Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Патриот любит свое Отечество.




6. На ______________мудреца довольно простоты.

7. Не________________человек готов к тяжелым работам.

Задание 10

Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.

Обессилеть - обессилить, обледенеть - обледенить, ослабеть - ослабить, обезденежеть - обезденежить, обескроветь - обескровить, обесплодеть - обесплодить, обезножеть - обезножить.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11

Спишите предложения, образуя от стоящих в скобках глаголов, действительное причастие настоящего времени в нужном падеже.


1. Рабочие, (строить) _________новую школу, хотят закончить её к новому учебному году.
2. В каждом санатории имеются свои (лечить) __________________врачи.
3. Воздух был душист от (расцветать) _____________яблонь и груш.
4. Быстро (таять) __________________снега превращаются в бурные потоки.
5. (Сверкать) _______________звёзды Кремля остаются в памяти каждого, кто побывал в Москве.
6. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гром, постепенно (усиливаться), (приближаться) и (перходить) ______________________________________в прерывистые раскаты, (обнимать) ______________________весь небосклон.
7. Я не люблю учеников, небрежно (относиться) ____________________________к работе.
8. Народ - это сила, (создавать)_______________________ все материальные ценности.
9. Внезапно раздался топот (скакать) ______________________лошади.
10. Мне жаль было (плакать) ____________________ребёнка.
11. На катке мы видели (бегать), (кричать), (кататься) ____________________с горы ребят.

 

Задание 12

Исправьте ошибки, связанные с образованием и употреблением причастных и деепричастных форм.

 

1. Мама, уже вытеревшая всю посуду, с удивлением смотрела на меня.

_____________________________________________________________________________

2. Васька, больно ушибивший ногу, горько плачет.

_____________________________________________________________________________3. Девочка, уже заплёвшая косу, с удивлением смотрит на брата.

_____________________________________________________________________________4. А у меня всё давно уже убрато! ____________________________________________

5. Когда мы подбежали к телеге, то увидели, что мешок порват и из него сыпалась мука.

_____________________________________________________________________________6. Это оказался медведь, забрёвший ночью в деревню.

_____________________________________________________________________________

7. Шум, издающий водопадом, слышен издалека. ___________________________________

8. Если мы будем работать спустив рукава, мы не выполним государственного заказа в срок и не получим новых кредитов.

_____________________________________________________________________________

Задание 13

Вставьте пропущенные наречия, подходящие по смыслу из предложенного списка.

 

Песня начиналась _________, будто она рождалась где(то) на небесах. ______ разл_валась мелодия, на душе становилось ______ и ______, а глазам - ______ от подступающих слез. То ___________ веяло степным воздухом, то _________ сгущ_лись тучи, то легкие обл_ка двигались _______ песне, и это заст_ вляло петь ____________ и ________. _______ песня вл_валась в душу, глаза распахивались ________, ________, _______ как ______ в детстве. Мелодия подн_малась __________, _______, уносилась ______, и не было ей ни конца, ни начала…

 

Слова для справок: неожиданно, певуче, легко и хорошо, горячо, свежо, зловеще, в такт, ещё и ещё, волей-неволей, по-новому, по-вольному, точь-в-точь как давным-давно, вверх, ввысь, вдаль.

 

Раздел 6. Синтаксические связи

Синтаксическая связь – это формальные, строевые отношения между компонентами синтаксической единицы, которые выявляют смысловые связи – синтаксические отношения, выраженные средствами языка.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Для выражения синтаксических связей существуют специальные средства: 1) фор-

мы слов и их взаимодействие; 2) служебные слова; 3) словорасположение; 5) интонация.

ВИДЫ СИНТАКСИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Общей оппозицией связей является традиционная оппозиция сочинение -подчинение. При сочинении компоненты синтаксических единиц однофункциональны, при подчинении – разнофункциональны. Дифференцирующим признаком сочинительной связи является открытость / закрытость структуры. Открытой связью соединяется неопределенное количество компонентов. Закрытой связью – при одноразовом ее применении – соединяются только два компонента.

ВИДЫ СИНТАКСИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

К видам синтаксических связей в словосочетании относятся три основных вида связей: согласование, управление, примыкание.

ВИДЫ СИНТАКСИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

К связям, возникающим собственно в предложении и свойственным только предложению как синтаксической единице высшего уровня, относятся:

1. Связь между главными членами двусоставного предложения – подлежащим и сказуемым. Традиционно эта связь рассматривалась как согласование. В современной лингвистике связь между подлежащим и сказуемым обозначают термином координация.

Координация – это взаимное соответствие форм подлежащего и сказуемого. На абстрактном уровне для главных членов не существует односторонней зависимости: личная форма глагола не зависит от именительного падежа существительного и именительный падеж не зависит от личной формы глагола. Имеет место соответствие форм: именительный падеж сочетается только с личной формой, а личная форма употребляется только в сочетании с именительным падежом.

2. Сочинительная связь синтаксически равноправных компонентов. О том, что эта связь возможна именно в предложении, свидетельствуют случаи функционирования в роли однородных разных членов предложения (ср.: *вечером и на ужасной бумаге, но Пишу тебе вечером и на ужасной бумаге).

3. Двойные связи, при которых член предложения одновременно зависит от двух других членов. Такую связь обнаруживает именная часть сказуемого, которая зависит и от подлежащего, и от глагольной связки (Ср., в предложении Небо стало чистым прилагательное согласуется с подлежащим в роде и числе, но его падеж определятся связью с глагольной связкой).

4. Детерминантная связь, при которой препозитивные члены предложения (обстоятельства, дополнения) распространяют все предложение в целом, не относясь непосредственно к какому-то одному слову. Например, Вечером нам принесли телеграмму от сына.

Задание 1

Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы.

Согласование Управление Примыкание
       

Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности,..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.

Задание 2

Приведите примеры к каждой модели синтаксических отношений:

1. Определительные отношения: ПР.: студент университета

2. Объектные отношения: _________________университета

3. Обстоятельственные отношения:____________________вечером

4. Объектные отношения:__________________вечером

5. Определительные отношения___________________из соломки

6. Объектные отношения:_________________________из соломки

7. Определительные отношения:________________________наедине

8. Комплетивные отношения: ___________________________наедине

9. Обстоятельственные отношения:____________________наедине.

Задание 3

Исправьте ошибки в согласовании определений в роде, числе, падеже в приведенных предложениях.

 

1. Можно отметить ряд особенностей и в синтаксисе поэтического языка Маяковского, связанные с общим характером стиха._____________________________________________

2. Экзаменационная работа по литературе Петровой Зои Филипповны, окончившую курскую среднюю школу._______________________________________________________

3. Прошли годы, и перед нами предстали поколения живых Корчагиных – людей, обладающими теми же чертами, какими обладал Павка Корчагин._____________________

5. Маяковский рассказывает о Теодоре Нетте, погибшего, защищая дипломатическую почту.________________________________________________________________________

6. Воспитанная в таких условиях, Катерине делается душно в темном царстве Кабановых.

_____________________________________________________________________________

Задание 4

Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. __________________________________________________________________

2. В журнале опубликована рецензия о книге. ____________________________

3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. ________________________________________________________

4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление.

____________________________________________________

5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились.

____________________________________________________________

6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций.

_____________________________

7. Это был характерный ему почерк. _____________________________________

8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.

____________________________________________

Задание 5

Исправьте ошибки в образовании деепричастий/причастий и употреблении их в речи.

1. Меньшой-Додонов строил фразу, пиша фельетоны, с теми же милыми интонациями, с которыми разговаривал в жизни.  
2. Узнав о смерти поэта, Варвара Александровна так и не смогла оправиться от удара, хотя и прожила еще 10 лет, умерев в возрасте тридцати шести лет.  
3. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли.  
4. Они очень зорко читают инструкции, беря на заметку все новое, интересное.    
5. Собравшись на праздник, не забудьте купить трещотки и бенгальские огни.    
6. Курс лечения рассчитан на три месяца ежедневного приема двух таблеток во время еды, запивая их водой.    
7. Титов, рискуя жизнью, спасший шахту от катастрофы, ставший писателем, тоже является наследником Корчагина.    
8. Освещаемая вражескими прожекторами, под ливнем пулеметных очередей, среди взрывов, вперед ринулась штурмовая колонна.    
9. Утром пассажиры и летчики, частично обмороженные, спасатели на вертолетах были доставлены в город.    
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...