Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 5. Лексические игры и упражнения




Цель. Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

Ход занятия

«Ох и трудное задание вы сегодня будете выполнять, – начинает занятие педагог. – Проговорите про себя слова день – лень. Они звучат похоже, но между ними есть и разница. Не надо объяснять, что обозначают эти слова. Обратите внимание на звуки. (В слове „день“ был звук дь, а в слове „лень“ появился звук ль.)

Произнесите еще два слова: кот – кит. Какие звуки виноваты в том, что образовались разные слова? И еще два слова: сын – сон».

Педагог формулирует новое задание. «Что такое коса? (Особым образом заплетенные волосы, рабочий инструмент, песчаная отмель.) Получается, что слово одно, а значений много. Это многозначное слово.

Многозначными также являются слова: ключ, листок, кран. Попробуйте объяснить значения этих слов. (Ключ (к замку, родничок), листок (с дерева, бумажный), кран (подъемный, кран у самовара, водопроводный кран).) [20]

Воспитатель напоминает детям о том, как друзья обиделись на Незнайку – сочинителя стихов. И уточняет: «Что их обидело? Надеюсь, что мы с вами будем удачливее Незнайки и наши рифмовки будут приятными для слуха».

Педагог предлагает детям закончить четверостишия:


Говорит котенку «кыш!»
Неприветливая мышь,
А котенок сладко спит
…….


Кот на завтрак съел омлет,
Следом – несколько котлет,
Ну а после бутерброд
…….
Е. Лаврентьева

Затем педагог просит дошкольников подобрать слова с противоположными значениями:

спать – бодрствовать;

встать – лечь;

мириться – ссориться;

снимать – надевать;

раздевать – одевать;

хмуриться – улыбаться.

«А теперь угадайте предмет, который я задумала», – формулирует воспитатель последнее задание. Дети задают уточняющие вопросы, постепенно сужая круг поиска.

Занятие 6. Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»[21]

Цель. Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.

Ход занятия

Воспитатель интересуется у детей: «Знакомо ли вам слово музыкант? А бывают ли звери-музыканты и не в цирке, а в дикой природе?»

Педагог читает рассказ В. Бианки «Музыкант». Затем дает детям возможность обменяться впечатлениями и предлагает пересказать произведение. Вызвав ребенка, воспитатель советует ему пригласить сверстника, с которым они вместе будут пересказывать рассказ.

Пересказ начинает педагог (до слов: «Старик отложил скрипку…»). Затем просит ребенка продолжить рассказ (до фразы: «Звук слышался с опушки»). Далее пересказывает второй ребенок (оставшуюся часть произведения или только его часть, концовку может рассказать педагог).

Потом текст пересказывают другие дети. Их может быть двое или трое – те части рассказа, которые пересказывал педагог, теперь может рассказать ребенок.

Занятие 7. Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода»

Цель. Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

Ход занятия

«Богатыри земли Русской Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович жили давным-давно. А встречаются ли богатыри в наше время?» – начинает занятие педагог.

Выслушав ответы детей и не обобщая их, воспитатель предлагает послушать рассказ Е. Воробьева «Обрывок провода». Прочитав рассказ, предоставляет детям возможность обменяться впечатлениями.

«Интересно, сколько времени мы можем простоять вот так, как солдат? (Показывает.) На прогулке попробуем. А Устюшин несколько часов простоял на снегу, без рукавиц, а рядом пули свистели, мины рвались», – напоминает педагог и читает концовку рассказа со слов: «И до поздней ночи, пока не отгремел бой…»

«Так не перевелись богатыри на земле Русской? – повторяет педагог вопрос, заданный в начале беседы. – Богатырский характер оказался у солдата, богатырская выдержка».

Занятие 8. Повторение пройденного материала

Занятие проводится по выбору воспитателя.

Март

Занятие 1. Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»[22]

Цель. Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи.

Ход занятия

Педагог интересуется, не забыли ли дети былину об Илье Муромце и Соловье-разбойнике и помнят ли они имена двух других богатырей, изображенных на картине В. Васнецова.

«Алеша Попович, – говорит воспитатель, – самый молодой из богатырей, красивый, горячий. Что это значит – горячий человек?»

Предлагает послушать былину «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Обращает внимание на отчество Тугарина и заслушивает предположения детей.

Завершая занятие, воспитатель подтверждает мысль о том, что богатырь был молод и горяч: «Он прямо на обеде у великого князя стал ему замечания делать, над Тугариным насмехаться. Тугарин вежливее был, драку в княжеских хоромах не затеял, хотя и мог бы, силушку свою зная: огромен он был, из пасти пламя изрыгал».

Воспитатель уточняет, нравятся ли детям былины, корректирует их ответы.

Занятие 2. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Цель. Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать умение делить слова на части.

Ход занятия

«На одном из занятий мы выяснили, что звуки в словах звучат по-разному – мягко и твердо, – начинает беседу воспитатель. – Звук з тоже может быть мягким и твердым: за-за-за, зя-зя-зя. В чем разница? (2–3 индивидуальных ответа.)

Поиграем? Услышав в слове мягкий звук зь, хлопните в ладоши и сразу же положите руки на стол: зайка – зяблик – зонт – зебра – зима – земля – зернышко – зубки – зычный. А что обозначает слово зычный (голос)?»

Педагог берет на заметку детей, которые часто ошибаются или не выдерживают заданный темп работы. Позже с ними следует поработать индивидуально.

Далее воспитатель просит детей нарисовать на листах бумаги решетки, состоящие из четырех ячеек, и определить позицию звука с в словах: снег – обсыпал – кисти – распустились. (Определив место звука в слове, дети снимают фишки с решетки.)

Педагог сообщает, что эти слова из очень красивого стихотворения С. Есенина «Береза». Читает его полностью или в сокращении:


Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.


На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.


И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.


А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Воспитатель сообщает детям, что им предстоит выполнить очень трудное задание – догадаться, что случилось со словом: соль – моль, кот – рот, сел – мел, рок – скок.

Педагог произносит слог ра и выясняет у детей, что это такое. (Часть слова.) Воспитатель предлагает детям вспомнить слова, начинающиеся на ра-. (Рама, ракета, ракушка…)

Затем открывает словарь и зачитывает следующие слова: радио – работа – радуга – раджа – развизжался – раздор. Уточняет, все ли слова знакомы детям. Выясняет, кто такой раджа, что такое раздор, какими словами можно заменить слово развизжался. (Раскричался, расшумелся.) Просит определить позицию звука з в слове развизжался и место звука ж в слове жужжит.

«Вы уже умеете делить слова на части и знаете, как играть в игру „Я – вам, вы – мне“, – говорит педагог. – Сейчас я буду произносить слова, а вы откладывайте карточки с нужным количеством геометрических фигур или фишки: луна – река – машина – шары – Валюша».

Затем дети предлагают педагогу слова, а он делит их на части.

Занятие 3. Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»[23]

Цель. Совершенствовать диалогическую речь детей.

Ход занятия

Педагог интересуется у детей, знают ли они новые загадки. Заслушивает 4–5 детей.

«Моя загадка посложнее, потому что это сказка-загадка, сочиненная Владимиром Далем. Эту фамилию вы еще не раз услышите, так как Владимир Даль составил словарь, которым люди пользуются до сих пор, хотя позже появилось много других словарей», – рассказывает воспитатель.

Педагог читает сказку В. Даля «Старик-годовик» и предлагает вслушаться в слово годовик, которое поможет разгадать загадки.

Дети высказывают свои предположения. Воспитатель, оценивая ответы, следит за их речевым оформлением.

Разобравшись с первой загадкой, педагог подсказывает детям ответ на вторую загадку: четыре крыла у каждой птицы – четыре недели в каждом месяце. Предлагает дошкольникам после занятия рассмотреть календарь и посчитать количество недель в разных месяцах.

«Я знаю, что вы можете назвать дни недели, – говорит педагог. – Называйте, а я буду считать. Итак, в каждой неделе семь дней. О каких же семи перьях в каждом крыле птицы идет речь в сказке?

Остается последняя загадка: одна половина каждого крыла белая, вторая – черная. Что это значит?

Вот какая необычная сказка-загадка вам теперь известна. Сейчас я прочитаю ее еще раз, а вы запоминайте. Потом загадаете загадки родителям, удивите их».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...