Двумерное вращение вокруг произвольной оси
Выше было рассмотрено вращение изображения около начала координат. Однородные координаты обеспечивают поворот изображения вокруг точек, отличных от начала координат. В общем случае вращение около произвольной точки может быть выполнено путем переноса центра вращения в начало координат, поворотом относительно начала координат, а затем переносом точки вращения в исходное положение. Таким образом, поворот вектора положения [ х у 1 ] около точки (т, п) на произвольный угол может быть выполнен с помощью преобразования
.
Выполнив две операции умножения матриц, можно записать
Предположим, что центр изображения имеет координаты (4, 3) и желательно повернуть изображение на 90° против часовой стрелки вокруг центральной его оси. Действие, выполненное с помощью матрицы
,
вызывает вращение вокруг начала координат, а не вокруг оси. Как сказано выше, необходимо вначале осуществить перенос изображения таким образом, чтобы желаемый центр вращения находился в начале координат. Это осуществляется с помощью матрицы переноса
.
Затем следует применить матрицу вращения и, наконец, привести результаты к началу координат посредством обратной матрицы. Вся операция
может быть объединена в одну матричную операцию путем выполнения матричных преобразований вида
.
В результате будет получено х* =Х/Н и у* = Y/H. Двумерные вращения около каждой оси ортогональной системы представлены на рис. 3.5.
Рис. 3.5. Вращение: a — вокруг оси х; б — вокруг оси y; в — вокруг оси z
Трехмерные преобразования и проекции
Рассмотрим трехмерную декартовую систему координат, являющуюся правосторонней. Примем соглашение, в соответствии с которым будем считать положительными такие повороты, при которых (если смотреть с конца полуоси в направлении начала координат) поворот на 90° против часовой стрелки будет переводить одну полуось в другую. На основе этого соглашения строится следующая таблица, которую можно использовать как для правых, так и для левых систем координат:
Рис. 3.6. Трехмерная система координат
Аналогично тому, как точка на плоскости описывается вектором (x,y), точка в трехмерном пространстве описывается вектором (x,y,z). Как и в двухмерном случае, для возможности реализаций трехмерных преобразований с помощью матриц перейдем к однородным координатам:
[ x,y,x,1] или [ X,Y,Z,H ]
[ x*,y*,z* 1] = [ ], где Н ¹1, Н ¹0.
Обобщенная матрица преобразования 4´4 для трехмерных однородных координат имеет вид
Эта матрица может быть представлена в виде четырех отдельных частей:
.
· Матрица 3´3 осуществляет линейное[1] преобразование в виде изменения масштаба, сдвига и вращения. · Матрица 1´3 производит перенос. · Матрица 3´1- преобразования в перспективе. · Скалярный элемент 1´1 выполняет общее изменение масштаба. Рассмотрим воздействие матрицы 4´4 на однородный вектор [ x,y,z, 1]:
1. Трехмерный перенос – является простым расширением двумерного:
т. е. [ x,y,z, 1] *T(Dx,Dy,Dz)= [ x+Dx,y+Dy,z+Dz, 1].
Трехмерное изменение масштаба. Рассмотрим частичное изменение масштаба. Оно реализуется следующим образом:
т. е. [ x,y,z, 1] *S(Sx,Sy,Sz)= [ Sx*x,Sy*y,Sz*z, 1].
Общее изменение масштаба получается за счет 4-го диагонального элемента, т. е.
Такой же результат можно получить при равных коэффициентах частичных изменений масштабов. В этом случае матрица преобразования такова:
Трехмерный сдвиг Недиагональные элементы матрицы 3´3 осуществляют сдвиг в трех измерениях, т. е.
Трехмерное вращение Двухмерный поворот, рассмотренный ранее, является в то же время трехмерным поворотом вокруг оси Z. В трехмерном пространстве поворот вокруг оси Z описывается матрицей
Матрица поворота вокруг оси X имеет вид
Матрица поворота вокруг оси Y имеет вид
Результатом произвольной последовательности поворотов вокруг осей x, y, z является матрица
Подматрицу 3´3 называют ортогональной, так как ее столбцы являются взаимно ортогональными единичными векторами. Матрицы поворота сохраняют длину и углы, а матрицы масштабирования и сдвига нет.
[1] Линейное преобразование трансформирует исходную линейную комбинацию векторов в некоторую линейную их комбинацию.
sin2φ=sin2θ/(1- sin2θ) и sin2φ=(1-2sin2θ)/(1- sin2θ).
Таким образом, φ = 35,26439°; θ = 45°.
Рассмотрим теперь косоугольную проекцию (рис. 3.17.), матрица может быть записана исходя из значений a и l. Проекцией точки P (0,0,1) является точка P ¢(l cosa, l sina, 0), принадлежащая плоскости xy. Направление проецирования совпадает с отрезком РР ¢, проходящим через две эти точки. Это направление есть Р¢-Р = (l cosa, l sina, -1). Направление проецирования составляет угол b с плоскостью xy.
Теперь рассмотрим проекцию точки x, y, z и определим ее косоугольную проекцию (xp yp) на плоскости xy:
xp = x + z(l cosa); yp = y + z(l sina).
Таким образом, матрица 4´4, которая выполняет эти действия и, следовательно, описывает косоугольную проекцию, имеет вид
Рис. 3.17. Вычисление косоугольных проекций
Применение матрицы М кос приводит к сдвигу и последующему проецированию объекта: плоскости с постоянной координатой z = z 1 переносятся в направлении x на z 1 l cosa и в направлении y на z 1 l sin a и затем проецируется на плоскость z = 0. Сдвиг сохраняет параллельность прямых, а также углы и расстояния в плоскостях, параллельных оси z.
Для проекции Кавалье l = 1, поэтому угол b= 45°. Для проекции Кабине l =½, а b = arctg(2) = 63,4°. В случае ортографической проекции l = 0 и b = 90°, поэтому матрица ортографического проецирования является частным случаем косоугольной проекции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|