Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительное образование как один из факторов формирования ценностных




ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ

Принципы организации дополнительного образования, его содержание позволяют существенно повысить уровень познавательных возможностей и познавательной активности обучающихся. В круг значимых для обучающихся проблем включаются проблемы самопознания и самореализации творческих возможностей, в том числе и в решении социально значимых задач (поскольку практическая деятельность детей в сфере дополнительного образования всегда имеет определенную социальную мотивацию). Обучающиеся осваивают новые источники образовательной информации, к их числу относится собственный опыт творческой деятельности, общение с компетентными людьми, межличностное общение обучающихся, основанное на интересах в одном и том же виде деятельности. Экологические экспедиции, туристские походы, исследовательская деятельность в детских объединениях и другие формы дополнительного образования представляют собой такие источники знаний о жизни, о самом себе и специальных областях культуры, которые не могут быть заменены ни уроками, ни другими источниками общеобразовательных знаний. Дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения иприменения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Вместе с тем в условиях вариативной образовательной системы растет спрос на такие программы дополнительного образования, которые компенсировали бы известную односторонность профильного обучения в школе, способствовали бы «гармонизации» общего образования. Дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых, оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности, оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей. В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач достижениями в области дополнительного образования. Особенностью системы современного дополнительного образования является:

• во-первых, создание образовательной среды (условий), дающих возможность для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей и развития уже проявившихся способностей личности каждого обучающегося, в соответствии с присущим каждому индивиду творческим потенциалом;

• во-вторых, комплексное развитие различных видов способностей и сторон личности (физических, эмоциональных, познавательных, личностных, духовно-нравственных) в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. При этом базовый (или повышенный) уровень «знаний – умений – навыков» превращается из цели обучения в средство развития познавательных, творческих и личностных возможностей школьников. Причем обучающийся превращается из «объекта» педагогического воздействия в «субъекта» – партнера по педагогическому взаимодействию. Педагог дополнительного образования из «транслятора» информации и опыта превращается в «организатора» познавательного взаимодействия [4].

В системе дополнительного образования предметом выступает развитие личности обучающегося в целом. Оно включает в себя кроме мышления и перцептивную, и эмоциональную, и духовно-нравственную, и естественно-телесную сферы. На протяжении всей жизни в человеке протекают два взаимосвязанных процесса: личностное становление и процесс социализации, вхождение человека в общность. Туристско-краеведческая деятельность (ТКД) играет большую роль в становлении личности подростка. Она задействует духовно-нравственную, физическую, эмоционально-чувственную, волевую, потребностно-мотивационную, а также интеллектуальную сферы ребенка. Возможности ТКД в развитии сферы подростка реализуются наиболее эффективно и полно, если в условияхэтой деятельности используется специальный психолого-педагогический комплекс.

Туризм и краеведение – интегративная деятельность, которая при разумной организации дает огромные образовательно-оздоровительные результаты:

• Во-первых, занимаясь в детском объединении, обучающийся может приобрести качества, необходимые ему для продолжения образования, учебной деятельности. Это овладение новыми (помимо привычных условий классно-урочной системы) способами получения знаний о мире и о себе во время туристских прогулок и походов, сформированный интерес к продолжению изучения своего края. Систематическое включение обучающегося в туристско-краеведческую деятельность расширяет его представление о спектре профессий, связанных с исследованием и освоением живой природы. Для выпускника школы это может стать необходимым условием более качественного профессионального самоопределения, выбора профиля продолжения образования.

• Во-вторых, в туристской деятельности можно сформировать у школьников и качества субъекта общения. Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого – качества, которые участник туристского похода проявляет постоянно. А коллективные условия реализации деятельности дают ему представление о моральных нормах поведения общества и формируют отношение к ним как к ценности. Ребенок приобретает опыт общения: практические умения устанавливать положительные отношения в коллективе, поддерживать коммуникационные контакты в условиях преодоления трудностей, физических и психологических нагрузок, опыт разрешения конфликтных ситуаций.

• В-третьих, туристско-краеведческая деятельность имеет необходимый потенциал для развития лидерских задатков. Коллективный характер деятельности пробуждает у ее участников интерес к жизни в коллективе единомышленников. Многолетняя практика походов дает опыт планирования туристской деятельности класса, организации работы органов самоуправления, контроля реализации принятых решений.В старших классах выполнение обязанностей помощников классных руководителей в проведении туристских прогулок и походов формирует навыки руководства группами обучающихся. А участие в самоуправлении туристской группы – постоянную необходимость проявления ответственности.

• В-четвертых, включение обучающегося в систематическую туристско-краеведческую деятельность на протяжении его обучения в школе способствует формированию готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья. В этом направлении можно дать обучающемуся специальные знания по медицине, гигиене, физиологии, необходимые для профилактики заболеваний и травматизма, оказания первой доврачебной помощи, информацию о методах саморегуляции во время физических нагрузок. Постепенно у обучающегося формируется отношение к собственному здоровью как ценности и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию. Опыт различных видов походов поддерживает интерес к данному способу физических нагрузок, создает у воспитанника представления о возможностях организации собственного досуга активными методами на природе. Потребность в определенных поступках, совершаемых в специально созданных условиях, порождает привычки, перерастающие затем в качества личности. Достигаются же такие результаты за счет преодоления элементарных естественных препятствий, длительной ходьбы, активной деятельности по жизнеобеспечению в различных метеорологических и сезонных условиях. За счет этого участники похода достигают большого диапазона самовосприятия собственного физического состояния, уровня здоровья во время и после физических нагрузок.

• В-пятых, школьный туризм и краеведение – действенные средства формирования отношения обучающихся к выполнению обязанностей защитника Отечества как ценности. Предпосылкой этого становится посещение мест боев, краеведческих музеев, памятных мест, связанных с событиями военной истории Родины. Кроме того, готовность выпускника школы к реализации обязанностей защитника Отчества определяют полученные им знания и навыки по жизнеобеспечению в природной среде, которые обучающиеся приобретают в туристских походах во время преодоления естественных препятствий, организации походного быта, ориентирования. Полевые трудности, необходимость терпеть определенные лишения в связи с непогодой и физическими нагрузками развивают волевые качества, формируют уровень самоконтроля, достаточный для ограничения собственных бытовых потребностей на время выполнения воинского долга. 129

• В-шестых, в процессе туристских походов, сборов, экспедиций можно сформировать у ребят готовность к природоохранительной деятельности. Что же способствует этому? Смена ландшафтов, посещение значения живой природы для общества и каждого человека. Краеведческое исследование дает знания о негативном и позитивном воздействии общества на природную среду, необходимые для формирования собственной оценки фактов взаимодействия человека с его средой обитания. А наблюдения рождают интерес к изучению природы. Кроме того, в туристских походах детьми приобретаются навыки практической природоохранной деятельности: убрать место привала, почистить родник, огородить муравейник, сделать кормушки для птиц и животных. Неотъемлемой частью туристско-краеведческой деятельности является туристский коллектив. Он представляет собой прекрасную среду для морально-эстетического развития личности. Интенсивное общение и взаимодействие внутри группы, совместная творческая деятельность, общность целей, интересов и переживаний, определяемых «завтрашней радостью» предстоящих походов, а также одинаковые условия пребывания подростков создают определенный микроклимат в туристском коллективе [5]. Участие детей в краеведческой работе, а следовательно, изучение окружающей среды на примере родного края ускоряет приобретение ими жизненного опыта, способствует формированию устойчивых убеждений и взглядов на происходящие в жизни события. В процессе туристско-краеведческой деятельности обучающиеся добровольно принимают участие в общественно полезном труде: изучают процессы производства на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях; исследуют поля, леса, изучают различные агрохимические показатели почвы; участвуют в преобразовании и охранеприроды; помогают в работе археологических, этнографических, геологических экспедиций; участвуют в работе туристских агитбригад; оказывают шефскую помощь ветеранам войны и труда и многое другое, характерное для туристско-краеведческой деятельности. Участие в работе школьного музея способствует развитию у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности, которая заключается в сочетании собственно музееведческих методов с методами других, чаще всего профильных, дисциплин. В процессе работы в музее применяются как общие методы этих наук, так и частные методики, выработанные археологией, этнографией, источниковедением, а также специфические музееведческие и краеведческие приемы иссле-дования. Говоря о значении туристско-краеведческой деятельности в жизни обучающихся, нельзя забывать о его гуманитарной функции: расширении кругозора, где можно выделить образование и воспитание подрастающего поколения. Основой для осуществления гуманитарных функций можно назвать и экскурсионные мероприятия [6]. Это связано с тем, что разнообразная тематика экскурсий (исторических, литературных, архитектурных, этнографических, природопознавательных, производственных и др.) позволяет экскурсантам углубленно развивать знания о природе, жизни людей всего мира, предоставляет широкий выбоР познаний каждому по интересам. Перед школьными экскурсиями ставятся задачи обогащать знания обучающихся (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); устанавливать связи теорий с практикой, с жизненными явлениями и процессами; воспитывать любовь к природе; развивать творческие способности обучающихся, их самостоятельность, организованность в учебном труде, чувство коллективизма и взаимопомощи; обогащать эстетические чувства; развивать наблюдательность, память, мышление, эмоции; активизировать познавательную и практическую деятельность; воспитывать положительное отношение к учению. Каждая экскурсия для школьников связана с учебным материалом разных предметов. Практика показывает, что экскурсионные программы помогают обучающимся охватить содержание обучения широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых на уроках законов физики и химии, физики и биологии, истории и географии, поэтому учебная экскурсия в большей степени, чем какая-либо другая форма обучения, способствует реализации межпредметных связей. На экскурсии учащиеся не только усваивают новые знания или углубляют, расширяют имеющиеся, но и приобретают умения и навыки их применения. Особо следует подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы учащихся: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезными обществу. В поле, в лесу, на реке школьники находятся в мире прекрасного, учатся понимать красоту, потом воспроизводить увиденное и прочувствованное в рисунках, гербариях, стихах, рассказах, поделках. Говоря о значении туристско-краеведческой деятельности в развитии личности обучающегося, нельзя не упомянуть и об исследовательской деятельности как одного из методов проблемного обучения, которая направлена на воспитание творческой инициативы ребенка. Обучающиеся при систематической исследовательской работе в течение ряда лет изучают выбранные ими объекты по принципу «спирали», охватывая все более широкую природную и социальную среду. В процессе исследовательской работы по краеведению обучающиеся усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности, расширяют общественные знания. Проводя научно-исследовательскую работу, обучающиеся приоб-ретают элементарные навыки научного исследования. С понимания истории родного края, его культуры, традиций, системы духовных ценностей начинается становление гармонически развитой личности. Любовьк своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения кпредкам вызывают в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. Туристско-краеведческая деятельность создает уникальные возможности для синтеза потенциалов природной социальной и личностной среды в воспитании и развитии личности подрастающего поколения. Обучающийся проявляет активность, самостоятельность в туристско-краеведческой деятельности, познавательный интерес, обладающий значительными побудительными регулятивными возможностями и активности, и самостоятельности. Весь комплекс этих личностных образований можно условно считать механизмом становления активной позиции подростка. Роль учреждений дополнительного образования в туристско-краеведческой направленности особая, так как именно непосредственная деятельность, занятия на практике позволяют обучающимся осознать у себя предрасположенность к определенной сфере человеческой деятельности. Такие черты характера, как мужество, открытость, ответственность, выносливость, принципиальность, приобретаемые обучающимися в процессе занятий туристско-краеведческой деятельности, помогают не только выбрать будущую профессию, подготовиться к ней, но и стать впоследствии достойным гражданином. Туристско-краеведческая деятельность ориентирована на формирование у детей ключевых компетенций для дальнейшей жизни: историко-познавательных, информационно-коммуникативных, социально-мировоззренческих, что позволит им занять достойное место в социуме. Активность в детских объединениях как личностное образование выражает особое состояние и отношение к деятельности (внимательность, расположенность, живое соучастие в общем процессе, быстрое реагирование на изменение обстоятельств деятельности). Формирование активности, самостоятельности обучающегося любоговозраста содействует его всестороннему развитию в любой деятель-ности, его благополучному положению в коллективе, ведь подростковый коллектив детских объединений – это общественная микросистема. Принципы взаимоотношений в ней являются конкретной моделью общественных взаимоотношений, переносимых в будущую самостоятельную жизнь.

Примечания

1. Выготский Л. С. Психология личности, т. 2, М., 1982; Слободчиков В. Н.,

Исаев Е. Н. Психология человека. – М., 1995; Социальная психология / под ред.

Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. Л., 1979.

2. Толковый словарь русого языка / под ред. Д. Ушакова. М., 1995.

3. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. вузов /

[О. Е. Лебедев и др.]; под. ред. О.Е. Лебедева. М.: Владос, 2003.

4. Морозова Н. А. Дополнительное образование в современной России // Пе-

дагогика. 2003. № 8.

5. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм. М.: ФЦДЮТиК, 2006;

Константинов Ю. С. Туристские слёты и соревнования. М. ЦДЮТур МО РФ,

2000; Минхомров Ф. Ф. Турист на дистанции. В помощь начинающему тренеру.

2-е изд. Казань: РИЦ «Школа», 2007; Остапец А. А. Педагогика турист-

ско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985.

6. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. М.: Рекламно-информационное бюро

«Турист», 1992.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...