Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление младограмматизма – конец 19-ого века




Становление младограмматизма – конец 19-ого века

С 70-ых годов 19-ого века в рамках компаративистики образовалось направление, так называемый младограмматизм. В нём состояли Бертольд Дельбрюк (1842–1922 гг. ), Карл Бругман (1849–1919 гг. ), Август Лескин (1840–1916 гг. ), Герман Остхоф (1847–1909 гг. ), Герман Пауль (1846–1921 гг. ), Карл Вернер (1846–1896 гг. ), Вильгельм Томсен (1842–1927 гг. ), Грациадио Асколи (1829–1907 гг. ) [2, с. 125]. Младограмматизм был сформирован под влиянием философией позитивизма, которая отрицала всякую метафизику в науке и опиралась на твёрдые проверяемые факты [1, с. 92]. Язык рассматривался не как естественный феномен, а в качестве общественного явления, связанного не с биологией, а с психологией. В соответствии с этим провозглашалась ориентация на изучение не только мёртвых языков, но и живых в их диалектном многообразии, а также особое внимание к фонетическим законам [3]. В это же время Французская академия отказывается вообще принимать к рассмотрению работы, касающиеся происхождения языка и универсальных всемирных языков, считая эти вопросы неразрешимыми [1, с. 92].

Впервые теоретические взгляды младограмматиков были чётко сформулированы в книге Германа Остхофа и Карла Бругмана «Морфологические исследования в области индоевропейских языков», вышедшей в 1878-ом году, и особенно в предисловии к ней, получившем название «Манифеста младограмматизма» [1, с. 93]. Остхоф и Бругман призывали не ограничиваться только анализом письменных памятников. Они писали о необходимости учёта материала современных языков, особенно диалектов и говоров [1, с. 94].

В России двумя крупнейшими учёными, следовавшими младограмматической традиции, были академик Филипп Федорович Фортунатов (1848–1914 гг. ) и его ученик академик Алексей Александрович Шахматов (1864–1920 гг. ), автор выдающихся работ по истории славянских языков и русскому синтаксису [1, с. 103].

Младограмматизм господствовал с 70-80-ых по 1910-ые годы включительно, хотя не все учёные разделяли его концепцию [1, с. 93]. Учёные конца 19-ого века обычно не замыкались в рамках лингвистики, комплексность исследований скорее возросла. Именно тогда сложилось сотрудничество лингвистов с историками и археологами. На науку о языке продолжала влиять психология, которая в это время интенсивно развивалась. Во второй половине 19-ого века сложилась экспериментальная фонетика — дисциплина, находящаяся на стыке лингвистики, акустики и физиологии и в то время почти не связанная с основным направлением исторических исследований в языкознании. Но и экспериментальная фонетика укладывалась в рамки позитивизма: фонетисты ограничивались регистрацией фактов, а для их теоретического осмысления, которое будет сделано в фонологии, ещё не пришло время [1, с. 93].

Наука 20-ого века уже не так абсолютизирует сравнительно-исторический метод, понимая границы его применимости. Задачи лингвистики далеко не сводятся к исследованию истории конкретных языков и языковых семей, как это казалось во времена младограмматиков [1, с. 105]. Критиками младограмматизма были Гуго Шухардт (1842–1927 гг. ), Жюль Жильерон (1854–1926 гг. ), Карл Фосслер (1872–1949 гг. ), Николай Яковлевич Марр (1864–1934 гг. ).

 

 

Новейшее Время – 1918 г. – наши дни

К началу 20-ого века недовольство не только младограмматизмом, но, шире, всей сравнительно-исторической парадигмой стало широко распространенным. Среди учёных, которые ещё в конце 19-ого века начали выходить за рамки основных научных парадигм следует упомянуть Уильяма Дуайта Уитни (1827–1894 гг. ) и Франца Боаса (1858–1942 гг. ) в США, Генри Суита (1845–1912 гг. ) в Англии и Николая Вячеславовича Крушевского (1851–1887 гг. ) и Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ (1845–1929 гг. ) из России [1, с. 130]. Особо сильную оппозицию составил Фердинанд де Соссюр (1857–1913 гг. ) с работой «Курс общей лингвистики», посмертно выпущенной в 1916-ом году его учениками Шарлем Балли (1865–1947 гг. ) и Альбером Сеше (1870–1948 гг. ) [1, с. 132–133]. Также последователями Соссюра были Поль-Жюль-Антуан Мейе (1866–1936 гг. ) и Жозеф Вандриес (1875–1960 гг. ) [1, с. 143].

В «Курсе» вводилось разграничение языка и речи, синхронии и диахронии, выделялась узкая дисциплина – внутренняя синхронная лингвистика, которая отвечала на вопрос «Как устроен язык? » Проблемами «Как развивается язык? » и «Как функционирует язык? », конечно, занимались тоже, но они отошли на второй план. Ограничение тематики давало возможность в этих узких рамках поднять теорию и методологию лингвистики на более высокий уровень [1, с. 142].

Становление структурной лингвистики – 1910–1920 гг.

После Первой Мировой Войны в лингвистике формируется новое направление, называемое структурализмом [1, с. 151]. С ним связаны имена Вигго Брёндаля (1887–1942 гг. ), Алана Гардинера (1879–1963 гг. ), Карла Людвига Бюлера (1879–1963 гг. ). Своё название структурная лингвистика получила благодаря особому вниманию к структуре языка, иерархическим и соподчинённым отношениям элементов языка: фонем, морфем, слов, предложений [3].

Ответвлениями структурализма были в Европе Женевская школа во главе с уже упомянутыми Сеше и Балли, а также Сергеем Осиповичем Карцевским (1884–1955 гг. ) [1, с. 158], глоссематика (копенгагенский структурализм) с такими представителями как Луи Ельмслев (1899–1965 гг. ), Ханс Йёрген Ульдалль (1907–1957 гг. ) [1, с. 168], пражский лингвистический кружок с Вилемом Матезиусом (1882–1945 гг. ), Богумилом Трнка (1895–1984 гг. ), Богумилом Гавранек (1893–1954 гг. ), Яном Мукаржовским (1891–1975 гг. ), Йозефом Коржинеком (1889–1945 гг. ), Владимиром Скаличка (1909–1991 гг. ), Йозефом Вахек (1909–1996 гг. ), Романом Осиповичем Якобсоном (1896–1982 гг. ) и Николаем Сергеевичем Трубецким (1890–1938 гг. ) [1, с. 179].

Развитие структурной лингвистики в США имело свои особенности. Большое влияние на изменение подхода в американской лингвистике на рубеже 19–20 веков оказало становление антропологии. Антропологическое изучение того или иного народа включало в себя описание его языка. При этом многое из того, что было привычно для традиционного языкознания, оказывалось непригодным для таких целей. Например, грамматики языков американских индейцев очень сильно отличались от грамматик европейских языков. Возникло новое направление – дескриптивизм [1, с. 196]. Его представители: уже упоминавшийся Уильям Дуайт Уитни и Франц Боас, а также Леонард Блумфилд (1887–1949 гг. ), Эдвард Сепир (1884–1939 гг. ), Зеллиг Харрис (1909–1992 гг. ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...