Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общество как социетальная система




Общество представляет собой системную стабильную, саморе­гулирующуюся и самовоспроизводящуюся организацию социаль­ного взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удов­летворение всех основных потребностей людей.

В качестве социетальной системы общество обладает структур­но-функциональной целостностью, которая реализуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (эконо­мических, политических, религиозных, культурных, спортивных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающи­ми необходимыми профессиональными качествами. Общество вклю­чает в себя все многообразие социальных связей и структур, по­этому оно шире любой другой социальной организации или ин­ститута, регулирующего лишь отдельные виды взаимодействий.

Общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуля­ции, обеспечивающей поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Оно постоянно воспро­изводит социальное качество своих структур и соответственно со­циальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна и для каждого института, и для орга­низации, и для общности в отдельности.

Общество в качестве суперсистемы предстает как совокупность систем, каждая из которых состоит из социальной группы, соци­ального института, личности. Социальные системы выступают в качестве структурных элементов общества. На своем уровне каждая социальная система в той или иной мере детерминирует действия входящих в нее индивидов и групп и в определенных ситуациях выступает как единое целое.

Общество как целостная система складывается из составляю­щих его элементов в сложную иерархию подсистем. Исходным эле­ментом всякого общества является человек, а точнее, определен­ное количество людей, объединенных родственными, хозяйствен­ными, этническими, религиозными, политическими и менталь­ными связями. Но сказать, что общество состоит из людей, как и сказать о том, что живой организм состоит из клеток — это еще не значит сказать что-либо конкретное об обществе или организме. Более важным для характеристики организма является выявление его органов и системных объединений. Оценивая общество, важно знать составляющие его «органы»: экономическую, политическую и социальную подсистемы, а также материальную и духовную сфе­ры жизни людей.

Социальная подсистема — это производственно-распределитель­ные связи и отношения, необходимо связанные с разделением


 




труда и распределением людей по своеобразным социально-про­фессиональным ячейкам, между которыми устанавливаются тру­довые и экономические отношения, имеющие глубокий соци­альный смысл. Это социальные слои, классы, сословия, касты, профессии и т.д.

Политическая — это управляющая система с соответствующи­ми органами руководства (от вождя племени до парламента и пре­зидента республики), политическими организациями и объедине­ниями. Эта подсистема пронизывает общество сверху донизу: от государственного управления до управления в семье.

Наконец, экономическая — это довольно сложная система со­циальных связей, основанная на этнических, демографических, национальных, религиозных отношениях, подразделяющих людей на достаточно большие группы или общности. От характера взаи­моотношений людей внутри этих общностей и между ними зави­сит социальный климат, состояние вражды или взаимопомощи, определяющих поведение людей в обществе, их совместные или индивидуальные действия.

Перечисленные социальные подсистемы существуют не изоли­рованно, а как бы взаимопронизывают друг друга.

Как природа человека подразделяется на материальную и ду­ховную сферы, так и природа общества предполагает деление на эти сферы деятельности общества.

Экономика как очевидное проявление материального базиса общества имеет свой духовный фон — это вся планируемая дея­тельность человека. Особенность духовной деятельности проявля­ется в том, что она может выступать в своей чистой форме — в форме искусства, науки, философии и религии, приобретая ха­рактер особых форм общественного сознания в его обыденном или теоретическом проявлении. Особой формой духовной деятельнос­ти выступает система воспитания и образования, без которых не­мыслимо существование общества, на какой бы стадии своего раз­вития оно ни находилось.

Итак, общество можно представить в виде многоуровневой си­стемы. Первый уровень — структура социальных отношений. Орга­низованная в различные институты и общности, она составляет второй уровень общества. Каждый социальный институт и общ­ность могут быть представлены в виде сложной системной органи­зации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполня­емых функций, противостояние целей социальных групп требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в систе­ме культуры и политической власти. Культура задает образцы и нормы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизво­дит ценности, нормы, апробированные в обществе опытом мно­гих поколений, а политическая система законодательными и пра-


вовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Функционирование общества — это его постоянное самопро­изводство, устойчивый процесс создания структур, функциональ­ных связей, составляющих организацию социетальной системы. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противо­стоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять де­структивному влиянию извне. Функционировать — значит поддер­живать равновесие системы с окружающей средой.

М. Вебер рассматривает общество как сложную систему соци­ального взаимодействия. Однако современные социологи утверж­дают, что общество объединяет свои структурные единицы не пу­тем установления между ними непосредственного взаимодействия, а на основе их функциональной зависимости.

Функциональная зависимость — это то, что придает совокуп­ности элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них.

Американский ученый-социолог Т. Парсонс считает, что об­щество как система может функционировать только при выполне­нии следующих функций:

1) способность к адаптации;

2) целеориентированность, т. е. способность к постановке задач и их достижению;

3) устойчивость общих норм и ценностей, усваиваемых инди­видами и снимающих напряжение в системе.

4) способность к интеграции, включению в систему новых поко­лений.

Общество и индивид

Какую бы социальную парадигму мы ни взяли за основу анали­за, следует четко представлять, что функционирование общества возможно только как результат действия конкретных людей.

В то же время люди с их конкретными интересами, с одной сто­роны, делают возможным существование общества, с другой, — представляют для него большую угрозу. Каждый видит смысл сво­ей жизни в реализации личных планов и целей, самоутверждении и, следовательно, стремится к большей свободе действий.

Общество, напротив, может существовать как целое, единое образование только при условии осознания населением необходи­мости совместного существования на основе принятых всеми еди­ных правил, норм и ценностей.

Тоталитаризм низводит личный интерес до второстепенного. Демократические государства пытаются уравновесить два проти­воположных интереса. Первое противоречие (назовемего


 




условно противоречием) между частными и общими интересами является серьезным препятствием для существования общества.

Второе противоречие, определяющее жизнеспособность общества, состоит в противоречии между подвижной, изменчи­вой природой личных потребностей и интересов и устойчивостью, стабильностью общества как необходимого условия его воспроиз­водства. Со всей неотвратимостью в развитии каждого общества встает вопрос-дилемма — обновление или стабильность.

Государство

Современное государство представляет собой совокупность ин­ститутов, таких, как законодательные органы, исполнительная власть на центральном и местном уровнях, суд, полиция и вооруженные силы. Важнейшая роль государства заключается в том, что оно действует как институциональная система политического господ­ства и обладает монополией на легитимное применение насилия.

Социологические оценки роли государства в целом распадают­ся на три категории.

1. Государство — независимая сила, руководствующаяся соб­ственными правилами и господствующая над всеми социальными группами.

2. Государство — аванпост господствующего класса.

3. Государство — независимая сила лишь отчасти, которая в рам­ках демократического процесса может испытывать определенное вли­яние со стороны различных политически представленных интересов.

Гражданское общество

Если из многообразия общественных отношений, взаимодей­ствий, статусов, ролей, институтов вычесть только те, которые относятся к политической сфере, то оставшаяся часть отношений называется в социологии гражданским обществом. Оно включает семейные, кровнородственные, межэтнические, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, т.е. все то, что неподконтрольно государству. В со­циологии это понятие появилось благодаря работам Г.Гегеля и К. Маркса. У Гегеля «гражданское общество» предстает как проме­жуточный институт между семьей и политическими отношениями в рамках государства. У К. Маркса термин «общество» редко упот­ребляется сам по себе. По мнению классиков, «гражданское обще­ство есть подлинный источник и театр всей истории». Таким обра­зом, объяснение политических событий, изменения в праве и раз­витии культуры надо искать в развитии структуры гражданского общества. Между принудительными государственными отношени­ями и экономической сферой производства пролегает область граж-


данского общества, а именно — область социальной жизни, кото­рая выступает в качестве феномена согласия гражданского и ин­дивидуального.

Типология обществ

Существует множество способов классификации обществ. Со­гласно марксистской традиции, тип общества определяется спо­собом производства, то есть тем, как используются и контролиру­ются экономические ресурсы.

Классификация обществ может быть составлена на основе господ­ствующих в них религий (например, православия) или языка (франко­язычное общество). Г. и Дж. Ленски классифицировали общества в соответствии с основными способами получения средств к сущест­вованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.

1. Общества, живущие собирательством и охотой. Большинство таких обществ обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корений и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи. Имущество этих людей ог­раничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организует­ся на основе родственных связей. Политические структуры в этом обществе почти не существуют, во главе его обычно стоит старей­шина или вождь.

2. Огороднические общества впервые возникли на Ближнем Вос­токе примерно за четыре тысячи лет до нашей эры. В дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы и сохрани­лись до настоящего времени, главным образом в Африке, на юге Сахары. Так же как в обществе охотников и собирателей, огород­нические общества не производят прибавочного продукта: люди трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высоко­производительную систему сельского хозяйства. Политические структуры этих обществ имеют до двух социальных слоев. Система родственных связей также является основой социальной структу­ры данных социумов.

3. Аграрные общества впервые возникли в Древнем Египте. Бла­годаря возросшей продуктивности сельского хозяйства, они мог­ли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспече­ния сельского населения. Это создало возможность для возникно­вения городов, ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство, была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Стали склады­ваться более сложные политические организации, поэтому систе­ма родственных связей перестала быть основой социальной струк­туры общества. Тем не менее родственные связи продолжали иг-


рать важную роль в политической жизни — крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными.

4. Промышленные общества возникли лишь в конце XVIII в. под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе, в Восточной Азии. Как и при переходе от ого­роднических обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управ­ления производственным процессом. Физический труд человека уступает место использованию тепловой, электрической, а в даль­нейшем и атомной энергии.

Создаваемый прибавочный продукт промышленного общества настолько велик, что обеспечивает жизнь больших масс населе­ния, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промыш­ленных обществ сложились высокоразвитые системы государствен­ного управления, включающие бюрократический аппарат и мощ­ные вооруженные силы. В то же время индустриализация способ­ствует дальнейшему ослаблению роли семьи.

Устойчивым в социологии является деление общества на тра­диционное, индустриальное и постиндустриальное. Под традицион­ным понимается общество с аграрным уклоном, с малоподвиж­ными структурами. В сегодняшнем понимании традиционное об­щество воспринимается как примитивное и отсталое.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел К. А. Сен-Си­мон, подчеркивая тем самым иную производственную основу. Дру­гими важными чертами индустриального общества являются гиб­кость, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

Постиндустриальное общество — господство технократическо­го государства: приоритет знаний и образования и в то же время усиления социального контроля.

Понятие постиндустриального общества впервые было введено Д. Белл ом в 1962 г. Согласно Беллу, этот новый тип экономики имеет шесть характеристик:

— широкие торговые отношения между странами;

— большой излишек товаров;

— большой сектор обслуживания;

— разнообразие товаров, доступных среднему человеку;

— «информационный взрыв»;

— «глобальная деревня» — глобальная информационная сеть связи, которая делает возможным мгновенные всемирные комму­никации.

Постиндустриальное общество характеризуется растущей влас­тью технократов в экономической и политической жизни. В то же


время основное воздействие на принятие решений оказывают но­вые интеллектуальные технологии и новый интеллектуальный класс. Постиндустриальная экономика позволяет среднему человеку вы­сокоразвитых стран жить на таком уровне, о котором несколько поколений назад только мечтали.

Эволюция общества

Даже элементарное знакомство с историей формирует пред­ставление об изменчивости, развитии общества. У социолога это представление перерастает в потребность познания основных тен­денций социальной эволюции.

В XIX в. под воздействием дарвинизма прочные позиции занял эволюционизм — система взглядов, признающая объективный ха­рактер социального развития.

О. Конт определяющим фактором такого развития считал про­цесс знания. Развитие знания от теологической формы к научной обусловливает переход человека от военного общества к индуст­риальному.

Г. Спенсер видел сущность эволюции в усложнении общества. Движение общества от гомогенности к ее терогенности сопровож­дается ростом свободы индивидов.

Э.Дюркгейм считал, что эволюция общества сводится к пере­ходу от механической солидарности, основанной на неразвитости индивидов, к солидарности органической, возникающей на осно­ве разделения труда и социальной дифференциации.

Марксизм определяющим фактором социального развития счита­ет производственные силы, рост которых ведет к смене производства.

Отличительной чертой марксизма стала настоятельное стрем­ление соединить эволюцию с революцией. Маркс считал, что про­гресс возможен только на основе кардинального обновления спо­соба производства.

Значение эволюционизма заключается в том, что признается объективность развития общества. Однако процесс развития на­столько сложен, что теория эволюционизма, несмотря на его призна­ние, не могла ответить на вопросы, которые ставит жизнь: кризи­сы, распады обществ, исчезновения целых цивилизаций. Для объяс­нения этих явлений ученые обратились к теориям циклического развития: своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упад­ка — маятникообразное развитие (крайности — стабильность).

Вопросы и задания

1. Что такое общество? Дайте развернутое социологическое определе­ние этого явления.

2. Раскройте критерии понятия общества, выделенные Э.Шилсом.


3. Обоснуйте содержание понятий «страна», «общество», «государство». Покажите, что в этих понятиях общее, а что специфическое.

4. Дайте понятие системы.

5. Что из себя представляет общество как социетальная система и ка­ковы ее основные элементы?

6. Охарактеризуйте основные противоречия, возникающие между об­ществом и индивидом.

7. В чем особенности понятий «государство» и «гражданское общество»?

8. Обоснуйте главный критерий типологии общества.

9. В чем суть понятий «изменение», «развитие», «эволюция общества»?

Литература

Смелзер Н. Социология. — М.,1994.

Основы социологии: Курс лекций / Отв. ред. А. Г. Эфендиев. — М., 1993. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. — М., 1995. Социология: Учебное пособие / Отв. ред. Э.В.Тадевосян. — М., 1995. Харчева В. Основы социологии: Учебник. — М., 1997.


Глава II

СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И СПОРТА

Общее представление о социологии физической культуры и спорта. Социология физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина. Базовые понятия учебного курса «Социология физи­ческой культуры и спорта». Содержание и структура, цель и задачи, функции социологии физической культуры и спорта. Сходство и основные отличия социологии физической культуры и спорта от других специальных наук. Исторические аспекты развития социо­логии спорта

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...