Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример использования КОНТЕНТ-АНАЛИЗА в исторической науке.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

(Из истории метода)

 

Контент-анализ (contents – англ.: содержание, содержимое) научный метод, предполагающий формализованное исследование содержания текстовых массивов в целях выявления и измерения, представленных в них социальных, культурных, ментальных особенностей. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как несистематизированный, беспорядочно организованный текстовой массив. Суть контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетическихпроцедур, используемых в сфере применения идеографическихметодов.

 

Термин coпteпt-aпalysisвпервые начал применяться в конце XIX – нач. ХХ вв. в американской журналистике (см. работы Б. Мэттью, А. Тенни, Д. Спиид, Д. Уипкинс). У истоков методологии контент-анализа находились американский социолог г. Лассуэл и французский журналист Ж. Кайзер.

Так, в начале 60-х гг. г. Лассуэл осуществил попытку политологического анализа СМИ, исходя из учета формальных критериев. Он ввел в научный оборот некую абстрактную единицу: «слово». Целью работы Лассуэла было получение собственно социологического результата на нетипичном для социологии материале: текстах печатных изданий. Исследователь проделал огромную работу, но, поскольку в методике Лассуэла качественные оценки не были адекватно соотнесены с количественные методы, результаты его трудов с трудом поддавались верификации.

В начале 60-х гг. Ж. Кайзер разработал оригинальную методику статистического анализа периодики. В ее основе лежал подход к тестовому массиву, как информационной системе. Тем самым Кайзер сформулировал теоретическую базу последующего распространения социологических методов в сферы изучения всех нарративных источников, включая эпиграфический и эпистолярный материал.

В работе Ж. Кайзера акцентировалось внимание на внешней форме организации материала: его расположении, оглавлении, оформлении и т.д. Кайзер разработал целый комплекс исследовательских процедур, обеспечивающих полную формализацию, как единичного газетного номера, так и совокупности однотипных периодических изданий. Тем самым Ж.Кайзер сформулировал систему, позволяющую фиксировать развитие тенденций в публикациях СМИ.

Свое дальнейшее развитие «кайзеровское направление» методологии контент-анализа получило в работах Э. Морэн. Э. Морен ввела в научный оборот термин «единица информации» – семантический блок, содержание которого отвечает на вопрос: «О чем говориться?» Последнее обстоятельство сделало возможным изучение любых форм организации текстового материала, причем, как на терминологическом уровне, так и на уровне фразы, абзаца, статьи и даже целых книг. Тем самым, Э. Морэн разрушила критерий однородности, применявшийся ранее при статистической обработке нарративов. Взамен, она предложила идеологию «семантических групп», которые, по ее мнению, должны учитываться по тематическому признаку. Кроме того, Э.Морэн разработала концепцию «тоню> материала, который определялся социометрически: «положительная информация», «отрицательная», «нейтральная».

 

В отечественной историографии методика контент-анализа описывается, как совокупность (комплекс) исследовательских процедур, направленных от формирования абстрактного объекта исследования и формулирования его конкретных задач, до интерпретации результатов и их статистической обработки.

В источниковедческих исследованиях контент-анализ используется не менее трех десятков лет. Суть применения метода состоит в формализации источникового материала.

Адекватность любого источника есть, по существу, его потенция к субъективации. Абстрагирование в процессе формализации, опосредовано содержанием сознания исследователя и потому, с неизбежностью, также оказывается субъективацией. Отсюда, формализация источника, iп пatura, оказывается созданием нового источника, т.е. творческим актом.

В социологии контент-анализ позволяет отслеживать тенденции развития социальных процессов, с целью прогноза функционирования социальных систем или их компонентов. В источниковедении этот метод выступает средством фундирования суждений о содержании источников.

В отечественной историографии контент-анализ, как правило, применялся для выявления тенденций трансформации взглядов конкретных авторов во временном аспекте, либо при сравнении позиций различных авторов по одному и тому же вопросу.

В силу известных экономических, социальных и политических причин, с конца 90-х гг., методический арсенал исторической науки практически не пополнялся. Вот почему вопросы методологии контент-анализа как метода исторических исследований, и теперь сохраняют свою актуальность.

Описывая процедуру контент-анализа, можно выделить несколько этапов, а именно:

 

Начальный этап исследования: На этом этапе, как правило, формулируется т.н. «эмпирическая теория» исследования. То есть, в ходе подготовки к проведению контент-анализа, ученый, как правило, систематизирует гипотезы, существующие в контексте данной проблематики и «отсеивает» те из них, которые не поддаются верификации на данных обусловленного информационного массива.

Кроме того, на первом этапе такого исследования формируется идеология исследовательской программы. Иначе говоря, в этот момент формулируются философские (теоретические), предпосылки, определяются основные задачи исследования и, вытекающие из них, базовые правила процедуры, а также выявляется логическая последовательность операций по классификации всего корпуса существующих гипотез.

 

С методической точки зрения, именно на этом этапе происходит актуализация системного соотношение цели, объекта и средств исследования и определяется их оптимальная конфигурация в процессе предстоящей работы.

 

Операциональный этап исследования: На втором этапе исследования создается основа для верификации используемых дефиниций и терминов. Как правило, в этот момент в сплошном текстовом массиве выделяются относительно автономные части – «единицы контекста», релевантные, как содержанию всего текстового массива, так и общей совокупности сформулированных дефиниций и терминов.

При этом при выявлении латентной информации, представляется

целесообразным использовать двухэтапную методику Р.Л. Лебедева­Р.В.Рывкина (см.: Лебедев Р.Л., Рывкин Р.В. О двух функциях категорий вконтент-анализе // Методологические и методические проблемы контент­анализа. Тезисы рабочего совещания социологов. М.-Л., 1973, Вып.1., с 71), которая предполагает существование в тексте двух категорий анализа: категорий структурирования как средства извлечения латентной информации и категорий интерпретации, зависимых от первых.

 

Этап счета: На третьем этапе исследования проводится собственно контент-анализ. То есть, осуществляется сбор информации, учет индикаторов, первоначальная обработка результатов, включающая установление видов и содержания отношений связей между элементами счета (индикаторами контент-анализа). Причем, последнее – как внутри совокупности данных, так и по отношению к самой совокупности как целостной информационной системе.

На этом этапе, принципиальную важность обретает то обстоятельство, что полученные данные должны гарантировать временную, интерсубъективную и инструментальную стабильность исследования, а также в полной мере соответствовать (находится в контексте) его теоретическим посылкам.

В случаях, если полученные данные расходятся с теоретическими посылками, применение контент-аналитических процедур завершается, и исследование начинается с начала.

Остаточный анализ данных. На четвертом этапе осуществляется агрегирование (интерпретация числового материала в целях его обобщения), структуризация и группировка полученных данных для формирования адекватных моделей в контексте задач, поставленных на первом этапе исследования.

В целом, нужно сказать, что анализ полученного материала впрямую зависит от трех режимов восприятия информации: режима «настройки», режима восприятия основной и режима восприятия возвратной информации. Причем, если первые два режима важны на первом и втором этапах контент-анализа, то третий режим приобретает особое значение на четвертом этапе и оказывается полностью обусловленным качеством работ на этапах 1-3.

Отдельно следует остановиться на проблеме отбора источникового материала.

Для того, чтобы применение контент-анализа было успешным, источник должен отвечать определенным требованиям. То есть, прежде всего, при выборе источника нужно определить, в какой мере его содержание соответствует поставленной задаче. Необходимо также изучить все существующие источники по данной проблеме и, если понадобится, выявить оптимальный размер репрезентативной случайной выборки.

Обычно выделяют три уровня стратегии исследовательского поиска при обработке текстовых массивов: формулятивный, описательныйи экспериментальныйпланы. В исторических исследованиях чаще всего используют описательныйплан, целью которого является системное качественно – количественное описание источника.

Описательный план всегда содержит элементы экспериментального. Сбор информации в контексте данного плана осуществляется на основе тотального или выборочного обследования (с обязательными расчетами размеров допустимой выборки). Описательный план предполагает особую строгость интерпретации понятий и точность В регистрации данных. Исследование по описательному плану обычно завершается классификацией данных, характеризующих структуру объекта исследования. К сказанному следует добавить, что изначально, описательный план, как правило, готовится в виде наброска, который уточняется и дополняется по мере «вживания» историка в источниковый материал и при реализации последовательности процедурных шагов. Принципиальное значение для реализации описательного плана контент-анализа имеет технический инструментарий историка.

В заключениенеобходимо сказать, что контент-анализ является весьма продуктивным методом исторических исследований, позволяющим порой получать весьма неожиданные результаты при изучении, как отдельных нарративных источников, так и больших несистематизированных информационных массивов.

 

Пример использования КОНТЕНТ-АНАЛИЗА в исторической науке.

Архангельская И.Д. К вопросу изучения периодической печати методами контент-анализа / отв. Ред. Косс Б.М. // Методы количественного анализа текстов нарративных источников. – М., 1983. – С. 110-125.

 

И.Д. Архангельская в своей статье на материалах «Торгово-Промышленной газеты» предприняла опыт разработки методики источниковедческого изучения периодики. Хронологические рамки исследования – 1910–1914 гг.

Исследование носило характер эксперимента. Свою задачу автор видел в разработке общих принципов и технических приемов выявления информативных возможностей газеты, отборе и систематизации как определяющих, так и второстепенных проблем, классификации информации по типам, ее концентрации, т.е. формализации информации, подготовке ее к оцениванию. В итоге полученные результаты могут классифицироваться как предварительные. Предложенная автором методика является перспективной в плане предварительного анализа ежедневной газеты. Подобная обработка газетной информации рассматривается как необходимый подготовительный этап для использования контент-анализа. Метод ориентирует на теоретическое осмысление изучаемого объекта.

При разработке методики извлечения и обработки информации И.Д.Архангельская ограничивалась двумя основными структурными подразделениями – отделами: Передовые и Хроника. Передовые статьи являются лицом издания. Им присущ аналитический характер. Данные статьи являются концентрированным выражением информационно-справочного характера «Т. – П.Г.». Они, с одной стороны, питают отдел «Передовые» материалом (однако, чаще косвенно, чем прямо), а с другой – являются резервуаром различных мнений в ходе обсуждения какой-либо проблемы, отражением событий общественной жизни. В этом автор увидел их основную функцию. Особенности этих статей наложили отпечаток и на характер пометок «Ред.»

Автор разделил информацию на 3 группы: А – «сквозная», В – «механическая», С – «сплошная». Группа А охватывает период 1910-1911 гг. В рамках каждого года рассматривалась информация первой недели декабря. Группа В охватывает 1912 г. и 1914 г. Рассмотрению подвергался каждый 10-й номер газеты. Группа С на ограниченном временном отрезке – октябрь-декабрь 1913 г. Применяя выборочный метод, автор исходил из гипотезы, что, поскольку издание является ежедневным, массовым по своему типу и достаточно четко организованным, внутри него существуют основные акценты, которые могут быть выявлены посредством выборки, примененной на большом временном отрезке (1910-1914 гг.). Автор предполагал, что информация конца года носит преимущественно оценочный характер, аккумулируя нерешенные проблемы и выдвигая новые. Элементы формализации, заложенные уже в самом отборе газетного материала, получили свое дальнейшее развитие в его проблемной систематизации, классификации информации по типам, выявлении ее внутренних взаимосвязей. Работа велась в 4 этапа:

I этап

1. Составление предварительного перечня проблем

2. Накопление материала

3. Изучение внутренней организации источника, общая характеристика его структурных подразделений, выявление структурных взаимосвязей и распределение информационной нагрузки, введение первичной карточки учета информации и авторской карточки, формирование проблемной и авторской картотеки.

 

II этап

1. Систематизация и концентрация информации:

o Корректировка перечня проблем на основе содержательного анализа

o Обработка первичной карточки информации, уточнение проблематики, выявление внутренних и хронологических взаимосвязей, проблемно-сопоставительный анализ

2. Систематизация информации по типу и содержанию:

o Выявление ключевых элементов зафиксированной информации

o Определение типа информации

o Общая оценка содержания информации

o Проверка карточки на соответствие номерным индексом

3. Концентрация информации:

o Групповой уровень

o Межгрупповой уровень

 

III этап

1. Анализ информации во внутренних взаимосвязях

o Выявление главных проблемно-координационных центров и линий взаимосвязи между ними и внутри них

o Проблемно-комплексная характеристика источника

 

IV этап

1. Оценка информации

o Выявление характерных черт издания с точки зрения его классовой направленности

o Проблемно-комплексный сравнительный анализ информации (с привлечением других изданий)

 

В качестве «организатора памяти» на первом этапе формализации автором предлагается первичная карточка учета информации, в которой зафиксированы следующие категории анализа:

 

 

№№ п/п   +
Число, месяц, год    
Страница    
Отдел, рубрика    
Название информации    
Автор   Х(ХХ)

 

где + – буквенный индекс группы, в рамках которой ведется исследование

Х – номерной индекс проблемы, к которой относится карточка

ХХ – номерной индекс проблемы, которая тесно связана с первой.

 

Карточками такого вида укомплектовывается проблемная картотека, указателем к которой является перечень проблем. Составляя перечень, автор брал сведения из рубрик газет, а также изучения литературы по вопросам истории экономической политики и экономического развития России

Особые требования в процессе формализовано-системного анализа необходимо предъявить к такой категории как «краткое содержание статьи». Именно эта категория оказывает определяющее влияние на процесс систематизации информации по типу и содержанию в рамках второго этапа формализации информации. Во-первых, необходимо строго сохранять структуру статьи как костяк мысли ее автора, а, во-вторых, точно выделять главные ее элементы. Картотека дала возможность частично снять «дублирующие» проблемы. Вместе с тем работа с ней показала, что интуитивный подход к комплектованию информации по проблемам нуждается в подкреплении более устойчивым и менее субъективными принципами. Здесь на помощь приходят методы контент-анализа.

Одновременно с проблемной происходило комплектование авторской картотеки, основой которой была карточка следующего вида:

 

Подпись Частота публикаций Тематика публикаций Сведения об авторе
  Х – (ХХ)    

 

где Х – год публикации

ХХ – число опубликованных в этом году статей и заметок.

 

Вопрос об авторстве представляет наибольшие трудности при изучении газеты. Одним из путей его решения на взгляд автора систематизация данных, содержащихся в самом источнике.

Отправным моментом второго этапа формализации информации является обработка первичной карточки учета информации. Приведем пример обработки первичной карточки:

 

№№ п/п №70   Заполняется краткое содержание информации 5 (9)
Число, месяц, год 23.3.1912 г.
Стр.  
Отдел, рубрика Хроника, пути сообщении
Название информации Экстренное собрание пароходовладельцев
Автор -

 

Ключевые элементы зафиксированной информации:

– о невозможности угольных фирм Петербурга выполнить заказы в связи с английской забастовкой и об использовании запасов топлива владельцев пароходных судов; предложения: о закупке более дорогого германского угля, об использовании донецкого угля (не приняты);

– решение: ограничиться пока наличными запасами. Тип информации – экстренная. Оценка: 1. причина состоит в сильной зависимости России от поставки английского угля; 2. несмотря на экстренный характер собрания, решение не найдено. Вынесенное решение: «Крупным судовладельцам поддержать более мелких ввиду общности интересов навигации». В итоге:

a) Некоторые крупные судовладельцы отнюдь не бедствуют, несмотря на английскую забастовку;

b) Сама апелляция к «общности интересов навигации» звучит в подобных условиях капиталистической действительности как насмешка.

Номерной индекс 5 соответствует проблеме «Ввоз и вывоз сырья», а также готовой продукции». Номерной индекс (9) – сопряженной с ней проблеме, а именно «Кризис топлива (топливный «голод»)».

В результате проведенного эксперимента удалось, прежде всего, определить степень эффективности применения каждого из трех принципов выборки, выявить предварительные проблемно-информационные возможности источника и наметить внутренне линии взаимосвязи информации. Опыт показал, что применение к источнику «сквозного» принципа выборки обеспечило выход информации в 6 проблем, «механического» – в 10, «сплошного» – в 23. Таким образом, налицо оказалось преимущество сплошного принципа изучения материала даже на ограниченном временном отрезке.

В результате проведенного сопоставительного анализа на межгрупповом уровне из всего комплекса проблем были выделены две, характеризующие в целом период 1910-1914 гг.:

1. Статьи по крупным проблемам экономического развития ведущих капиталистических государств: в т.ч. и России

2. Состояние финансов России, финансовые проблемы

Выделение дух проблемно-координационных центров, является объективным отражением наличия взаимосвязей аналитического информационного газетного материала и позволяет характеризовать «Т.-П.Г.» как комплексный источник. Однако выводы, полученные экспериментальным путем, требуют подтверждения более точными количественными методами.

Предложенная методика источниковедческого изучения периодики на примере «Торгово-Промышленной Газеты» призвана, во-первых, помочь историку получить самое общее представление о данном печатном органе. Во-вторых, переориентировать историка с иллюстративного на комплексный подход к решению конкретной проблемы по материалам периодической печати.

* * *

На этом мы завершаем наш «Задачник». Надеюсь, он поможет любому интересующемуся разобраться в учебном курсе «Применение математических методов в историческом исследовании». Желаю успеха на практических (лабораторных) занятиях и в дальнейшей работе.

 

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Учебно-методическая литература

Информационные технологии для гуманитариев. – Москва-Саранск, 1998. – 215 с.

Количественные методы в исторических исследованиях. – М.: Высшая школа, 1984 – 384 с.

Компьютеризированный статистический анализ для историков. – М.: изд-во МГУ, 1999. – 186 с.

Федорова Н.А. Математические методы в историческом исследовании. – Казань, изд-во Форт-Диалог, 1996. – 110 с.

 

2. Специальная литература

2.1 Измайлова М.О., Рахманкулов И.Ш. Категория «средняя величина» и ее методологическое значение в научном исследовании. – Казань, изд-во КГУ, 1982. – 145 с.

2.2 Математические методы в социально-экономических и археологических исследованиях. – М.: Наука, 1981. – 415 с.

2.3 Миронов Б.Н. История в цифрах. – Л.: Наука, 1991.- 178 с.

2.4 Миронов Б.Н., Степанов З.В. Историк и математика. – М.: Наука – 165 с.

2.5 Миронов Б.Н. Историк и социология. – Л.: Наука. – 1984. – 175 с.

2.6 Славко Т.И. Математико-статистические методы в исторических исследованиях. – М.: Наука, 1981. – 158 с.

2.7 ЭВМ и математические методы в исторических исследованиях. М., 1993. – 204 с.

2.8 ЭВМ и математические методы в исторических исследованиях. – М., 1994. – 223 с.

 

 

Периодические издания

3.1 Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер»/ Издается с 1994 года.

3.2 Круг идей. Сборник статей участников периодических конференций ассоциации «История и компьютер»/ Издается с 1994 г.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...