Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Россия и страны ближнего зарубежья




Приоритетным направлением в отношениях России с СНГ в 2000-2012 гг. являлось обеспечение соответствия многостороннего сотрудничества с государствами-участниками Содружества задачам национальной безопасности страны. 10 октября 2000 г. в Астане пять стран Таможенного союза (Россия, Казахстан, Белоруссия, Кыргызстан и Таджикистан) учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Эта международная экономическая организация создана с целью эффективного продвижение процесса формирования Таможенного союза и единого, экономического пространства.

Таможенный союз

В декабре 2003 г. Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан приняли решение о создании Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ). В 2005 г. к ним присоединился Узбекистан.

В октябре 2007 г. в Душанбе Белоруссией, Казахстаном и Россией был подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. В ноябре 2009 г. в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 г. единого таможенного пространства. С января 2010 г. действует Единый таможенный тариф трёх стран. С июля 2011 г. весь таможенный контроль был вынесен на внешний контур границ Таможенного союза.

В 2003–2006 гг. в ряде стран СНГ сменилось руководство. "Цветные революции" (2003 г. – "революция роз" в Грузии, 2004 г. – "оранжевая" на Украине, 2005 г. – "тюльпанов" в Киргизии) и "безреволюционное" изменение политики Молдовы в отношении России были поддержаны США и странами ЕС. Новые власти Грузии (М. Саакашвили) и Украины (В. Ющенко) переориентировали свою политику на Запад, заявили о намерении вступить в НАТО.

С 2006 г. наиболее острым вопросом в отношениях между Россией и Украиной стал "газовый вопрос". Повышение цен на газ для Украины и Белоруссии привело к нарастанию напряженности между этими государствами и Россией и появлению проекта поставки газа в Европу по дну Балтийского моря, минуя украинскую территорию.

8 августа 2008 г. Грузия начала военную операцию против республики Южная Осетия, в которой проживает большое количество граждан России. Россия вмешалась в конфликт, республика была полностью "зачищена" от грузинских войск. При посредничество президента Франции Н. Саркози был разработан план мирного урегулирования. Он подразумевал прекращение военных действий, отвод войск на позиции до 8 августа и гарантии безопасности для Южной Осетии и Абхазии. 26 августа 2008 г. Россия признала их независимость в одностороннем порядке, что вызвало резкую негативную реакцию на Западе. Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией и вышла из СНГ.

Российские военные в Цхинвале, август 2008 г.

Из документа (Тезисы доклада международной комиссии по расследованию обстоятельств войны на Южном Кавказе в августе 2008 г.):

Боевые действия начались с масштабной грузинской операции против города Цхинвали и прилегающих территорий в ночь с 7 на 8 августа 2008 года, которой предшествовал массированный артиллерийский обстрел.

Комиссия не может считать достаточно доказанным утверждение Грузии о вторжении значительных российских сил в Южную Осетию до 8 августа.

Массовое предоставление российского гражданства жителям Грузии и раздача российских паспортов на грузинской территории, включая отколовшиеся провинции, без согласия правительства Грузии шла вразрез с принципами добрососедства, являлась откровенным вызовом суверенитету Грузии и вмешательством в ее внутренние дела.

Обвинения в геноциде, выдвигавшиеся против Грузии со стороны России и Южной Осетии, в последние месяцы идут на спад по причине отсутствия доказательств намерения Грузии совершить геноцид. Число погибших и пострадавших с югоосетинской стороны оказалось значительно ниже, чем утверждалось вначале. Российские представители говорили о примерно двух тысячах погибших мирных жителях Южной Осетии, но в результате эта цифра сократилась до 162.

Возникает вопрос, являлось ли применение Грузией силы в Южной Осетии оправданным с точки зрения международного права? По нашему мнению, ответить на него следует отрицательно.

В то же время, все операции югоосетинских сил, за исключением непосредственно направленных на отражение нападения грузинской армии, в особенности акты насилия в отношении этнических грузин в Южной Осетии и за ее пределами, были нарушением международного гуманитарного права и прав человека. Также незаконными являлись все действия югоосетинских сил против грузинской армии, предпринятые после 12 августа 2008 года, когда было заключено соглашение о прекращении огня.

Следующий вопрос состоит в том, являлось ли оправданным применение грузинской армией силы в отношении российских миротворцев на грузинской территории (в Южной Осетии)? Ответ, опять-таки, отрицательный.

Не приходится сомневаться в том, что Россия имела право отразить нападение на своих миротворцев средствами, пропорциональными угрозе. Таким образом, на первом этапе конфликта применение Россией силы в целях обороны следует признать законным.

Вместе с тем, с учетом масштабов изначальной грузинской атаки, необходимость и оправданность дальнейших действий России вызывают сомнения. Представляется, что большая часть этих действий вышла далеко за рамки необходимой обороны. Перенос боевых действий вглубь территории Грузии явился нарушением международного права, и на данном этапе грузинские войска действовали, осуществляя право на самооборону в соответствии со статей 51 Устава ООН.

В оправдание своих действий Россия ссылалась на необходимость защиты своих граждан, проживавших в Южной Осетии, в соответствии со статей 61 (2) Конституции РФ.

…Миссией установлено, что в ходе конфликта все стороны - грузинская армия, российская армия и югоосетинские силы - нарушали международное гуманитарное право и права человека. Многочисленные нарушения были совершены югоосетинскими ополченцами, разного рода добровольцами и наемниками, а также просто отдельными вооруженными лицами. Установить виновных в каждом отдельном случае весьма сложно, еще и потому, что российская и грузинская армии использовали в основном одинаковое вооружение. Отдельные нарушения имеют признаки военных преступлений".

В 2010 г. президентские выборы на Украине выиграл В. Янукович, объявивший в ходе предвыборной гонки, что страна не будет вступать ни в какой военный блок. Появилась возможность "перезагрузки" межгосударственных отношений России и Украины. На встрече в Харькове в апреле 2010 г. Д. Медведев и В. Янукович подписали Соглашение между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота (ЧФ) Российской Федерации на территории Украины. Было достигнуто соглашение о продлении срока пребывания ЧФ в Причерноморском бассейне. Также было заключено соглашение между руководством ОАО "Газпром" и НАК "Нафтогаз Украины" о поставках газа, которые обеспечило восстановление взаимопонимания между Украиной и Россией в газовой сфере.

В. Янукович и Д. Медведев подписывают Харьковское соглашение

Вместе с тем, в годы президентства Януковича Украина опустилась во всех рейтингах по индексам конкурентоспособности, условий ведения бизнеса, развития человеческого потенциала, экономической свободы и индексу восприятия коррупции. В стране сформировалась оппозиция, выступающая за вступление Украины в НАТО и ориентацию на Запад.

Значимым геополитическим изменением стало расширение ЕС, в состав которого в 2004 г. вошли Латвия, Литва и Эстония. Руководство прибалтийских стран выдвинуло ряд территориальных и материальных претензий к РФ. В этих государствах начались притеснения русскоязычного населения, переписывание истории. Экономические связи со странами Прибалтики значительно сократились.

Главным итогом деятельности России на мировой арене в 2000-2012 гг. явилась реализация концепции внешней политики, исходящей из национальных интересов страны. Концентрация внимания на решении конкретных проблем (безопасность, совместные экономические проекты и т. д.) в отношениях с разными государствами придает внешней политике страны прагматичный характер. Россия отстаивает национальные интересы, вносит важный вклад в борьбу с международным терроризмом, участвует в работе международных организаций, поддерживая концепцию многополярного мира. Об укреплении позиций России на международной арене свидетельствовало решение МОК 2007 г. о проведении Олимпийских игр 2014 г. в Сочи.

4 июля 2007 г., на 119-й сессии Международного олимпийского комитета (МОК) в Гватемале, Сочи был официально избран столицей XXII зимних Олимпийских игр.

Из документа (Выступление Президента России В.В. Путина на презентации Сочи-2014 в Гватемале):

«…Миллионы россиян объединяет олимпийская мечта. Зимние виды спорта очень популярны в России. Наши спортсмены стали победителями многих соревнований и внесли огромный вклад в олимпийское движение. Но нам никогда еще не оказывалась честь провести зимние Олимпийские игры. Мы уверяем вас в том, что выбор Сочи будет самым лучшим выбором. Какое бы решение вы ни вынесли – олимпийская заявка Сочи уже принесла свою пользу.

Олимпийский комплекс в Сочи станет первым спортивным центром мирового класса в новой России. Хотел бы отметить, что после распада СССР Россия лишилась всех горных спортивных объектов. Вы можете себе такое представить? Даже сегодня наши национальные сборные не имеют возможности проводить тренировки в горах на территории страны. Великолепный спортивный центр в Сочи станет нашим подарком всем спортсменам – нынешним и будущим олимпийцам, гражданам России и всем ее зарубежным гостям. Сочи станет новым курортом мирового класса в новой России и во всем мире! И мы будем рады принимать вас в России и в Сочи в качестве наших дорогих гостей».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...