Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Средства формообразования композиции

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ДИЗАЙНЕ

Введение

1. Средства формообразования композиции

1.1. Композиционные формы

1.2. Пластические свойства формы

1.3. Восприятие формы на плоскости

2. Средства гармонизации композиции

2.1. Гармония, равновесие и тождество в композиции

2.2. Нюанс и контраст в композиции

2.3. Статика и динамика в композиции

2.4. Симметрия и асимметрия в композиции

2.5. Метр и ритм в композиции

2.6. Отношения и пропорции в композиции

2.7. Размер - масштаб в композиции

Введение

Термин «композиция» происходит от латинского compositio, что означает составление, сложение, соединение частей, приведение их в порядок. «Существует бесконечное число потенциально удовлетворительных комбинаций. Но, ни одна из них не является единственно правильной эстетически. Хотя некоторые могут показаться лучше прочих» - В. Папанек. Композиция присуща практически всем видам искусства. По законам композиции создаются произведения музыки, архитектуры, скульптуры, живописи, графики, литературы, а также театра и кино.

Однако в различных видах искусства композиция имеет характерное содержание, формы выражения, различную степень разработанности и научной обоснованности. Наиболее разработана теория композиции в музыке и поэзии. В изобразительном искусстве, в том числе и в живописи, теория композиции находится в стадии становления.

Наиболее серьезными работами в области искусствознания, посвященными вопросам композиции, следует считать труды М.Алпатова «Композиция в живописи» (М., 1940), Н.Н.Волкова «Композиция в живописи» (М., 1977), В.А.Фаворского «О композиции» (Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. - М., 1988), К.Ф.Юона «О живописи» (М., 1937), Л.Ф.Жегина «Язык живописного произведения» (М., 1970), учебник Е.В.Шорохова «Композиция» (М., 1986).

В литературе до настоящего времени не существует однозначной трактовки термина «композиция», тем не менее, каждое определение этого термина отражает отдельные грани совокупности проблем, решаемых композицией.

В БСЭ композиция рассматривается как «построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы композиции, складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности, являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворенном виде, причем степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др. В пластических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.). Композиция организует как внутреннее построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем».

В этом определении композиция рассматривается как процесс построения художественной формы произведения и как компонент художественной формы, который посредством соподчинения элементов друг другу придает произведению единство и целостность.

Н.Н.Волков следующим образом определил композицию: «композиция произведения искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла».

Структурой в искусствознании называется целое, состоящее из закономерно связанных частей - компонентов или элементов структуры. Компоненты или элементы структуры связаны между собой единым характером связей, которые и определяют тип структуры (функциональная структура, композиционная структура и т.д.). Структура не всегда представляет собой завершенное целое, так как изображение часто может быть продолжено, хотя остается структурно тем же. В искусствознании компоненты структуры художественного произведения называют формами или средствами художественного выражения.

Каждое произведение искусства «многослойно». В процессе восприятия зритель постепенно проникает во все более глубокие слои структуры произведения. Пространственный и колористический строй живописного произведения как компоненты его структуры взаимосвязаны и взаимообусловлены содержательными задачами.

Конструкция - это тип структуры, элементы которой связаны функциональными связями между целым и его компонентами.

Особый характер связи между целым и его компонентами определяет и композицию как вид структуры, в частности композицию произведения искусства. Если структура, вообще говоря, не замкнутое целое, ее цельность - в единой системе формообразования, то композиция - всегда замкнутая структура. Части композиции связаны между собой, но они обязательно связаны между собой и тем, что связаны с целым.

Связи, создающие композиционное целое - это, во-первых, конструктивные связи. В картине это - аналогии и контрасты цвета и линии, выделение главного пятна, предмета, ряды и контрасты в положении главных предметов, пространственный строй и т.п.

Опираясь на определение композиции, данное Н.Н.Волковым, Е.В.Шорохов дополняет его следующим образом: «Композиция произведения изобразительного искусства есть главная художественная форма произведения изобразительного искусства, объединяющая все остальные формы, характеризующаяся как целое с фиксированными, закономерно связанными между собой и с целым частями (элементами), в котором ничего нельзя переместить или изменить, от которого ничего нельзя отнять и к которому ничего нельзя добавить без ущерба художественному образу, это целое, находящееся в неразрывном единстве со смыслом (идеей, содержанием) произведения». Это определение характеризует композицию как главную художественную форму изобразительного искусства, однако оно, на наш взгляд, слишком многословно.

Задача композиции - это не только оформление и выражение содержания, но и изучение специфических средств выражения. Задача теории композиции включает, по определению Н.Н.Волкова, выработку системы относящихся к ней понятий и решение смежных вопросов, изучение арсенала композиционных форм и выявление их связей в единой структуре живописного произведения, анализ композиционных решений в историческом аспекте для выявления и определения типологии композиционных решений.

Н.Н.Волков в своей работе «Композиция в живописи» говорит об иерархии композиционных задач и факторов. Как отдельные факторы автор выделяет «плоскостные факторы композиции», чаще других фигурирующие в искусствоведческих анализах отдельных картин, пространственный строй - как важнейший композиционный фактор произведения живописи. Кроме того, он выделяет также время как задачу и фактор композиции.

Е.А. Кибрик говорит как о возможных правилах и приемах композиции, так и о законах композиции, выделяя три закона: жизненности, выразительности и цельности. Е.В.Шорохов, используя идеи Е.А.Кибрика и Н.Н.Волкова, разделяет проблемы, решаемые композицией, на основные законы композиции и композиционные правила, приемы и средства.

Основные законы композиции Е.В.Шорохов формулирует следующим образом: закон цельности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу, закон жизненности, закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости. К композиционным правилам он относит ритм, сюжетно-композиционный центр, симметрию, асимметрию, параллельность в композиции, расположение главного на втором плане. К приемам композиции Е.В.Шорохов относит передачу впечатления монументальности, пространства, горизонтали и вертикали, диагональные направления. К средствам композиции он относит линию, штриховые линии, пятно (тональное и цветное), светотень, законы линейной, воздушной и цветовой перспективы.

Композиция - объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание. Композиция строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных элементов построения. Предметно-смысловым элементам композиции неизменно содействуют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный акцент и различные контрасты. Существует бесконечное число потенциально удовлетворительных комбинаций. Но, ни одна из них не является единственно правильной, хотя некоторые могут показаться лучше других. Композиция не может играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь является средством передачи мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли. Цель композиции в дизайне - утилитарно оправданная форма вещи, имеющая функциональную, конструктивную и эстетическую ценность. Структура вещи, формируемая по законам композиции, получает такие функциональные и конструктивные особенности, которые наилучшим образом отвечают назначению вещи. Композиционный поиск в художественном проектировании направлен на придание форме свойств, обеспечивающих получение потребителем полезных эффектов. Композицию - понимают в области искусства как систему построения художественного произведения. Это понятие применимо к процессу проектирования, к проекту и самому изделию.

Рис. 1. Схема структуры проектирование в дизайне

После проведения предпроектных исследований, целью которых является выявления целевой аудитории, разработки стратегии и тактики нового проекта, изделия и предмета, начинается работа над ним. Создание проекта в дизайне и рекламе - это вначале поиск, разработка идеи, замысла, на котором будет строиться новый предмет и изделие. Итак, на практике сначала выбирается идея, потом придумывается художественный образ и под нее создается иллюстрации и эскизы. Следующий этап - поиск темы, с помощью которой можно наиболее полно, раскрыть замысел проекта в дизайне и рекламе. Таких тем может быть много. Обычно дизайнеры прорабатывают несколько вариантов идей и по ним несколько тем. В процессе создания выбирается один вариант и доводится до некоторого совершенства. Но иногда приходится менять варианты изображения, хотя идея и тема остаются прежними. После выбора темы осуществляется композиционное построение проекта, изделия и предмета дизайна и рекламного, которое включает выбор места для изображения объектов и текстов. Композиционное построение - процесс достаточно сложный и основывается на трех объективных факторах и одном субъективном.

Объективные факторы - знания об изобразительных средствах, законах композиции и приемах психологического воздействия с помощью композиционных форм и специальных приемов. Эти приемы давно существуют в практике художников и дизайнеров. В середине XX века было сделано много научных открытий в области восприятия образной информации (здесь речь идет о роли композиционных форм в раскрытии идеи произведения). Содержание изображения играет главную роль в подготовке дизайна проекта и рекламы.


Субъективный фактор - это опыт, умение и талант художника и дизайнера, его видение мира. Все перечисленные факторы призваны в определенном направлении, воздействовать на человека для создания некоторого обобщенного образа дизайна и рекламируемых товаров или услуг. Принято считать, что в изобразительном искусстве не существует объективных показателей, по которым можно было бы определить совершенство того или иного произведения. Однако это не так, так как любой вид искусства - это игра, и оценки там происходят на эмоциональном уровне. А эмоции у всех различные: «на вкус и цвет - товарищей нет» или «о вкусах не спорят». Предложенная схема структуры композиционного построения в проектирование дизайна и рекламе позволяет видеть, насколько удачно художник и дизайнер использует объективные показатели своего мастерства, применяя изобразительные средства и приемы психологического воздействия на человека путем отражения четкой идеи и усиления ее с помощью выбранных композиционных форм.

Изобразительные средства условно можно разделить на авторские и общие. К авторскимотносятся те, которые в процессе практики найдены отдельными авторами. Некоторые из них постепенно начинают использоваться другими авторами и перестают принадлежать одному художнику и дизайнеру. К общимизобразительным средствам относятся академические, отражающие объективность той или иной части любого произведения изобразительного искусства.

Архитектоника (от греч. architektonike - строительное искусство), художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания, а также круглой скульптуры или объёмных произведений декоративного искусства. Архитектоника выявляется взаимосвязью и взаиморасположением несущих и несомых частей, ритмическим строением форм, делающим наглядными статические усилия конструкции, отчасти пропорциями, цветом и т.п.

В широком смысле «Архитектоника» - строение художественного произведения (картины, симфонии, кинофильма, романа и т.д.), обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

Форма (forma - лат.) 1) морфологическая и объёмно-пространственная структурная организация объекта, возникающая в результате содержательного преобразования материала; 2) внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, важнейшая категория и предмет творческой деятельности - литературы, искусства, архитектуры и дизайна.

Форма живёт как в пространстве, так и во времени восприятия и несёт в себе ценностно-ориентированную информацию.

Форма в дизайне - особая организованность предмета, возникающая как результат деятельности дизайнера по достижению взаимосвязанного единства всех его свойств - конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и пр. Отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и эстетическим требованиям.

Образование формы сводится к выявлению и фиксации в объекте проектирования его базовых свойств и качеств, т.е. содержания той формы, которая является способом их существования.

Философское определение понятия форма - способ внешнего выражения содержания, относительно устойчивая определённость связи элементов содержания и их взаимодействия, тип и структура содержания.

Форма художественная (лат. forma - наружный вид) - внутренняя организация, структура художественного произведения, созданная с помощью системы изобразительно-выразительных средств данного вида искусства для выражения художественного содержания.

Форма в искусстве выступает как сила выразительности. Содержание произведения становится эмоционально воспринимаемым, приобретает эстетическую значимость благодаря реализации его в художественной форме, которая, таким образом, активно воздействует на содержание. Соответствие формы определённому содержанию обеспечивает простоту и совершенность (совершенство), которые являются признаком подлинного, высокого искусства.

Правильный учёт функционально-конструктивных предпосылок формообразования является непременным условием создания новой формы. Эстетическое начинается тогда, когда созданная соответственно своим функциям, материалу и конструкции вещь удовлетворяет потребностям человека в стремлении к красоте и гармонии, способствует обогащению современной жизни, соответствует традициям.

С учётом окружающей среды, ритма и условий жизни рождаются соответствующие вещи, их форма, цвет и т.д.

Содержание произведений искусства есть в целом отражение объективной действительности через художественные образы. Художественный образ - всеобщая категория художественного творчества, присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов. В общем смысле художественный образ - способ существования произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии в значимости. В эстетическом аспекте художественный образ представляется целесообразным жизнеподобным организмом, в котором нет лишнего, случайного, механически служебного и который производит впечатление красоты именно в силу совершенного единства и конечной осмысленности своих частей. Выразительность образа произведений пространственных искусств достигается использованием зрительно-формальных элементов, последние способствуют созданию определённой духовной атмосферы, настроения, выявлению идейного смысла произведения. В практике творчества тектонически-композиционный и эмоционально-экспрессивный аспекты нерасторжимы, так как духовная содержательность образа во многом зависит от определённого пластического решения, а оно в свою очередь всегда несёт определённое эмоционально-эстетическое содержание.

Во всех произведениях архитектонического творчества категория формы занимает центральное место в системе проектирования. Форма и сам процесс формообразования выступают здесь в чистом виде, без изобразительных приёмов. Однако, обращение к изобразительности в произведениях архитектонических искусств происходит при условии полного подчинения изобразительной логики логике архитектонической. Художественный образ изделий массового производства возникает только при функционировании системы человек - вещь.

Образность решения - обязательное качество произведения искусства любого вида, жанра. Понятие «образ» в современном употреблении используется в нескольких значениях. Любое изображение - рисунок цветка, прибора, горного ландшафта называют «образом» в широком смысле, т.е. чувственно-конкретным воспроизведением реальных предметов и явлений. Зрительное восприятие предметов реального мира называют «образами» этих предметов в психологическом смысле. Образ рождается в воображении художника, вызревает там, вынашивается и пластического решения, а оно в свою очередь всегда несёт определённое эмоционально-эстетическое содержание.

Способность мыслить образно редкостна - это признак большого таланта и подлинного вдохновения. Природа художественного образа в том, что типическое проявляется в характерном, общее - в единичном.

Художественный образ в композиции - гармоничное единство образа дизайна в определённой среде.

Творческими источниками в дизайне, могут послужить любые природные явления, всевозможные элементы предметной среды, события происходящие в мире, музыка, живопись, литература, балет, театр, цирк, кино, зрелищные мероприятия, обращение к этническим мотивам, архитектура, инженерные сооружения, детали машин, всевозможные механизмы, предметы быта, предметы декоративно-прикладного искусства - стекло, дерево, металл, камень, керамика, бионика, музыкальные инструменты, всевозможные фактуры почвы, морозные узоры на оконном стекле, растительный и животный мир, игра оригами, экология, исторический стиль, национальное творчество и многое другое.

Теоретические и практические знания, которые приобретают на занятиях, по основным художественным дисциплинам, являются исходной базой формирования навыков образно-пространственного мышления при создании дизайн объектов и составляющих его элементов с помощью средств гармонизации. Этот курс выполняет существенную роль в становлении проектного мышления и овладении методологическими принципами художественно-образного формообразования, что серьёзно влияет на характер методики практического освоения композиционной грамоты в процессе обучения. Предмет сводится к выполнению упражнений, дающие возможность ознакомиться с определёнными правилами и приёмами композиционной организации, осуществляя переход от идеи к художественно эстетическому дизайну продукту.

 

Средства формообразования композиции

Средствами композиции являются точка, линия, пятно (тональное и цветовое), линейная перспектива, светотень, цвет, воздушная и цветовая перспектива. Под свойствами пространственной формы материальных предметов понимается совокупность всех ее зрительно воспринимаемых признаков: геометрический вид (конфигурация); величина; положение в пространстве; масса; фактура; текстура; цвет; светотень.

Изображенное очертание, фигура или форма в виде кого-нибудь тела и будет являться рисунком. Каждое тело бывает видимо только при свете, и так как стороны его освещаются неодинаково, некоторые из них видятся нам в тени. Освещение показывает нам также и цвет предмета. Таким образом, представляется объем и его материальность.

Чтобы научиться в точности воспроизводить увиденное и иметь возможность далее использовать изображение, необходимо получить предварительно понятие о свойстве линий, фигуре поверхностей, форме тел, степени их освещения и об изменении цвета.

Композиционные формы

Композиционными формами называются некоторые простейшие формы, которые объединяют изображенные объекты в некоторые фигуры. Например, двойной треугольник, круг, овал, квадрат, крест, наклонные линии, диагонали и др. Композиционные формы помогают усилить содержание и наиболее целесообразно использовать площадь изображения. В изобразительном искусстве художники применяют около двух-трех десятков различных композиционных форм. Художники с их помощью получают наиболее удачные композиционные решения.

Форма - этопространственное строение изделия как системы материальных отношений точек, линий, граней, углов, поверхностей, фигур, объемов и т.д., имеющих определенную величину. Общее требование к форме - согласованность всех ее элементов на основе композиционных закономерностей. Форма изделий обусловлена их содержанием и выражает его, т. е. выступает как целесообразная форма. Одним из основных изобразительных средств выражения образа является форма. Как считал Клее, ее рождение происходит из точки, которая при движении дает линию. Смещение линии строит плоскость, встреча плоскостей образует тело. Это утверждение можно наглядно продемонстрировать, используя в процессе обучения компьютер.

Точка, линия, пятно - все это элементы организации плоскостной композиции. В зависимости от конфигурации линия и пятно воздействуют на зрителя. Этот процесс происходит на ассоциативном и интуитивном уровнях, а также на уровне памяти. Существует и чисто физическое восприятие формы человеком. Рядом с огромным, активным пятном на стене мы начинаем ощущать дискомфорт.

Точка выделяется как акцент на плоскости. Несмотря на свои относительно малые размеры, обладает весьма широкими возможностями в построении композиции. Это тоже форма, без которой в отдельных случаях просто нельзя обойтись. Активность восприятия точки зависит от ее «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов. Очень часто именно она является центром всего ее строя. Рассматриваемая в качестве композиционного средства, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Все зависит от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости и др. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами. Если точка резко отличается по свойствам от этих средств, она выделяется в композиции более всего. Если же приближается к ним, ее доминантное значение снижается. Тогда она включается в ряд прочих средств, составляя равнозначную часть общей композиции. Так художественные свойства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость.

Линия по форме характеризуется протяженностьюили развитием на плоскости в одном координатном направлении, то есть в длину. Характер линейно-графической формы во многом определяется материалом и техникой ее исполнения. Линию, можно рассматривать как одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Линией пользуются и в завершенном рисунке, и в кратковременных набросках и эскизах композиций. Линия, проведенная рейсфедером, на всем своем протяжении одинакова по толщине, но для художественных целей эта чертежная линия непригодна - она однообразна, безжизненна, невыразительна. Линия лежит всеми своими точками на поверхности листа бумаги и этим как бы удерживает изображение в пределах формата, подчеркивая двухмерность плоскости. Однако в линейном наброске возможно решение и пространственных задач.

Прямая линия- кратчайшее расстояние между двумя точками. Пример: натянутый шнурок, углы стен, брус. Ломаная линия- ряд прямых линий, имеющих разные направления, соединенных между собой. Пример: составление ломаной линии из брусков. Кривая линия - изгибающаяся линия или всякая линия, не прямая и не составленная из прямых. Пример: слабо натянутая бечевка, согнутая гибкая проволока. Параллельные линии- линии, имеющие между собой одинаковое расстояние и никогда не пересекающиеся. Пример: линии оконных переплетов, дверей, шкафов. Непараллельные линии- линии, которые или постепенно сближаются, или расходятся. Пример: ветки дерева, бруски.

Линиямтакже свойственно выражение образа. Замкнутая линия, ограничивающая силуэт пятна, зависит от восприятия формы этого пятна. Линии, строящиеся на округлых кривых, ближе к образам круга, эллипса и других подобных форм, угловатые ломаные линии напоминают треугольник. В линии всегда заложено больше движения, нежели в пятне,поскольку здесь сказывается его оптическая весомость. Движение может быть стремительным, направленным или медленным, менее целенаправленным, хаотичным, тем самым формирующим различные образы. Одна линия - это один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий увеличивают воздействие. Разные по характеру линии обогащают восприятие, усложняют образ, но могут довести его и до абсурда.

Пятнов формирование композиции раскрывает и подчеркивает художественный образ композиции предмета. Пятно в материальном мире имеют форму, а между ними существует тесная связь. Форма пятна является основным элементом дизайна и рекламы, которая наилучшим образом характеризует любой предмет. Пятно воспринимается не только как «внешность» предмета - его конфигурация, абрис, но и отражает природу самого предмета, его связь с окружающим пространством.

Различают три основные группы происхождения формы пятна:

1) Геометрическая - круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Эти формы легко измеряются и математически просчитываются.

2) Природная - лист, ракушка, облака, и т.д. Это формы, которые диктует сама природа, без вмешательства человека. Обычно эти формы - живые, движущиеся, изменчивые.

3) Искусственная - абстрактная или случайные формы, сотворенные руками человека.

Существует четыре варианта простейших форм пятна. На самом деле их существует гораздо больше, но все они могут быть отнесены к основным четырем группам.

Квадрат - законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. При определенных условиях - тяжелая форма, которой чуждо движение, тем более «полет».

Треугольник -активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз - неустойчива. В этой форме явно выражена борьба противоположностей, что в свою очередь необходимо для создания вполне конкретных образов.

Круг -это форма, в которой более чем какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируются у человека с формой круга или его производными.

Форма «амебы» - текучесть формы выражает неустойчивые по характеру образы, это романтичность, меланхолия, пессимизм.

Фигура - плоскость, очерченная линиями, соединенными между собой. Из любых линий можно составить прямолинейную или криволинейную фигуру. Прямолинейная фигура ограничивается прямыми линиями, криволинейная - кривыми. Например: прямолинейные фигуры - дома, окна, предметы корпусной мебели; криволинейные - связанный шнур. Контурная линия заключает форму предмета. Несмотря на то, что на плоскости проведены только линии, создается впечатление, что внутри контура тон изображенного предмета темнее или светлее, чем окружающий его фон плоскости. Например, возникает иллюзия, что силуэт предмета выделяется светлым пятном на фоне, кажущемся темнее, чем есть на самом деле. Более того, линейный рисунок может передать ощущение объемности предмета. Это достигается, во-первых, тем, что линия строит форму в пропорциях и в перспективе, во-вторых, тем, что линия изменяется по своей толщине и силе звучания. Даже незаконченная, она способна выполнять одновременно несколько функций: ограничи­вать форму, компоновать изображение, определять характер и движение всей формы, ее пропорции и т.д. Плавность, текучесть и направленность линии при нанесении контура позволяют выявлять пластические качества формы.

Совокупность тех и иных форм обогащает образ проекта дизайна и рекламы, дает ему разностороннюю эмоциональную характеристику, ус­ложняет ассоциативный строй. Выразительность формы является тем основополагающим фундаментом, на котором будет держаться композиционный образ объекта дизайна рекламы.

Стилизация и трансформация позволяют через реально существующие, узнаваемые предметы и их формы передать тот или иной образ. Стилизация - это один из приемов визуальной организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали. Стилизуют по собственному существующему принципу и по привнесенному свойству. Трансформация - это изменение формы предмета, то есть трансформирование ее в необходимую сторону: округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, подчеркивание угловатости и т.д. Обычно в работе над формой в композиции стилизацию и трансформацию применяют одновременно.

Каждая форма, как целая, так и ее детали, воспринимается нами по-разному. Более простая по силуэту прочитывается быстрее, сложная - дольше, но глубина созданного образа композиции от этого не зависит.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.