Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Распространённое, осложнённое и неполное предложения




Система второстепенных членов

 

В русском языке традиционно выделяют три основных второстепенных члена:

  • дополнения;
  • определения;
  • обстоятельства.

Приложения рассматриваются обычно как разновид­ность определения.

Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой, то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена – к другому и т.д.

Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).

Грамматическая основа – лицо выглянуло. От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное; лицо (чьё?) девушки. От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой. Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев.

Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.

Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).

Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо:
а) выделить грамматические основы;
б) установить, какие слова связаны с этими основами.

В данном предложении две грамматические основы:

1 – я убедился; 2 – мы ожидали.

Значит, предложение сложное.

С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательно; убедился (в чём?) в необходимости; убедился (когда?) вечером; в необходимости (чего?) разлуки. Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю; ожидали (как?) молча. Пока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мы молча ожидали Асю, причем оно находится внутри главного предложения.

Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:
Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Но для правильной расстановки знаков препинания необходимо не только выявить все второстепенные члены предложения, но и определить их конкретный тип (определение, дополнение, обстоятельство), поскольку каждый из второстепенных членов имеет свои правила обособления. Следовательно, неправильный разбор второстепенных членов может привести к ошибкам в пунктуации.

Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.

  • Определение отвечает на вопросы какой? чей?

Красное платье; весёлый мальчик.

  • Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

Увидел друга.

  • Обстоятельства отвечают на вопросы наречий: где? когда? как? почему? и др.

Ожидали молча.

Обратите внимание!

К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным. К ним всегда можно задать морфологический вопрос косвенного падежа. Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Синтаксический вопрос может быть иным.

Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки. Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки.

Дополнение и его разновидности

1. Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет:

  • объект, на который распространяется действие;

Пишу письмо; слушаю музыку.

  • объект – адресат действия;

Пишу другу.

  • объект – орудие или средство действия;

Пишу ручкой.

  • объект, на который распространяется состояние;

Мне грустно.

  • объект сравнения и др.

Быстрее меня.

2. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей:

  • родительный падеж – кого? чего?

Выбор профессии.

  • дательный падеж – кому? чему?

Пишу другу.

  • винительный падеж – кого? что?

Пишу письмо.

  • творительный падеж – кем? чем?

Пишу ручкой.

  • предложный падеж – о ком? о чем?

Думаю о друге.

3. Дополнение может относиться к:

  • глаголу-сказуемому;

Пишу письмо.

  • главному или второстепенному члену, выраженному существительным;

Потеря коня; надежда на счастье.

  • главному или второстепенному члену, выраженному прилагательным или причастием;

Строгий к детям; думающий о детях.

  • главному или второстепенному члену, выраженному наречием.

Незаметно для других.

Способы выражения дополнения

Форма Примеры
1. Имя существительное Пишу письмо, строгий к детям.
2. Местоимение Пишу ему, незаметно для других, знал что-то.
3. Имя прилагательное, причастие в значении существительного Не возвратить сделанного.
4. Инфинитив Приказал (что?) уехать; дал (что?) подумать.
5. Цельное словосочетание и фразеологизм Выпил несколько чашек; думал о каждом из нас; любовался анютиными глазками.

 

 

Примечания.

1) Сочетания являются единым членом предложения – дополнением в тех же случаях, в каких единым членом являются сочетания – подлежащие (см. п. 1.2).

2) Инфинитив при спрягаемом глаголе является дополнением, а не основной частью сказуемого, если его действие относится к второстепенному члену (Япросил его уехать), а не к подлежащему (Я решил уехать). Подробный разбор таких случаев см. в п. 1.4.

3) Поскольку вопросы и формы именительного и винительного падежей, винительного и родительного падежей могут совпадать, для разграничения подлежащего и дополнения используйте тот приём, о котором говорилось в п. 1.2: поставьте вместо проверяемой формы слово книга (именительный падеж – книг а; родительный падеж – книг и; винительный падеж – книг у. Например: Хороший снежок урожай соберет (ср.: Хорошая книга книгусоберет). Следовательно, снежок – именительный падеж; урожай – винительный падеж).

4. По форме выражения выделяют две разновидности дополнений:

  • прямое дополнение – форма винительного падежа без предлога;

Пишу (что?) письмо; стираю (что?) бельё; слушаю (что?) музыку.

  • косвенное дополнение – все остальные формы, включая форму винительного падежа с предлогом.

Борьба (за что?) за свободу; отдал (кому?) мне.

Примечания.

1) В отрицательных предложениях форма винительного падежа прямого дополнения может меняться на форму родительного падежа (ср.: Я писал (что?) письмо. – Я не писал (чего?) письма). Если форма родительного падежа у дополнения сохраняется как при утверждении, так и при отрицании, то такое дополнение является косвенным (ср.: Мне не хватает (чего?) денег. – Мне хватает (чего?) денег).

2) Дополнение, выраженное инфинитивом, не имеет формы падежа (Я просил его уехать). Поэтому такие дополнения не характеризуют ни как прямые, ни как косвенные.

План разбора дополнения

1. Указать тип дополнения (прямое – косвенное).

2. Указать, какой морфологической формой выражено дополнение.

Образец разбора

Я прошу вас говорить по существу дела (М. Горький).

Вас – прямое дополнение, выраженное местоимением в винительном падеже без предлога. Говорить – дополнение, выраженное инфинитивом. Дела – косвенное дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.

Ночь не принесла прохлады (А.Н. Толстой).

Прохлады – прямое дополнение, выраженное существительным в родительном падеже без предлога (при отрицании – не принесла). Ср.: Ночьпринесла (что?) прохладу (В. п.).

Определение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...