естественный образ жизни, в то время как классическая музыка выглядит поверхностной и декадентской. Следуя такому мнению, люди за пределами «западной цивилизации» — «благородные дикари», не испорченные капитализмом Запада.

Сегодня большинство исследователей отвергают обе крайности. Они не принимают как концепцию «единственно правильной» культуры, так и полное противопоставление её природе. В данном случае признаётся, что «неэлитарное» может обладать столь же высокой культурой, что и «элитарное», а «незападные» жители могут быть столь же культурными, просто их культура выражается другими способами. Однако в данной концепции проводится различие между «высокой» культурой как культурой элит и «массовой» культурой, подразумевающей товары и произведения, направленные на потребности простых людей. Следует также отметить, что в некоторых работах оба вида культуры, «высокая» и «низкая», относятся просто к различным субкультурам.

Немецкий представитель философии жизни Освальд Шпенглер излагал взгляд на культуру как на множество самостоятельных организмов (различных народов), которые проходят собственный эволюционный цикл, длящийся несколько сотен лет, и, умирая, перерождаются в свою противоположность — цивилизацию. Цивилизация противопоставляется культуре как сменяющий её этап развития, где не востребован творческий потенциал отдельной личности и главенствующим является мёртвый, бесчеловечный техницизм.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...