Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложения к Уставу Лиги Наций

УСТАВ (СТАТУТ) ЛИГИ НАЦИЙ

Высокие Договаривающиеся Стороны,

принимая во внимание, что для развития сотрудничества меж­ду народами и обеспечения международного мира и безопасности необходимо взять на себя обязательства не прибегать к войне, поддерживать между государствами открытые, справедливые, преисполненные достоинства отношения, строго соблюдать нормы международного права, признавае­мые отныне действующими правилами поведения для всех Правительств, соблюдать справедливость и добросовестно выполнять во вза­имоотношениях между организованными народами все налагаемые договорами обязательства, принимают настоящий Устав Лиги Наций.

Статья 1

Первоначальными Членами Лиги Наций являются те из Подпи­савшихся, которые указаны в Приложении к настоящему Уставу, а также другие Государства, указанные в Приложении, которые подпишут настоящий Устав без каких-либо оговорок, посредством декларации, сданной в Секретариат в течение двух месяцев после вступления Устава в силу, о чём остальные члены Лиги будут опо­вещены.

Все государства, самоуправляющиеся доминионы или колонии, которые не указаны в Приложении, могут стать Членами Лиги, если за их приём в Лигу выскажется две трети Ассамблеи и при условиях, что они дадут действительные гарантии их искреннего намерения соблюдать свои международные обязательства, а также согласятся с положениями, которые могут быть установлены Ли­гой в отношении их военных, морских и воздушных сил и воору­жений.

Любой Член Лиги может, после предварительного, сделанного за два года, предупреждения, выйти из Лиги при условии, что он выполнил к этому моменту все свои международные обязательства, включая и обязательства по настоящему Уставу.

Статья 2

Деятельность Лиги, в соответствии с настоящим Уставом, осу­ществляется Ассамблеей и Советом, при которых состоит посто­янный Секретариат.

Статья 3

Ассамблея состоит из Представителей Членов Лиги. Она собирается в установленное время и в любой другой момент, если того потребуют обстоятельства, в месте пребывания Лиги или в другом таком месте, которое может быть назначено. Ассамблея ведает всеми вопросами, которые входят в сферу дей­ствия Лиги или которые затрагивают всеобщий мир. Каждый Член Лиги может иметь на заседаниях Ассамблеи не более трёх Представителей и располагает только одним голосом.

 

Статья 4

Совет состоит из Представителей Главных Союзных и Объеди­нившихся Держав, а также из Представителей четырёх других Чле­нов Лиги. Эти четыре Члена Лиги назначаются по усмотрению Ас­самблеи и в установленные ею сроки. Впредь до первого назначения Ассамблеей членами Совета являются Представители Бельгии, Бра­зилии, Испании и Греции. С одобрения большинства Ассамблеи Совет может назначать других Членов Лиги, представительство которых в Совете будет с тех пор постоянным. Он может, также с одобрения большинства Ассамблеи, увеличивать число Членов Лиги, которые будут избра­ны Ассамблеей, чтобы быть представленными в Совете.

Совет собирается, когда того требуют обстоятельства и по мень­шей мере один раз в год, в месте пребывания Лиги или в другом таком месте, которое может быть назначено.

Совет ведает всеми вопросами, входящими в сферу деятельно­сти Лиги или затрагивающими всеобщий мир.

Всякий Член Лиги, не представленный в Совете, приглашает­ся направить для присутствия в нем своего Представителя, когда на рассмотрение Совета выносится вопрос, непосредственно за­трагивающий его интересы.

Каждый Член Лиги, представленный в Совете, располагает толь­ко одним голосом и имеет только одного Представителя.

Статья 5

Поскольку не имеется определенно противоположных поста­новлений настоящего Устава или положений настоящего Догово­ра[1], решения Ассамблеи или Совета принимаются представленны­ми в них Членами Лиги единогласно.

Любые процедурные вопросы, возникающие на заседаниях Ас­самблеи или Совета, включая назначение Комиссий, на которые возлагается расследование особых случаев, разрешаются Ассамбле­ей или Советом, а решения выносятся большинством представлен­ных в них Членов Лиги.

Первое заседание Ассамблеи и первое заседание Совета будут созваны Президентом Соединённых Штатов Америки.

Статья 6

Постоянный Секретариат располагается в месте пребывания Лиги. Он включает в себя Генерального Секретаря, а также дру­гих секретарей и необходимый персонал.

Имя первого Генерального Секретаря указано в приложении. Впоследствии Генеральный Секретарь будет назначаться Советом с одобрения большинства Ассамблеи.

Секретари и персонал Секретариата назначаются Генеральным Секретарём с одобрения Совета.

Генеральный Секретарь Лиги является по должности Генераль­ным Секретарём Ассамблеи и Совета.

Расходы Секретариата несут Члены Лиги в пропорции, установ­ленной для Международного Бюро Всемирного Почтового Союза.

Статья 7

Местом пребывания Лиги устанавливается Женева.

Совет может в любой момент перенести его в любое другое место.

Все должности в Лиге или в состоящих при ней учреждениях, включая Секретариат, одинаково доступны как мужчинам, так и женщинам.

Представители Членов Лиги и её официальные лица пользуют­ся при исполнении своих обязанностей дипломатическими приви­легиями и дипломатическим иммунитетом.

Здания и земельные участки, занятые Лигой, её учреждениями или для её заседаний, неприкосновенны.

Статья 8

Члены Лиги признают, что сохранение мира требует ограниче­ния национальных вооружений до минимума, совместимого с на­циональной безопасностью и совместным исполнением ими меж­дународных обязательств.

Совет, учитывая географическое положение и особые условия каждого государства, подготавливает планы этого ограничения с целью их рассмотрения и принятия решения национальными Пра­вительствами.

Эти планы должны заново рассматриваться, а в случае необходи­мости — и пересматриваться по меньшей мере каждые десять лет.

После их одобрения национальными Правительствами предел вооружений, устанавливаемый таким образом, не может быть пре­вышен без согласия Совета.

Принимая во внимание, что частное производство военных ма­териалов и средств ведения войны вызывает серьёзные возражения, Члены Лиги поручают Совету дать заключение о мерах, способных устранить его пагубные последствия, с учётом потребностей тех Членов Лиги, которые не могут сами изготавливать военные мате­риалы и средства ведения войны, необходимые для их безопас­ности.

Члены Лиги обязуются обмениваться самой полной и достовер­ной информацией, касающейся их военной, морской и воздушной программ и состояния тех отраслей их промышленности, которые могут быть использованы в военных целях.

Статья 9

Создается Постоянная Комиссия, которая будет готовить для Совета заключения, касающиеся выполнения статей 1 и 8 Устава, а также в целом по военным, морским и воздушным вопросам.

Статья 10

Члены Лиги обязуются уважать и защищать от внешней агрес­сии территориальную целостность и политическую независимость всех Членов Лиги. В случае агрессии или угрозы её совершения Совет определяет меры к обеспечению выполнения данного обя­зательства.

Статья 11

Определённо объявляется, что любая война или угроза войны, которая прямо или косвенно затрагивает кого-либо из Членов Лиги, является предметом озабоченности Лиги в целом и что по­следняя должна принять меры, способные разумно и эффектив­но защитить всеобщий мир. В данном случае Генеральный Секре­тарь немедленно созывает заседание Совета по требованию любо­го Члена Лиги.

Кроме того, объявляется, что каждый Член Лиги имеет право дружественным образом обратить внимание Ассамблеи или Сове­та на любое обстоятельство, влияющее на международные отноше­ния, которое угрожает всеобщему миру и доброму согласию меж­ду нациями, от которого мир зависит.

Статья 12

Все Члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо рассмотрению Совета. Они так- же соглашаются, что они ни в коем случае не должны прибегать к войне до истечения трёхмесячного срока после решения третейских судей или доклада Совета.

Во всех случаях, предусмотренных этой статьёй, решение тре­тейских судей должно быть вынесено в течение разумного срока, а доклад Совета должен быть составлен в течение шести месяцев, считая со дня представления спора на его рассмотрение.

Статья 13

Члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, который, по их мнению, может быть разрешён третейским судом и который не может быть удовлетворительно урегулирован дипломати­ческими методами, то этот вопрос будет подвергнут третейскому раз­бирательству.

Объявляются принадлежащими к числу вопросов, подлежащих третейскому разрешению, споры, которые относятся к толкова­нию какого-либо договора, к вопросам международного права, к наличию какого-либо факта, который, будучи установлен, соста­вил бы нарушение международного обязательства, или к объёму и способу возмещения, полагающемуся за такое нарушение.

Третейским судом, в который передаётся дело, является По­стоянная Палата Международного Суда, создаваемая в соответ­ствии со статьёй 13 Устава, или же Суд, указанный самими Сто­ронами либо предусмотренный ранее заключёнными ими согла­шениями.

Члены Лиги обязуются выполнять добросовестно вынесенные третейскими судами решения и не прибегать к войне против Чле­на Лиги, который будет действовать в соответствии с ними. В слу­чае невыполнения судебного решения Совет предлагает меры, ко­торые должны обеспечить его осуществление.

Статья 14

Совету поручается подготовить проект создания Постоянной Палаты Международного Суда и представить его Членам Лиги. Эта Палата будет ведать всеми спорами международного характера, ко­торые Стороны сочтут нужным передать на её рассмотрение. Она также будет давать консультативные заключения по всем спорам и по всем вопросам, которые будут внесены в неё Советом или Ас­самблеей.

Статья 15

Если между Членами Лиги возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, и если этот спор не будет подвергнут третейскому раз­бирательству, предусмотренному статьёй 13, то Члены Лиги соглаша­ются представить его на рассмотрение Совета. Для этого достаточно, чтобы один из участников спора указал на его существование Гене­ральному Секретарю, который предпримет соответствующие меры для его полного расследования и рассмотрения.

Участники спора должны в кратчайший срок изложить Генераль­ному Секретарю существо их дела, представив ему все необходимые факты и документы. Совет, со своей стороны, может распорядиться об их немедленном опубликовании.

Совет прилагает усилия к тому, чтобы обеспечить урегулирование спора. Если это ему удаётся, то он публикует в той форме, в какой сочтёт нужным, разъяснение существа дела, содержащее установлен­ные факты и условия этого урегулирования.

Если спор не может быть урегулирован, то Совет составляет и публикует доклад, принятый либо единогласно, либо большинст­вом голосов, в котором излагаются обстоятельства спора, а также решения, предлагаемые им как наиболее справедливые и наиболее подходящие к данному случаю.

Любой Член Лиги, представленный в Совете, также имеет пра­во обнародовать факты, относящиеся к спору, и свои собственные выводы.

Если доклад Совета принят единогласно, причём голоса Предста­вителей Сторон не учитываются при установлении этого единогла­сия, то Члены Лиги обязуются не прибегать к войне против любой Стороны, которая подчинится сделанным в докладе выводам.

В том случае, если Совету не удаётся добиться принятия его доклада всеми его Членами, исключая Представителей Сторон в споре, Члены Лиги оставляют за собой право поступать как они считают нужным для сохранения права и правосудия.

Если одна из Сторон утверждает и если Совет признаёт, что спор касается вопроса, относимого международным правом исклю­чительно к ведению данной Стороны, то Совет констатирует это в докладе, не предлагая, однако, какого-либо решения по существу вопроса.

Во всех случаях, предусмотренных настоящей статьёй, Совет может вынести спор на рассмотрение Ассамблеи. Ассамблея долж­на будет заниматься рассмотрением спора также и по ходатайству одной из Сторон; это ходатайство должно быть представлено в те­чение 14 дней начиная с момента, когда спор внесён в Совет.

Во всяком деле, переданном на рассмотрение Ассамблеи, поста­новления настоящей статьи, как и статьи 12, относящиеся к дей­ствиям и полномочиям Совета, равным образом применяются к действиям и полномочиям Ассамблеи. Устанавливается, что до­клад, подготовленный Ассамблеей с одобрения Представителей Членов Лиги, представленных в Совете, и большинства других Членов Лиги, за исключением Представителей Сторон, имеет ту же силу, что и доклад Совета, единогласно принятый его Членами, за исключением представителей Сторон.

Статья 16

Если Член Лиги прибегает к войне в нарушение обязательств, предусмотренных в статьях 12, 13 или 15, то он ipso facto[2] рассмат­ривается как совершивший акт войны против всех других Членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торго­вые или финансовые отношения, воспретить любые отношения между своими гражданами и гражданами Государства, нарушив­шего Устав, и прекратить всякие финансовые, торговые или лич­ные отношения между гражданами этого Государства и граждана­ми всякого другого Государства вне зависимости от того, является ли оно Членом Лиги или нет.

В этом случае Совет обязан предложить заинтересованным Пра­вительствам численный состав военных, морских и воздушных сил, который Члены Лиги направят для участия в вооружённых силах, предназначенных для защиты обязательств Лиги.

Члены Лиги соглашаются, кроме того, оказывать друг другу вза­имную помощь в принятии экономических и финансовых мер, предусмотренных настоящей статьёй, чтобы сократить до миниму­ма вытекающие из них потери и неудобства. Они также оказыва­ют друг другу взаимную поддержку для противодействия любым направленным против них мерам, предпринимаемым Государст­вом, нарушившим Устав.

Они принимают необходимые меры для разрешения прохода через их территорию сил всякого Члена Лиги, участвующего в со­вместных действиях с целью защиты обязательств Лиги.

Может быть исключён из Лиги всякий её Член, оказавшийся виновным в нарушении какого-либо обязательства, вытекающего из Устава. Решение об исключении выносится голосами всех ос­тальных Членов Лиги, представленных в Совете.

Статья 17

В случае спора между двумя государствами, из которых лишь одно является Членом Лиги или из которых ни одно не входит в нее, Государство или Государства, не состоящие в Лиге, пригла­шаются подчиниться обязательствам, лежащим на её Членах, в целях урегулирования спора на условиях, признанных Советом справедливыми. Если это приглашение принимается, то применя­ются постановления статей 12—16 с соблюдением изменений, со­чтённых Советом необходимыми.

После направления такого приглашения Совет немедленно при­ступает к расследованию обстоятельств спора и предлагает такие действия, которые кажутся ему наилучшими и наиболее эффектив­ными в сложившихся обстоятельствах.

Если приглашённое Государство откажется принять на себя обя­зательства, налагаемые на Члена Лиги в целях урегулирования спо­ра, и прибегнет к войне против Члена Лиги, то к нему применимы положения статьи 16.

Если обе приглашённых Стороны отказываются принять на себя обязательства, налагаемые на Члена Лиги в целях урегулирования спора, то Совет может предпринять любые необходимые меры и вынести любые рекомендации, способные предотвратить боевые действия и привести к урегулированию спора.

Статья 18

Все международные договоры, заключаемые в будущем каждым Членом Лиги, и принимаемые им на себя международные обя­зательства должны быть немедленно зарегистрированы в Секре­тариате и опубликованы последним в возможно короткие сроки. Ни один из этих международных договоров и ни одно из обяза­тельств не вступят в силу до тех пор, пока они не будут зарегист­рированы.

Статья 19

Ассамблея может время от времени предлагать Членам Лиги приступить к пересмотру договоров, сделавшихся неприменимы­ми, а также международных положений, сохранение которых мог­ло бы подвергнуть опасности всеобщий мир.

Статья 20

Члены Лиги признают — постольку, поскольку это касается каж­дого из них, — что настоящий Устав отменяет все обязательства или договорённости inter se[3], несовместимые с его условиями, и торже­ственно обязуются впредь таковых не заключать.

Если до своего вступления в Лигу её Член взял на себя обязатель­ства, несовместимые с положениями Устава, он должен предпринять немедленные меры к освобождению себя от этих обязательств.

Статья 21

Такие международные обязательства, как договоры о третей­ском разбирательстве, а также соглашения регионального характе­ра, обеспечивающие сохранение мира, в том числе доктрина Мон­ро, не рассматриваются как несовместимые с каким-либо из по­становлений настоящего Устава.

Статья 22

Следующие принципы применяются к колониям и территориям, которые в результате войны перестали быть под суверенитетом госу­дарств, управлявших ими ранее, и которые населены народами, ещё не способными самостоятельно руководить собой в сложных услови­ях современного мира. Благосостояние и развитие этих народов со­ставляет священную миссию цивилизации, и подобает включить га­рантии осуществления этой миссии в настоящий Устав.

Наилучший метод осуществить этот принцип на практике — это доверить опеку над этими народами передовым нациям, которые благодаря своим ресурсам, своему опыту или своему географиче­скому положению наиболее подходят для того, чтобы взять на себя эту ответственность и которые согласны её принять; они осуще­ствляли бы опеку в качестве Мандатариев от имени Лиги.

Характер мандата должен различаться сообразно степени разви­тия народа, географического положения территории, её экономи­ческих условий и других аналогичных обстоятельств.

Некоторые области, принадлежавшие ранее Османской империи, достигли такой степени развития, на которой их существование в качестве независимых наций может быть временно признано на ус­ловиях предоставления им административной помощи и советов со стороны Мандатария впредь до того момента, когда они окажутся способными к полной самостоятельности. Пожелания этих областей должны быть в первую очередь приняты во внимание при выборе Мандатария.

Степень развития, на которой находятся другие народы, особен­но народы Центральной Африки, требует, чтобы Мандатарий взял на себя управление этими территориями на условиях, которые, запре­щая такие злоупотребления, как работорговля, торговля оружием и торговля алкоголем, будут гарантировать свободу совести и религии без каких-либо ограничений, кроме тех, которые может налагать не­обходимость поддержания общественного порядка и добрых нравов, а также на условиях воспрещения строить укрепления либо военные или морские базы и давать военное обучение туземцам, если это не делается для полицейской службы и защиты территории. Эти усло­вия должны также обеспечить на данных территориях равные усло­вия для торговли и предпринимательства всем другим Членам Лиги.

Наконец, есть территории, такие как Юго-Западная Африка и не­которые острова в южной части Тихого океана, которые вследствие малочисленности своего населения, своей небольшой территории, своей отдалённости от центров цивилизации, своей географической близости к территории Мандатария или других обстоятельств могли бы лучше всего управляться по законам Мандатария в качестве со­ставной части его территории, с соблюдением, в интересах туземно­го населения, предусмотренных выше гарантий.

Во всех случаях Мандатарий должен представлять в Совет еже­годный доклад относительно вверенных ему территорий.

Если степень власти, контроля или управления, подлежащих осу­ществлению Мандатарием, не является предметом уже достигнутого ранее соглашения между Членами Лиги, то по этим пунктам после­дует определённое постановление Совета.

Создаётся Постоянная Комиссия, которой поручается прини­мать и рассматривать ежегодные доклады Мандатариев и давать Совету своё заключение по любым вопросам, относящимся к вы­полнению мандатов.

Статья 23

В соответствии с положениями международных соглашений, ко­торые существуют в настоящее время или будут заключены впо­следствии, Члены Лиги:

а) приложат усилия к обеспечению и сохранению справедливых и гуманных условий труда для мужчин, женщин и детей как в своих собственных странах, так и во всех странах, с которыми их связывают торговые и промышленные отношения. С этой целью они учредят и будут содержать соответствующие международные организации;

b) обязуются обеспечить справедливое обращение с туземным
населением на территориях, находящихся под их управлением;

c) поручают Лиге общий контроль над соглашениями, касаю­щимися торговли женщинами и детьми, а также торговли опиумом
и другими опасными веществами;

d) поручают Лиге общий контроль над торговлей оружием и
боеприпасами со странами, в которых осуществление контроля над
этой торговлей необходимо в общих интересах;

e) примут необходимые постановления, чтобы обеспечить сохра­нение свободы сообщения и транзита, а также справедливый режим
торговли для всех Членов Лиги. При этом должны быть приняты во
внимание особые потребности местностей, разорённых во время вой­ны 1914-1918 гг.;

f) приложат усилия для того, чтобы принять меры международного характера с целью предупреждения болезней и борьбы с ними.

Статья 24

Все международные бюро, ранее учреждённые многосторонними договорами, будут, при условии согласия подписавших их Сторон, поставлены под руководство Лиги. Любые другие международные бюро и любые комиссии по урегулированию дел международного значения, которые будут созданы впоследствии, будут поставлены под руководство Лиги.

По всем вопросам международного значения, регулируемым общими соглашениями, но не подчинённым контролю со стороны международных комиссий или бюро, Секретариат Лиги должен бу­дет, если Стороны того потребуют и Совет на то согласится, собирать и распространять всю необходимую информацию, а также оказывать любое другое необходимое или желательное содействие.

Совет может включить в расходы Секретариата расходы любо­го бюро или комиссии, поставленных под руководство Лиги.

Статья 25

Члены Лиги обязуются содействовать и поощрять учреждение и сотрудничество добровольных национальных организаций Красно­го Креста, надлежащим образом уполномоченных, имеющих задачей улучшение здравоохранения, профилактику болезней и уменьшение страданий в мире.

Статья 26

Поправки к настоящему Уставу будут вступать в силу после их ратификации всеми Членами Лиги, Представители которых состав­ляют Совет, и большинством всех Членов Лиги, Представители которых образуют Ассамблею.

Любой Член Лиги вправе не принять поправок, внесённых в Устав, однако в таком случае он перестаёт входить в состав Лиги.

Приложения к Уставу Лиги Наций

1. Первоначальные члены Лиги Наций (государства, воевавшие
на стороне Антанты или разорвавшие дипломатические отношения
с Германией и ее союзниками):

Бельгия, Боливия, Бразилия, Великобритания, её доминионы (Канада, Австралия, Южно-Африканский Союз, Новая Зеландия) и Индия; Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Италия, Китай, Коро­левство Сербов, Хорватов и Словенцев, Куба, Либерия, Никарагуа, Панама, Перу, Польша, Португалия, Румыния, Сиам, Соединённые Штаты Америки (впоследствии Устав не ратифицировали), Уругвай, Франция, Хиджаз (впоследствии Устав не ратифицировал), Чехосло­вакия, Эквадор (впоследствии Устав не ратифицировал), Япония.

Нейтральные государства, приглашённые к подписанию Устава: Аргентина, Дания, Испания, Колумбия, Нидерланды, Норвегия, Парагвай, Персия, Сальвадор, Чили, Швейцария, Швеция.

2. Первый Генеральный Секретарь Лиги Наций — сэр Джеймс
Эрик Друммонд.

 

 


[1] Имеется в виду Версальский мирный договор.

 

[2] Силой факта; ввиду самого события (лат.).

[3] Взаимосвязанные (лат.)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...