Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обрядовое употребление сора на свадьбе




1. Сор в досвадебный период. Гадания о суженом можно рассматривать как подготовительную часть свадьбы; в эту же группу текстов войдут приметы о качествах будущего мужа: «Если девушка нечисто пол метет — жених некрасивый будет»[49]; «не чисто пашет девушка пол — муж будет бедный и в долгах» (вариант: муж будет бить)[50]. Видимо, в этих примерах метение пола означает работу вообще, сделанную плохо или хорошо; грязный пол является образом «рябого», т. е. некрасивого жениха. «Обметание» как «обделение», лишение доли вообще и брачной в частности, выражается в представлении о том, что «кто не сойдет с места, когда пашут пол, и его обметут вокруг, того будут обходить люди»[51]. Кроме того, сор часто использовался в предсвадебных действиях игрового характера, а условие его тщательного выметения было аналогом испытания, «трудной задачи» для будущей хозяйки дома[52].

2. Сор в дни свадьбы. В сам день свадьбы, когда творится новая доля молодой семьи, сор прежде всего выступал как символ изобилия и плодородия: «В течение нескольких дней перед венчанием в доме жениха и невесты не метут пол, сколь бы сору или грязи натаскано не было, — чтобы новобрачным жить целым домом» (то же правило действовало и во время свадебного пира)[53]. В полной мере данную семантику выражает пословица «на смитныку женився», имеющая параллели в древнем индийском ритуале возведения молодой на камень, лежащий в траве на куче сора, что должно было «сделать молодую такой же богатой и чадородной, как земля»[54].

Впрочем, данный обычай не имел у славян широкого распространения, что подтверждается рядом представлений о неправильности «свадьбы на куче сора», осмысление ее как этнически «чужой» (ср. представление о том, что «жыды на сьметнику венчаюца, на самом тум сору» (Полесье)). «Свадьба на сору» могла разыгрываться во время пародийной женитьбы родственников жениха и невесты, обычно происходившей на следующий день после основного свадебного ритуала: «На сьметнику "венчают": сьветять "молодых" деркачом, воды набэрут да обрызгают, дэркачом кропят. Дарят "молодым" разбитого чогуна, ломаную ложку, шматки» (Полесье).

К этой же группе примеров относится и описание одного из позорных наказаний за потерю невинности: «Если молодая оказывалась "нечестна", то ее прежде всего бил муж, а потом вели ее во двор на "сметья" и там надевали ей очипок»[55]. Помимо того, что само место, на котором совершался этот обряд, свидетельствовало о ненормативности всей ситуации, приход «нечестной» невесты в дом воспринимался как угроза плодородию, прибыли хозяйства. В этом отношении то, что молодая облекалась в статус хозяйки дома на куче мусора, также связанного с идеей плодородия, могло быть неслучайным. Возможно, она как бы приобщалась к уже накопленной продуцирующей силе дома мужа, и это было своеобразной компенсацией тому ущербу, который она могла нанести своему новому хозяйству.

Ряд обрядовых действий с сором в день свадьбы направлен на предотвращение ссоры между женихом и невестой: «до приезда молодых все в доме выметают, чтобы никогда не было ссоры между молодыми»[56]; «В день свадьбы не метут избы ни у жениха, ни у невесты, чтобы молодые не ссорились»[57]. Выметание сора из дома молодых предотвращало опасность перенесения «сора» внутрь пространства общения мужа и жены; видимо, срабатывала и ассоциация «поднимать сор» (при метении) — «поднимать шум» (начинать ссору). Кроме того, выметание сора как удаление из дома достатка могло бы повлечь за собой многие нежелательные последствия, не исключая и домашних раздоров. По этим же причинам, когда молодые прибывали из церкви, расстеленную на пороге шубу секли и приговаривали: «шуба ты шуба, не делай шуму! ты, шуба, избу мети, сор на улицу не неси!»[58]

3. Сор в первый день после свадьбы. Действия с сором в этот день представлены во многих локальных традициях. Сор мог упоминаться в утреннем диалоге между отцом жениха и молодыми, когда те еще «лежат на соломе»; так, по одному из белорусских обычаев отец в этот момент дает молодым поучения: «Бог вас баславиць! живиця харашенька... а ты, дачушка (к молодухе), паша избу, шумки за акно не выкидывай... я, даждавшись Св. Петра... сам шумку вывязу»[59]. Примечательна здесь готовность отца взять на себя обязанность по выбрасыванию сора, возможно, свидетельствующая о желании оградить пока еще «чистое» пространство молодой семьи от всевозможной нечистоты, а также опасности, связанной с избавлением от нее.

Рис.

Широко распространен и обряд «первой работы в доме мужа», например, когда женщину три раза посылают за водой и всякий раз бросают ей сор в принесенную воду[60]. В обрядовом действии, направленном на подчинение молодой воле мужа и его домочадцев (она должна доказать покорность), «новизна» молодой в доме мужа противопоставляется «старости» мусора этого дома, причем мусор кидается в воду, приносимую откуда-то извне, что только усиливает конфликт «старого» и «нового». Возможность «совместимости», принятия достигается только с третьей попытки; пространство как бы «сопротивляется» новому человеку. В другом обряде первого дня после свадьбы «молодая метет избу, а присутствующие стараются опять насорить на выметенном месте... но ей это приятно: на сор бросают деньги — каждый по желанию и средствам... Все что "наметено" становится безусловно собственностью молодых»[61] (ср. выражение бросать на сор [62]). В сербской же свадьбе свекровь «готовила специальную метлу, которой молодая мела пол, после чего метлу украшали деньгами в знак приобщения невесты к новому дому»[63]. Таким образом, «вхождение» молодой в общую долю новой семьи символизировалось через семантику как сора, так и денег, множественность которых усиливало эту новую связь.

Важно, кроме того, что метение сора есть наиболее типичный образ женской работы, что также способствует утверждению молодой жены в новом пространстве. Возможно, именно поэтому во многих традициях на порог подкладывали веник и смотрели, поднимет ли его невеста, т. е. будет ли она хорошей хозяйкой.

Сор в родильном обряде

Использование сора в родильном обряде славян ограничено; видимо, это объясняется доминирующим представлением о соре как о «мертвом», «мертвящем», плохо совместимом с идеей рождения. Однако встречаются и обратные примеры, в которых реализуются иные семиотические признаки сора. Вот один из них: «...младенца, еще необмытого, положив с прихватом того сору, на котором родился, куда-либо в удобное место, приступают к последу и над ним совершают обряд обмывания, с зарытием в белой тряпке в землю» [после этого моют самого младенца] [64]. Следует обратить внимание на следующие значимые детали этого текста: 1) сор, о котором здесь говорится, явно имеет «культурное», «домашнее» происхождение; 2) сор соединяют с той родовой грязью, в которой ребенок родился; 3) обмывание ребенка происходит только после совершения комплекса обрядовых действий с последом: обмывания и захоронения в недоступном месте. Наиболее значимым в этом обряде является различие действий, производимых с самим ребенком и с последом как его «двойником». Только ребенок вступает, пусть и на короткое время, в контакт с субстанцией, которая на уровне культурных представлений является воплощением идеи о «человеческом», «освоенном», в то время как послед сразу отправляется обратно, в сферу «иномирного», откуда он появился. Если «путь» последа представляет завершенный цикл (рождение — захоронение), то путь ребенка линеен и является переходом из мира инобытия в мир людей. Контакт с сором как одним из атрибутов этого мира можно рассматривать в качестве условия для получения полного статуса «человека» в дальнейшем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...