Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. История архивов России в XX – XXI вв.




При изучении истории архивов России XX – XXI вв. необходимо обратить внимание на то, что с провозглашением архивной реформы в 1918 г. в архивном деле страны произошли коренные изменения. Впервые в истории отечественного архивного дела была создана государственная архивная служба, призванная покончить с всевластием бюрократических ведомств, не признававшим за архивами исторического значения.

При изучении курса основное внимание необходимо уделить трудам непосредственных участников архивного строительства, декретам, правительственным постановлениям по вопросам архивного дела, циркулярам, распоряжениям Главархива (ГУАД, Центрархива, ЦАУ, ГАУ, Росархива), анализу работ крупнейших ученых-архивоведов.

В седьмой теме: «История архивов и архивного дела в первые послереволюционные годы» (1917 г. – 1921 гг. )» особое внимание следует уделить причинам и предпосылкам архивной реформы в нашей стране, а так же роли и значению Союза Российских Архивных Деятелей – уникальной общественной организации того времени в подготовке реформы и деле спасения архивных документов.

Студенты изучают литературу и документальные источники о мероприятиях по охране местных архивов от уничтожения, а также о создании архивно-политических комиссий в архивах царской охранки.

Важное значение имеет работа архивистов по выявлению и сбору материалов по истории Февральской революции, первой мировой войны и истории политических партий и движений. Студенты должны знать роль П. Е. Щеголева и Б. И. Николаевского в создании Петроградского и Московского историко-революционных архивов.

Студенты должны иметь представление о том, как рождался декрет СНК РСФСР от 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР», а также знать последующие декреты, принятые в его дополнение. Студенты должны ознакомиться с источниками и литературой, раскрывающими суть дискуссий при обсуждении проектов декрета от 1 июня 1918 г., а также уделить внимание проблеме авторства декрета.

Необходимо сделать акцент на изучение героической работы архивистов по спасению документальных богатств страны, понять роль Д. Б. Рязанова – первого руководителя ГУАД в организации сотрудничества со старыми специалистами архивного дела.

Студенты должны ознакомиться с декретом СНК РСФСР «О хранении и уничтожении архивных дел (март 1919 г. )» и его – значением в условиях борьбы с «бумажным кризисом».

Необходимо знать, как велась в те годы подготовка архивных кадров, изучить источники и литературу о деятельности Петроградского Археологического Института и Московского Археологического Института и их роли в подготовке архивистов.

Должно быть обращено также внимание на изменение архивной политики в результате прихода к руководству Главного Управления Архивным Делом в сентябре 1920 г. М. Н. Покровского; на борьбу «просветительского» и «партийно-ведомственного» принципов в архивном строительстве; изучить обстоятельства организации Госархива РСФСР (12 сентября 1920 г. ) и Истпарта (1920 г. ).

Необходимо изучить историю и издания журналов ГУАД «Дела и дни» и «Исторический архив», а также причины закрытия «Исторического архива».

Особое внимание должно быть обращено на образование Единого государственного архивного фонда и создание акций и отделений ЕГАФ.

Следует ознакомиться с декретом ВЦИК от 4 июля 1921 г. «О взаимоотношениях между Главным Управлением Архивным Делом и архивными учреждениями автономных республик».

Соответствующее внимание следует уделить Первой конференции архивных деятелей РСФСР (1921 г. ), обсуждению архивоведческих проблем участниками конференции; а также передаче ГУАД из НК проса в ведение ВЦИК.

В восьмой теме «Процесс централизации управления архивами и архивным делом в РСФСР (1922-1929 гг. )» особое внимание должно быть обращено на то, как осуществлялась реализация планов создания системы управления центральными и местными архивами на базе Центрархива РСФСР.

Важное значение имеет реорганизация архивов по декретам ВЦИК от 30 января 1922 г. «Положение о ЕГАФ от 3 февраля 1925 г. ».  

Необходимо проанализировать политику Центрархива в отношении архивов профсоюзов и рукописных отделов музеев и библиотек, а также изучить декреты 1923 г. «О сосредоточении в Центральном архиве РСФСР находящихся в ведении учреждений и должностных лиц, эмигрировавших за пределы республики за время с 1917 года», и «О сосредоточении в Центрархиве РСФСР архивов семьи Романовых (бывшей царской фамилии) и некоторых других лиц». Обратить внимание на политику Центрархива по уточнению состава ЕГАФ, направленную на огосударствление всех документов независимо от их происхождения, собственника и содержания.

Необходимо изучить круг терминологических проблем архивоведения, обсуждавшихся I съездом архивных деятелей РСФСР (1925 г. ) и решения съезда. Студенты изучают выступление и статьи И. Л. Маяковского и суть «новой архивной политики», а также дискуссии 1925-1927 г. г. по вопросу об усилении бюрократических тенденций в системе управления архивами («главкизм»). Представляется целесообразным изучить историю краеведческого движения и роль краеведов в сохранении местных архивов. Следует рассмотреть работу по уточнению состава ЕГАФ, обратить внимание на доклады и решения II конференции архивных работников РСФСР (январь 1927 г. ), указавшей приоритетные задачи архивного строительства и использования документов в политической борьбе 20-х годов.

Особое внимание должно быть уделено курсу на политизацию и коммунизацию архивов, проводившихся руководством Центрархива, а также кадровой политике Центрархива в 1920-е годы. Необходимо ознакомиться с ограничениями на доступ исследователей в читальные залы архивохранилищ (1926 г. ).

Необходимо изучить макулатурные кампании, начало которым положило Постановление НК РКИ «О порядке изъятия из учреждений и предприятий архивной и иной бумажной макулатуры для нужд бумажной промышленности» (декабрь 1928 г. ).

Исследуя преобразования в архивном деле конца 1920-х гг., следует обратить внимание на «Положение об архивном управлении РСФСР» (1929 г. ), а также на Постановление ЦИК и СНК СССР от 10 апреля 1929 г. о Центральном архивном управлении СССР, ознаменовавшие собой торжество командно-административной системы управления архивным делом. При этом нужно ознакомиться с работой и решениями II съезда архивных работников РСФСР (1929 г. ), а также с системой подготовки архивных кадров при Московском университете, на архивных курсах, знать изменения, произошедшие в сети архивов, а также, какие архивы были созданы после 1922 г.

В завершении изучения темы необходимо, необходимо проанализировать публикаторскую Центрархива (журнал «Красный Архив»), а также историю и деятельность журнала «Архивное дело». При подготовке к семинарским занятиям особое внимание нужно уделить изучению литературы о «Деле Платонова» («Дело архивистов») 1929 г.

Изучая девятую тему «Завершение командно-административной системы управления архивами и архивным делом (1929-1938 гг. )» следует ознакомиться с сущностью командно-административной системы управления архивами, получившей логическое завершение их передачей под прямой контроль и в подчинение органам НКВД.

Необходимо обратить внимание на дальнейшее проведение макулатурных кампаний, их «пики», ущерб архивным фондам в центральных хранилищах и на местах в результате проводимых макулатурных кампаний.

Нужно ознакомиться с мероприятиями по подготовке архивных кадров, постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 сентября 1930 г. об открытии Института архивоведения (Историко-архивного института), изучить подготовку кадров в Институте, принцип подбора профессорско-преподавательского и студенческого составов, и их эволюцию в течение 30-х годов.

Студенты изучают, какие новые архивы созданы в 1930-е годы, состав и содержание фондов этих архивов, а также реорганизации архивов, проведенные в 30-е годы (архив звукозаписей, архив кинофотодокументов, межевой архив и т. д. ).

Обратить внимание на приход Я. А. Берзина к руководству отечественным архивным делом (в связи со смертью М. Н. Покровского в 1932 г. ) и смену приоритетов в архивной политике.

Необходимо изучить Постановление ЦИК СССР от 27 июня 1935 г. о мероприятиях по упорядочению архивного дела в СССР и проследить, как оно повлияло на дальнейшее развитие архивного дела.

Проанализировать методы использования архивных документов в «оперативно-чекистских целях» и масштабы мероприятий по засекречиванию фондов и систему «допусков» в архивы.

Отдельного изучения заслуживает тема «Репрессии среди архивистов» и «дело» о «шпионской организации в ЦАУ».

Особого внимания заслуживает передача архивных учреждений в ведение НКВД СССР, повлекшая за собой и организационные преобразования – создание Главного архивного управления НКВД СССР, архивных отделов НКВД республик, УВД краев и областей. Следует уяснить последствия передачи архивной службы стран в ведение Наркомата внутренних дел СССР, а также ознакомиться с современными дискуссиями в историко-архивной литературе.

Необходимо изучить постановление СНК СССР «Об утверждении Положения о ГАФ СССР и сети государственных архивов» (март 1941 г. ), знать состав и содержание фондов вновь созданных в марте 1941 г. центральных архивов.

В десятой теме «Архивы накануне и в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. » следует изучить мероприятия архивных учреждений по эвакуации архивных фондов, и установление органами НКВД приоритетов при вывозе и обеспечении сохранности документов.

Следует ознакомиться с данными об утрате архивных материалов в период войны, а также изучить литературу и воспоминания о героической деятельности архивистов по эвакуации архивов в глубь страны, хранении документов в новых условиях, а затем – по их реэвакуации. Знать судьбу Русского Заграничного Исторического архива («Пражский архив») и других архивный коллекций.

Следует обратить внимание на преобразование ГАУ НКВД в Управление государственными архивами (УГА) НКВД, и создание сектора (отдела) использования архивных материалов (1943 г. ).

Знать историю работы Всесоюзной конференции историков-архивистов (1943 г. ) и ее значению для развития архивоведения как науки, а также решениям конференции.

Необходимо изучить литературу и документы о мероприятиях по сбору и концентрации документов о Великой Отечественной войне, а также выступления участников Всесоюзной конференции историков-архивистов по этой проблеме (в частности, выступление В. В. Максакова и др. ). Необходимо ознакомиться также с работой архивных учреждений по собиранию документов Великой Отечественной войны.

Нужно знать также изменения в системе подготовки кадров историков-архивистов в Московском историко-архивном институте в годы войны. А также роль П. П. Смирнова в судьбе ИАИ.

Тема № 11 «История архивов и архивного строительства в послевоенный период и в период оттепели (1945-начало 1960-х гг. )» предполагает ознакомление с работой архивных учреждений по окончательной реэвакуации документов, приведению их в порядок и распределению фондов. Анализ истории развития архивов в послевоенный период предусматривает изучение истории создания «Особого архива» и судьбы т. н. «трофейных архивов».

Изучая историю архивов в период «оттепели», необходимо обратить внимание на Постановление Совета Министров СССР от 7 февраля 1956 г. «О мерах по упорядочению режима хранения и лучшему использованию архивных материалов министерств и ведомств», проследить, какое влияние оно оказало на дальнейшее развитие архивного дела в стране. При этом нужно также ознакомиться с установлением приоритетных направлений в использовании архивных материалов на основании этого Постановления. Следует обратить внимание на активизацию работы архивных учреждений по использованию документов ГАФ СССР в издательско-публикаторской деятельности (журнал «Исторический архив»), а также на восстановление и дальнейшее развитие международных связей отечественных архивистов.

Необходимо знать дискуссии по вопросам комплектования и экспертизы ценности документов ГАФ, итоги дискуссии, а также работу по подготовке списков фондообразователей по категориям как источников комплектования госархивов с постоянным и переменным составом документов. Уяснить причины создания Центрального госархива РСФСР (1957 г. ), уточнить состав документальных фондов ЦГАОР и ЦГА РСФСР.

Студенты должны знать Положение ГАФ СССР (1958 г. ) и изменения в сети центральных государственных архивов.

Заслуживает отдельного изучения важный этап в совершенствовании управления архивным делом – передача Главного архивного управления из ведения Министерства внутренних дел СССР в непосредственное подчинение Совета Министров СССР (1960 г. ) и утверждение нового Положения о Главархиве и сети Центральных государственных архивов (1961 г. ). Следует внимательно ознакомиться с Постановлением СМ СССР «О мерах по улучшению архивного дела в СССР (1964 г. ).

Студенты должны знать, чем была вызвана и в чем заключалась перестройка в области экспертизы ценности документов и комплектования государственных архивов, что в этой сфере было предпринято архивными учреждениями. Не следует упускать из виду роль МГИАИ в подготовке квалифицированных кадров, а также обратить внимание на вывод Историко-архивного института из ведения МВД в подчинение Министерства высшего образования СССР (1947 г. ).

В теме № 12 «История архивов и архивного строительства в период 60-х – 80-х гг. » необходимо обратить внимание на мероприятия по реорганизации местной сети архивов и постановление Совета Министров СССР об улучшении организации архивного дела в центральных государственных архивах СССР.

Заслуживает внимания история создания Всесоюзного Научно-Исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) 1966 г., задачи, поставленные перед ним и научно-исследовательской работа института в области архивного дела.

Следует изучить материалы научных конференций архивистов 1974 г., 1978 г., а также ознакомиться с ролью В. Н. Автократова в разработке теоретических проблем архивоведения и его творческим наследием.

Рассматривая практическую работу архивных учреждений, надо проанализировать внедрение принципов перестройки комплектования государственных архивов и экспертизы ценности документов в деятельности отечественных архивов, которая в этот период выдвинулась в число первоочередных задач, стоящих перед архивными учреждениями.

Следует изучить Положение о ГАФ СССР и Положение о Главархиве СССР при СМ СССР (1980 г. ). а также обратить внимание на ограничения в использовании документов и дальнейшее «размывание» ГАФ СССР (уступки ведомствам).

Интересен опыт в новой для отечественных архивных учреждений области – разработке автоматизированных информационно- поисковых систем по документам Государственного архивного фонда.

В то же время следует отметить отставание архивов в техническом отношении, недостатки в комплектовании архивов в техническом отношении, недостатки в комплектовании архивов научно-технической документацией, в подготовке справочно-информационных изданий, в организации использования документов.

Необходимо ознакомиться с международным сотрудничеством отечественных архивистов, имея в виду участие в Международных форумах архивистов (особенно – в V11 Международном конгрессе архивов в Москве).

Так же студенты должны знать историю создания новых центральных архивов (ЦГАНХ – 1961 г., ЦГАКФФД – 1967 г., НИЦТД – 1977 г. и др. ).

Важно усвоить и роль МГИАИ, осуществлявшего комплексную подготовку квалифицированных кадров для всех видов информационной работы с документами., а также борьбу за перестройку работы в архивах на основе принципов демократизации и гласности, которую возглавил профессорско-преподавательский состав МГИАИ во главе с ректором Ю. Н. Афанасьевым.

В теме № 13 «Отечественные архивы, наука об архивах и архивное дело на современном этапе» особое внимание следует уделить осмыслению провозглашенной в 1991 г. архивной реформы. Проследить изменения в архивном строительстве России и реорганизации архивов, произошедшие за период с 1991 г. А также проанализировать положительные и негативные аспекты децентрализации управления государственными архивами.

Следует изучить историю создания общественных организаций архивистов и их деятельность (особенно роль Российского общества историков-архивистов), периодического издания РОИА «Вестник архивиста», а также обратить внимание на другие информационно-публикационные издания, выходящие в этот период – «Исторический архив», «Источник» и др.

Студенты должны знать историю создания комиссий по реорганизации структур архивов КПСС, КГБ и включения их в сеть федеральных архивов и центров хранения документации.

Необходимо внимательно проследить историю разработки и принятия Закона «Об архивах и Архивном Фонде РФ» (июль, 1993 г. ), а также основные этапы организации Архивного Фонда Российской Федерации и принципы построения современной сети архивов РФ.

Необходимо изучить комплекс правительственных документов и указов Президента РФ по архивному делу России в 1990-е гг. (Постановление Правительства РФ от 24 июня 1992 г. «Об утверждении Положения о Комитете по делам архивов при Правительстве РФ и сети федеральных архивов и Центров Хранения Документации»; Постановление ВС РФ «О временном порядке доступа к архивным документам и их использовании» от 19 июля 1992 г.; Постановление Правительства РФ от 23 августа 1993 г. «О реализации государственной политики в архивном деле».

Немалую роль в процессе изучения архивных реформ 1990-х гг. играет анализ указа Президента РФ от 30 марта 1994 г. «Вопросы защиты государственной тайны» и Распоряжения Президента РФ от 22 сентября 1994 г. «Об образовании Комиссии по рассекречиванию документов, созданных КПСС» и др.

Должны быть изучены и осмыслены «Закон об Архивном Фонде РФ и архивах» от 7 июля 1993 г. и Указ Президента РФ от 17марта 1994 г. «Об утверждении Положения об Архивном Фонде РФ и Положения о ГАС России». Студенты должны обратить внимание на образование негосударственной части Архивного Фонда РФ, альтернативных архивов, должны знать происходящие изменения в государственной архивной службе России. Студенты должны изучить Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» (2004 г. ).

Следует проследить также изменения в системе подготовки кадров историков-архивистов в Историко-архивном институте, а также изменения в ИАИ в результате создания РГГУ, рассмотреть роль и место института в РГГУ, а также попытаться осмыслить место и роль историка-архивиста в современной исторической науке.

 

Разработчики:

канд. ист. наук, доц. кафедры ИОАД ИАИ РГГУ Санин О. Г.;

докт. ист. наук, проф. кафедры ИОАД ИАИ РГГУ Хорхордина Т. И.

 

Эксперты:

Программа одобрена на заседании ___________________ совета _______________

от ______________________, протокол № ______.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...