Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Композиция в декоративно-прикладном искусстве




Декоративно-прикладным искусством называют «искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков и т. д. К области декоративно-прикладного искусства относятся художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изделия, игрушки и другие предметы, а также орнаментальные росписи и скульптурно-декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий, облицовочная керамика, витражи и т. п.».

В декоративно-прикладном искусстве используются разнообразные материалы. К ним, в частности, относятся дерево, кость, металл, стекло, ткани, а в последнее время стали применяться и различные виды пластмассы.

Общие композиционные законы изобразительного искусства действуют и в декоративно-прикладном искусстве, которое разумеется, имеет свою специфику и вытекающие из нее особенности композиции.

Первая и главная особенность декоративно-прикладного искусства содержится в самом названии — это искусство носит прикладной характер. В отличие от станковых произведений произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, не утрачивают связи с утилитарной функцией и полностью выявляют свое художественно-образное содержание лишь во взаимодействии с окружающей обстановкой (взаимосвязь изделия с интерьером, одного предмета с другим или с другими, например, скульптура в интерьере, посуда в сервизе и т. д.).

Материальная основа декоративно-прикладного искусства (ткань, металл, дерево и т. д.) накладывает отпечаток и на композицию. В нее часто включаются орнамент, различного рода узоры на тканях, в кружевах, на подносах, ложках, игрушках. В орнаментике может быть использован любой предмет в упрощенном, нередко плоскостном виде. Условность в декоративно-прикладном искусстве проявляется и в трактовке цвета. Допускается покрытие цветом без светотени, бликов, рефлексов. Кроме того, цветовая условность связана с мерой насыщенности и количеством красок, ярких, интенсивных или же, напротив, блеклых (многие произведения декоративно-прикладного искусства характеризуются сочетанием насыщенных цветов).

Естественно, упрощенность рисунка и декоративность цвета влияют на характер композиции. Как это проявляется конкретно, показывают произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в различных материалах. Прежде всего следует сказать о разделении предметов декоративно-прикладного искусства на две относительно самостоятельные группы без строго очерченных границ между ними.

К первой группе относятся такие предметы обихода, как мебель, утварь, одежда. Художественное начало здесь прямо связано с целесообразностью и выразительностью формы предмета.

Предметы преимущественно декоративного назначения, относящиеся ко второй группе, допускают гораздо более широкое и свободное использование композиционных средств.

К промежуточным между декоративно-прикладным и станковым формам относятся мозаика, панно, гобелен, плафон, декоративные статуи, которые тесно увязаны с архитектурной средой, но могут рассматриваться и как самостоятельные художественные произведения.

Особенности композиции декоративно-прикладного искусства во многом обусловлены техническими и художественными возможностями материала.

Замечательными свойствами обладает древесина. Дерево можно резать, пилить, рубить, строгать, сверлить, обрабатывать на станке, склеивать, прессовать, распаривать. Благодаря упругости и вязкости дерева в нем хорошо удерживаются гвозди, шурупы. Покрытие олифами и лаками делают его водонепроницаемым. Все эти качества дерева не только являются чисто конструкционными, механическими, но и таят в себе возможности художественно-декоративные, архитектонические, формообразующие и композиционные.

Например, в конструкции северной крестьянской избы механические свойства дерева сочетаются с декоративным ее оформлением. В конструкции нет ни одной детали, которая не была бы осмыслена и с точки зрения художественной. Скажем, для предохранения от влаги торцы слег, несущих кровлю, закрыты причелиной, которая выполняет двойную функцию — утилитарную и эстетическую (украшена резьбой).

Особенность композиционно-художественного оформления предмета через его конструкцию и материал наглядно проявляется и в мебели. Дерево здесь также выполняет конструктивно-утилитарную и эстетическую функцию в их целостном виде.

В конструктивно-декоративном решении изделий из дерева используются различные композиционные приемы. Например, композиция росписи или резьбы на дверце шкафа, как правило, симметрична с явно выраженным центром и периферией. На предметах, сделанных из одного куска дерева, композиция росписи или неглубокой резьбы может подчеркивать целостность формы, связь конструкции и декора.

Из свойств дерева как пластического материала и способа его художественной обработки вытекают особенности композиции. Пластические свойства дерева отражаются и в конструкции предмета, и в трактовке деталей.

Следовательно, особенность композиции в декоративно-прикладном искусстве обусловливается органической связью свойств материала, назначения предмета, его декора и формы. При этом форма предмета как бы воспроизводит естественную пластику куска дерева и в то же время учитывает целевое назначение вещи. Композиция декора (будь это роспись или резьба, как правило, орнаментального характера) проявляет себя либо через ясное выделение центра среди периферийных элементов, либо через ритмичное чередование элементов узора в виде фриза, либо через сплошное покрытие поверхности при свободной игре пятен или раппортном размещении элементов узора.

Пластические свойства дерева многообразны. Это позволяет создавать композиции, используя приемы столярной обработки дерева.

Текстура, цвет, фактура — эти свойства дерева можно назвать, пожалуй, в полной мере художественными, значит, влияющими на композиционное решение. Вместе с тем художественные качества дерева, связанные с природным происхождением, во многом зависят от характера распила. Так, распил к центру кряжа по радиусу или диаметру дает спокойный рисунок годичных слоев. Распил по хорде выявляет более сложную конфигурацию текстуры. Совершенно неожиданные рисунки образуют полуторцовые и торцовые срезы.

Рисунок текстуры и цвет древесины можно усилить или ослабить с помощью различных протрав, красителей, лаков и т. д. Цвет и текстура древесных пород настолько разнообразны, что перед художником словно лежит палитра с безграничными возможностями. Задача мастера, работающего в дереве, — наиболее полно раскрыть красоту текстуры и цвета древесины, стремясь как можно меньше прибегать к подсобным средствам создания художественной композиции.

Важным и очень интересным разделом декоративно-прикладного искусства является декоративная скульптура, выполняемая в самых различных материалах. Для нее свойственна зависимость композиционного решения от материальной основы.

Чтобы успешно работать в области декоративной пластики (называемой нередко скульптурой малых форм), художник должен тщательно изучить свойства и эстетические качества различных материалов (дерева, кости, керамики, металла, камня и т. д.).

О композиции скульптуры из кости будет сказано несколько позже. О свойствах дерева, оказывающих влияние на композицию, уже говорилось. Остается добавить следующее. Поскольку художнику нужно считаться с естественной формой дерева, композиция декоративной скульптуры должна вписываться в натуральный кусок дерева целиком, без приклейки деталей, нарушающих ритмический узор годовых колец.

В причудливых формах дерева художник может увидеть очертания, напоминающие фигуры людей или животных, застывших в необычных позах. Угадывая в этих случайных природных формах (корневищах, извивах куска ствола с ветками) образное начало, художник, удалив лишнее, может усилить почти уже готовый образ. При этом соавтором композиции будет сама природа, подчиняющая резец художника естественному материалу. Главное же композиционное решение уже заложенное в природе, находит художник.

Подлинно творческая работа скульптора начинается с момента создания собственной композиции. Конечно, необходимо при этом помнить принципиальную разницу между резьбой по дереву (или камню) и лепкой из глины. Исполняя композицию в глине, скульптор прибавляет, наращивает массу. Переводя эту же композицию в твердый материал (дерево или камень), он, наоборот, удаляет лишние части, как бы освобождая из материала заключенную в нем скульптуру.

Компонуя произведение, предназначенное для перевода в твердый материал (дерево, камень, кость), художник старается максимально сохранить целостный вид массы, пластической формы. Следовательно, в декоративной скульптуре действует закон целостности.

Керамика по сравнению с камнем, костью, деревом позволяет детальнее прорабатывать форму, активнее выражать движения.

Закономерности композиции в керамической пластике те же, что и в декоративной скульптуре, выполненной в других материалах.

Художественная обработка кости требует лаконичности композиции, в которой контрастируют пластически обобщенные крупные массы и ювелирно отработанные характерные детали. Это сочетание придает произведениям из кости очень красивый декоративный силуэт.

В художественной обработке кости считается нецелесообразным сильное уменьшение элементов композиции. Это связано с нарушением ясности восприятия изображаемого. Рельеф в изделиях из кости строится от первого плана, лежащего на поверхности, к более глубоким. «Забвение этого правила может привести к утрате глубинности пространства композиции и к утрате пластической выразительности рельефа. Общий композиционный строй будущего произведения должен быть гармоничным, а переходы одних элементов изображения в другие пластически оправданными».

В ажурной резьбе по кости не рекомендуется делать большие отверстия, так как они нарушают общий композиционный строй, расчленяют композицию на части, что противоречит закону целостности. В меру лаконичное изображение из кости или на кости должно усиливать выразительность образа.

Металл, богатейший по своим техническим свойствам и художественным качествам материал, издавна используется в ювелирном деле для изготовления всевозможных предметов быта, оружия, архитектурно-декоративных деталей, в декоративно-прикладном творчестве. Металл можно ковать, чеканить, вытягивать в нити, выгибать из него ажурную конструкцию. Ценным художественным качеством металлов и их сплавов, так же как и дерева, является их цветовое многообразие. При создании произведений декоративно-прикладного искусства металл часто выступает в сочетании с эмалью, цветными драгоценными и полудрагоценными камнями, стеклом, деревом и другими материалами.

В художественной обработке металла также следует придерживаться основного принципа декоративно-прикладного искусства — согласованности эстетического с утилитарным.

Что касается специфических сторон композиции из металла, то следует сказать о стремлении художника добиться впечатления изящества, легкости изделия, при его большой тяжести. Это стремление видно, к примеру, и в кованых светцах XVIII века, и в литых чугунных решетках для садов и парков. Легкость такого рода достигается плавностью линий, ажурностью конструкций, заставляющих зрителя забыть о тяжести металла.

Искусство стекла, будучи одним из видов декоративно-прикладного искусства, исходит из функционального характера изделия и свойств этого хрупкого материала. Безусловно, высокая степень мастерства изготовления предметов из стекла — необходимое условие для создания подлинных произведений искусства, несущих в себе эстетическое содержание наряду с утилитарным назначением. В композиции изделий из стекла нередко сказывается относительная ограниченность их традиционных форм, широко распространенных в быту человека. Но и в этот однородный ассортимент вещей с канонической композицией настоящий художник может внести что-то новое, неповторимое. И все же радикальное обновление композиционных форм — не частое явление в искусстве стекла. Это, очевидно, связано со сложностью технологии производства стекла, ограничивающей новаторские замыслы художника. Трудности техники и необходимость преодоления «сопротивления материала» могут привести к известной потере творческого импульса автора композиции.

И тем не менее чехословацкие мастера своим искусством доказывают, что в стекле таятся огромные возможности для творчества.

Миниатюрная живопись на папье-маше и роспись по металлу, в отличие от стекла, предоставляют художнику гораздо больше свободы в области композиционного творчества. Этим видам искусства доступно любое содержание: исторические, бытовые, сказочные сюжеты, пейзаж, портрет. Естественно, миниатюрная живопись строится по законам композиции, общим для изобразительного искусства. Вместе с тем следует отметить специфику этого жанра, носящего прикладной, утилитарный характер.

Художник-миниатюрист всегда должен считаться с формой предмета, его назначением и в связи с этим компоновать миниатюру и орнаментику в пределах данной поверхности. В зависимости от особенностей формы расписываемого предмета применяются специфические приемы композиции, которые заключаются в допущении некоторых отступлений от строгих правил линейной и воздушной перспективы: пространственные планы сближаются, фигуры и предметы располагаются преимущественно вдоль поверхности, подчиняясь орнаментальным ритмам; контрастные сопоставления локальных цветов усиливают звучание красок; все элементы как правило, обобщаются по силуэту при соблюдении меры этого обобщения, что придает целостность композиции.

В федоскинской миниатюре главную роль играет сюжет и предметность его выражения. В композициях преобладает объемное, пластическое понимание формы, близкое реалистической станковой живописи. Федоскинские мастера вписывают миниатюру в бархатно-черную глубину и одновременно вводят черный цвет лаковой поверхности самой шкатулки в рамки изобразительного поля.

В отличие от федоскинской живописи палехская миниатюра строится как бы расплескиванием отдельных частей композиции по черной поверхности изделия. Однако между этими отдельными частями существует смысловая, логическая связь, объединяющая различные моменты какого-либо события или ряд разновременных действий в одной композиции. Таким образом имитируется движение во времени. Палехские мастера умеют показывать движение и через динамичные жесты и позы персонажей. При этом контрастное сочетание ярких красок акцентируют золотые и серебряные блики, «пробелы» и «движки», подчеркивающие отрывистыми штрихами самые светлые, выступающие части изображаемого предмета.

В противоположность палехской мстерская миниатюра представляет собой композиционно целостное панно, изображающее многоплановый пейзаж, на фоне которого развиваются события. Панно, словно вмонтированное в крышку изделия, обрамляется полоской золотого орнамента.

В композиционный строй миниатюрной живописи Холуя вводится черный цвет шкатулки, как и в палехской росписи. Но мастера Холуя не пользуются широко известной палехской золотой штраффировкой в предметном изображении. В холуйской миниатюре большое место занимает пейзаж, трактуемый более декоративно, чем в мстерской росписи, с контрастами света и тени.

Жостовская кистевая роспись по металлическим лакированным подносам с изображениями цветочных букетов, венков, гирлянд обладает устойчивыми формами композиции, по-своему оригинальным художественным языком. Композиция жостовской росписи представляет собой мотив, вписываемый в определенный формат подноса (прямоугольный, овальный, круглый). Когда изобразительный мотив композиции разработан, художник мелом наносит на черную поверхность подноса общие контуры, стремясь избегать повторения линий, форм, размеров. Продумывая композицию, мастер росписи решает целый ряд вопросов, касающихся цветовых контрастов, силуэта букета цветов с листьями, ритма элементов, соотношения изображения и фона, больших и малых форм.

Целостность композиции жостовских подносов достигается определением центральной оси изображения, а также ритмом рисунка, который получается в процессе вращения подноса при росписи. При этом, словно само собой, возникает ритм элементов, движение кисти сообщает упругость линиям, превращающимся в цветы и листья, лепестки и бутоны.

«Жостовской росписи присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых особенно подчеркивается черным цветом лакового фона. Вместе с тем «открытые» цвета всегда сгармонированы друг с другом в едином колорите, то холодном, в котором преобладают синие и изумрудные тона, то жарком, с преобладанием пламенеющих красных и оранжевых тонов». В жостовской живописи используются также и другие цвета для фона (красные, синие, зеленые, белые), и соответственно меняется все цветовое решение композиции.

Особенностью композиции жостовской росписи является также наличие ажурного орнамента в елочку, который идет по борту подноса. Этот элемент замыкает художественное оформление подноса и придает композиции целостность.

Композиционные особенности вышивки и кружева как видов декоративно-прикладного искусства связаны прежде всего с материалом и техническими средствами воплощения замысла художника. Нитки, как и ткани, могут быть льняными, хлопчатобумажными, шерстяными и шелковыми, с добавлением синтетических материалов; в вышивке также используются золотые и серебряные нити, драгоценные камни, бисер, стеклярус и пр. Все эти материалы имеют свою структуру (нити — одинарные, крученые; ткани — гладкие, ворсистые и т. д.).

Характер рисунка и всей композиции прежде всего зависит в вышивке от структуры тканей, в кружевах — от качества нитей, а если кружева накладываются на ткань, то и от структуры и качества ткани.

Приемы вышивки накоплены историческим опытом развития этого вида прикладного искусства, Широко распространены, например, вышивка крестом, гладью, петельным, стебельчатым, ажурным швом. Нередко эти способы комбинируются, дополняя друг друга.

Технические приемы и материальная основа искусства вышивки и кружевоплетения все время совершенствуются, что позволяет создавать все новые и новые композиции, иные варианты размещения рисунков. Разнообразие и богатство композиции достигается также творческим претворением в рисунке многообразных форм растительного и животного мира, предметов, созданных человеком; множество сюжетов содержится и в области фольклора.

Безусловно, приемы вышивки и изготовления кружева поистине безграничны, особенно если учесть самодеятельное узоротворчество народов разных стран.

Изготовление ковров и декоративных печатных тканей (набоек), как и других видов декоративно-прикладного искусства, имеет богатые традиции. Издавна существует много способов создания ковров и печатных тканей, разных по сложности рисунка и колорита.

Композиция узора на коврах зависит от структуры основы и нитей, а также от формата (как и вышивка). Компоновка набойки менее зависима от структуры ткани и ее размера, поэтому здесь композиция может включать свободное расположение многоцветных элементов и даже допускает плавные переливы одного цвета в другой или одного светлого тона в другой.

Композиция рисунка для печатания на ткани может быть с ярко выраженным центром, с узором, построенным по кругу, в квадрате, с раппортным, т. е. многократным повторением по всей ширине и длине ткани элемента орнамента. Но во всех случаях композиция должна привести к единству все декоративные элементы, отбросить крикливо цветастые, нестройно звучащие краски.

Таким образом, анализируя особенности композиции в декоративно-прикладном искусстве, мы постоянно сталкиваемся с действием композиционных законов целостности, контрастов форм и цветотоновых отношений, движения как фактора выразительности линий и объемов, новизны мотивов. Настоящее произведение декоративно-прикладного искусства создается присущими этому искусству средствами, включая и средства композиции.

 

 

Основы композиции

Основы композиции - что такое композиция и как ее понимать. Постараемся затронуть как можно больше аспектов вопроса композиции в декоративно- прикладном и изобразительном искусстве. О композиции в рисунке мы говорим здесь- композиция в рисунке.

Представьте, что перед вами плоскость листа, абсолютно не заполненная какими- либо элементами изображения. Проще сказать- чистый лист. Как он нами воспринимается? Естественно, плоскость листа не несет никакой информации, она воспринимается нами как бессодержательная, пустая, не организованная. Но! Стоит только нанести на нее любое пятно, или линию, штришок и- эта плоскость начинает оживать. Это значит, что наши изобразительные элементы, любые- пятно, линия, штрих- вступают с ней в пространственную связь, образуя какую- либо смысловую завязку. Проще сказать- плоскость и любой элемент на ней начинают взаимодействовать, вести диалог между собой, и начинают нам о чем- то "рассказывать".

Так мы получаем самую примитивную композицию, которую даже трудно таковой назвать, но это уже она.

Дальше. У нас с вами есть один универсальный инструмент, дарованный нам природой, это- наши глаза, наше зрение. Так вот, наш глаз видит и воспринимает окружающий нас мир в пропорциях и соразмерностях. Как это понимать? Наше зрение способно чувствовать гармонию, и то, что не гармонично. Наш глаз способен находить разницу между несоответствием размеров отдельных частей и всего целого, или наоборот- видеть полное соответствие. Зрение способно ощущать сочетания цветов, которые не раздражают глаз или наоборот- могут оказаться абсолютно дисгармоничны. Скажу больше, наше природное чутье уже с самого начала, хотите вы этого или нет, стремится к ощущению гармонии во всем. И подсознательно обязывает по ощущению компоновать предметы и их части так, чтобы ни одна часть композиции не оказалась чужеродной или несоразмерной. Надо только научиться прислушиваться к своим ощущениям и понимать, каким способом добиться гармоничности, то- есть, составить хорошую композицию. Любую.

Идем дальше. Возьмем какую- либо форму, например- круг и попробуем поразмещать его в различных местах плоскости листа. Мы можем увидеть, почувствовать- что в одних случаях он будет занимать более устойчивое положение, в других- неустойчивое. Рисунок слева: смотрите как работает наше зрение- казалось бы, для круга наиболее устойчивое место- это совпадение его центра с геометрическим центром плоскости листа (проведя линии- диагонали из угла в угол листа мы получаем центр листа на пересечении этих линий). Однако, это не все. Из- за оптической иллюзии (глаз несколько переоценивает верхнюю и недооценивает нижнюю часть плоскости) круг воспринимается слегка сдвинутым вниз. Чувствуете, как круг как- бы притягивается к основанию квадрата? Круг не чувствуется отчетливо ни по середине, ни ниже, и от этого происходит непонимание его положения, ощущается дисгармония. Как добиться гармоничности? В каком положении должен оказаться круг, что- бы мы воспринимали его в плоскости листа гармонично? Естественно, его нужно немного сместить вверх. Смотрите рисунок справа. Чувствуется устойчивое положение круга? Он занимает в квадрате точно свое место. Таким образом, наша простейшая композиция будет являться более гармоничной, а значит- более правильной.
Понимание: плоскость и предмет образуют некую условную пространственную связь, которую мы можем корректировать.

Дальше..

Наша плоскость изначально имеет некую условную структуру, даже если на ней пока нет ни одного элемента. Плоскость можно расчленить на оси- горизонтальные, вертикальные, диагональные. Мы получаем структуру- смотрите на рисунок слева. В центре плоскости (геометрическом центре) все силы этой скрытой структуры находятся в состоянии равновесия, и центральная часть плоскости воспринимается активно, а нецентральные части- пассивно. Так мы ощущаем. Такое восприятие условного пространства, так стремится найти покой наше зрение. Понимание это довольно условно, но верно.

Глаз стремится увидеть гармонию в том, что наблюдает- определяет центр нашей композиции, который для него кажется активнее, все остальное- пассивнее. Это то, что может нам дать только изучение одной чистой плоскости листа. Более того, это то, что может нам дать только изучение одной квадратной формы плоскость листа. Но принцип один и тот- же. Это то, что касается структуры плоскости листа.

Но этого было- бы совсем недостаточно- расчленять плоскость или составлять композицию из одного элемента на листе. Это скучно и никому не нужно, ни вам, ни зрителю. Всегда есть больше, разнообразнее и намного интереснее.

Теперь попробуем составить еще одну композицию, но уже с несколькими участниками. Смотрите рисунок слева. Что мы видим, что мы ощущаем? А мы ощущаем, что наша композиция не гармонична, потому как отдельные части ее не уравновешены. Предметы сильно смещены влево, оставляя пустое, ненужное, незадействованное в композиции пространство справа. А глаз стремится всегда все уравновешивать и добиваться гармонии. Что здесь нам нужно сделать? Естественно, уравновесить части композиции, чтобы они гармонично составляли одну большую композицию и являлись частью одного целого. Нужно сделать так, что- бы нашему зрению было комфортно.

Смотрите на рисунок справа. Вот так вам чувствуется гармоничнее? Думаю да. Что это значит? При визуальном восприятии элементов и плоскости листа и при анализе их связей: ощущается воздействие внутренних сил структуры плоскости на характер поведения изобразительных элементов. Что это значит? Наши учавствующие в композиции элементы взаимодействуют с условными диагональными, вертикальными и горизонтальными осями плоскости. Мы добились устойчивого зрительного равновесия всех компонентов композиции относительно геометрического центра. Даже если ни одна фигура здесь не находится по середине, они уравновешивают друг друга, образуя вместе центр там, где зрение этого ожидает, по этому и смотреть на этот рисунок более комфортно чем на предыдущий.

А если добавить еще несколько элементов, то в таком случае они должны быть несколько слабее по размеру или тону (или цвету) и в определенном месте, что- бы визуально не сбивать геометрический центр композиции, иначе придется менять расположение элементов, что- бы добиться гармоничности снова, то- есть, гармоничного восприятия. Это что касается понятия- геометрический центр композиции, который мы с вами сейчас ввели в изучение.


Всегда нужно стремиться к устойчивому зрительному равновесию всех компонентов композиции в различных ее направлениях- вверх и вниз, вправо и влево, по диагонали. И композиция должна быть гармоничной с любого положения, в любом повороте- переверните свою композицию верх ногами, или на 90 градусов, она должна быть также приятно просматриваться, без какого- либо намека на дискомфорт. И проще считать, что геометрический центр композиции находится на пересечении диагональных линий или немного выше, именно в этом месте глаз после просмотра самой композиции, какая- бы она ни была, в конечном итоге останавливается и находит "отдохновение", успокаивается имено в этом месте, даже если на нем нет никакого предмета. Это условное место. И гармоничной композицией считается та, когда больше не требуется ни вносить новых элементов, ни убирать какой- либо из нее. Все учавствующие в целостной композиции действующие "лица" соподчинены одной общей идее.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...