Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды самозанятости и ее масштабы

Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) - это потребительское хозяй­ство на приусадебном или садово-огородном участке, основанное на личном труде. В ЛПХ выращивают ягоды, овощи, картофель, содержат скот, птицу, т.е. получают продовольственные товары, пополняя свои доходы в натуральной форме. Для некоторой части населения это и источник денежных доходов в результате реализации продукции ЛПХ. При этом роль ЛПХ в доходах сельского населения значительно выше, чем городского.

Предпринимательством занимается значительная часть самозанятых. Начало формированию предпринимательства было положено законом СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19.11.86 г. законами РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.90 г., «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90 г. Позже развитие предпринимательства регулируется законами Российской Федерации: «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г., «О государст­венной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 г.

Предпринимателей можно разделить на три слоя: большой бизнес (крупный капитал, группа миллионеров), средний бизнес - большин­ство коммерческих структур (торговля, посредническая деятельность, коммерческие банки, инвестиционные фонды, агентства и конторы по недвижимости) и, наконец, мелкий бизнес (лавочники, «челноки», вла­дельцы индивидуальных мастерских, владельцы автомобилей, исполь­зуемых как средство извоза, уличные торговцы). В большинстве случа­ев мелкий бизнес - это бизнес временный, обусловленный определен­ными обстоятельствами.

Предпринимательство как форма занятости населения граждан­ским законодательством понимается как самостоятельная, осуществ­ляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на системати­ческое получение прибыли от пользования имуществом, от продажи товаров или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом ка­честве. Предприниматели самостоятельно организуют свою коммер­ческую деятельность и сами же несут связанные с ней убытки. Пред­принимательством можно заниматься без образования юридического лица. В этом случае предпринимательство будет индивидуальным. Это те, кто занят торговлей, продажей товаров, оказанием услуг, т.е. то, что ранее называли индивидуальной трудовой деятельностью (ИТД).

Предпринимательство без образования юридического лица — до­вольно распространенное явление в России. К нему относятся такие виды самостоятельных занятий, как частная неорганизованная торгов­ля, надомное кустарное производство и оказание частных услуг. При­мерно 27% розничного товарооборота в стране — это торговля с рук на рынках, улицах (средняя доходность примерно 1,5-3 долл. в час).

Предпринимательство в качестве ИТД и частной практики прояв­ляется в такой деятельности, как строительство, ремонт домов, квар­тир, репетиторство, обучение, ремонт бытовой техники, медицинские и ветеринарные услуги и т.д.

Самостоятельной сферой индивидуального предпринимательства является деятельность по предоставлению в пользование другим ли­цам принадлежащего предпринимателю имущества (земельный учас­ток, недвижимость, вещи). Эти доходы могут составлять значительную статью в доходе семьи, особенно в крупных городах.

Существует и предпринимательский доход, получаемый от вло­жения денег в банки, и доходы от ценных бумаг. Это рисковый бизнес, и в качестве награды за сообразительность человек получает опреде­ленный доход. Правда, доля этих видов доходов в настоящее время не­велика.

Особую группу в предпринимательстве занимают фермеры - фер­мерское хозяйство по Гражданскому кодексу не является юридическим лицом, а его глава выступает индивидуальным предпринимателем.

Предпринимательство может быть индивидуальным, семейным, коллективным. Если в бизнесе заняты только сам предприниматель и члены его семьи, то это индивидуальная предпринимательская деятель­ность. Если же привлекаются работники со стороны, то это будет уже малое предприятие.

Малое предприятие - это юридически самостоятельная фирма, имеющая высокую хозяйственно-финансовую независимость, небольшую численность персонала, упрощенную организационную структуру, способность к быстрой перестройке своих хозяйственных структур, а также сравнительно небольшой объем хозяйственного оборота.

Термин «малое предприятие» в российской экономике характеризу­ет размер только по численности персонала, которая определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала плюс сотрудники, работающие по договорам по совместительству. К малым относятся предприятия в промышленности, строительстве и на транспор­те с численностью работающих не более 100 человек, в сельском хозяйст­ве и научно-технической сфере - до 60, в оптовой торговле - до 50, в роз­ничной торговле и бытовом обслуживании - до 30 человек.

По оценкам Госкомитета РФ по статистике, на 85% учтенных малых предприятий среднее число постоянно занятых - 30 человек. В США, например, к малым относят предприятия с численностью не свыше 500 человек. В Германии средняя численность в фирмах малого бизнеса со­ставляет 250 человек (средние - от 50 до 499 чел., мелкие - до 49 чел.[1]).

Выделяют также малое предпринимательство.

Не могут относиться к категории малых:

- предприятия, которые занимают доминирующее положение на республиканском или местном товарном рынке;

- предприятия, имеющие организационно-правовую форму акцио­нерного общества или товарищества, если в его уставном капитале доля, принадлежащая одному или нескольким предприятиям с численностью работающих более 1000 человек либо органу государственного управ­ления, превышает 35%;

- предприятия, имеющие организационно-правовую форму акцио­нерного общества или товарищества, если в его уставном капитале доля, принадлежащая одному или нескольким предприятиям, не относящим­ся к категории малых, превышает 75%.

Любое предприятие - государственное, арендное, кооперативное акционерное общество с ограниченной ответственностью, семейное частное и т.п. — может быть малым. Таким образом, термин «малое» характеризует размер предприятия и не определяет ни форму собствен­ности, на которой оно основано, ни форму организации хозяйствен­ной деятельности.

Под малым же предпринимательством понимается такой вид дея­тельности во всех отраслях экономики, который осуществляют физи­ческие лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, а так же предприятия любой организационно-правовой формы, определяе­мой устойчивыми качественными и количественными показателями. На практике и в теории пока эти показатели чаще идентифицируются (т.е. малый бизнес и малое предпринимательство).

Малый бизнес имеет ряд достоинств: довольно низкие операци­онные и управленческие расходы, небольшие инвестиции в оборудо­вание, возможность реально рассчитывать на быстрый материальный успех. При этом предприниматели одновременно получают заработную плату и все причитающиеся доходы от бизнеса.

Малый бизнес располагает и досрочными выгодами. Если дела идут успешно, при необходимости предприниматель всегда может выгодно продать дело. К тому же в сфере малого бизнеса люди имеют возмож­ность совмещать несколько профессий, быть в одном лице и финансистом, и менеджером.

Нельзя забывать и о том, что малый бизнес более маневренный, чем крупный, который, как правило, ограничен в своих действиях из-за процедур, разработанных головным предприятием. Это преимуще­ство особенно отчетливо выражено при сезонном характере работ или в специфических условиях.

И последнее — в малых фирмах наиболее ярко проявляется инно­вационный, предпринимательский дух, о чем свидетельствует преоб­ладание за рубежом малого бизнеса в электронике, генной инженерии, компьютерной технологии.

В условиях перехода к рыночным отношениям развитие малого предпринимательства стало экономически необходимым для преодоления диспропорций в экономике, монополизма и диктата производи­телей («рынок продавцов»), избавления от структурных перекосов, ко­торые свойственны крупным предприятиям с их инерционностью, тра­диционными методами планирования и сбыта. «Рассыпая» находящиеся в критическом состоянии крупные предприятия на малые предпри­ятия, можно решить проблему их выживания.

Малый бизнес располагает большими резервами для трудоустройства населения, так как здесь могут быть предложены не только новые рабочие места, но и места с неполным рабочим днем.

Поддержка малого предпринимательства очень важна, так как оно является своеобразной экономической основой, обеспечивающей постоянное воспроизводство полноценных рыночных отношений. Во всех странах с рыночной экономикой инициируется развитие малого бизнеса и предпринимательства.

В России малые формы хозяйствования стали развиваться с конца 80-х годов. В разные годы число предприятий малого бизнеса состав­ляло от 400 до 900 тыс. с общей численностью занятых в них до 8,5 млн. чел. (около 12% занятых в народном хозяйстве)[2].

Особенностью российской экономики является то, что занятость малым бизнесом - в основном вторая работа, совместительство, воз­можность найти дополнительный доход, реже - стремление самореализоваться.

Сфера развития предпринимательства — торговля, строительство, наука, кредиты и финансирование, общественное питание. Наиболее эффективное направление развития малого предпринимательства — переработка сельскохоязйственной продукции. Но рост малого бизне­са в перерабатывающих отраслях оказывает минимальное влияние на общую ситуацию в экономике и не обеспечивает необходимых струк­турных сдвигов.

Развитие же малых форм предпринимательства в сферах производ­ства, инноваций, коммунальных и финансовых услуг требует значитель­ных единовременных инвестиций при продолжительных сроках оку­паемости, поэтому указанные сферы в настоящее время менее привле­кательны. Для их развития нужна серьезная поддержка государства. В развитых странах именно в этих отраслях деятельности насчитываются миллионы мелких предприятий: в Великобритании - 2,4 млн., они со­ставляют примерно 96% общего числа частных компаний, в США - свыше 4,5 млн - это 95% всех американских деловых компаний. И здесь малый бизнес является проводником научно-технического прогресса.

До 2/3 новых идей реализуются в малом бизнесе.

Критическую массу собственников определяют в пределах 3-5 млн. малых предприятий, при гаком их количестве появится конкуренция, начнет работать рынок. Для создания же нормальной рыночной струк­туры в России необходимы 10-15 млн. малых предприятий[3]. В настоя­щее время отмечается понижение жизнеспособности малого бизнеса, увеличение числа банкротств и снижение темпов роста числа новых малых предприятий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...