Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 74 Как вырастили клубнику в саду




Цель: составление пересказа по тексту и серии сюжетных картин.

Задачи:

- активизировать словарь по теме «Ягоды»;

- учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту;

- учить детей составлять пересказ по тексту и серии сюжетных картин;

- развивать произвольное внимание, фантазию, логи­ческое мышление детей.

Оборудование: предметные картинки с изображениями различных ягод, альбомы 1 по количеству детей, мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Оргмомент

Логопед. Ребята, вспомним игру с мячом «Четвертый I лишний». Встаньте передо мной полукругом. Я буду назы-I вать ягоды, цветы, деревья и бросать вам мяч. Тот, кто пой-I мал мяч, должен найти и назвать лишнее слово и вернуть I мне мяч. Например, я называю слова: «клубника, роза, смородина, малина». Кто-то из вас ловит мяч, дает свой от­вет - «Лишнее слово - роза. Роза - это цветок, а клубни ка, смородина, малина - ягоды» - и возвращает мяч.

11. Основная часть занятия

1. Введение в тему занятия

Логопед. Сегодня мы будем составлять пересказ «Как вырастили клубнику в саду» по тексту и серии сюжетных картин. Но сначала давайте выполним упражнения раз­минки.

2. Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения

Упражнения «В лес по ягоды» и «Вместе с мамой в сад пойдем» (описание см. в занятии 73).

3. Работа в альбомах по развитию связной речи.
Знакомство с текстом рассказа. Обучение детей
умению правильно отвечать на вопросы

по содержанию текста

Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться состав­лять пересказ текста «Как вырастили клубнику в саду».

Откройте альбомы (альбом 1, с. 31). Послушайте рассказ и рассмотрите картинки. Ответьте на мои вопросы.

Логопед выразительно читает детям рассказ, затем следит, чтобы дети отвечали на вопросы полным ответом.

Примерные вопросы:

В какое время года происходят события этого рассказа?

Что решила сделать бабушка Соня в саду?

Кто помогал бабушке?

Что делал Ваня?

А что делала Маша вместе с бабушкой?

Как ребята ухаживали за кустиками клубники?

Что с кустиками стало летом?

Что делала бабушка с созревшими ягодками?

Как вы думаете, Ваня и Маша были довольны?

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

4. Составление пересказа по тексту и серии сюжетных картин

Логопед. А теперь вам нужно составить пересказ этого текста с опорой на картинки серии. Сколько частей в этом рассказе? (Три.) Кто хочет рассказать о том, что происхо­дит в первой части на первой картинке? Во второй части? В третьей?

Дети по желанию составляют пересказы частей. После составления общего пересказа логопед благодарит всех детей за старание, вы­ставляет оценки в альбомы.

Ш. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги занятия, отмечает активных рассказчиков.

Занятие 75. Здравствуй, лето!

Цель: составление рассказа о приметах лета в живой и не­живой природе.

Задачи:

-активизировать словарь по теме «Времена года. Лето»;

- учить детей составлять рассказ о приметах лета;

- развивать произвольное внимание, фантазию, логи­ческое мышление детей.

Оборудование: опорные предметные картинки с изображе­ниями примет лета (маленькие иллюстрации 54-59), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Оргмомент

Логопед. Давайте поиграем в игру с мячом «Так быва­ет летом или нет?». Встаньте передо мной полукругом. Я буду называть приметы разных времен года, и бросать мяч кому-то из вас. Тот, кто поймает мяч, должен сказать, есть такая примета лета или нет, и вернуть мне мяч.

Логопед задает детям вопросы типа: «Дни становятся жаркими?» (Да, летом дни становятся жаркими.) «Перелетные птицы улета­ют в теплые края?» (Нет, летом птицы уже вернулись и выводят птенцов в гнездах.) И т.д.

Основная часть занятия

1. Введение в тему занятия

Логопед. Сегодня мы с вами поговорим о приметах лета в неживой и живой природе. Но сначала выполним упраж­нения разминки.

2. Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения

 

Содержание упражнений Выполняемые действия
Человечки
Побежали вдоль реки Дети наперегонки. Сделать из указательного и среднего пальцев обеих рук «человечков». «Бе­жать» по столу
Светит солнышко с утра
Описание упражнения см. в занятии 57

3. Составление предложений о приметах лета

Логопед. Вспомните, ребята, как мы различаем времена года? (Дети отвечают.) Правильно, у каждого времени года есть свои приметы. Давайте поиграем с вами в игру

«Приметы лета». Сначала каждый из вас возьмет по одной картинке, на которой изображены различичные приметы лета (иллюстрации 54-59). После этого вы должны внимательно рассмотреть свою картинку, назвать приметы лета и прикрепить картинку на доску.

Дети берут по одной картинке и составляют свои ответы. Примп,. ный ответ: «На моей картинке зреет земляника на полянке. Летом созревают ягоды». Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

4. Составление рассказа о приметах лета по картинкам

Логопед. Рассмотрите картинки, прикрепленные на до­ску. На них нарисованы приметы лета. Изменения прои­зошли и в живой, и в неживой природе. Вспомните, что относится к живой природе, а что к неживой? (Дети от­вечают.)

Давайте теперь попробуем составить рассказ о лете по I этим картинкам. В любом рассказе должен быть порядок. Поэтому сначала мы опишем по картинкам приметы лета в неживой природе, а затем - в живой природе. У нас по­лучится рассказ.

Логопед предлагает детям по очереди выбирать по одной картинке и составлять по ней предложения о приметах лета. После состав-ления ответа дети прикрепляют картинки с изображениями примет лета в неживой природе в одну линию на верхнюю строчку, а кар­тинки с изображениями примет лета в живой природе - в одну ли­нию на нижнюю строчку.

После составления общего рассказа логопед благодарит всех детей за старание.

III. Подведение итогов заеития Логопед подводит итоги занятия.

 

 

Занятие 76. Летом в городе

Цель: составление рассказа по сюжетной картине.

Задачи:

- активизировать словарь по теме «Времена года. Лето»;

- учить детей правильно отвечать на вопросы логопеда;

- учить детей составлять рассказ по сюжетной картине «Летом в городе»;

- развивать произвольное внимание, фантазию, логи­ческое мышление детей.

Оборудование: картинки с изображениями примет разных времен года (маленькие иллюстрации 38, 41, 43, 50, 54-59), сюжетная картина «Летом в городе» (боль­шая иллюстрация 8), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Оргмомент Логопед. Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (Лето.) Правильно, наступило лето. Давайте поигра­ем в игру с мячом «Потому, что...». Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди. Тот, кто поймает мяч, назовет любую примету лета. Например: «Сейчас лето, потому что...» (Птицы в гнездах выводят птенцов.)

Дети называют приметы лета. Логопед помогает правильно соста­вить предложение в случае затруднений.

II. Основная часть занятия 1. Введение в тему занятия

Логопед. Сегодня мы будем составлять рассказ по сю­жетной картине «Летом в городе». Но сначала выполним упражнения разминки.

2. Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения

Упражнения «Человечки» (описание см. в занятии 75 и «Светит солнышко с утра» (описание см. в занятии 57)

3. Составление сложных предложений по картиннам
Логопед.
Давайте проверим, правильно ли вы узнаете приметы лета. Поиграем в игру «Четвертый лишний" Я буду выставлять на доску по четыре картинки. На них будут изображены три приметы лета и одна примета другого времени года. Вам нужно найти эту «лишнюю картинку» и объяснить свой выбор.

Логопед проводит игру три-четыре раза с разными картинками (ми­ленькие иллюстрации 38, 41, 43, 50, 54-59), следит за ответами детей. Дети по желанию выбирают лишнюю картинку и составляют ответ по образцу: «Ярко светит солнце, зеленые листья на деревьях, пти­цы выводят в гнездах птенцов - это картинки с приметами лета. Лишняя картинка — снегопад. Снегопад бывает зимой». Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

4. Составление рассказа по сюжетной картине «Летом в городе»

Логопед прикрепляет на доску сюжетную картину «Летом в горо­де» (большая иллюстрация 8).

Логопед. Рассмотрите картину и скажите, какое время года на ней изображено? (Лето.) Почему вы так решили? (Дети отвечают.) Где происходят события, изображен­ные на картине, в городе или в деревне? Как вы догада­лись? (Ответы детей.)

Логопед задает детям ряд вопросов, привлекая их внимание к дета­лям, изображенным на картине. Например: «Как выглядят дере­вья? ТраваÌ Кого вы видите на этой картине? Как ведут себя люди и животные? Почему?» И т.д.

Логопед. Давайте еще раз назовем все приметы лета в го­роде по этой картине. У нас получится небольшой рассказ.


Логопед по очереди приглашает детей к доске. Дети составляют свои предложения по сюжетной картине. В случае затруднений ло­гопед приходит на помощь.

После составления общего рассказа логопед благодарит всех детей за старание.

Ш. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги занятия, отмечает наиболее ак­тивных рассказчиков.


Тексты рассказов

и сказок

для составления

пересказов


Живые грибы В.Г. Сутеев

Вышел как-то ежик из дому грибов набрать, ежат на­кормить. Зима впереди долгая, без припасов не обойтись.

Много грибов набрал! Всем ежатам хватит, и друзей уго­стить можно!

А Никита и Денис тоже решили сходить в лес за гриба­ми. Да только вот грибы-то все куда-то попрятались, под листиками да веточками укрылись.

Вдруг видят ребята под деревом холмик маленький, а на нем грибов видимо-невидимо! И белые, и подберезови­ки, и маслята!

Вот мальчики обрадовались! Бросились к чудесному холмику.

А он вдруг вскочил на ножки и как кинется наутек!

Вот ребята удивились! Не приходилось им еще живых грибов видеть!

А ежик с грибами домой прибежал, всех ежат накор­мил, еще и на зиму хватило!

Что за зверь?

Е.И. Чарушин

Выпал первый снег.

И всё кругом стало белым.

Деревья белые, земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце - всё покрылось снегом.

Девочке Кате захотелось по снежку погулять.

Вот она вышла на крыльцо, хочет по ступенькам спуститься в сад и вдруг видит: на крыльце, в снегу, какие-то ямки. Какой-то зверёк ходил по снегу. И на ступеньках следы, и на крыльце следы, и в саду следы.

«Вот интересно-то! - подумала девочка Катя. - Что за зверёк, тут ходил? Это надо узнать».

Взяла Катя котлетку, положила ее на крыльцо и убежала.

День прошёл, ночь прошла. Настало утро.

Проснулась Катя - и скорее на крыльцо: смотреть, съел ли зверёк её котлетку. Смотрит - котлетка цела! Где её положила, тут она и лежит. А следов ещё больше стало. Значит, зверёк снова приходил.

Тогда убрала Катя котлетку и положила вместо неё косточку. Из супа. Утром опять бежит Катя на крыльцо. Смотрит - косточку зверёк тоже не трогал. Так что же это за зверёк такой? И косточек не ест.

Тогда положила Катя вместо косточки красную морковку. Утром глядит - морковки нет! Зверёк приходил и всю морковку съел!

Тогда Катин папа сделал западню. Опрокинул на крыльце ящик кверху дном, подпёр его лучинкой, а к лучинке привязал бечёвкой морковь. Если морковку дёрнуть - лучинка отскочит, ящик упадёт и накроет зверька.

На следующий день и папа пошёл, и мама, и даже бабушка - все пошли смотреть, не попался ли зверь в западню.

А Катя впереди всех.

Есть в западне зверь! Прихлопнул кого-то ящик, упал с подставки! Заглянула Катя в щёлочку, видит - сидит там зверь.

Белый-белый, пушистый-пушистый, глаза розовые, уши длинные, прижался в угол, морковку дожёвывает.

 

Что за зверь? Чарушин Е. И.

 

Это кролик! Унесли его домой, на кухню. А потом сделали большую клетку. И он стал в ней жить. А Катя его кормила морковкой, сеном, овсом и сухарями.

 

Тихо-тихо АЛ.Седугин

Мальчик и отец не заметили, как мама уснула.

- Смотри, папа, - сказал мальчик чуть слышно, - у мамы около брови морщинка. Откуда она взялась?

- А помнишь, как ты поколотил маленькую девоч­ку? - спросил папа.

- Помню.

- Так вот на другой день у мамы появилась морщинка.

- А около губ морщинка тоже моя?

- Наверное, твоя.

Мальчику стало грустно. Папа сказал:

- Мы с тобой оба виноваты. Давай не огорчать маму.

- И морщинок совсем не будет? - спросил мальчик.

- Совсем, - сказал папа. Мама спала, а отец с сыном сидели тихо-тихо.

Пролетел сердитый шмель, и мама проснулась.

- Что вы на меня так смотрите?

- Мы ничего, - сказал папа.

- Мы просто так, - сказал мальчик.


Список использованной литературы

1. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник / З.Е. Александрова. - М.: Рус­ский язык, 1995.

2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Боро-дич. - М.: Просвещение, 1981.

3. Волкова, Л.С. Логопедия. - М.: Просвещение; Владос, 1995.

4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - Т. 3. Пробле­мы развития психики / Л.С. Выготский; под ред. А.М. Ма-тюшкина.-М.: Педагогика, 1983.

5. Гвоздев, АЛ. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоз­дев. - М., 1961.

6.Глухое. В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. -2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004.

7. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи / Л.Н. Ефименкова. -2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985.

8. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у до-школьников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филиче-ва. - М.: Просвещение, 1989.

9. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного воз­раста с ОНР. Некоторые методы и приемы: методическое по­собие / В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко. - М.: Изда­тельство ГНОМ и Д, 2003.

10. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рас­сказыванию. Пособие для воспитателя детского сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1982.

11. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у до­школьников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 1999.


12. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Ле­
вина. - М.: Просвещение, 1968.

13.Мурашковска, И.Н. Картинка без запинки (методика рас­сказа по картинке) / И.Н. Мурашковска, Н.П. Валюмс. -СПб.: Издательство «ТРИЗ-ШАНС», 1995.

14.Нестеренко,АЛ. Страна загадок. - Р/н-Д, издательство Ро­стовского ун-та, 1993.

15.Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, B.B. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-є изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

16.. Программа по развитию творческого воображения и обу­чению диалектическому способу мышления с помощью элементов ТРИЗ / сост. И.Я. Гуткович и др. - Ульяновск, 1994.

17.Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984.

18.Сидорчук, Т.А. Технология составления творческих текстов по картине: пособие для преподавателей и студентов педа­гогических учебных заведений / Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузне­цова. - Челябинск, 2000.

19.Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном дет­ском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. - М.: Просве­щение, 1987.


Оглавление

Введение................................................................................. 3

Методические указания к работе по развитию связной речи

у детей 4-5 лет с ОНР............................................................ 6

Календарное,планирование подгрупповых занятий....... 19

Конспекты подгрупповых занятий

Занятие1. Как устроен человек?....................................... 30

Занятие 2. Что может делать человек?.............................. 33

Занятие 3- Какие бывают люди?..................................... 36

Занятие 4- Что такое семья?............................................... 39

Занятие 5. Взрослые и дети.............................................. 43

Занятие 6. Дружная семья.................................................. 46

Занятие 7 Времена года. Приметы осени......................... 49

Занятие 8. Ранняя осень. Какая она?................................. 52

Занятие 9. Осень в городе................................................... 54

Занятие 10. Прогулка в осенний сад................................. 56

Занятие II. Ежик в саду....................................................... 60

Занятие 12. Каковы фрукты по форме?............................. 62

Занятие 13. Каковы фрукты на вкус?................................ 64

Занятие 14- Отгадываем загадки о фруктах..................... 67

Занятие 15. Как приготовили кисель................................ 70

Занятие 16. Осенью в огороде............................................ 74

Занятие 17. Заяц в огороде.................................................. 76

Занятие 18. Отгадываем загадки об овощах.................... 79

Занятие 19. Как вырастили картофель.............................. 82

Занятие 20. Такие разные фрукты...................................... 84

Занятие 21. Такие разные овощи....................................... 86

Занятие 22. Белочка и дуб................................................... 88

Занятие 23. Осенний букет................................................. 91

Занятие 24- Такие разные деревья...................................... 94

Занятие 25. Лесная поилка.................................................. 96

Занятие 26. Такие разные грибы........................................ 99

Занятие 27 Пересказ рассказа В.Г. Сутеева

«Живыегрибы».................................................................. 101

Занятие 28. Поздняя осень. Какая она?........................... 104

Занятие 29. Приметы поздней осени............................... 107

Занятие 30. Прогулка в осенний лес................................ 109

Занятие 31- Зима в городе................................................ 112

Занятие 32. Пересказ рассказа Е.И. Чарушина

«Чтозазверь?»................................................................... 115

Занятие 33. Ванины ботинки............................................ 118

Занятие 34. Большая стирка............................................. 121

Занятие 35. Кормушка...................................................... 123

Занятие 36. Синичка.......................................................... 125

Занятие 37 Подготовка к новогодним праздникам........ 128

Занятие 38. Украшаем елочку............................................ 130

Занятие 39. Кукла для Маши............................................ 133

Занятие 40. Новая игрушка............................................... 136

Занятие 41 Новый шкаф.................................................... 138

Занятие 42. Табурет............................................................ 140

Занятие 43- Как приготовили котлеты........................... 142

Занятие 44- Обед в походе............................................... 145

Занятие 45. Домашние животные. Какие они?.............. 147

Занятие 46. Буренка......................................................... 149

Занятие 47 Кот Барсик....................................................... 152

Занятие 48. Такие разные домашние животные............. 154

Занятие 49. Цыплята.......................................................... 156

Занятие 50. Гусыня и гусята............................................ 159

Занятие 51. Защитники Отечества................................. 161

Занятие 52. Наши дедушки и папы................................ 164

Занятие 53. Приметы весны.............................................. 167

Занятие 54- Весной в лесу................................................. 169

Занятие 55 Пересказ рассказа А.А. Седугина «Тихо-тихо» 172

Занятие 56. Наши бабушки и мамы................................ 175

Занятие 57- Бурый медведь............................................... 178

Занятие 58. Заячьи шубки................................................ 180

Занятие 59. Инструменты................................................ 182

Занятие 60. Клк Шарику построили будку.................... 185

Занятие 61. Удачная рыбалка......................................... 187

Занятие 62. Новая игра.................................................... 190

Занятие 63. В мире машин............................................... 192

Занятие 64. Как работает почта?..................................... 194

Занятие 65. Поездка к бабушке и дедушке..................... 196

Занятие 66. Такой разный транспорт............................... 199

Занятие 67. Летом на лугу................................................ 201

Занятие 68. Муравейник.................................................. 203

Занятие 69. Этот День Победы........................................ 205

Занятие 70. Собаки-миноискатели на войне.................. 208

Занятие м Ландыши............................................................ 211

Занятие 72. Такие разные цветы...................................... 214

Занятие 73- Птичка в саду................................................. 216

Занятие 74- Как вырастили клубнику в саду.................. 219

Занятие 75- Здравствуй, лето!.......................................... 221

Занятие 76. Летом в городе............................................... 224

Тексты рассказов и сказок для составления пересказов

Живые грибы. В.Г.Сутеев................................................. 228

Что за зверь? Е.И.Чарушин................................................. 228

Тихо-тихо. А.А.Седугин..................................................... 230

Список использованной литературы................................ 231

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...