Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления развития социального страхования. Программы развития




 

В целях обеспечения права граждан на получение гарантированных государством пособий по обязательному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребенком) и соблюдения одного из основных принципов обязательного социального страхования - доступности социальных гарантий для застрахованных лиц - в 2014 г. были введены в действие следующие федеральные законы:

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4.2 и 4.3 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», который закрепил право застрахованных лиц получать от Фонда социального страхования Российской Федерации бесплатную помощь в видесоставления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также в виде представления интересов застрахованных лиц в судах.

Для реализации норм Федерального закона № 192-ФЗ приказом Минтруда России от 31 октября 2014 г. № 848н утвержден Порядок оказания Фондом социального страхования Российской Федерации бесплатной помощи застрахованным лицам.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. №495-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий увеличение продолжительности выплаты пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за детьми-инвалидами, детьми, являющимися ВИЧ-инфицированными, и детьми с заболеваниями, связанными с поствакцинальным осложнением, при злокачественных новообразованиях, включая злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, в возрасте от 15 до 18 лет.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», позволяющий решить вопрос о распространении на иностранных граждан обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и выравнивание фискальной нагрузки на работодателя в связи с наймом на работу иностранных и российских граждан.

Согласно данному Федеральному закону, с 1 января 2015 г. для иностранных работников, временно пребывающих в Российской Федерации, установлено право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями за период не менее шести месяцев. С вступлением данного Федерального закона в силу обеспечивается минимальный уровень социальной защиты трудящихся-мигрантов в случае их заболевания и приближение стоимости иностранной рабочей силы к стоимости труда российского гражданина.

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», в соответствии с которым с 1 января 2015 г. введена норма об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, с момента заключения с ними трудового договора или договора гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, независимо от продолжительности этих договоров.

В целях своевременного обеспечения застрахованных лиц гарантированными государством пособиями в полном объеме, независимо от финансового положения работодателя, в 2014 г. продолжена реализация пилотного проекта, предусматривающего назначение и выплату страхового обеспечения застрахованным лицам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В настоящее время в пилотном проекте участвуют десять субъектов Российской Федерации (с июля 2011 г. Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область, с июля 2012 г. Астраханская, Новгородская, Курганская, Новосибирская, Тамбовская области, Хабаровский край, с января 2015 г. Республика Крым и город федерального значения Севастополь).

Минтрудом России в ноябре 2014 г. согласован План мероприятий по реализации пилотного проекта на период 2014-2017 годов.

Реализация пилотного проекта приведет к следующим результатам:

· решение проблемы обеспечения пособиями независимо от финансового положения работодателя;

· создание системы контроля за обоснованностью назначения пособия и правильностью исчисления его размера;

· усиление финансовой стабильности системы Фонда социального страхования Российской Федерации за счет надлежащего контроля в сфере назначения и выплаты пособий застрахованным лицам;

· отработка технологии электронного обмена информацией со всеми участниками пилотного проекта (страхователями, медицинскими организациями, органами государственных внебюджетных фондов, органами социальной защиты населения, медико-социальной экспертизы);

· избавление страхователя от необходимости обращения в Фонд социального страхования Российской Федерации за выделением средств на выплату страхового обеспечения;

· сокращение количества обращений застрахованных граждан по случаям невыплаты страхового обеспечения.

Проводимые региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации - участниками пилотного проекта опросы страхователей о результатах перехода на прямые выплаты застрахованным лицам показали положительное отношение страхователей к проекту.

В целом реализация пилотного проекта позволит достичь поставленной цели и обеспечить прямые выплаты пособий Фондом в сроки, предусмотренные законодательством.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 1484 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. № 294» усовершенствован механизм взаимодействия между субъектами пилотного проекта - страховщиком, страхователями и застрахованными лицами, а также увеличено число участников пилотного проекта начиная с 2015 года.

Осуществляется отработка механизмов электронного обмена информацией между всеми участниками взаимодействия и возможных алгоритмов дальнейшего реформирования системы обязательного социального страхования в части создания новых электронных сервисов, в частности, технологии электронного листка нетрудоспособности, что решает проблему подделки листков нетрудоспособности и не позволяет использовать мошеннические схемы недобросовестным работодателям.

В 2014 г. продолжена начатая в 2013 г. подготовка к внедрению технологии электронного листка нетрудоспособности. Проект реализуется в трех субъектах Российской Федерации: Астраханской, Белгородской областях и в г. Москве. В 18 субъектах Российской Федерации прошло тестирование первичной модели прототипа электронного листка нетрудоспособности.

С ноября 2014 г. проводится мониторинг реализации пилотного проекта «Электронный листок нетрудоспособности».

В результате применения электронного листка нетрудоспособности ожидается сокращение объема сведений, необходимых для направления в Фонд социального страхования Российской Федерации. Работодатель в перспективе будет избавлен от необходимости проверять правильность оформления листка нетрудоспособности, вести учет и хранение бланков строгой отчетности.

Внедрение электронного листка нетрудоспособности позволит создать в Фонде социального страхования Российской Федерации личный кабинет застрахованного лица - каждый гражданин получит возможность проверять расчет размера пособия, используя специальный калькулятор, получать сведения о выданных листках нетрудоспособности и выплаченных пособиях. Минимизируется участие застрахованного лица в процессе передачи сведений о страховом случае.

С целью оптимизации процессов фиксации страховых случаев разработан План мероприятий Фонда социального страхования Российской Федерации по реализации пилотного проекта «Электронный листок нетрудоспособности» в отдельных субъектах Российской Федерации.

В целях реализации Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 55-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Трудовой кодекс Российской Федерации» Минтрудом России разработаны Правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 г. № 1048. Правила упростили процедуру предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, создав тем самым необходимые условия для реализации гражданами права, закрепленного в статье 262 Трудового кодекса Российской Федерации.

В целях совершенствования законодательства в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», предусматривающий унификацию правовых норм по двум видам обязательного социального страхования, касающихся регистрации страхователей, контроля за уплатой страховых взносов, обжалования актов органов контроля, привлечения страхователей к ответственности, срока уплаты страховых взносов, предоставления отсрочек (рассрочек) погашения задолженности по страховым взносам, обязанности банков предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну.

Созданной при Минтруде России рабочей группой разрабатывается проект концепции реформирования обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Основной задачей концепции является перенос акцента в расходах Фонда социального страхования Российской Федерации с выплат гражданам, получившим повреждение здоровья в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, на финансирование мероприятий по предупреждению наступления этих страховых случаев и возвращению пострадавших к трудовой деятельности.

Проектом концепции предусмотрены следующие направления:

· предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

· комплексная реабилитация лиц, пострадавших на производстве;

· оптимизация системы обязательного социального страхования.

 

Для достижения результатов по указанным направлениям предусматривается следующее:

· изменение механизма финансового обеспечения предупредительных мер, в том числе изменение подхода к выбору мероприятий, которые будут проводиться за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации с учетом анализа состояния охраны труда на предприятии и результатов проведенной специальной оценки условий труда;

· реализация специальных программ, направленных на целевое финансирование профилактических мероприятий по улучшению условий труда за счет средств Фонда (обучение застрахованных, проведение специальной оценки условий труда, программ, предусматривающих приобретение (модернизацию) коллективных средств защиты) для предприятий малого и среднего бизнеса;

· определение новых подходов к реабилитации пострадавших на производстве с дифференциацией периодов ее проведения (период ранней реабилитации, период активной реабилитации, период пассивной реабилитации);

· изменение подходов к определению трудоспособности лиц, пострадавших на производстве.

С 1 января 2015 г. коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты, назначенной до 1 января 2015 г., составляет 1,055 (с 1 января 2014 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. № 1179 коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты составлял 1,05).

В 2014 г. изменен порядок формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При формировании страхового резерва из объема средств, подлежащих зачислению в страховой резерв, исключаются средства в размере одной двадцать четвертой общего объема расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренных федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год.

В целях мобилизации доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, укрепления платежной дисциплины и улучшения администрирования страховых взносов приняты следующие федеральные законы:

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», предусматривающий в 2014-2017 гг. для основной массы плательщиков применение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 22% (в пределах предельной установленной величины базы для начисления страховых взносов) и в размере 10% (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов);

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», согласно которому с 1 января 2015 г. внесен ряд изменений в законодательство Российской Федерации о страховых взносах.

В соответствии с данным Федеральным законом с целью сохранения платежеспособности плательщиков страховых взносов предусматривается предоставление с 1 января 2015 г. отсрочки (рассрочки) по страховым взносам сроком на 1 год и установление оснований ее предоставления:

· причинение плательщику страховых взносов ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

· непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств;

· если деятельность плательщика страховых взносов по производству и (или) реализации товаров, работ или услуг носит сезонный характер.

Для скорейшего перехода на электронный документооборот плательщиками страховых взносов с 1 января 2015 г. снижен порог среднесписочной численности работников, при котором плательщики страховых взносов обязаны представлять отчетность по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды в форме электронных документов с 50 до 25 человек.

С целью наделения органов контроля за уплатой страховых взносов правами, аналогичными правам налоговых органов, и улучшения качества администрирования страховых взносов продлены сроки выездной проверки (до четырех или шести месяцев), введено понятие повторной проверки плательщика страховых взносов;

Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 378-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», который дополняет Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» статьей 58.4, предусматривающей, что для плательщиков страховых взносов, получивших статус участника свободной экономической зоны, в течение 10 лет применяются пониженные тарифы страховых взносов (в Пенсионный Фонд Российской Федерации - 6%, Фонд обязательного медицинского страхования - 0,1%);

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 519-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», дополнивший Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ статьей 58.5, в соответствии с которой для плательщиков страховых взносов, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», в течение 10 лет со дня получения ими статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития применяются пониженные тарифы страховых взносов (в Пенсионный Фонд Российской Федерации - 6%, Фонд обязательного медицинского страхования - 0,1%).

В целях усиления мер ответственности страхователей за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Минюстом России подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», устанавливающий уголовную ответственность за неуплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Предусмотренная законопроектом уголовная ответственность за неуплату страховых взносов, прежде всего, нацелена на соблюдение и охрану прав застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования на социальное обеспечение в виде пенсий, пособий и других выплат и будет способствовать укреплению финансовой дисциплины плательщиков страховых взносов и профилактике экономических правонарушений и преступлений (в частности, пресечению «конвертных» и иных схем выплаты заработной платы).

В 2014 г. тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составил 22%. При этом была проиндексирована облагаемая страховыми взносами база, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. Она выросла с 568 тыс. рублей до 624 тыс. рублей. Тариф страхового взноса свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов составил 10%.

Тариф взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования составил 5,1% (на уровне 2013 года).

Тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации не изменился по сравнению с прошлым годом и остался на уровне 2,9%.

 

Приоритетные задачи на 2015 год.

Подготовить проектфедерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», направленного на введение новых механизмов профилактики профессиональных заболеваний, а также восстановление и поддержание трудоспособности пострадавших на производстве работников, возвращение их к трудовой деятельности посредством совершенствования реабилитационных процедур, в том числе путем введения периодов активной и пассивной реабилитации.

 

Разработать проект федерального закона «О внесении изменений в статью 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Данным законопроектом в целях решения проблемы роста задолженности по страховым взносам плательщиков, к которым применяются процедуры банкротства, а также принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское и обязательное социальное страхование, уплачиваемых плательщиками, предполагается требования об уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды перенести из четвертой и третьей очередей во вторую очередь погашаемых требований (вместе с требованиями по оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовым договорам).

Для решения вопроса по обеспечению прав застрахованных лиц на получение пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством законопроектом предусматривается территориальным органам Фонда социального страхования Российской Федерации в случаях нахождения страхователя в одной из процедур при рассмотрении дела о банкротстве осуществлять назначение и выплату пособий непосредственно застрахованным лицам.

Продолжить работу по дальнейшей реализации пилотного проекта по прямым выплатам застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации пособий по обязательному социальному страхованию, основной целью которого является гарантированное получение застрахованными гражданами пособий независимо от финансового положения работодателя, привлечь к участию в пилотном проекте Белгородскую, Самарскую, Ростовскую области и Республику Татарстан.

Продолжить отработку механизма использования электронного листка нетрудоспособности в целях упрощения взаимодействия медицинских организаций и работодателей, а также исключения злоупотреблений в этой сфере и обеспечения эффективности расходования средств обязательного социального страхования.

Для обеспечения увеличения доходной части государственных внебюджетных фондов планируется проведение мероприятий, направленных на ликвидацию задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

В целях борьбы с нелегальной занятостью и «теневыми» зарплатами принять федеральный закон «О внесении изменений в законодательство Российской Федерации о страховых взносах по вопросам администрирования страховых взносов», предусматривающий право органа контроля за уплатой страховых взносов провести внеплановую выездную проверку, а также повторную выездную проверку на основании информации о нарушении работодателями - плательщиками страховых взносов требований трудового законодательства, полученной от Роструда и его территориальных органов.

Принятие данного федерального закона будет способствовать реализации мер, направленных на сокращение официально не учтенной заработной платы, а также повышению доходов государственных внебюджетных фондов.

Продолжить совершенствование электронных форм взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации со страхователями по приему отчетности в электронном виде и разработке новых сервисов.

Обеспечить уровень электронного документооборота при представлении плательщиками страховых взносов отчетности в органы Пенсионного Фонда Российской Федерации в размере не ниже 93%.

 

Реализовать возможность пользователей Единого портала государственных услуг осуществлять подачу в электронной форме в Пенсионный Фонд Российской Федерации плательщиками страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в соответствии с Административным регламентом по приему расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Реализация данных мероприятий позволит повысить эффективность администрирования страховых взносов, снизить административную нагрузку на предпринимателей, сократить их издержки, связанные с начислением страховых взносов.

 


Заключение

Подводя итоги дипломного проекта, можно сделать следующие выводы:

1. Социальная защита - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Появилось множество категорий населения, нуждающихся в той или иной степени социальной защиты, а потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств обеспечивать поддержку нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.

2. Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.

3. Социальная защита населения включает в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства, которая, по Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

4. Основными формами социальной защиты населения являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание.

5. Адресная социальная помощь предоставляется нуждающимся, если среднедушевой совокупный доход членов малообеспеченной семьи ниже прожиточного минимума и только при наличии трудной жизненной ситуации, которую невозможно преодолеть самостоятельно.

Для решения поставленных задач по развитию социальной защиты населения необходимо:

1. Улучшение порядка взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями различных форм собственности;

2. Повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;

3. Развитие негосударственного сектора в социальной защите населения;

4. Совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;

5. Организация лицензирования деятельности негосударственных структур, физических лиц и государственных служб, занимающихся оказанием социальных услуг населению;

6. Обеспечение максимальной реализации принятых федеральных и областных программ социальной защиты населения, а также повышение минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособного человека.

Социальное страхование - важнейшее достояние цивилизованного общества. 2 июня 1903 года считается официальной датой рождения государственного социального страхования.

Фонд социального страхования был создан на основании указа президента РФ от 7 августа 1992 года № 822 «О Фонде социального страхования РФ».

 

В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы:

· региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

· центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

· филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

В соответствии с Положением о ФСС основными задачами ФСС являются: обеспечение гарантированных государством пособий; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва; разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

С 1 января 2010 года вступила в силу новая редакция Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", согласно которой изменился порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

 

 

Анализ деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации филиала показал, что, несмотря на наметившиеся положительные тенденции реализации социальных программ еще существует множество недостатков и проблем (например, нехватка собственных средств), которые требуют дальнейшего реформирования как в целом по России, так и в отдельных областях.

Важно отметить, что Федеральный закон № 255-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» теперь регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования не только на случай временной нетрудоспособности, но и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества. Анализ истории развития социального страхования в России показал, что его формы и задачи меняются в соответствии с социально-политической и экономической ситуацией в обществе. Это относится в равной степени и к нынешнему переходному этапу развития страны.

 

В настоящее время, скорее всего, невозможно разработать такую модель социального страхования, которая могла бы быть применима в будущем российском обществе. По всей видимости, сегодня можно говорить только о модели социального страхования переходного периода, четко указывая границы ее использования и возможности. Это не временная модель, а модель, которая должна соответствовать именно данному отрезку времени и решать свои специфические задачи. При это ни зарубежный, ни отечественный опыт не может быть использован, по крайней мере в полной степени, поскольку каждая страна всегда находится в уникальной ситуации и поэтому строит свою собственную, в большей или меньшей степени отличную от других стран, систему социального страхования.

Еще совсем недавно многие ученые утверждали, что именно разгосударствление системы социального страхования и отдача ее на откуп рыночной стихии сделают ее более современной. Но именно переходный период требует безусловно большего участия государства в социальном страховании, именно в переходный период государство выступает самым главным страхователем. Сегодня это уже понятно. И только то, что государство сегодня сохранило большое влияние, в том числе и финансовое, на систему социального страхования в стране, помогло системе в целом более или менее успешно решать свои задачи. Конечно, при этом нельзя закрывать глаза и на те большие издержки, которые допускаются при государственном регулировании системы социального страхования и на которые вполне справедливо указывают многие ученые и публицисты.

Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами. Но это не простое вспомоществование, как при социальном обеспечении. Возмещение предполагается только при наступление страхового случая и участие гражданина в системе социального страхования. Важнейшим в реформировании социального страхования является создание законодательной базы социального страхования, современной нормативной правовой базы, регулирующей правовые, экономические и организационные основы государственного социального страхования, и соответствующей системы управления.

Сегодня почти полностью изменились принципы распределения общественного продукта, и в связи с этим изменилась и роль государства в деятельности системы социальной защиты, и все в меньшей степени ее деятельность обеспечивается за счет госбюджета. Государство, в лице правительства, имеет право непосредственно контролировать деятельность всероссийского фонда. Но обязанностей у него значительно больше: проведение единой политики в области социального страхования, оказание поддержки системе социального страхования, осуществление ее судебной защиты, отчисление в систему социального страхования средств из госбюджета.

Социальное страхование, охватывает преимущественно трудозанятое население, что ведет к ограничению круга людей, получающих поддержку. Должна быть хорошо развита система социальной защиты, которая включала бы еще один важный элемент - предоставление услуг и выплат в рамках социальной помощи. Только при эффективной работе этих двух форм социальной защиты и может быть достигнута цель, ради которой они создаются.

Но необходимо четко представлять, что социальные пособия, или вспомоществование, и социальное страхование это различные формы социальной защиты населения как трудообеспеченного, так и незанятого. Соответственно, в рамках этих форм по-разному решаются многие вопросы социальных гарантий, в том числе и финансовые.

В ходе написания дипломной работы были разработаны мероприятия по развитию системы социальной защиты, выработаны предложения, приобретены практические навыки планирования, были закреплены, углублены знания, полученные в процессе обучения.


Список используемых источников и литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993

2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ

4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.07.2009)

5. ФЗ от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изменениями на 1 декабря 2014 года)

6. ФЗ от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

7. ФЗ от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

8. ФЗ от 2 апреля 2014 г. № 55-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»

9. ФЗ от 28 июня 2014 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в о

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...