Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные принципы дрессировки собак




Дрессировка собак позволяет использовать их для хозяйственных, спортивных, военных целей. Различают дрессировку собако хотничьих, служебных и цирковых. Для охоты дрессируют лаек, гончих, борзых, норных, легавых, спаниелей. В служебном собаководстве для караульной, сторожевой, пастушьей, розыскной, ездовой, санитарной и др. специальных служб дрессируют овчарок, лаек (ездовых и оленегонных) и в небольшом количестве колли, эрдельтерьеров, доберман-пинчеров, боксёров. В охотничьем собаководстве специальную дрессировку лаек, легавых, спаниелей называют натаской, гончих ‒ нагонкой, борзых, норных («берут» зверя в норе) ‒ притравкой.

Дрессировка собак включает 4 этапа: 1) подготовительный (с момента отбивки от матери до 8‒9-мес возраста), когда щенка приучают к кличке, безотказному подходу к хозяину, к запрещающей команде, хождению на поводке; 2) общий курс (общее послушание) ‒ обучение молодой собаки выполнению команд, позволяющиху правлять животным в любых условиях; 3) специальный курс ‒ развитие врождённых и воспитание условных рефлексов и навыков, необходимых для служебного использования собаки; 4) тренировка ‒ закрепление иразвитие нужных рефлексов и навыков, накопление у собаки опыта работы в усложнённых условиях.

Особенности дрессировки птиц и насекомых.

Дрессировке поддаются птицы и насекомые. Например, приручение голубей к перелетам на дальние расстояния. Именно благодаря работе человека с этими птицами, и выработалась способность почтовых голубей находить дорогу к дому.

Пчеловоды, которые хотят получить мёд с определённого вида растений, заранее работают над созданием у пчёл условных рефлексов на запах необходимых цветов. Этот метод был впервые предложен советским учёным А. Ф. Губиным в 1933 году. Достигаются необходимые действия методом подкармливания насекомых сахарным сиропом с добавлением аромата определённого медоноса. Привыкнув к определённому виду, вкусу и запаху, пчёлы в дальнейшем будут искать именно это растение.

Сравнительная эффективность дрессировки.

Как способ обучения, использующий в первую очередь бессознательные механизмы, дрессировка эффективна в отношении детей и взрослых, не склонных обдумывать свои действия. В частности, Б. Ф. Скиннер показал высокую эффективность дрессировки перед другими методами воспитывающего влияния на заключённых и больных в психиатрических лечебницах («По ту сторону свободы и достоинства»). Как правило, результатом дрессировки является поведение, доведённое до автоматизма, поэтому её часто используют в профессиях и видах деятельности, где необходимо преодолевать страх, например в армии. Близким по форме к дрессировке является метод оперантного обусловливания и программированного обучения.

Во влиянии на взрослых, имеющих адекватные ценности и активно использующих возможности сознания, вместо дрессировки используют договорённости.

Цирковая дрессировка

 

Мыши и крысы в китайской цирковой труппе (зарисовка Йохана Нихофа (Johan Nieuhof), 1655-57 гг)

Дрессировка животных для цирковых выступлений известна достаточно давно. Ещё в Древнем Египте и в Древнем Риме использовались животные для этих зрелищных мероприятий. Сейчас в цирке можно увидеть самых различных дрессированных животных, начиная от слонов, заканчивая мышами. Если основная часть дрессировщиков использовала болевые методы в работе с цирковыми «артистами», то В. Л. Дуров впервые применил безболевой поощрительный метод, основанный на учении И. П. Павлова об условных рефлексах. Именно этот метод позволил Дурову подчинять и работать с животными, дрессировка которых ранее была невозможна. Этот метод получил достаточно широкое признание и используется многими дрессировщиками, например, знаменитый мастер цирка Ю. Д. Куклачёв использует в работе с кошками именно такой, поощрительный и безболевой метод дрессуры.

Хотя ранее (например, повесть "Майкл, брат Джери" Джека Лондона) в цирковой дрессировке животные повсеместно принуждались к выполнению трюков через угрозу боли, в настоящее время общество негативно относится к таким методам. Дрессировщики, их использующие, формируют негативное мнение о работе цирков. Многие цирковые учреждения, в частности Национальный цирк Украины, выступают с резким осуждением насильственных методов дрессировки. По словам Людмилы Алексеевны Шевченко, генерального директора-художественного руководителя киевского цирка, дрессировщик, который издевается над животным – не подходит цирку в принципе.

Несмотря на установленные со времен Дурова стандарты добропорядочного отношения к животным, некоторые дрессировщики не следуют профессиональной этике. Отсутствие механизмов пресечения жестокости по отношению к животным в ряде стран мира привело к запрету на законодательном уровне использования животных в цирках

 

Литература:

1. Герд М. А., Научные основы методов дрессировки животных, «Природа», 1955, №1, с. 34;

2. Дуров В. А., Дрессировка животных, М., 1924; Тинберген Н., Поведение животных, пер. с англ., М., 1969; Hediger Н., Beobachtungen zur Tierpsychologie in Zoo und Zirkus, Basel, 1961;

3. Крылов И. Г., Фадеев С. М., Дрессировкасторожевых собак, 3 изд., М., 1933;

4. Ковриженко И. Н., Козлов Н. И., Выращивание и дрессировка собак, К., 1963;

5. Сахаров Н. А., Техника дрессировки служебных собак, 3 изд., М., 1966;

6. Платонов А. В. (сост.), Охотничье собаководство, М., 1966;

7. Опыление сельскохозяйственных растений пчелами, в. 3, М., 1960;

8. ФришК., Из жизни пчел, пер. с нем., М., 1966;

9. Голуби, под ред. М. Н. Богданова и В. Ф. Ларионова, М., 1958.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...