Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 5. Взрослые и дети




Цш.ь: составление простых предложений по предметным картинкам о каждом члене семьи.

Задачи:

- уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Семья»; активизировать словарь антонимов;

- учитьдетей правильно образовывать имена существи­тельные при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением;

- формировать у детей понимание родственных и ген­дерных отношений;

- Логопед может итпользовать рисрики детдй в качестве тесте для оценки психологического состояния детей в семье

- учить детей определять возраст каждого члена семьи;

- развивать произвольное внимание, зрительную и сло­весно-логическую память, логическое мышление;

- стимулировать мыслительную и речевую активность детей;

- учить детей работать сообща, помогать друг другу.
Оборудование: предметные картинки с изображениями чле­нов семьи (маленькие иллюстрации 22-31), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.

 


Ход занятия

I. Оргмомент Логопед. Ребята, кто из вас может вспомнить, о чем мы говорили на предыдущем занятии? (Дети по желанию дают ответы.) Давайте поиграем в игру с мячом «Скажи ласково». Я буду называть вам родственника, а вы долж­ны сказать, как его можно назвать ласково. Например: «Мама - мамочка, сестра - сестренка...» и т.д.

II. Основная часть занятия

1. Введение в тему занятия

Логопед. Ребята, сегодня мы с вами снова поговорим о се­мье и об отношениях между взрослыми и детьми. Но перед этим давайте повторим упражнения для пальчиков рук упражнение на развитие плавного речевого выдоха.

2. Пальчиковая гимнастика и упражнения
па развитие речевого выдоха

Упражнения «Покажите пальчики» (описание см. в за­нятии 3), «Пальчик-мальчик...» и «Веселый ветерок» (опи­сание см. в занятии 4).

Составление предложений по предметным картинкам

Логопед. Скажите, ребята, как вы думаете, чем взрослые отличаются от детей? (Дети дают свои ответы.)

Посмотрите на картинки и назовите их. (Бабушка, де дщика, папа, мама, девояка и мальчик младенческого воз­раста, девочка и мальчик дошкольного возраста, девочка и мальчик старшего школьного возраста). Кто в этой семье самый младший, кто постарше, а кто самый старший?

Давайте расставим картинки с изображениями род­ственников в этой семье от самых старших, пожилых людей (бабушки и дедушки), до самых младших (девочка.. мальчик младенческого возраста).

Возьмите каждый по одной картинке и попробуйте рас­сказать, чем может заниматься каждый из этих людей. Кто из них работает, а кто - нет? Почему? Кем могут рабо­тать эти люди? А что все эти люди могут делать дома?

Дети по очереди отвечают на вопросы и рассказывают о своем герое.

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

/. Активизация словаря детей по теме и составление предложений

Логопед. Скажите, ребята, как взрослые ухаживают за детьми? А как дети могут помогать взрослым? (Дети от­вечают.)

Что могут сделать взрослые и дети, чтобы доставить друг другу радость? Давайте возьмем наш волшебный мя­чик и поиграем с ним. Тот, у кого он окажется в руках, рас­скажет нам, как можно доставить радость своим близким. (Примерные ответы детей: «Можно подарить подарки на праздники. Можно вместе отправиться куда нибудь от дыхать. А можно помогать маме по хозяйству дома».)

Да, ребята, но еще человек может радоваться, когда де­лает что-то нужное и доброе для других людей. Конечно, всегда приятно получать подарки. Но гораздо приятнее сделать подарок близкому человеку и видеть, как он рад, что о нем помнят и заботятся. Можно доставить большую радость своим близким хорошим поведением и учебой. Не забывайте об этом!

Ш. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги занятия, благодарит всех детей за старание, выделяет наиболее активных рассказчиков. Дети аплодируют им.

Занятие 6. Дружная семья

Цель: составление рассказа по сюжетной картине. Задачи:

- уточнять, расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Се­мья»;

- формировать у детей понимание родственных и ген­дерных отношений в семье;

- учить детей правильному словоизменению (употреб­лению имен существительных в форме родительного падежа единственного числа);

- учить детей правильно отвечать на вопросы логопеда;

- учить детей составлять рассказ с опорой на сюжет­ную картину и вопросы логопеда;

- развивать произвольное внимание, зрительную и сло­весно-логическую память, логическое мышление;

- стимулировать мыслительную и речевую активность детей;

- учить детей работать сообща, помогать друг другу.
Оборудование: сюжетная картина «Дружная семья» (боль­шая иллюстрация 1); небольшой мяч, султанчики по числу детей, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Оргмомент

Логопед. Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру с мячом «Кого мы можем видеть в большой се­мье?» Передавая мяч друг другу, мы по очереди будем назвать членов семьи. Начинать свои ответы мы будем так:

«И большой семье мы можем видеть... (маму, папу и т.д.)».

Игра проводится в быстром темпе. Дети должны следить за ответа­ми товарищей и не допускать остановок при передаче мяча. Лого­пед, в случае затруднений, приходит на помощь.

II. Основная часть занятия

I. Введение в тему занятия

Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться со­ставлять рассказ по картине, которая называется «Друж­ная семья». Перед этим давайте вспомним нашу знакомую потешку для пальчиков и разучим новую, а также научим­ся плавно дуть на каждый пальчик.

2. Пальчиковая гимнастика и упражнения па развитие речевого выдоха

 


Содержание упражнений Выполняемые действия
Пальчик-мальчик...
Описание упражнения см. в занятии 4
Вот и вся моя семья
Этот пальчик-дедушка, Этот пальчик-бабушка, Этот пальчик-папочка, Этот пальчик-мамочка, Этот пальчик-я, Вот и вся моя семья! Детям предлагается согнуть паль­цы левой руки в кулачок. По ходу потешки по очереди разгибать пальчики, начиная с большого

Содержание упражнений Выполняемые действия
Подуем на султанчики
У вас в руках волшебные цветоч­ки-султанчики. Они оживут, как только вы подуете на них. Но дуть можно сильно и слабо. Давайте попробуем. Слушайте мою ко­манду и выполняйте упражнение Дети выбирают себе по одному султанчику. По команде логопеда дуют на них сильно и слабо. Лого­пед следит за тем, чтобы дети во время упражнения делали вдох но­сом и не поднимали плечи

3. Рассматривание картины «Дружная семья».

Обучение детей составлению ответов на вопросы логопеда по содержанию картины.

Логопед прикрепляет на доску сюжетную картину «Дружная семья» и поочередно задает детям вопросы по содержанию картины.

Логопед. Ребята, рассмотрите картину и ответьте на мои вопросы.

Кого вы видите на этой картине?

Как можно назвать картину?

Как вы думаете, это дружная семья? Почему?

Кто чем занимается в этой семье?

Кто помогает маме? Кто помогает папе? А с кем занима­ются бабушка и дедушка?

Вам нравится эта картина? Почему? И т.д.

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

4. Составление предложений по сюжетной картине «Дружная семья». Объединение предложений в короткий рассказ

Логопед. А теперь давайте попробуем по цепочке составить небольшой рассказ по этой картине. Я возьму волшебный мя­чик. Он всегда помогает красиво говорить тому, кто его дер­жит. (Логопед берет мячик.) А начнем мы рассказ так: «На той картине нарисована большая семья». А теперь я передаю мячик кому-то из вас. Тот, у кого оказался мячик, должен по­смотреть на картину и рассказать что-нибудь об этой семье.

Дети по очереди составляют предложения по картине, передавая мячик друг другу. Логопед внимательно следит за ответами детей, помогает им в случае затруднений. После составления рассказов логопед благодарит всех детей за старание.

Ill Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги занятия, выделяет наиболее активных рассказчиков. Дети аплодируют им.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...