Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитание звуковой культуры речи




В средней группе материалом для специальных занятий и индивидуальной работы с детьми являются трудные для произношения и дифференциации звуки – свистящие, шипящие, сонорные.

Научить детей правильно поизносить звуки поможет следующая структура занятий:

• рассказ о звуке, включенный в «Сказку Веселого язычка». Воспитатель фиксирует внимание детей на произношении данного звука, связывает его с конкретным образом (звук з – песня комара, звук ж – жука, звук р – мотора самолета и т.п.), побуждает к произношению звука по подражанию;

• показ, объяснение артикуляции звука;

• многократное произнесение изолированного звука. В процессе этой работы отрабатывается речевое дыхание (длительность и сила выдоха), формируются звуковая и интонационная выразительность речи;

• проговаривание слогов. При выполнении подобных заданий дети упражняются в произношении мягких и твердых звуков (ро – ре, ла – ля);

• произношение отрабатываемого звука в словах и фразовой речи (произнесение шуток-чистоговорок, стихотворных строк, загадок; использование подвижных и дидактических игр, игр-инсценировок).

Остановимся подробнее на некоторых этапах работы по формированию звукопроизношения.

Показ и объяснение артикуляции звука – обязательный этап этой работы. Произнося звук, воспитатель фиксирует внимание детей на положении губ, зубов, языка и т.д. Четырехлетние дети способны выполнять артикуляционные упражнения по показу, сопровождаемому пояснениями. («Вытяните губы, слегка сомкните зубы, прижмите кончик языка к верхним зубам» и т.д.) Но они делают это охотнее и продуктивнее, если показ с объяснением артикуляции звука вплетается в «Сказку Веселого язычка». Подобные сказки воспитатель рассказывает детям при знакомстве с каждым новым звуком.

Специфика занятий по формированию правильного звукопроизношения заключается в многократном повторении одного и того же звука. В этих условиях поддержать внимание детей, их желание работать помогает обоснование необходимости очередного повторения, преподнесенное в занимательной форме. («Нельзя, чтобы гусь все время сердился. И люди, и птицы будут избегать его общества. Давайте научим его петь веселую песенку… и даже очень веселую…» и т. д.)

В представленных в книге занятиях многократность повторения обеспечена двумя видами заданий. Одни из них раскрывают перед детьми особенности правильного произношения звуков.

Например, дети убеждаются, что при правильном и отчетливом произнесении некоторых звуков (ч, ш, р) полоска тонкой (папиросной) бумаги (ребенок держит ее так, чтобы нижний конец был на уровне рта) отклоняется – «убегает». А ватка в этом случае подпрыгивает на ладони, а может и слететь с нее.

Другая разновидность заданий, направленных на совершенствование произношения изолированного звука, предусматривает отработку речевого дыхания, силы и высоты голоса, интонационной выразительности речи. С этой целью детям предлагают проговаривать один и тот же звук по-разному, спев длинную, длинную и громкую, длинную и тихую песни и т.п.

Дети могут произносить звук вместе и подгруппами: только девочки или только мальчики; только дети, сидящие слева (справа) от воспитателя; только дети, сидящие за столами у окна; только мальчики, которые сегодня в клетчатых (полосатых) рубашках, и т.п.

Дошкольникам предлагаются и индивидуальные задания. Например: «Послушаем, как печальную песню поет Ирина». «Мне кажется, что „беличья колыбельная“ (звук ч) хорошо должна получиться у Маши (Алеши, Наташи)».

Занятия по воспитанию звуковой культуры речи, как никакие другие, требуют индивидуального подхода к детям. У одних отрабатываемый звук еще не поставлен, у других он появился, но нечеток во фразовой речи, третьи владеют его произношением в совершенстве. Упражняя детей, педагог в зависимости от сложности задания должен адресовать его то одной, то другой подгруппе ребят или отдельным участникам занятия. Для того чтобы было легче осуществлять эту работу, можно объединять детей. Например, ближе к воспитателю, за первые два стола, целесообразно сажать тех, у кого отрабатываемый звук нечеток. Детям, заменяющим отрабатываемый звук другим звуком, следует предлагать особые задания.

Большие возможности для отработки артикуляции звука предоставляют слоги, обеспечивая отчетливость произношения, произнесение звука твердо и мягко и т.д.

Отработка произношения звука в словах, несложных фразах, стихах начинается с шуток-чистоговорок (цы-цы-цы – мы ели огурцы, ри-ри-ри – горят фонари и т.д.). Педагог произносит чистоговорку и сразу же просит детей повторить ее. Затем первую часть чистоговорки проговаривают дети (ребенок), только что овладевшие произношением звука, а вторую – все остальные.

Повторяя шутки-чистоговорки, предлагаемые воспитателем, дети со временем начинают сочинять их сами, подыскивая слова, заканчивающиеся на определенный слог, рифмующиеся с их именами, и т. д. Эти навыки необходимо закреплять в играх и беседах с детьми.

В работах Л. Журовой, Г. Тумаковой и др. установлено, что при соответствующем обучении четырехлетние дети овладевают умением выделять знакомый звук, интонируемый взрослым во фразе или четверостишии.

В настоящем пособии приводятся следующие задания: узнать знакомый звук в стихах, загадках (при чтении педагог только слегка выделяет нужный звук голосом); повторить слово так, чтобы отчетливо прозвучал соответствующий звук; найти картинку (предмет), название которого начинается с определенного звука. И самое сложное задание – услышать слово с отрабатываемым звуком (педагог произносит разные слова) и хлопнуть в ладоши.

 

Развитие связной речи

Пятый год жизни – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия. Ребенок старше четырех с половиной лет сопровождает речью каждое второе (бытовое, игровое) действие (данные Г. Ляминой). Из книг, телепередач, рассказов взрослых малыши получают некоторые сведения о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. У них появляется круг вербальных (словесных) знаний. Оперируя ими, дети зачастую делают логически неправильные выводы. (Например: «Близнецы – это не внуки. Близнецы – знак Зодиака», – поясняет ребенок взрослым, услышав их разговор.)

Воспитатель должен серьезно и уважительно относиться к любым высказываниям детей. Малыши очень эмоционально реагируют на отрицательную оценку, так как не видят оснований для нее.

Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь взрослых обеспечивает опережающее усвоение детьми слов. Общаясь с дошкольниками, воспитатель должен употреблять синонимы, антонимы, формы вежливого обращения, конструкции с разнообразной подчинительной связью. Стараясь привлечь внимание детей к слову, предложению, педагог может схитрить: «Ой, забыла, как я про котишку только что сказала? Какой он? Спасибо, Дима. Да, я сказала: „Маленький, лохматенький, но не котик, а… (котишка).“» Дети всегда с радостью помогают «забывчивому» взрослому.

Детей этого возраста нужно хвалить не только за сообразительность, готовность ответить на вопрос воспитателя, но и за удачное высказывание: «Умница, Максимка! Хвалю! И за то, что на трудный вопрос ответил правильно, и за то, что слова замечательные выбрал (в предложении твоем все слова в согласии живут)», и т.п.

При такой системе работы дети и по своей инициативе начинают интересоваться: «Я все правильно сказал? Красиво получилось?» Малыши постепенно осознают, что на занятиях по развитию речи они учатся правильно говорить, быть интересными собеседниками.

В средней группе начинается работа по обучению детей монологической речи. Однако надо помнить, что в психическом развитии переломным моментом является середина года. После 4 лет 6 месяцев дети начинают стремительно «взрослеть». Обучение их рассказыванию становится более успешным.

Начинать обучение рассказыванию мы предлагаем с описания игрушек. Успех занятия подчас зависит от выбора игрушки. Она должна привлекать детей своей необычностью, образностью (неваляшка; утенок в смешном наряде; печальный зайчик и т.д.).

Воспитатель должен заранее составить рассказ-описание игрушки, выделив в нем основные предложения (их обычно три), которые помогут детям описать игрушку, рассказать о чем-то конкретном, например, сначала о том, как красива кукла. (Наша кукла очень красивая. У нее… (большие синие глаза, румяные щечки).) Затем – какая она нарядная, а позже о том, что кукла – игрушка музыкальная.

На первых занятиях по обучению рассказыванию предлагаются короткие (продолжительностью 3–4 минуты) игры-инсценировки. Набор приемов, используемых в игре, разнообразен, и вместе с тем все они предназначены для того, чтобы помочь детям обратить внимание на особенности внешнего вида игрушки и проговорить предложение, в котором отражены эти особенности.

Например, утенок прячется, и дети зовут его: «Желтый пушистенький Кряк, выходи!», или сообщают зайцу: «Видим, видим твои длинные белые уши». Они угадывают, какого цвета у персонажа глаза, соглашаются или опровергают его мнение по поводу собственной внешности, размышляют, отчего грустен заяц и как следует поступить, чтобы помочь ему.

В этом случае образец описательного рассказа педагога, завершающий игру-инсценировку и заключающий в себе «обыгранный набор действий и слов», воспринимается детьми с радостью, как что-то приятное и знакомое. Конец рассказа предусматривает эмоциональное общение детей с игрушкой: прижать к себе утенка, дать огорченному зайцу морковку и пр.

Ввиду того, что на пятом году жизни у детей не сформирован такой компонент произвольной памяти и внимания, как удержание мотива, последовательности действий, педагог должен помогать дошкольникам составлять рассказ, подсказывая им основное предложение: «Наша кукла очень красивая, – напоминает педагог. – У нее…»

Дети на интуитивном (неосознанном) уровне учатся рассказывать, придерживаясь определенного плана. А это одна из главных задач обучения рассказыванию.

Для того чтобы научить детей использовать разнообразный словарный запас при самостоятельном рассказывании, в конце октября проводится специальное занятие, посвященное составлению рассказов-описаний. Вниманию детей предлагаются две внешне различающиеся игрушки (два чебурашки, две кошки). Педагог рассказывает об одной игрушке, а дети, следуя образцу, рассказывают про другую игрушку. Затем дети и педагог обмениваются игрушками.

В конце ноября проводится контрольное занятие, позволяющее выяснить, поняли ли дети, что рассказывать об игрушке следует в определенной последовательности.

Учить детей рассказывать по плану и пытаться дать собственное название изображенному – главные задачи в работе с сюжетной картиной. (Умению рассматривать картину детей обучали в предыдущих возрастных группах.)

Готовясь к занятию по обучению рассказыванию по картине, воспитатель также должен предварительно составить небольшой рассказ (10–13 предложений), выделяя в нем основные фразы-связки, нацеливающие детей на более пристальное внимание к определенному объекту. Например: «У кошки – котята. Они подросли и могут сами себя занять. Ведь так? (Дети рассказывают про котят. Выслушиваются все желающие.) Большая красивая кошка любуется котятами, не правда ли? Расскажите о ней… Котятам, я так думаю, хорошо дома. А вы как думаете?..»

Сформулировав вопрос, педагог выслушивает детей, что-то уточняет, чему-то удивляется, и, получив достаточную информацию, обобщает сказанное или поручает сделать это кому-нибудь из ребят.

В течение года дети рассматривают и учатся составлять повествовательные рассказы по сюжетным картинам в ходе 4–5 занятий.

В планах занятий используются следующие картины: «Собака со щенятами» (автор С. Веретенникова; ноябрь), «Вот это снеговик!» (автор В. Гербова; декабрь), «Таня не боится мороза» (автор О.И. Соловьева; январь), «На полянке» (автор В. Гербова; февраль), «Одуванчики» (автор В. Гербова) или «Кошка с котятами» (автор С. Веретенникова; март: контрольное занятие).

Эффективным средством развития творчества детей и активизации их речи является работа по созданию и описанию картин, составленных из раздаточных картинок на поле-матрице. Сначала это задание следует предложить подгруппе детей (4–5 человек), используя фланелеграф (лист для черчения). Воспитатель, выложив по краям поля 3–4 картинки, сообщает детям, что перед ними арена цирка (лесная полянка, африканский заповедник и т. д.). «Что за представление идет в цирке, решать вам», – говорит педагог, раскладывая перед детьми раздаточные картинки. При этом воспитатель вводит правило: ребенок (дети) может воспользоваться только 3–4 картинками и обязательно рассказать о содержании созданного сюжета.

В апреле-мае проводятся занятия со всей группой детей. Двое ребят работают у фланелеграфа (можно использовать два фланелеграфа, и тогда дети будут создавать картины по двум разным темам). Дети на местах (по 4–5 человек) создают картины по тем же темам, что и дошкольники, работающие около фланелеграфов.

В течение года осуществляется подготовка детей к пересказу. На занятиях и вне их проводятся игры-драматизации, игры-импровизации, чтение стихотворений по ролям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...