Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Высокая (элитная) культура




Мы уже говорил, что само понятие "культура" появилось в XVIII в., прежде всего, как новое слово для характеристики утонченных манер и вкусов просвещенных европейцев. В этом смысле культура изначально понималась как высокая культура, доступная далеко не всем. Ее характеризует очень богатый выбор произведений (по количеству и по качеству) на самые взыскательные и разнообразные вкусы. А само качество вкуса и суждения вкуса в рамках динамичной эстетической традиции служат основой для оценки искусства и получаемого от него удовольствия. Это обычно высококачественное, профессиональное, сложное и неоднозначное искусство, стремящееся уйти от стереотипов, клише, штампов. Поэтому в нем доминирует авторское начало "от и до", всегда имеет место элемент профессионального неравенства и правового обеспечения авторства. Творческая пропасть между художником и публикой неизмерима. На долю публики остается лишь возвышенное поклонение мастеру (гению, шедевру) и счастье от причастности к великому. Такое отношение лишено прагматизма - это благоговение перед искусством как таковым, искусством ради искусства.

Элита обретает в этом типе культуры особое удовольствие, особое рафинированное переживание, отражающее самоощущение "избранных". Здесь востребованы интеллект, моральная рефлексия, утонченные удовольствия, в которых момент трагического, болезненного осмысления мира и своего места в нем преобладает над легкомысленным "наслаждением" красотой. В отличие от народной культуры, такое общение с искусством - дело очень личное, интимное, индивидуальное, приватное и лишь в некоторой степени зависит от коллективных ритуалов (светских раутов или официальных приемов). Для любого представителя элиты общества общение с традицией высокого искусства означает также символ статуса, социального положения, принадлежности к определенным кругам. Поэтому это в существенной мере культура для богатых, где стоимость произведений напрямую зависит от уровня благосостояния почитателей. Элитная культура доступна не всем и является важным фактором социального неравенства. Высокая культура всегда имеет довольно сложный контекст эстетической традиции, т.е. обоснования высокого и прекрасного, в котором наравне представлены и оценены авангард и классика. У нее бурная, драматическая история, со своими вехами, революциями, гениями и шедеврами. Эта история пишется профессиональными специалистами, которые создают и поддерживают "пантеон" великих творцов. Таким образом, признание и критика являются важнейшими механизмами высокой культуры.

В отношении культур других слоев общества высокая культура относительно открыта. Например, история джаза демонстрирует нам, как народная по своим корням музыка превращается сначала в популярный, а затем и в элитный жанр. Об интересе высокой культуры к народной мы уже говорили выше.

Популярная культура

 

 

 

 

 

 

 

Исторически данный тип формируется в стремительно растущих европейских городах, и кульминацией его развития, безусловно, становится XX в. Популярная культура развивается под воздействием демократизации политического порядка, формирования городского образа жизни и досуга, развития рынка искусства и коммерциализации культуры. Это культура полуобразованных скучающих горожан (крестьянам скучать некогда!), ищущих примитивных удовольствий - танцев, песен, пошлых историй и т.п. Популярное искусство служит топливом для поддержания активности и эмоционального тонуса простых людей. Поэтому здесь достаточно дешевого, сентиментального "щекотания" чувств и практически отсутствует реакция на само искусство (как в высокой культуре). Есть вполне практическая нужда в развлечении.

Если высокая культура апеллирует к мысли, заставляет думать, переживать, беспокоиться и сомневаться, она пробуждает и обостряет чувства, порой пытает, задевает за живое, то популярная культура смягчает, "гасит", отвлекает, дает убежать от реальности, успокаивает чувство ответственности, стимулирует самоуверенность и самоудовлетворение. Однако в отличие от элитной, популярная культура изначально и полностью доступна широкой публике и потому коммерчески успешна.

Художники, создающие популярную культуру, вынуждены идти на компромисс со вкусами своей публики. В результате творчество базируется на простых типовых формулах, которые легко воспринимаются и гарантированно будут проданы. Это легко проследить в (легких) жанрах популярной литературы: типовые мотивы преступления (детектив), любовной интрижки (женский роман), эротики (порнороманы), ужаса, тайны и опасности (приключения) бесконечно воспроизводятся на уровне весьма и весьма среднего вкуса обычного читателя.

 

Особая сила популярного искусства заключается в его способности к популяризации, то есть превращению в популярное, прежде всего, высокого и народного искусства. В один прекрасный момент джаз и блюз из народной превратились в популярную музыку. С таким же успехом современные композиции американских рэпперов с легкостью украшаются мелодиями из классических произведений. Однако проблема нередко заключается в том (в частности, в музыке), что не музыка является недостаточно хорошей, а само отношение к ней, само ее слушание теперь совершенно иной природы - развлекательное, утратившее магию слушания [8].

В таком ярком и неоднозначном направлении искусства XX в., как поп-арт, мы видим сознательную тривиализацию искусства в обращении к мотивам обыденной жизни - рекламным плакатам и фотографиям, упаковкам продуктов питания, предметам бытовой техники. Здесь искусство становится "низменным", доведенным до первичного и примитивного уровня объекта повседневной жизни, потребляемого ради того, чтобы вскоре его выбросить.

В XX в. популярная культура превращается в массовую.

Массовая культура

Итак, развитие популярной культуры в ХХ в. приводит к ее превращению в массовую. Главный фактор такой "мутации" - усиление роли техники и технологии в культурном производстве. Массовое искусство создается непосредственно для того, чтобы быть многократно воспроизведенным на различных носителях (кинопленка, компакт-диск, компьютерный файл). Оно более не существует в виде уникального единственного и неповторимого произведения искусства. Исторический переход от популярной к массовой культуре происходит в начале XX в., когда была создана система производства копий кинофильмов, благодаря чему их могла посмотреть очень широкая аудитория (широкая в географическом и социальном отношении).

Произведения массовой культуры представляют собой продукцию индустрии развлечений, рассчитанную на массовое потребление "средним" потребителем со "средним" вкусом. Здесь существенно стираются различия между популярной и элитной культурой. "Массовый" зритель или слушатель - это анонимный потребитель, социальное происхождение которого не имеет большого значения. В этом смысле мы можем говорить о демократичности и доступности массовой культуры.

Однако за это заплачено ценой обезличивания аудитории и создания огромной социальной дистанции между художником и публикой. Многомиллионная аудитория голливудских фильмов прекрасный тому пример. Такого уровня анонимности общения между искусством и публикой прежде не существовало. И в народной, и в элитной, и даже в популярной культуре в той или иной степени сохраняется непосредственный контакт аудитории и автора.

В такой системе культурного производства господствуют правила и давление всей системы экономики современного капитализма. Договоренности деловых кругов, маркетинг, технологии производства определяют творческие возможности этой системы. Поэтому стандартизация в производстве типовой продукции (она уже имеется в популярной культуре) является залогом успеха на массовом рынке культурной продукции. Для художника (автора) это означает, что его талант, его творческое самовыражение ограничиваются стандартами производства культурных индустрий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...