Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика действующей судебной системы




 

Конституция Республики Беларусь формулирует исходные положения построения действующей судебной системы. Это является наиболее приемлемым, учитывая характер основного Закона, рассчитанного на длительное действие.

Ст. 109 Конституции гласит: “Судебная власть принадлежит судам.

Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Судоустройство определяется законом.

Образование чрезвычайных судов запрещается”.

Конкретизируя и развивая конституционные положения, Закон о судоустройстве и статусе судей в ст. 1 устанавливает, что судебная власть в Республике Беларусь осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законом.

К общим судам закон относит Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), Экономические областные (г. Минска) суды.

В апреле 1994 г. в Республике Беларусь начал функционировать и Конституционный Суд.

Характерной чертой судебной системы Республики Беларусь является ее единство, что прямо вытекает из ст.ст. 1 и 17 Закона о судоустройстве и статусе судей.

Единство действующей судебной системы Республики Беларусь проявляется в единстве задач судов, конституционных основ их организации и деятельности, в общеобязательности вступивших в законную силу судебных постановлений, в применении всеми судами Конституции, законов, общепризнанных норм и принципов международного права; в единстве статуса судей; финансировании судов из средств государственного бюджета.

Наконец, особенностью судебной системы в нашей стране является также наличие в районных (городских) судах судей по административным делам и исполнительным производствам, в соответствии со ст. 19 Закона о судоустройстве и статусе судей. Введением такой должности значительно уменьшена нагрузка судей этих судов, получивших возможность сосредоточиться на рассмотрении гражданских и уголовных дел. Кроме того, создан резерв для пополнения судейского корпуса выпускниками вузов, молодыми специалистами.

Подводя итоги вышеизложенному, можно констатировать, что судебная система Республики Беларусь стала более современной, доступной, демократичной по сравнению с ранее действовавшей судебной системой БССР.

Действующая судебная система строится на следующих началах:

1. территориальность и специализация;

2. единство судебной системы;

3. инстанционность;

4. участие народа в осуществлении правосудия в качестве заседателей.

Составляющими частями или подсистемами судебной системы Республики Беларусь являются:

1) Конституционный Суд Республики Беларусь;

2) Верховный Суд Республики Беларусь с поднадзорными ему общими судами;

3) Экономические суды областей и г. Минска

Конституционный суд

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь в апреле 1994 года учрежден Конституционный Суд Республики Беларусь, который является органом судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, утверждает верховенство Конституции и ее непосредственное действие.

Конституционный Суд Республики Беларусь включен в главу “Суд” Конституции Республики Беларусь, тем самым подчеркивается принадлежность Конституционного Суда к судебной власти — самостоятельной ветви государственной власти.

Конституционный Суд — единственный орган судебной власти, чьи основные положения, порядок формирования и некоторые другие вопросы прямо оговорены в Конституции. Относительно организации и деятельности иных судов в Конституции сформулированы лишь принципы и указана их основная функция — осуществление правосудия.

В демократическом правовом государстве деятельность Конституционного Суда позволяет цивилизованным путем устранять недостатки законодательства, разрешать исключительно правовыми средствами возникающие конфликтные ситуации между государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами, восстанавливать верховенство права и справедливость. Это отвечает интересам, как граждан, так и государства и общества в целом. Рассмотрение дел в Конституционном Суде обусловлено противоречиями в законодательстве, в том числе возникающими по объективным причинам, невозможностью во многих случаях правоприменителями однозначно определить, соответствуют ли нормативные акты Конституции. Конституционные права и гарантии их обеспечения не всегда получают в текущем законодательстве необходимое развитие и реализацию на практике. Нередко нормативные акты, принимаемые во исполнение акта более высокого уровня, не только не согласуются с содержанием его норм, но и выходят за пределы предмета допустимого регулирования. Конституционный Суд отмечает, что по делам, рассмотренным за истекший период, неконституционными признавались нормативные акты, принятые не только до введения в действие Конституции Республики Беларусь, но и после ее принятия.

Конституционный Суд Республики Беларусь призван защищать конституционный строй Республики Беларусь, гарантированные Конституцией Республики Беларусь права и свободы человека и гражданина, обеспечивать верховенство Конституции Республики Беларусь и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

В связи с тем, что Конституционным Судом проводится проверка акта на его соответствие не только Конституции, но и другим актам, обладающим более высокой юридической силой, чем проверяемый акт, возможна проверка конституционности всех норм по вертикали. Поэтому, проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, Конституционный Суд может в своем решении (заключении) указать на неконституционность и другого, обладающего более высокой либо более низкой юридической силой, чем нормативный акт, о проверке которого поступило предложение.

Признание нормативного акта либо отдельных его положений несоответствующими Конституции или актам, обладающим более высокой юридической силой, является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на таком акте или его отдельных положений либо воспроизводящих его или содержащих эти положения. Положения таких нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Конституционный Суд формулирует общие принципы права, которые органы государства должны учитывать, принимая свои решения, т.е. его акты оказывают существенное влияние на эволюцию правовой системы. Заключения Конституционного Суда — это источник права.

Конституционный Суд вправе вносить Президенту, в палаты Парламента, Совет Министров и другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право также вносить в государственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются:

-конституционность;

-независимость;

-коллегиальность;

-гласность;

-устность;

-равноправие и состязательность сторон.

Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на Конституционный Суд или на его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.

Конституционный Суд Республики Беларусь рассматривает дела и дает заключения по предложениям Президента Республики Беларусь, Национального Собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь в следующих случаях:

- о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договоров и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

- о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; законам и декретам;

- о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

Прежде чем принять заключение, Конституционный Суд Республики Беларусь анализирует обычно широкий круг нормативных актов Республики Беларусь, международных документов, правоприменительную практику, так как без этого трудно сформировать согласованную позицию Конституционного Суда Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, чем проверяемый акт, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом. Заключения Конституционного Суда по вопросам конституционности нормативных актов являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Решения Конституционного Суда обязательно публикуются в официальных изданиях, в том числе в двух газетах – «Звязда» и Народная газета»

Дела Конституционным Судом рассматриваются на пленарных заседаниях всем составом судей по правилам конституционного производства, предусмотренным законом о Конституционном Суде и Регламентом Конституционного Суда. Заседание Суда является правомочным при наличии не менее восьми судей.

По завершении исследования материалов дела председательствующий на заседании объявляет об окончании слушания дела и сообщает дату и время оглашения итогового решения. При этом итоговое решение должно быть оглашено не позднее 15 дней с момента окончания слушания дела. Председательствующий голосует последним. Судьи голосуют «за» или «против» и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании. Заключение Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если же голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

Режим работы Конституционного Суда.

Заседания Конституционного Суда проводятся по мере необходимости и созываются Председателем Конституционного Суда по собственной инициативе или требованию не менее трех судей Конституционного Суда.

Юридическая сила решений Конституционного Суда. Последствия признания нормативного акта не соответствующим Конституции

Состав Конституционного Суда

Членами Конституционного Суда являются Председатель, заместитель Председателя Конституционного Суда и десять судей.

Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда - 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет.

Конституционный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено, избрано не менее восьми членов Конституционного Суда.

Судья Конституционного Суда неприкосновенен. Это распространяется на его жилье, служебное помещение, транспорт, средства связи, корреспонденцию, имущество, используемые документы. Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть досрочно прекращены:

-по его просьбе об отставке;

-в связи с утратой судьей гражданства Республики Беларусь;

-в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи конституционного суда;

-в связи с продолжением судьей, несмотря на предупреждение со стороны конституционного суда, деятельности, не совместимой с должностью судьи;

-в связи с совершением судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, либо совершением иных действий, дискредитирующих конституционный суд;

-в связи с вступившим в отношении судьи в законную силу обвинительным приговором;

-в связи с признанием судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

-в связи с признанием судьи безвестно отсутствующим либо объявлением его умершим решением суда, вступившим в законную силу;

- в связи с признанием судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособностью по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи;

-в случае смерти судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе на основании представления Конституционного Суда или личного письменного заявления судьи, с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены в следующих случаях:

-если получено согласие Президента РБ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;

- если судья Конституционного Суда зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты любого уровня.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по решению Конституционного Суда, принимаемому безотлагательно при выявлении оснований к их приостановлению.

Судья Конституционного Суда:

-имеет право требовать созыва Конституционного Суда, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда;

-участвует во всех заседаниях Конституционного Суда с правом решающего голоса.

-Судья вправе в любое время подать в отставку.

До оглашения решения по вопросам, которые изучаются или рассматриваются Конституционным Судом, ни один его член не имеет права публично высказывать свое мнение, если это не вытекает из необходимости подготовки вопроса к обсуждению в Конституционном Суде.

При решении всех вопросов, входящих в компетенцию Конституционного Суда, судьи Конституционного Суда пользуются равными правами.

Судья Конституционного Суда неприкосновенен.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им. Лица, назначенные, избранные в Конституционный Суд, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы, иным способом лишены личной свободы без согласия Президента Республики Беларусь, кроме случаев задержания на месте совершения преступления в соответствии с Законом Республики Беларусь «О Конституционном суде Республики Беларусь» Раздел 2, Ст. 23.

Анализ деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, органов конституционного контроля других стран свидетельствует о том, что государственно-правовая система развивается успешно и динамично, если Конституционному Суду удается занять подобающее место среди других властных структур, действовать строго в рамках предоставленных полномочий, когда единственным приоритетом в его работе является демократическая Конституция, право, в основе которого лежит принцип справедливости.

Суды общей юрисдикции

Система судов общей юрисдикции состоит из:

-Верховного Суда Республики Беларусь;

-областных (Минского городского) судов;

-экономических судов областей (города Минска);

-районных (городских) судов.

Верховный Суд Республики Беларусь

Высшей судебной инстанцией в системе общих судов является Верховный Суд Республики Беларусь. Он осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов Республики Беларусь в порядке, устанавливаемом законами Республики Беларусь.

Верховный Суд Республики Беларусь состоит из Председателя суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда и действует в составе: судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда, судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии, Президиума, Пленума.

Количественный состав Верховного Суда Республики Беларусь устанавливается Верховным Советом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда.

Верховный Суд Республики Беларусь:

-имеет самую разветвленную, по сравнению с другими судами, организационно-функциональную структуру, включающую руководящие органы (Пленум и Президиум) и обширный и многочисленный аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа;

-рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.

-обеспечивает специализированное отраслевое рассмотрение дел по четырем направлениям: уголовному, гражданскому, военному и патентному, что проявляется в наличии соответствующих судебных коллегий в его составе;

-изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел; осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

-вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов;

-решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь;

-оказывает помощь судьям по применению законодательства; решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь;

-осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Верховному Суду Республики Беларусь принадлежит право законодательной инициативы в Верховном Совете [21].

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь действует в составе Председателя Верховного Суда, первого заместителя, заместителей и судей Верховного Суда, а также председателей областных, Минского городского и Белорусского военного судов, входящих в состав Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по должности.

В заседаниях Пленума могут принимать участие Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный прокурор Республики Беларусь, Министр юстиции и их заместители.

B заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда могут участвовать судьи, члены научно-консультативного совета при Верховном Суде, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных заведений и других государственных организаций и общественных объединений.

Президиум Верховного Суда:

- рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также в кассационном порядке - дела, рассмотренные Верховным Судом Республики Беларусь по первой инстанции;

- рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики;

- рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Судебные коллегии Верховного Суда избираются из числа судей Верховного Суда

Судебные коллегии Верховного Суда:

- рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- деятельности изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику, осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь:

-в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

-рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики и дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел;

-рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, представления Председателя Верховного Суда о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда Конституции и законам Республики Беларусь;

-рассматривает вопросы и принимает решения о внесении предложений в Верховный Совет в порядке законодательной инициативы о принятии нового закона или о внесении изменений либо дополнений в действующий закон и о толковании законов Республики Беларусь;

-заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда о деятельности коллегий, сообщения председателей областных, Минского городского, экономических областных (г. Минска) судов о практике применения судами законодательства, исполнении разъяснений Пленума Верховного Суда по применению законодательства Республики Беларусь;

-утверждает по представлению Председателя Верховного Суда составы судебных коллегий и их председателей, а также секретаря Пленума Верховного Суда Республики Беларусь из состава его членов;

-избирает квалификационную коллегию судей Верховного Суда из состава членов его Пленума, а также председателя и заместителя председателя квалификационной коллегии из числа членов этой коллегии, заслушивает отчеты о деятельности коллегии;

-утверждает по представлению Председателя Верховного Суда состав научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Беларусь;

-осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами[2, 20].

Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь

Судебные коллегии Верховного Суда избираются из числа судей Верховного Суда и утверждаются Пленумом. В судебных коллегиях Верховного Суда Республики Беларусь могут образовываться составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Только судебная коллегия по патентным делам действует как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда рассматривает по первой инстанции дела:

- о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и судьями;

- подсудные нижестоящим судам и переданные в данный суд с согласия обвиняемого и его защитника в целях обеспечения объективности судебного разбирательства;

- подсудные нижестоящим судам и принятые к производству по собственной инициативе в связи с их особой сложностью либо особым общественным значением.

Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает по первой инстанции дела:

- по жалобам на отказ в регистрации республиканских и международных общественных объединений граждан;

- по заявлениям о прекращении деятельности таких объединений;

- по жалобам на отказ в регистрации инициативной группы по проведению республиканского референдума;

- по жалобам на отказ в регистрации политических партий;

- по заявлениям о прекращении деятельности политических партий; - по жалобам на решения Президента Республики Беларусь по вопросам гражданства;

- по жалобам на отказ Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов в регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь; -другие категории дел, подсудные Верховному Суду, в соответствии с актами законодательства.

Судебные коллегии по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами, в соответствии с главой 6, раздела 2 Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь».

Второй уровень судебной системы общей юрисдикции образуют областные суды и приравненный к ним Минский городской суд. Эти суды рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда кассационной инстанции. Областные суды и Минский городской суд являются вышестоящими для районных (городских) судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь.

Надзор за судебной деятельностью областных и Минского городского судов осуществляется Верховным Судом Республики Беларусь, а организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности возложено на Министерство юстиции Республики Беларусь.

Областной, Минский городской суды состоят из председателя суда, заместителей председателя суда, судей и действуют в составе судебных коллегии и президиума суда. Количественный состав областного. Минского городского судов устанавливается Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда.

В областных и Минском городском судах имеются судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам. Они состоят из председателя коллегии, судей и народных заседателей соответствующего суда. Их количественный и персональный состав утверждается президиумом данного суда по предложению его председателя. При этом учитываются опыт работы и склонности каждого из судей.

Приговоры и решения, вынесенные по первой инстанции судебными коллегиями областного суда, могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Беларусь.

Определения судебных коллегий, вынесенные в результате рассмотрения уголовных и гражданских дел в кассационном порядке, вступают в законную силу немедленно и могут быть отменены или изменены только соответствующей надзорной инстанцией.

Полномочия областного, Минского городского судов

Областной, Минский городской суды:

-рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

-осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, оказывают им помощь в применении законодательства;

-изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;

-осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами[25, с. 86].

Президиум областного, Минского городского судов

Президиум областного, Минского городского судов образуется в составе председателя суда, заместителей председателя суда, судей этого суда в количестве, определяемом Президентом Республики Беларусь. Состав президиума суда утверждается Президентом по совместному представлению Министра юстиции, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и председателя областного, Минского городского судов.

Президиум областного, Минского городского судов в пределах своих полномочий:

-рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

-утверждает по представлению председателя областного, Минского городского судов из числа судей составы судебных коллегий;

-рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

-заслушивает председателей судебных коллегий о деятельности коллегий;

-оказывает помощь районным (городским) судам в правильном применении законодательства и повышении профессионального мастерства судей;

-осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Заседания президиума областного, Минского городского судов проводятся по мере необходимости. Прокурор области, прокурор города Минска или его заместители вправе участвовать в его заседаниях. Заседание президиума считается правомочным при наличии большинства членов президиума.

Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании. Постановления президиума подписываются председательствующим на его заседании, в соответствии с разделом 2, главой 3 Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь».

Судебные коллегии областного, Минского городского судов

Судебные коллегии областного, Минского городского судов утверждаются президиумом областного, Минского городского судов по предложению председателя суда из числа судей соответствующего суда для специализированного отраслевого рассмотрения дел.

Руководство работой судебных коллегий осуществляют заместители председателя суда, входящие в состав соответствующих коллегий. В судебных коллегиях областного, Минского городского судов председателем суда образуются составы суда для рассмотрения дел в судебных коллегиях, а также могут образовываться составы суда, специализированные для рассмотрения отдельных категорий дел.

Судебные коллегии областного, Минского городского судов рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. Они изучают и обобщают судебную практику по направлениям своей деятельности, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия, предоставленные им законодательными актами, в соответствии с разделом 2, главой 3 ст.29-30 Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь».

Районные (городские) суды

Районные (городские) суды– основное звено в системе судов общей юрисдикции.

Эти суды наделены чрезвычайными полномочиями по осуществлению правосудия. Ими рассматривается по первой инстанции подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, все дела об административных правонарушениях, подведомственные судам, материалы, вытекающие из исполнительных производств.

Районный (городской) суд образуется в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе и состоит из председателя суда, судей и судей по административным делам и исполнительным производствам. При наличии пяти и более судей в составе районного (городского) суда вводится должность заместителя председателя этого суда.

Районный (городской) суд рассматривает все гражданские, уголовные и административные дела, за исключением дел, отнесенных законом к компетенции иных судов, изучает и обобщает судебную практику, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов осуществляют областные и Минский городской суды, а организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности возложено на Министерство юстиции исполкомов областей и г. Минска.

Состав любого суда образуют лица, осуществляющие правосудие. В районном (городском) суде это председатель суда, судьи народные заседатели. При наличии пяти и более судей в составе районного (городского) суда вводится должность заместителя председателя этого суда.

Председатель районного (городского) суда и его заместитель назначается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет. Количество судей для каждого районного (городского) суда также устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда. Количество судей зависит от численности населения района (города) и объема работы суда.

Районный (городской) суд:

-рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях;

-рассматривает материалы об исполнении судебных постановлений;

-изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;

-осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Экономические суды.

Экономический суд в Республике Беларусь осуществляет в пределах своей компетенции правосудие в области экономических отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, осуществляющих хозяйственную деятельность.

Задачи экономического суда

Задачами экономического суда в Республике Беларусь являются:

-обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов предприятий и организаций независимо от форм собственности путем осуществления правосудия;

-содействие правовыми средствами соблюдению законодательства в экономических отношениях;

-обеспечение единообразного и правильного применения законодательства при разрешении экономических споров;

-предупреждение нарушений законности в экономических отношениях и договорных обязательств;

К компетенции экономических судов отнесены споры о признании недействительными актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и затрагивающих интересы субъектов хозяйствования, о признании этих субъектов экономически несостоятельными (банкротами).

Таким образом, судебная система Беларуси – Конституционный суд и суды общей юрисдикции. Согласно Конституции Республики Беларусь судебная власть в стране принадлежит судам. Судебную систему представляют:

1. Конституционный суд

2. Суды общей юрисдикции

Все судебные разбирательства проводятся в установленном порядке. Образование чрезвычайных судов запрещается.

Суды общей юрисдикции в Беларуси

В Беларуси суды общей юрисдикции занимаются гражданскими, уголовными, административными и экономическими делами, а также делами по военнослужащим.

В систему судов общей юрисдикции входят:

1. Верховный Суд Республики Беларусь

2. Областные суды (суд города Минска)

3. Городские (районные) суды

4. Экономические суды областей и Минска

Конституционный суд Республики Беларусь

Основной целью работы Конституционного суда Беларуси является проверка соответствия нормативных правовых актов статьям Конституции. Конституционный суд состоит из 12 экспертов по правовым вопросам высокой квалификации. Президент Беларуси назначает шесть судей, еще шесть избираются Советом Республики. Председатель суда назначается Президентом Беларуси с одобрения Совета Республики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разделение власти – одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить странам можно отнести и Беларусь. По мнению многих исследователей, наиболее существенные аспекты о месте судебной власти в системе разделения властей содержатся в трудах французских политических мыслителей Ш.-Л. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо.
Важное значение в системе разделения власти имеет выделение в сфере судебной власти конституционного суда, играющего роль арбитра в отношениях между властями. Сегодня можно считать основательно утвердившейся точку зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государствен

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...