Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ТЕМА 3. Средства архитектурной композиции

Урок 3.3 Ритм и его системы в архитектуре.

Виды метрических и ритмических рядов и их сочетаний.

 

ПЛАН

1.Ритм в архитектуре.

2.Ритмические закономерности.

3.Метр.

 

 

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Ритм в архитектуре - одно из важнейших средств архитектурной композиции, при помощи которого достигается необходимая соразмерность и эмоциональная выразительность произведения архитектуры. Ритм в архитектуре создается расположением (закономерным чередованием) архитектурных акцентных элементов (проемов, простенков, вертик. стоек каркаса, балконов, эркеров и т. д.) при решении композиции одного здания или повторением самих зданий при решении композиции архитектурного ансамбля.

Ритм в архитектуре может быть простым, как повторение акцентирующего элемента с соблюдением постоянства размеров самого элемента и интервалов между ними, а также — нарастающим или убывающим, за счет постепенного изменения интервалов между акцентирующими элементами.

Простой ритмический ряд акцентирующих элементов, образуемый их повторением, при постоянстве размера интервалов, создает впечатление статичности или равномерно направленного движения, в зависимости от той образно-художественной задачи, которая решается автором в архитектуре отдельного здания или ансамбля. Для композиции отдельного здания наиболее характерен Ритм в архитектуре в виде простого повторения элементов. Ритмические закономерности нарастания и убывания используются главным образом в ансамбле, где акцентирующим элементом становятся здания различной этажности и назначения, а также элементы садово-парковой архитектуры.

Древнегреческое слово "ритм" буквально означает "такт". Ритм в искусстве определяется как закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов. На основе этой закономерности складывается все многообразие ритмических соотношений. Каждая архитектурная форма включает в себя ритм. На его основе происходит пространственное распределение формальных элементов и их группировка.

В архитектуре мы различаем два вида ритмических закономерностей: метрическую, или метр, и собственно ритмическую закономерность - ритм.

Метр - это равномерное чередование неизменных одного или нескольких элементов (форм и интервалов). Он дает меру архитектурному произведению и вносит ясность в его восприятие. Ритмомназываем ряд, в котором составные элементы подчиняются закономерностям изменения (нарастания или убывания) повторяемых форм, интервалов или тех и других. Возможно бесконечное разнообразие и сочетание элементов рядов. В архитектурных сооружениях встречаются сочетания рядов, как по горизонтали, так и по вертикали не только на плоскости, но и в объеме, в пространстве, в связи со светом, цветом, фактурой, которые также обладают своими ритмическими закономерностями. Художественное воздействие ряда зависит от качества архитектурных элементов, их количества, порядка расположения, места в общей системе средств архитектурной выразительности. Ряд как средство архитектурной композиции особенно важен при необходимости объединения в единое целое большего числа элементов (больше чем 7±2 элементов).

Ритм – изменяющееся повторение, а метр – повторение без изменений. В основном метрические композиции статичны, ритм в отличии от метра придает динамизм. Ритм бывает простым, когда изменяется одна закономерность (форма, цвет, расстояние между элементами,…) и сложным, когда изменения происходят одновременно с различными характеристиками. Ритм помогает организовать композицию. Ритм и метр могут сочетаться в одной композиции.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Что такое ритм?

2. Что такое метр?

3. В чем различие метра и ритма?

 

ТЕМА 3. Средства архитектурной композиции

Урок 3.5 Масштабность и пропорция в архитектуре и виды пропорциональных отношений.

 

ПЛАН

1.Масштаб.

2.Масштабная выразительность.

3.Пропорция и виды пропорциональных отношений.

 

 

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Масштаб — отношение, позволяющее определить неизвестную величину в соотношении с известной. Чтобы человек мог реально воспринимать величину объекта того же дома, ему необходимо хотя бы подсознательно сравнивать размеры здания и деталей с чем-либо хорошо известным.

Архитектурный масштаб — степень крупности архитектурных форм по отношению к человеку. Отношение человек-здание может рассматриваться в трех аспектах:

  • антропометрические данные о человеческом росте и основных параметрах человеческой фигуры (аспект является основным при определении физической величины здания;
  • социально-пространственные параметры помещений, исходя из условий социального общения, взаимодействия людей;
  • анализ гармоничного взаимодействия различных композиционных средств и их связи с человеком, для которого создано здание.

Архитектурный масштаб выступает и как средство архитектурной композиции, и как художественное качество формы. Значимость здания, его крупномасштабность отнюдь не равнозначны крупным размерам здания. Нередко можно наблюдать, что крупное здание не воспринимается таким, как оно есть на самом деле, а здания одной и той же величины производят впечатление различных по высоте. Фактические размеры здания и его масштаб находятся в прямой зависимости. Взаимосвязь между размерами архитектурного сооружения и его масштабом проявляется через соотношения общей массы здания и его членений.

Масштаб здания задается уже на начальных стадиях разработки его плана, в котором учитываются функциональные и социальные процессы, происходящие внутри. Масштаб экстерьера задается системой членений объема, соотношением частей и целого. Зрительная величина здания зависит от его связи с окружающим пространством, ландшафтом, соседними объектами. Воспринимая объект, человек сознательно или подсознательно сравнивает его со своими размерами и моделирует возможные сценарии поведения людей.

Масштабная выразительность архитектурной композиции во многом зависит от знания законов зрительного восприятия и умения корректировать зрительные иллюзии. Рассмотрим некоторые из этих законов:

  • Расчленная форма кажется крупнее нерасчлененной. Это особенно заметно при горизонтальных членениях. Однако размеру этих членений существует предел, т.к. мелкие членения, использованные в большом количестве, вновь «собирают» форму, превращая ее зрительно в нерасчлененную целостность.
  • Светлая поверхность всегда кажется больше, чем темная, одинаковая с ней по размерам. Одинаковые по размеру темные и светлые элементы, размещенные на однородной поверхности, будут выглядеть разными: большим будет казаться светлый элемент на темном фоне.
  • Форма одного и того же размера, расположенная на небольшом поле или в окружении мелких фигур, будет казаться больше такой же формы, но на большом поле в окружении больших фигур.
  • Вертикальные линии и формы кажутся по размеру больше равных им в натуре горизонтальных линий и фигур.
  • Формы с преобладанием горизонтальных членений кажутся ниже, чем нерасчлененные формы или формы, расчлененные вертикально.
  • Формы, в которых преобладают вертикальные размеры, кажутся еще выше при наличии горизонтальных членений, чем нерасчлененные формы или вытянутые вверх с вертикальными членениями.

Пропорция (от лат. слова «proportio») - означает соразмерность. Пропорции в архитектуре означают отношение подобных отрезков или фигур. Пропорциональный строй сооружения должен отвечать основному требованию гармонии — сочетать единство и многообразие. Цельность — условие существования композиции, многообразие необходимо для ее содержательности.

Виды пропорциональных отношений. Отношения соответствующих сторон подобных фигур равны между собой. Расположенные рядом или одна на фоне другой, подобные фигуры образуют взаимосвязанную композицию. Например, при расположении большого проема на плоскости стены или для согласования формы чередующихся простенков и окон можно использовать подобные прямоугольники. Диагонали подобных прямоугольников параллельны (при параллельном расположении соответствующих сторон), поэтому для построения простейшей пропорциональной зависимости между прямоугольными плоскостями необходимо следить, чтобы их диагонали были либо параллельны, либо перпендикулярны друг другу. Принцип геометрического подобия применялся еще в Древней Греции для установления соразмерности между крупными частями здания и их деталями.

Последовательный ряд подобных фигур может быть связан двумя основными видами закономерности возрастания, основанными на геометрической или арифметической прогрессии. Особые свойства, чрезвычайно существенные для создания системы соразмерности, возникают в геометрической пропорции, если последний член ее приравнять к сумме двух первых. Такую пропорцию называют «золотой» или «золотым сечением».

Золотое сечение выражает идею деления целого на свои подобия таким образом, что возникающие величины, складываясь, могут воссоздать исходный размер и полученные отрезки гармоничны во всех сочетаниях. В количественном выражении ряд золотого сечения представляется такой последовательностью: 0,056; 0,090; 0,146; 0,236; 0,382; 0,618; 1,000 ... и т.д.

Отношение любых соседних чисел ряда выражается числом 0,618. Деление отрезка в золотом сечении легко осуществляется графически, в то время как весь ряд состоит из иррациональных чисел.

Многие, если не большинство произведений искусства, поражающих нас своей гармонией, имеют внутренние закономерности, основанные на пропорции золотого сечения, но это, конечно, не единственное условие превращения сооружения в произведение искусства.

Ле Корбюзье положил золотое сечение в основу своего "Модулора",

Модульная система пропорционирования предполагает существование модуля — условной единицы измерения. Модульные пропорции широко применялись на протяжении всего развития архитектуры. Наиболее ярким примером модульной системы пропорционирования является построение античных ордеров, в которых в качестве модуля используется либо диаметр, либо радиус колонны.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Что такое масштаб?

2. Виды пропоциональных отношений?

3. Что такое «золотое сечение»?

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.