Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монтаж по направлению основной движущейся массы в кадре




Десятый принцип соединения соседних кадров - один из самых важных в монтаже изобразительного ряда обоих видов экранного творчества. Он диктует свои требования и условия в самых разнообразных случаях, приемах и вариантах монтажа. Самый простой пример. Снят статичный кадр: на фоне леса идет человек. В контурах его фигуры все видимые нами элементы перемещаются по экрану со скоростью его движения. Не отдельно голова, брюки, пиджак, ботинки и кисти рук, а именно все одновременно. А человеческое и зрительское восприятие устроено так, что наши глаза в первую очередь и обязательно направляются на движущийся объект, стараются ухватить и разглядеть его. И при этом наш взгляд почти безотрывно сопровождает этот предмет. Так вот - голова, пиджак, брюки, ботинки и кисти рук представляют собой некую движущуюся массу, которая в данном случае занимает небольшую часть экрана. Сначала мы и в жизни, и на экране "впиваемся" взглядом во все, что движется, а только потом начинаем разглядывать, что же это такое.

Движущийся объект может занимать в кадре любую часть его площади, и даже весь кадр целиком. Все, что находится в пределах силуэта этого объекта, перемещается по экрану и в первое мгновение представляет собой для зрителя движущуюся массу. Поэтому десятый принцип монтажа определяет, как нужно поступать режиссеру и оператору с такой "массой", когда они снимают и монтируют кадры с каким-либо движением внутри этих кадров.

Герой едет в поезде. Вам необходимо это передать на экране. Пусть он немножко погрустит в дороге. Вы снимаете первый кадр, статичный: пролетающий мимо состав поезда. Перед камерой мелькают вагоны. Потом - второй: герой стоит у окна в проходе вагона и смотрит вперед по ходу поезда. Будем надеяться, что вы не забыли про третий принцип и выбрали точки съемки так, чтобы в первом и во втором кадрах поезд на экране двигался в одну и ту же сторону Мизансцены такой съемки изображены на рисунках 83 и 84.

Все просто, понятно и правильно! Вы постарались придать кадрам ярко выраженную динамику. И для этого есть предпосылки - есть энергичное движение, и его можно эффектно передать на экране. Поэтому в первом кадре мелькающие вагоны заняли большую часть площади в пределах рамки. Но и во втором вы постарались: пейзаж за окном вагона почти во весь кадр стремительно несется навстречу герою.

А теперь, что получится в монтаже.

В первом кадре слева направо часто проскакивают один за другим вагоны поезда. Кадр наполнен движением. Зритель воспринимает эту движущуюся почти во весь экран массу окон, сцепок, колес... И как раз в этот момент, когда глаза привыкли, можно сказать адаптировались, к движению поезда, вы... меняете кадр. Во втором - герой стоит на фоне окна. Мимо проносится лес. Этот кадр тоже наполнен движением.

А теперь обратите внимание на стрелки, которые нарисованы в этих кадрах (рис. 85). И в одном кадре много движения, и в другом. Но они направлены навстречу друг другу. Поэтому при смене кадров зрителя буквально шарахнет по глазам вся масса несущегося навстречу леса. Комфортности восприятия нет. Разберём.

Первую точку съемки можно оставить той же. Затем, сняв с десяток пролетающих мимо вагонов, следует начать быстрое панорамирование аппаратом в сторону движения поезда. Скорость панорамы должна быть такой, чтобы один из вагонов как бы замер в рамке кадра, а шпалы, земля и пейзаж стали бы двигаться в обратном направлении. Обычно для этого оператор выбирает какую-то деталь, допустим окно, и поворачивает камеру так, чтобы оно не меняло своего положения в рамке кадра, следит за ним. Этот прием называется панорамой слежения.

Благодаря использованию этого приема, половина задачи нами уже решена: на несколько мгновений выбранный вагон прекратил стремительное движение вдоль экрана. А нескольких десятых секунды, пока он не успел еще далеко умчаться, нам вполне достаточно, чтобы подготовить комфортный переход в следующий кадр. Только начинать такой кадр лучше с другой композиции - как бы встречая поез д в статичном кадре 1а. Затем выполняем панораму слежения, провожая "взглядом" вагон до положения 16, потом останавливаем и выключаем камеру

Во второй кадр тоже можно внести некоторые изменения для достижения идеальной комфортности стыка. Для этого необходимо переставить героя на фон стены вагона, а окну отдать не более одной трети площади кадра (рис. 86). Точками на раскадровке показаны те элементы композиции, которые в данный момент неподвижны на экране. Если этот монтажный кусок сцены сопроводить нарастающим стуком колес, то зритель обязательно ощутит стремительность движения поезда с самого начала первого кадра и до конца второго. Это поможет пережить ему ощущение движения.

Начав панораму слежения, мы дали возможность глазам зрителя переориентироваться с восприятия движения в одну сторону некоторой "массы" кадра на восприятие движения в противоположную сторону. Это обстоятельство и позволило нам добиться мягкого, незаметного перехода с плана на план. Мы принудили глаза зрителя к восприятию нового движения и во втором кадре продолжили движение в этом же направлении. Даже если бы мы оставили второй кадр без изменений, стык получился бы почти комфортным.

По шоссе движется автомобиль. За рулем - ваш герой. Начнем с его среднего плана. Итак, первый кадр - водитель в кабине движущегося авто, он снят с соседнего сидения так, что элементы машины остались за рамкой кадра (рис. 87).

Второй кадр - статичный. Далеко на шоссе виден маленький приближающийся автомобиль (рис. 88). Требование принципа сохранения направления движения снова выполнено безупречно. Сняли. Монтируем. Проверяем результат на экране. А он - неутешительный: стык гладким не получился.

В первом кадре фигура водителя занимает примерно четверть площади экрана. Остальная часть занята движущейся массой.

Во втором - движущаяся масса занимает только одну тридцать шестую часть площади, ограниченной рамкой, но перемещается в обратном направлении. По сути дела, второй кадр можно считать содержащим неподвижное изображение (рис. 89).

При таком соединении кадров глаза зрителя неизбежно будут вынуждены производить после появления второго кадра крайне неприятную для них перестройку с восприятия движения на восприятие статичного изображения, а потом еще приноравливаться к слежению за объектом в обратном направлении. Наше зрительное восприятие обладает некоторой инерцией, что сравнимо с инерцией физических тел. Эффект монтажа кадра, наполненного движением, со статичным кадром сравним с ощущениями бегущего человека, если на его пути поставили толстое прозрачное, незаметное для него стекло. Наша подопытная персона неизбежно очень больно ударится о неподвижную преграду (трюк, который сотни раз использовался в кино). Преграда неожиданно оказывается на пути этого человека, и статичный кадр после динамичного для зрителя тоже неожиданность. Монтаж кадров водителя и автомашины на дороге как раз произведет эффект неожиданного столкновения с неподвижным предметом, но только жертвой столкновения окажется наше восприятие.

Вариантов "лечения" такой убогой съемки, как всегда, - несколько. Назовем только два. Для создания комфортности восприятия стыка можно несколько изменить точку съемки второго кадра, его композицию и прием. Аппарат перенести подальше от шоссе, чтобы снимать автомобиль движущимся поперек кадра. А начать кадр - прямо с панорамы слежения за машиной. Тогда движение фона за силуэтом кабриолета будет точно совпадать по направлению с движением фона за фигурой шофера в первом кадре. Следует предусмотреть совпадение темпа или скоростей движения фонов. При значительном удалении камеры от автомобиля скорость движущейся массы может оказаться слишком медленной, и тогда зритель все-таки "споткнется" на стыке кадров. Чтобы избежать ошибки, лучше снять несколько дублей объективами с разными фокусными расстояниями.

Второй вариант. В конце первого кадра сделать панораму с водителя на спидометр, стрелка которого указывает на цифру 120. Таким образом мы получим завершение плана в виде статичного изображения. А оно без проблем обеспечит "чистый" переход к кадру снятому первоначально по схеме на рис. 88.

По причине отсутствия образования иногда начинающие "режиссеры" пытаются поставить в монтаже одну за другой две панорамы, снятые с движением камеры в противоположных направлениях (рис.90).

Ничего более варварского для зрительного восприятия придумать невозможно. А если идут на экране подряд два стыка трех панорам с разными направлениями движения, то с гарантией можно сказать, что эффект такого монтажа будет равен воздействию рвотного порошка.

в кино еще на заре его развития был отработан простейший прием съемки. Всякую панораму оператор обязательно снимает, начиная ее со статики и заканчивая статикой. Две секунды в начале кадра и столько же в его конце - без движения. Так обычно выполняется съемка любой панорамы независимо от будущего монтажа.

Только в этом случае у режиссера появляется определенная свобода выбора наиболее интересного монтажного решения. У него, что называется, развязаны руки для поиска наиболее выразительного монтажного хода. Он может смонтировать любой статичный кадр со статичным началом панорамы и, после завершения панорамы статичным куском, снова поставить статичный кадр. Может отрезать статичные куски панорам, если они сняты в одном направлении и соединить их между собой как продолжение обзора, например, местности и т. д.

Монтаж по движению основной массы кадра - один из самых распространенных видов соединения двух кусков в подлинном экранном творчестве. В общем случае, для обеспечения комфортности соединения планов с движением какой-то части изображения в кадре, необходимо выполнить несколько простых условий.

1. Направления движущихся масс в соседних кадрах должны совпадать или иметь близкие векторные значения.

2. При монтаже кадра с полностью статичным изображением с кадром, в котором имеется движущаяся масса, эта масса должна занимать менее одной трети площади всего изображения.

3. Скорость движения масс в смежных кадрах должна полностью совпадать или быть достаточно близкой, т. е. темп движения в одном кадре не должен отличаться от темпа движения в следующем.

Выполнение этих условий позволяет чрезвычайно эффектно монтировать, соединять между собой кадры с движением - не только те, которые являются продолжением один другого по своему действию в какой-то сцене, но, что не менее замечательно, монтировать по движению кадры совсем не связанные сюжетом, а только мыслью автора. Иногда режиссеры и монтажеры пользуются инерционным свойством нашего зрения, чтобы соединить совершенно разные по содержанию кадры.

Например, можно смонтировать подряд план несущегося поезда, план стремительно движущегося в ту же сторону автомобиля, кадр с героем, скачущим на коне в том же направлении, план пролетающего самолета и план бегущего по полю или по лесу того же персонажа. Для зрителя все пять кадров, снятые панорамой сопровождения, превратятся, благодаря совпадению движения фонов, в единый кусок развития действия и будут им восприняты легко, словно на одном дыхании. Но вместе с тем последовательный монтаж этих кадров донесет до зрителя мысль о том, что герой долго и настойчиво добирался к своей цели. Здесь нужно только оговорить еще одно обстоятельство, предусмотренное этим принципом: движущаяся на экране масса должна из плана в план занимать примерно равные площади кадра.

Можно воспользоваться данным принципом иначе и более элегантно. Снять движение разных объектов в одном направлении в статичных кадрах и смонтировать их так, чтобы движение одного объекта как бы продолжало или даже частично повторяло движение другого - в следующем плане. Но нужно помнить о том, что площадь, занятая в соседних кадрах движением, должна быть примерно одинаковой.

Обычно такое монтажное решение очень эффектно смотрится на экране. Несколько подобных примеров можно найти в фильме Ю. Озерова "О, спорт, ты - мир!" про Олимпиаду в Москве. Монтаж "движения" с "движением" широко используется в рекламных клипах.

 

Виды монтажа.

Последовательный монтаж - это способ изложения содержания, при котором действие фильма или передачи продолжается без видимых для зрителя разрывов во времени.

Этот вид монтажа самый простой и наиболее распространенный. Его используют при съемках игровых фильмов, документальных передач или учебных программ. Пример последовательного монтажа в литературе мы встречаем, например, в поэме А. С. Пушкина "Руслан и Людмила": "У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит." Как Пушкин описал, так можно и снять этот рассказ для экрана. Первым показать сложный статичный образ морского залива со стоящим неподалеку от берега большим дубом. Это общий план. Все, что необходимо будет показать дальше, потребует укрупнения плана, чтобы зритель мог все разглядеть и понять.

Таким образом, вторым в изобразительной последовательности окажется средний план: часть дуба с цепью. Она должна быть снята с учетом изменения оси съемки (принцип 9), то есть с изменением ракурса. Часть дуба, попавшая в кадр, должна легко узнаваться зрителем по форме дерева, увиденного им в первом кадре.

В первом кадре заключен сложный образ ЗАЛИВА, состоящий из простых: МОРЕ, БЕРЕГ, ДУБ и еще что-то. Об этом "что-то" мы и должны рассказать зрителю дальше. Здесь скрывается некая, может быть и примитивная, но интрига, вызывающая интерес к дальнейшему рассказу. Во втором кадре показан второй сложный образ: СТВОЛ ДУБА и КУСОК ЦЕПИ. И зритель заинтересовался, куда ведет эта цепь или что находится на другом ее конце. Мы идем навстречу его любопытству и показываем КОТА, привязанного к цепи. В этот момент Кот встает и идет направо, да при этом начинает петь. Во время движения Кота мы ведем за ним панораму, чтобы держать его в кадре. Наш герой совершает последовательно три действия: ВСТАЛ, ПОШЕЛ, ЗАПЕЛ... Налицо - три образа действия. А кадр всего один. Таким образом, мы осуществили внутрикадровый монтаж образов действий в сопоставлении со статичными образами.

Однако мы не хотим слушать всю сказку Кота. Это слишком долго. Нам необходимо оборвать действие, чтобы перейти к следующему, но так, чтобы не создавать впечатления разрыва во времени. Для этого применяется прием "перебивки". Снимается еще один кадр с новым образом, в котором не будет Кота, но который должен быть продолжением предыдущего действия, например, движение значительного куска гремящей звеньями цепи, перемещающейся за Котом вправо. Таким образом цель будет достигнута: Кот промурлычет одну музыкальную фразу и на экране появится новый объект - ЦЕПЬ. Она протащится со звоном по камням и остановится. Именно в этот момент можно будет снова вернуться к Коту, который поменял направление движения и в момент съемки начнет рассказывать сказку. Мы сняли все согласно сценарию (рис. 101). И одновременно выполнили требование последовательного монтажа: каждое начало следующего кадра содержало в себе элемент образа, который зритель видел в предыдущем кадре (во 2-м - часть дуба, в 3-м - цепь, в 4-м - снова цепь, в 5-м - цепь и Кот.) При сравнении пушкинских стихов с нашей раскадровкой можно обнаружить отличие, которое вызвано тем, что в литературе можно расположить рядом два разных действия, а в экранном рассказе этого делать нельзя. Он требует плавного перехода от кадра к кадру без рывков в действиях одного и того же объекта. Чтобы выполнить это условие в 4-м кадре, мы воспользовались приемом "перебивки". От общего - к частному и от частного - к общему

При рассмотрении приема последовательного монтажа мы одновременно познакомились с принципом изложения содержания от общего - к частному. Однако возможен и обратный ход: от частного - к общему. Рассмотрим этот вариант на документальном примере:

Прошли титры передачи.

Первый кадр (крупный план) - из трубы, торчащей из склона земли, обильно выливается жидкость красно-бурого цвета.

Второй кадр (средний план) - труба высовывается из крутого берега реки. Жидкость, сбегающая к воде, окрасила землю и лишила ее жизни. На склоне вокруг трубы ничего не растет, и только на удалении видна чахлая травка. Панорама за стекающей в реку отравой. Отрава диссонирующей струёй вливается в чистую воду реки и образует в ней красно-бурую полосу, расширяющуюся по мере удаления.

Третий кадр (дальний план) - река уходит к горизонту. Далеко на правом берегу видны дома, а на левом - лес.

Четвертый кадр (дальний план) - в дымке виден силуэт металлургического завода. Домна, очень высокая труба, из которой валит черный дым.

Пятый кадр - Нагромождение транспортных ходов, стальных конструкций и высоковольтных проводов.

Эти кадры поражали в то время своей откровенностью. Так можно было бы начать передачу о защите окружающей среды. Здесь использован прием рассказа от частного к общему Одновременно это путь от следствия к причине. И то и другое обычные методы литературного изложения материала, но использованные в экранном рассказе. Как в съемке Лукоморья, так и в данном документальном примере признаки образов предыдущего кадра включаются в каждый последующий. Возникает последовательность образов, сцепленных между собой, как звенья цепи.

Параллельный монтаж - это прием поочередного показа двух или более событий (образов), происходящих одновременно, но в разных местах, или происходящих в разное время. Параллельный показ развития двух действий, объединенных одним сюжетным ходом, иногда называют перекрестным монтажом.

Вспомним чарующую "Сказку о царе Салтане...", в которой Пушкин поочередно рассказывает нам то про жизнь сына, князя Гвидона, живущего на острове Буян, то про жизнь отца, царя Салтана, живущего за морем, в своем государстве. Одновременно перед нами проходят судьбы двух главных героев - это и есть параллельный монтаж сцен. Сначала сюжет расщепляется на две линии, а в конце снова сходится в единый. Салтан приплывает к Гвидону на остров Буян.

В той же сказке есть примеры параллельного монтажа внутри одной сцены: "Вот на берег вышли гости.

Царь Салтан зовет их в гости,

И за ними во дворец

Полетел наш удалец.

Видит, весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце,

С грустной думой на лице.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Около царя сидят -

И в глаза ему глядят.

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает..." Налицо три сюжетных хода в одной сцене: гости и царь Салтан; Гвидон в образе комара и то, что он видит: "ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой", одна из которых окривеет от укуса комара. В начале сцены действие двух групп персонажей и комара происходит параллельно, но в конце три сюжетных хода сольются в переполохе после укуса комара. Прием тот же, а масштаб приема совсем крохотный.

Параллельный монтаж мы можем найти также в знаменитом фильме великого американского режиссера Дэвида Уорка Гриффита "Нетерпимость" (1916 г.). Фильм состоит из четырех эпизодов из истории человечества: "Страсти Христовы", "Варфоломеевская ночь", "Падение Вавилона" и "Мать и закон". Последняя новелла - о своем времени. Фильм построен так, что все четыре истории заканчиваются только в конце картины. А начинается лента большим куском из первой новеллы. Затем следуют такие же большие куски из второй, третьей и четвертой. Далее режиссер продолжает первую новеллу, вторую и т. д. Самым выразительным эпизодом оказался последний, в одной из сцен которого Гриффит использует параллельный монтаж для драматургического обострения сюжета.

В фильме невинного человека суд приговаривает к смерти за убийство. После суда истинный убийца признается жене осужденного в совершении преступления. Помиловать осужденного может только губернатор, но он недавно уехал. И жена осужденного с убийцей устремляются на его поиски. На гоночном автомобиле они пытаются догнать поезд с губернатором. А в это же время приговоренный готовится к смерти. Чередуются кадры: мчится автомобиль, мчится поезд, тюремщики готовят орудия смерти; мчится автомобиль, вагон губернатора, тюремщики проверяют надежность механизма убиения. Гриффит чередует и крупные планы: колесо мчащегося автомобиля, руки палача у виселицы, лицо страдающего осужденного и т. д. Автомобиль догнал поезд. Губернатор подписывает помилование. Но теперь еще нужно успеть до казни в тюрьму

И снова параллельный монтаж. Мчится автомобиль. Осужденного ведут на эшафот. Жена и убийца гонят машину Последние приготовления к казни и т. д. Когда петля уже была наброшена на шею, они привезли помилование. По схеме - все как в "Сказке о царе Салтане...": развитие сюжета, его расщепление на параллельные линии, сведение линий в единый узел - невиновный спасен.

Фильм "Нетерпимость" - классический пример параллельного монтажа. Открытие Гриффита вошло в историю кино. Оказалось, что на экране можно строить развитие действия, точно так же, как в литературе.

Блистательно воспользовался приемом параллельного монтажа и М. Калатозов в фильме "Летят журавли". Это тоже классический пример. Героиня картины, Вероника, не успевает проводить на фронт своего возлюбленного. Прибежала домой, а он уже ушел. И она спешит к месту сбора мобилизованных, где собралась огромная толпа: плачут матери и жены на плечах сыновей и мужей. Алеша, ее возлюбленный, все время оглядывается - ищет глазами Веронику А она, пробираясь через толпу, ищет Алексея. Мобилизованных построили в колонны. Вероника мечется среди провожающих. Алеша крутит головой по сторонам. Вероника бежит вдоль забора за уходящими солдатами. Алеша идет в строю, оглядывается. Мы понимаем, что они совсем рядом. Но увидятся ли?

Колонна мужчин уходит все дальше и дальше. Наконец Веронике удается увидеть Алешу, но толпа не дает ей пробиться к нему. Он оглядывается, не видит ее. Вероника кричит ему вслед. Но шум толпы и музыка заглушают ее крик, Алеша ее не слышит. Она с отчаянием бросает пакет с печеньем в его сторону Пакет не долетает и рассыпается на асфальте. Он еще раз оглядывается, но снова не находит ее лица. Так и уходит на фронт, не простившись с возлюбленной. Вероника рыдает... Это - одна из сильнейших сцен в бессмертном произведении.

Прием параллельного монтажа может быть использован и в телевизионных передачах, даже в прямом эфире. Например, два интересных матча по футболу происходят в одно время. Камеры устанавливаются на обоих стадионах, и комментаторы по очереди ведут репортаж то с одной, то с другой спортивной арены, переговариваются друг с другом. А режиссер переключает трансляцию изображения в эфир в соответствии с рассказом ведущих.

Когда в Москве в августе 1991 года происходили трагические события, связанные с попыткой государственного переворота, российское телевидение на протяжении многих часов вело параллельный репортаж о событиях в Белом доме и вокруг него. Показывалось "живое кольцо" защитников Белого дома, интервью с участниками, размышления М. Ростроповича, который находился в самом Белом доме. События происходили одновременно, но показывали их по очереди. И вся страна понимала это и с замиранием сердца следила за развитием событий на протяжении десятков часов Рефрен в монтаже. Рефрен встречается уже в древнегреческой поэзии. Повторяющийся припев широко распространен в народных песнях и других музыкальных формах. Для иллюстрации этого приема воспользуемся теми же примерами. В "Сказке о царе Салтане..." Пушкин дважды повторяет одно и то же четверостишие:

"Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах." Рефрен применяется и в кино. Гриффит в фильме "Нетерпимость" между эпизодами из разных эпох вставляет один и тот же кадр: женщина, качающая колыбель. Этим он хочет подчеркнуть, что нетерпимость характерна для разных времен. Он сопровождает этот кадр словами Уитмена: "Ныне, как и прежде, колыбель безостановочно качается, принося одни и те же человеческие страсти, радости и горести."

Рефрен может быть использован не только в фильмах с глубоким философским содержанием, но и в комедиях и др.

Ассоциативный монтаж - это такой монтаж кадров, образы которых вызовут у зрителя определенную связь (ассоциацию), и у него возникнет понимание принципиально нового смысла основного действия или характера персонажей. Чтобы добиться такого эффекта, необходимо придать действиям или персонажам какие-то общие черты, которые позволят зрителю понять взаимосвязь этих образов, уловить авторский замысел.

В общении или в литературе, чтобы что-либо сравнить, то есть вызвать ассоциации, часто используются слова: как, подобно, словно и др. Например: "Он пишет, как курица лапой" - так говорят о плохом почерке. Ассоциация возникает и при употреблении, например, такого сравнения: "Смотри, ходит гоголем!". Это выражение означает "гордый, независимый вид"и никакого отношения к Николаю Васильевичу Гоголю не имеет. Для понимания этого сравнения и соответственно возникновения правильной ассоциации необходимо знать внешние особенности гоголя - нырковой утки, так как именно с ней и сравнивают.

В экранном рассказе, если есть необходимость вызвать ассоциации, образы ставятся рядом один за другим так, чтобы зритель смог установить между ними логическую связь.

Допустим, что мы решили экранизировать пословицу "пишет, как курица лапой". Для этого нужно снять два кадра крупным планом: первый - руку с авторучкой, которая безобразными движениями чертит на бумаге буквы, второй - трехпалые лапы курицы, царапающие сухую землю. Однако, чтобы возникла нужная ассоциация, снять эти кадры следует так, чтобы образы действия в них вызывали у зрителя мгновенную реакцию сопоставления. Так как при ограниченном времени показа экранного сообщения ассоциация у зрителя может не возникнуть, и авторский замысел может оказаться непонятым. Чтобы этого не произошло, режиссер обязан зафиксировать в кадрах некоторые аналогичные признаки того и другого образа действий. В данном случае такими признаками при идентичном масштабе объекта в кадре могут быть направление движения ручки и направление движения куриной лапы, а также скорость этих движений. (Рис. 103).

Если при монтаже дважды сопоставить эти кадры, смех зрителей можно гарантировать. А продолжив рассказ, например, сценой, в которой наш герой приносит написанное своему начальнику и у того вытягивается лицо при взгляде на этот "документ", то смех обеспечен во второй раз. Зритель вспомнит в этот момент предложенную ранее ассоциацию.

Сергей Эйзенштейн в фильме "Октябрь" многократно использует приемы ассоциациативного монтажа, вошедшие в историю кино. Великий мастер стремился с помощью монтажа образов передать весьма сложные идеи.

В одном из эпизодов режиссер смонтировал кадры с изображением древних классических мраморных статуй, олицетворявших "Любовь", "Весну", "Материнство" и "Жизнь", с кадрами толстых и неуклюжих женщин в форме ударного женского батальона, который защищал Зимний дворец в дни октябрьского переворота в Петрограде, с целью подчеркнуть безобразность, антиэстетичность представителей "разложившегося" буржуазного мира.

В другом эпизоде Эйзенштейн сопоставляет выступающих ораторов с музыкальными инструментами: меньшевика - с арфой, эсера - с балалайкой. Артисты, игравшие эти роли, в момент произнесения речей определенным образом жестикулировали, вызывая у зрителей нужные ассоциации. Керенского, например, Эйзенштейн сопоставил с механическим павлином, который напыщенно поворачивается из стороны в сторону с пышно распущенным хвостом.

В одной из сцен режиссер попытался с помощью монтажа кадров с изображением божеств и идолов, а также манипуляций с ними, разоблачить лозунг царской армии "Во имя Бога!" и таким образом донести до зрителя мысль, что Бога нет. Кадры с фигурами богов были расположены в ряд по нисходящей линии: от наиболее красивой и детально проработанной до наиболее примитивной в пластическом отношении. Завершался этот ряд чурбаном, что и должно было привести зрителя к пониманию авторского замысла.

Фильм "Октябрь" не стал вторым "Броненосцем "Потемкиным", не завоевал мир, но он известен как один из самых дерзких экспериментов в истории кино, в котором отсутствие драматургии и сюжета заменено декларативными монтажными утверждениями и ассоциациями. Это сделало фильм малопривлекательным и слишком сложным для рядовых зрителей, не вызывающим эмоциональных переживаний. На этом и споткнулась теория "интеллектуального монтажа" Сергея Эйзенштейна. Используя ассоциативный монтаж при съемке фильмов, не следует повторять ошибки прошлого, не стоит строить фильм только на этом, хотя и весьма ярком приеме. Драматургию одним приемом не заменишь.

На современном рекламном небосводе можно найти удачные ассоциативные изобразительные решения. В клипе "Аэрофлота" неизменно присутствует летящий по небу слон. Это еще один из возможных вариантов построения ассоциации, когда происходит замещение одного объекта другим. Зрители знают, что "Аэрофлот" - авиационная компания. Замещение авиалайнера слоном и есть порождение образа мощи и надежности рекламируемой фирмы. Авторы как бы хотят сказать: "Аэрофлот так всемогущ, что у него летают даже слоны".

Ассоциация - острое авторское оружие. Она может блистательно работать в комедии, в сатирическом произведении, и тем более - в доведенном до гротеска. Наиболее яркие и выразительные ассоциации можно назвать метафорами, а монтажный прием, поднимающий ассоциацию на метафорический уровень, - метафорическим монтажом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...