Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы докладов и выступлений




1. Г. Спенсер – основоположник социологии.

2. Социология М. Вебера и “веберовский ренессанс” в развитии современной социологии.

3. П. Сорокин – выдающийся социолог ХХ века.

4. Социально-политические взгляды Ч. Валиханова, А. Кунанбаева, А. Байтурсынова на процессы развития казахского общества во второй половине XIX – начале ХХ вв.

5. Основные направления современных социологических школ.

Список литературы

1. Американская социология. Перспективы. проблемы. Методы. – М., 1972.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.

3. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. – С. 495–546.

4. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. – М., 1991. – С. 28–62.

5. Голосенко И.А. Оглядываясь на Огюста Конта // Социологические исследования. – 1999. – №1.

6. Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // Социс. – 1999. – №6.

7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1990. – С. 391–532.

8. Кареев Н.И. Общие основы социологии. – Пг., 1913.

9. Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера // Социс. – 2000. -№1.

10. Култыгин В.П. Теория рационального выбора – возникновение и современное состояние // Социс. – 2004. – №1.

11. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 156–189.

12. Шпакова Р.П. Макс Вебер о становлении демократии в России // Социс. – 2003.– №3.

13. Қарабаев Ш.К. Әлеуметтану негіздері. Оқу құралы. – Экономика баспасы. – Алматы, 2009.

14. Фливберг Б. Хабермас и Фуко – теоретики гражданского общества //Социс. – 2000. – №2.

Методические советы

История социологии – не просто собрание документов и разного рода сведений о том, что и как происходило в тех или иных школах социологической мысли. Первый вопрос можно начать с того, что с самых незапамятных времен люди проявляли живой интерес к объяснению, к социальному устройству общества и строили самые разные “теории”, интерпретировавшие те или иные общественные явления.

Наиболее ярко и полно обосновывал необходимость “строительства” социологии “снизу” выдающийся французский философ Огюст Конт (1797–1857), которого можно назвать родоначальником этой науки.

Позитивистский дух социологии получил дальнейшее развитие у Герберта Спенсера (1820–1905). Продумайте: почему социологию Спенсера называют социальный дарвинизм?

Второй вопрос уместно начать с того, что в XIX веке были созданы важнейшие предпосылки для превращения социологии в общепризнанную универсальную социальную науку и каким образом на это повлияли социальные условия, активная разработка эмпирических исследований в этой области.

Ключевые идеи западноевропейской социологии

XIX – начала ХХ века

Огюст Конт Основатель социологии и позитивизма
Карл Маркс Задача ученых не только объяснить, но и изменить мир – путем революции
Герберт Спенсер Путь развития общества – эволюция, т.е. постепенное и естественное движение
Эмиль Дюркгейм Задача социологии – строгое и объективное изучение социальных фактов
Макс Вебер Основатель “понимающей социологии”, сторонник идей всеобщей рационализации

Третий вопрос. Наибольшее развитие социологические исследования получили в США. Начиная с 20-х годов XIX века США удерживают позиции лидера в мировой социологии. Объясните, какие объективные предпосылки способствовали этому, и дайте характеристику основным направлениям современной западной социологии.

Четвертый вопрос – требует понимания того, что социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Она выдвигает оригинальные теории, в которых выдвигается своеобразие российского общества. Выделяют 3 основных этапа в развитии социологической мысли. Какие?

Здесь уместно раскрыть деятельность П.А. Сорокина – виднейшего социолога ХХ в., крупного организатора социологии, внесшего существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии.

Методика и техника проведения социологического исследования

1. Понятие социального и социологического исследования. Виды социологического исследования.

2. Разработка программы исследования. Структура программы.

3. Методы сбора первичной социологической информации.

4. Методика обработки информации и анализ ее результатов.

Темы докладов и выступлений

1. Место и роль прикладных исследований в структуре социологического знания.

2. Выборочные методы социологического исследования

3. Организация группового опроса в студенческой группе

Список литературы

1. Аитов Н.А. Основы социологии. – Алматы, 1997.

2. Социология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – Алматы: Санат, 1997.

3. Социологический энциклопедический словарь. – М.: Норма, 1998.

4. Социология на пороге ХХI века. Основные направления исследований. – М., 1999.

5. Капитонов Э.А. Социология ХХ века: история и технология. – Ростов – на – Дону, 1996.

6. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебн. пос. – М., 1988.

7. Рабочая книга социолога. – изд.П. – М.,1983.

8. Как провести социологическое исследование. – М.,1990.

9. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. – М., 1975. Социология на пороге ХХI века. Основные направления исследований. – М., 1999.

10. Морено Дж. Социометрия. Эксперментальный метод и наука об обществе. – М., 1958.

11. Методы анализа документов в социологических исследованиях. – М., 1987.

12. Огрызко-Вевюровский Г. Версии вопроса при исследовании общественного мнения // Социс. – 2003. - №6.

13. Эфендиев А.Г. Основы социологии. – М., 1994.

14. Ядов Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1987.

Методические советы

Цель семинара: разобраться в современных методах проведения социологического исследования, приобрести навыки и умения в составлении анкеты, бланка интервью, социометрического опроса.

Первый вопрос. Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпи­рическими социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т.п.

По характеру поставленных целей и задач, а также по широте и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические. Дайте характеристику видам исследования.

Далее необходимо обратить внимание на подготовку и организацию социологического исследования. Выясните из каких этапов и задач состоит процедура подготовки исследования.

При подготовке второго вопроса необходимо понять, что проведение социологического исследования требует его тщательной подготовки. На этапе подготовительной работы создаются программа и план социологического исследования.

Из каких разделов состоит программа социологического исследования? Дайте им подробную характеристику.

Третий вопрос. Современная социология имеет в своем арсенале самые разнооб­разные эмпирические методы, используемые в комплексе. Основными методами являются анализ письменных источников информации (до­кументов), наблюдение, методы опроса. Опишите каждый метод сбора первичной социологической информации

Более подробно остановитесь на таком распространенном виде, как анкета. Укажите специфические особенности анкетирования и интервьюирования. Назовите их основные разновидности. В каких случаях они применяются?

Существует несколько разновидностей вопросов при подготовке анкеты. Они различаются характером постановки, а также целями, для которых они используются. Охарактеризуйте различные виды вопросов, укажите цели их применения, сформулируйте примеры подобных вопросов.

Заключительный этап эмпирического социологического иссле­дования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомен­даций. Глубина интерпретации данных зависит и от того, насколько исследователь в ходе анализа результатов анкетного опроса, умело воспользуется современными математико-статистическими методами обработки социологической информации. Какие моменты включает в себя обработка данных?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...