Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как ребята лепили снеговика




Цель: составление рассказа по тексту и серии сюжетных кар­тин.

Задачи:

- активизировать словарь детей по теме «Времена года. Зима»;

- учить детей правильно отвечать на вопросы логопеда;

- учить детей составлять рассказ «Как ребята лепили снеговика» по тексту и серии сюжетных картин;

- развивать произвольное внимание, логическое мыш­ление детей.

Оборудование: серия сюжетных картин «Как ребята лепили снеговика* (большие иллюстрации 9 и 10), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Оргмомент

Логопед. Какое сейчас время года? (Зима.) Давайте поиграем в игру с мячом «Потому, что...» Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди. Тот, кто пой­мает мяч, назовет любую примету зимы. Например: «Сейчас зима, потому что...» (Все вокруг покрыто белым снегом.)

Дети ловят мяч и называют приметы зимы. Логопед помогает пра­вильно составить предложение в случае затруднений.

Основная часть занятия

1. Введение в тему занятия

Логопед. Сегодня мы будем составлять рассказ «Как ребя­та лепили снеговика» по тексту и серии сюжетных картин. Но сначала давайте выполним упражнения разминки.

2. Пальчиковая гимнастика и кинезиологическш упражнения

 

Содержание упражнений Выполняемые действия
Во дворе (Н.В. Нищева)
Р.э, два, три, четыре, пять, Загибаем пальчики по одному, начиная с большого
Мы во двор пришли гулять. «Идем» по столу указательным и сред­ним пальчиками
Бабу снежную лепили. «Лепим» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили, «Крошим» всеми пальцами
С горки мы потом катались, Ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой
А еще в снегу валялись. Кладем ладошки на стол то одной сторо­ной, то другой
Все в снегу домой пришли. Отряхиваем ладошки
Съели суп и спать легли. Движения по тексту (имитация еды лож­кой и сна)
Колечко
Пальчики соединяем и колечки получаем. Один, два, три, четыре. Четыре, три, два, один. Поочередно соединять пальцы с большим пальцем в колечки. Упражнение выпол­няется в прямом (от указательного паль­ца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе

3. Знакомство с текстом рассказа. Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста

Логопед. Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом о том, как ребята лепили снеговика.

Логопед выразительно читает рассказ. По ходу чтения прикрепляет на доску две картины серии «Как ребята лепили снеговика».

«Однажды зимним морозным днем ребята решили сле­пить снеговика. Сначала ребята все вместе скатали из снега три кома. Потом поставили их друг на друга: на первый, самый большой снежный ком, поставили второй ком, поменьше. А на самый верх снеговика поставили тре­тий ком, самый маленький.

После этого ребята решили украсить снеговика. Сделали ему глаза из двух угольков, рот из ягод рябины и нос из морков­ки. Девочки дали снеговику в руку метлу, а мальчики надели ему на голову красное ведро. Красивый получился снеговик!»

Логопед. А теперь ответьте на мои вопросы.

Логопед следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом.

Примерные вопросы:

Когда произошла эта история?

Что решили сделать ребята?

Из чего они решили слепить снеговика?

Как они лепили снеговика?

Как украсили снеговика?

Что решили дать снеговику девочки?

А что надели снеговику мальчики?

Какой получился снеговик у ребят?

4. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как ребята лепили снеговика»

Логопед. А теперь вам нужно составить рассказ с опорой на картинки серии. Сколько картин в этой серии? (Две.) Кто хочет рассказать о том, что происходит в первой части рассказа на первой картинке? Во второй части?

Дети по желанию составляют пересказы частей рассказа. После со­ставления общего пересказа логопед благодарит всех за старание.

III. Подведение итогов занятит Логопед подводит итоги занятия, отмечает наиболее ак­тивных рассказчиков.

Занятие 2.

Пересказ рассказа АЛ. Седугина «Трудные пуговки»

Цель: составление пересказа по тексту и опорным картин­кам. Задачи:

- активизировать предметный и глагольный словарь детей по теме «Одежда и обувь»;

- учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту;

- учить детей составлять пересказ по тексту и опорным картинкам;

- развивать у детей произвольное внимание, зритель­ную и слуховую память, логическое мышление.

Оборудование: текст рассказа А.А. Седугина «Трудные пу­говки» (с. 104), опорные картинки (маленькие иллю­страции 78-83), картинки с изображениями предме­тов одежды и обуви, мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Оргмомент

Логопед. Ребята, скажите, какой праздник отмечают люди в начале весны? (Праздник мам.)

Давайте поиграем в игру с мячом «Какие наши мамы». Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди. Тот, кто пой­мает мяч, расскажет, какая у него мама. Например: «Моя мама очень добрая».

Дети ловят мяч и рассказывают о своих мамах. Логопед помогает правильно составить предложение в случае затруднений.


Основная часть занятия

1. Введение в тему занятия


Логопед. Сегодня мы будем составлять пересказ расска­за Арсения Александровича Седугина «Трудные пуговки». Но сначала давайте выполним упражнения разминки.

2. Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения

 

Содержание упражнений Выполняемые действия
Где мой пальчик! (Н. Саконская)
Маша варежку надела: -Ой, куда пальчик дела? Сжать пальцы в кулачок
Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал. Все пальцы разжать, кроме боль­шого
Маша варежку сняла: -Поглядите-ка, нашла! Поднять большой палец вверх, остальныев кулаке
Ищешь, ищешь-и найдешь, Здравствуй, пальчик, как живешь? Ритмично сжимать и разжимать пальцыв кулачок
Кулак-ладонь
Вот ладошка, вот кулак. Все быстрей делай так. Обе руки лежат на столе или на ко­ленях ладонями вниз. Одну ладонь сжать в горизонтальный кулачок. Одновременно и ритмично менять положение рук: кулачок одной руки разжимать, а ладонь другой руки сжиматьв кулачок

3. Знакомство с текстом рассказа. Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста

Логопед. Послушайте рассказ Арсения Александровича Се­дугина «Трудные пуговки». (Выразительно читает рассказ.)

Логопед. А теперь ответьте на мои вопросы. Логопед следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом.

Примерные вопросы:

Когда произошла эта история?

Куда собирались мальчик Миша и его мама?

Что никак не получалось у Миши? Почему?

Что сделал мальчик, когда его мама отвернулась?

Чему удивилась мама, когда они с Мишей вернулись с прогулки?

Что ответил Миша маме?

Чем пригрозила Мише мама?

Что сделал Миша?

Почему он почувствовал себя виноватым?

Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Трудные пуговки?»

/. Составление пересказа текста по серии опорных картин

Логопед прикрепляет на доску картинки тройками (иллюстрации 78-80, 81-83).

Логопед. А теперь вам нужно составить пересказ этого рассказа с опорой на картинки.

Рассмотрите первую тройку опорных картинок. Что на..их нарисовано? (Мальчик застегивает верхнюю пугови­цу на пальто. Мама мальчика. Пуговица.) О чем можно рассказать по этим картинкам? (О том, как тяжело маль­чику было застегивать верхнюю пуговицу пальто. О том, что мама подгоняла мальчика. И о том, как мальчик от­рывал эту «трудную» пуговицу.)

Рассмотрите вторую тройку опорных каотинок. Что на них нарисовано? (Мама не пускает сына гулять. Пять пуговиц в коробочке. Мальчик протягивает маме пуговицу.)

О чем можно рассказать по этой тройке картинок?

(О том, как у мамы закончились пуговицы и она решила не пускать мальчика гулять. О том, как мальчик признался маме, что сам оторвал пять пуговиц и сложил в коробоч ку. Иотом, как мальчик попросил маму еще раз пришить верхнюю пуговицу пальто.)

Послушайте рассказ «Трудные пуговки» еще раз.

Логопед повторно читает детям рассказ.

Логопед. А теперь давайте составим пересказ этого рас­сказа по опорным картинкам. Кто хочет рассказать о собы­тиях, которые происходили в рассказе, по первой тройке картинок? По второй тройке?

Дети по желанию составляют пересказ по каждой тройке карти­нок.

Логопед. Скажите, как можно закончить этот рассказ? Что можно сказать про мальчика Мишу? А про его маму?

Дети дают ответы. После составления общего пересказа логопед благодарит всех детей за старание.

Ill Подведение итогов занятит

Логопед подводит итоги занятия, оценивает работу де­тей и отмечает наиболее активных рассказчиков.

Занятие 3.

Снегири

Цель: Составление пересказа рассказа по тексту и сюжет­ной картине. Задачи:

-активизировать предметный и глагольный словарь детей по теме «Зимующие птицы»;

- учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту;

- учить детей составлять пересказ по тексту и сюжет­ной картине;

- развивать у детей произвольное внимание, зритель­ную и слуховую память, логическое мышление.

Оборудование: сюжетная картина «Снегири» (большая ил­люстрация 11), картинки с изображениями зимую­щих птиц, мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Оргмомент

Логопед. Какое сейчас время года? (Зима.) Давайте поиграем в игру с мячом «Какая зима?». Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди. Тот, кто поймает мяч, назовет слово-признак, подходящий к зиме. Напри­мер: «Наступила морозная зима».

Дети ловят мяч и называют предложения со словами-признаками о зиме. Логопед помогает правильно составить предложение в слу­чае затруднений.

Основная часть занятия

1. Введение в тему занятия

Логопед. Сегодня на занятии мы будем составлять рас­сказ по тексту и сюжетной картине «Снегири». Но сначала давайте выполним упражнения разминки.

2. Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие общих движений и координацию

 

Содержание упражнений Выполняемые действия
«Прогулка»
Пошли пальчики гулять, Пальцы сжаты в кулаки. Большие пальцы опустить вниз и прыжками двигаться ими по столу
А вторые-догонять. Затем -указательными
   

Третьи пальчики-бегом, «Бежать» средними
А четвертые-пешком. Медленно передвигаться - безымянными
Пятые поскакали Мизинцы «скачут»
И в конце пути упали. Хлопок ладонями по поверхности стола
Птичка хочет в сад
Птичка хочет в сад. Птичка боится ребят. По ходу стихотворения проводить после­довательную смену трех положений рук на столе или на колене: ладонь вниз, го­ризонтальный кулачок (ладонью вниз), ла­донь ребром (большой палец вверху). По­степенно увеличивать темп упражнени я

3. Знакомство с текстом рассказа. Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста

Логопед прикрепляет на доску сюжетную картину «Снегири».

Логопед. Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом «Снегири» и будем учиться составлять его пересказ по кар­тине. Рассмотрите сюжетную картину и послушайте рас­сказ. (Выразительно читает рассказ.)

«Однажды зимой Маша, Ваня и их папа гуляли в парке. Вдруг Маша воскликнула:

- Смотрите, красные яблоки выросли на рябине! Пой­демте скорее, посмотрим на них поближе!

- Маша, зимой не растут яблоки, - сказал папа. -Это же снегири. Смотрите, какие они красивые! Давайт* подойдем поближе к рябине!

На ветках рябины сидела стайка снегирей. У этих птичек были красные грудки. Вот почему Маша сначала приняла их за яблоки. Снегири с удовольствием клевали спелые ягодки рябины.

Миша и Ваня долго еще разглядывали этих необычных птичек».


Логопед. А теперь ответьте на мои вопросы. Логопед следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом.

Примерные вопросы:

Когда произошла эта история?

Где гуляли ребята и их папа?

Во что одеты дети?

І Іочему на них теплая одежда?

Что необычного увидела Маша?

Как объяснил необычное явление папа?

Почему Маша приняла снегирей за яблоки?

Что делали на рябине снегири?

А что делали ребята?

Как вы думаете, снегири понравились детям? И т.д.

1. Составление рассказа по сюжетной картине «Снегири» Логопед.А теперь давайте попробуем по цепочке составить болошой рассказ по этой картине. Я возьму наш волшеб­ный мячик. Он всегда помогает красиво говорить тому, кто держит его в руках. (Логопед берет в руки мячик.) А начнем мы наш рассказ так:

«Однажды зимой Маша и Ваня вместе с папой гуляли в парке». А теперь я передаю мячик кому-то из вас. Тот, у кого оказался мячик, должен посмотреть на картину и продолжить рассказ.

Дети по очереди составляют предложения по картине, передавая мячик друг другу. Логопед внимательно следит за ответами детей, помогает им в случае затруднений. После составления общего пе­ресказа логопед благодарит всех детей за старание.

Ill Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги занятия, отмечает активных рассказчиков.


Занятие 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...