Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Требования к результатам освоения дисциплины




Специальная психология

(наименование дисциплины)

 

Направление подготовки/специальность:

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Направленность (профиль) программы:

Дошкольная дефектология

 

Уровень образования:

Академический бакалавриат

 

Форма обучения:

заочная

 

 

Ростов-на-Дону

2016 год.


Программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «01» октября 2015 г. № 1087

 

 

Составитель:

 

______________________ Климова Т.В.

подпись ФИО

«30» марта 2016г.

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры коррекционной педагогики

Заведующий кафедрой:

 

_________ д.п.н., профессор Скуратовская М.Л.

подпись

«31» марта 2016 г.


I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели освоения дисциплины (модуля): сформировать у студентов знания о психологических особенностях детей с особыми образовательными потребностями, подходах в организации их обучения и воспитания, содействие формированию профессионально значимых личностных качеств у студентов для оказания квалифицированной помощи детям с особенностями в развитии.

Задачи:

· овладение теоретическими основами современной специальной педагогики и психологии, получение общих представлений об истории становления и основных тенденциях развития специальной педагогики и психологии, их научно-методологических основаниях;

· познакомить с особенностями развития детей и функционирования психики в условиях дизонтогенеза, эволюцией взглядов на проблему отклоняющегося развития,

· получение общих представлений об основных видах отклонений в развитии, об особенностях психофизического развития детей, нуждающихся в коррекционно-развивающем воздействии;

· знакомство с принципами и методами организации психолого-педагогической помощи детям со специальными нуждами;

· формирование у студентов профессиональной и личностной ответственности за судьбу детей при решении вопросов подбора конкретных средств и приемов психолого-педагогической помощи.

 

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

2.1. Учебная дисциплина (модуль) Б.1.Б.5 «Специальная психология» относиться к циклу дисциплин профессиональной подготовки цикла «Дефектология» (Б1). Трудоемкость - 5 кредита. Реализуется на 1 курсе 1 семестре бакалавриата.

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- Специальная педагогика

Знания: основы специальной педагогики, ее место в структуре педагогического знания, историю развития специального образования и специальной педагогики, основы дидактики специальной педагогики, технологии и методы специального образования, формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи лицам с ОВЗ, современную систему специальных образовательных услуг, социально-педагогическую помощь в социокультурной адаптации лиц с ОВЗ.

Умения: использовать специальные методы в оказании коррекционно-педагогической помощи лицам с ОВЗ, осуществлять коррекционно-педагогический процесс в работе с лицами, имеющими ОВЗ в типовых и специальных образовательных учреждениях.

Навыки: профессиональными навыками для осуществления специальной педагогической деятельности.

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями» и др.. Освоение данной дисциплины является необходимой основой для прохождения психологической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО (ОС ЮФУ) и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности):

 

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы:

Шифр и формулировка компетенций (результаты освоения ОП) Элементы компетенций, формируемые дисциплиной
Общепрофессиональные компетенции (ОПК)
ОПК-3 -готовность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ Знания: -теоретико-методологические основания специальной психологии; -основные виды отклонений в развитии, причин их возникновения и динамики развития, возможностей изучения, коррекции и компенсации; -психологические особенности детей с особыми образовательными потребностями
Умения: - самостоятельно формулировать и раскрывать ключевые понятия и определения, рассматриваемые данными науками; - осуществлять критический анализ существующей педагогической теории и практики проблем в области изучения и сопровождения детей с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии; - определять значимые для профессиональной деятельности логопеда компетенций в работе с учащимися имеющими дефекты в развитии; - сущность психофизического развития разных групп детей, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении, в т.ч. и с неявно выраженными дефектами; - распознавать и обосновать качественное своеобразие психического развития ребенка в зависимости от локализации, характера нарушения, степени выраженности, времени возникновения
Навыки: • -способами работы с учебным материалом по данной дисциплине и презентации результатов своей самостоятельной работы
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК-5 -способностью к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития Знания: - основные принципы организации обучения и воспитания данной категории детей в специальных образовательных учреждениях и психолого-педагогической помощи в ДОУ; - ключевые понятия и определения специальной психологии.
Умения: - распознавать и обосновать качественное своеобразие психического развития ребенка в зависимости от локализации, характера нарушения, степени выраженности, времени возникновения; - овладеть навыками подбора и применения психодиагностических методик для количественного и качественного исследования особенностей психического (в первую очередь, интеллектуального) развития детей с особенностями в развитии, написания психолого-педагогического заключения по результатам диагностики
Навыки: - владение сущностью технологического подхода к проектированию целенаправленной, своевременной диагностической и коррекционной психолого-педагогической работы, которая позволит предупредить и преодолеть отклонения развития, затрудняющие процесс обучения и воспитания
Специальные профессиональные компетенции (СПК)
СК-1 -готовность к междисциплинарному взаимодействию с педагогами, психологами, специалистами медицинского профиля в ходе логопедической коррекции речевых нарушений Знания:
Умения: - навыками изучения детей с особенностями в развитии и в связи с этим понимание путей коррекционно-развивающей работы с учетом возраста и структуры нарушений в развитии, а также прогнозированием его дальнейшего развития и обучения на основе выявленных особенностей развития в учреждениях общего и специального образования; - проектировать оптимальные социально-психологические условия для личностного развития ребенка, а также организовывать и проводить мероприятия по предупреждению, исправлению имеющихся отклонений в психическом развитии.
Навыки: навыками выявления, анализа и оценивания ситуации развития детей «группы риска»
     

 

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетные единицы, 216 часа

Форма отчетности: экзамен

Структура дисциплины

Содержание дисциплины, структурированное по темам, c указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества академических часов (очная форма обучения)

№ п/п Раздел дисциплины/темы Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семинар Лабораторные и практические занятия В интерактивной форме из общего количества аудиторных часов Самостоятельная работа
  Модуль 1. Общие основы специальной психологии. Тема 1. Место специальной педагогики и психологии в системе наук о человеке и его развитии Тема 2. Теоретико-методологические основы диагностики аномалий развития               Промежуточное тестирование, круглый стол, реферат
  Модуль 2. Теоретические основы организации целенаправленной психолого-педагогической помощи детям с особенностями в развитии. Тема 3. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии Тема 4. Классификации аномалий психофизического развития. Понятие о психическом дизонтогенезе. Тема 5. Общие и специфические закономерности нарушенного развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский). Тема 6. Периодизация психического развития и проблемы нарушений психики у детей и подростков.               Промежуточное тестирование, круглый стол, реферат
  Модуль 3. Эволюция взглядов возможности и перспективы развития на детей с ограниченными возможностями. Современная система дошкольного специального образования Тема 7. Отношение к лицам с аномалиями развития в исторической перспективе. Тема 8. Система специальной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития в России и зарубежом.               Промежуточное тестирование, круглый стол, реферат
  Модуль 4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии Тема 9. Психолого-педагогические особенности детей с сенсорными и моторными нарушениями. Тема 10. Психолого-педагогические особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Тема 12. Психолого-педагогические особенности развития детей с эмоционально-волевыми нарушениями. Тема 13. Нервно-психические отклонения развития               Промежуточное тестирование, круглый стол, реферат
  Модуль 5. Практические вопросы работы с детьми с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии в общеобразовательном учреждении Тема 14. Принципы и основные направления диагностической и коррекционной работы с детьми, имеющими особенности в психическом развитии, их родителями и педагогами. Тема 15. Принципы и основные направления консультативной работы с детьми, имеющими особенности в психическом развитии, их родителями и педагогами.               Промежуточное тестирование, круглый стол, реферат
  Модуль 6. Основные психолого-педагогические подходы к организации обучения и воспитания детей с особенностями в развитии в дошкольном общеобразовательном учреждении Тема 16. Общие принципы организации учебно-воспитательного процесса для детей, имеющих особенности психического развития в ДОУ. Тема 17. Вопросы организации психолого-педагогического сопровождения и поддержки в ДОУ.               Промежуточное тестирование, круглый стол, реферат
  Всего                

 


План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

(Заочная форма обучения)

4.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (дневное отделение)

Недели   Название раздела, темы Самостоятельная работа обучающихся Оценочное средство  
Вид самостоятельной работы Сроки выполнения Затраты времени (час.) Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
  Модуль 1. Общие основы специальной психологии. Тема 1. Место специальной педагогики и психологии в системе наук о человеке и его развитии Тема 2. Теоретико-методологические основы диагностики аномалий развития Работа с первоисточниками, проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, другой учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы 2 недели   Дискуссия, круглый стол, тесты Бенилова, С.Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович, Н.В. Микляева. – М.: Парадигма, 2012. - 312 с. - (Специальная коррекционная педагогика). - ISBN 978-5-4114-0008-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210526 2010. - 352 с. - (Университетское психологическое образование). - ISBN 978-5-89353-309-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57341  
  Модуль 2. Теоретические основы организации целенаправленной психолого-педагогической помощи детям с особенностями в развитии. Тема 3. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии Тема 4. Классификации аномалий психофизического развития. Понятие о психическом дизонтогенезе. Тема 5. Общие и специфические закономерности нарушенного развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский). Тема 6. Периодизация психического развития и проблемы нарушений психики у детей и подростков. Работа с первоисточниками, проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, другой учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы 2 недели   Дискуссия, тесты, реферат Козьяков, Р.В. Специальная психология: учебно-методический комплекс / Р.В. Козьяков; сост. Р.В. Козьяков. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 103 с. - ISBN 978-5-4458-3624-7; То же [Электронный ресурс] http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241200 Лебединская, К. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. – М.: Издательство: Академический Проект, Трикста, 2013. Мандель, Б.Р. Коррекционная психология: модульный курс в соответствии с ФГОС-III+: иллюстрированное учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 468 с.: ил. - Библиогр.: с. 428-432. - ISBN 978-5-4475-4021-0; То же [Электронный ресурс]. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275614
  Модуль 3. Эволюция взглядов возможности и перспективы развития на детей с ограниченными возможностями. Современная система дошкольного специального образования Тема 7. Отношение к лицам с аномалиями развития в исторической перспективе. Тема 8. Система специальной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития в России и зарубежом. Работа с первоисточниками, проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, другой учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы 2 недели   Дискуссия, тесты, реферат Слепович Е. С., Гаврилко Т. И.. Специальная психология: учебное пособие / Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 512 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144372 Спатаева, М.Х. Специальная психология: учебное пособие: Ч. I.: психология познавательных процессов в условиях психического дизонтогенеза. - Омск: Омский государственный университет, 2013. – 188 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=238086
  Модуль 4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии Тема 9. Психолого-педагогические особенности детей с сенсорными и моторными нарушениями. Тема 10. Психолого-педагогические особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Тема 12. Психолого-педагогические особенности развития детей с эмоционально-волевыми нарушениями. Тема 13. Нервно-психические отклонения развития Работа с первоисточниками, проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, другой учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы 2 недели   Круглый стол, тесты, реферат Специальная психология [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям: в 2 т.. Т. 1 / [В. И. Лубовский и др.]; Московский городской педагогический ун-т; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп.. - Москва: Юрайт, 2015. - 428 с. Специальная психология [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям: в 2 т.. Т. 2 / [В. И. Лубовский и др.]; Московский городской педагогический ун-т; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп.. - Москва: Юрайт, 2015. - 274 с.: табл.; 84*108/1/32. - (Бакалавр. Магистр) (УМО BO рекомендует). - Библиогр. в конце гл. и в подстроч. примеч.. - Рек. Учеб.-метод. отд. высш. образования*. - ISBN 9785991649131 (т.2)
  Модуль 5. Практические вопросы работы с детьми с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии в общеобразовательном учреждении Тема 14. Принципы и основные направления диагностической и коррекционной работы с детьми, имеющими особенности в психическом развитии, их родителями и педагогами. Тема 15. Принципы и основные направления консультативной работы с детьми, имеющими особенности в психическом развитии, их родителями и педагогами. Работа с первоисточниками, проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, другой учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы 2 недели   Собеседование, тесты, круглый стол Специальная психология: УМК дисциплины для студентов всех форм обучения по направлению подготовки «Психология (бакалавр)» (030300.62). - М.: Директ-Медиа, 2014. – 103 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241200
  Модуль 6. Основные психолого-педагогические подходы к организации обучения и воспитания детей с особенностями в развитии в дошкольном общеобразовательном учреждении Тема 16. Общие принципы организации учебно-воспитательного процесса для детей, имеющих особенности психического развития в ДОУ. Тема 17. Вопросы организации психолого-педагогического сопровождения и поддержки в ДОУ. Работа с первоисточниками, проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, другой учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы 2 недели   Собеседование, тесты, реферат, круглый стол Специальная психология [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям: [в 2 т.]. Т. 1 / [В. И. Лубовский и др.]; под ред. акад. РАО В. И. Лубовского; Московский городской педагогический ун-т. - 7-е изд., перераб. и доп.. - Москва: Юрайт, 2016. - 428 с.Специальная психология [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям: [в 2 т.]. Т. 2 / [В. И. Лубовский и др.]; под ред. акад. РАО В. И. Лубовского; Московский городской педагогический ун-т. - 7-е изд., перераб. и доп.. - Москва: Юрайт, 2016. - 274 с.
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)      
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)      
               

Содержание учебного материала

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...