Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эластичность спроса и предложения




 

В экономике широко распространено использование процентного исчисления для выражения способности одной переменной реагировать на изменение другой. Для обозначения подобных зависимостей, выраженных как отношение их процентных изменений, используется терминэластичность.

Спрос и предложение разных товаров по-разному чувствительны к изменению факторов их определяющих. Эластичность - это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам.

Рассмотрим сначала эластичностьспроса. Главным фактором, влияющим на спрос, является цена.Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса) - это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар, к изменению цены на этот товар.Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар.

Эластичность спроса по цене, может быть представлена в виде формулы:

Относительное (процентное) изменение объема спроса

Относительное (процентное) изменение цены Q P

Процентное изменение называется относительным, т. к, показывает, насколько изменилась данная величина по отношению к прежнему, настоящему или среднему значению данной величины.

В практике могут иметь место, по меньшей мере, пять различных вариантов ценовой эластичности спроса:

. Спрос эластичный, когда при незначительных повышениях цены объем продаж существенно возрастает;

. Спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж товаров;

. Спрос неэластичен, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется неэластично;

. Спрос бесконечно эластичен, когда имеет место только одна цена, по которой потребители покупают товар (например, инсулин для больных диабетом);

. Спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров, независимо от его цены.

Каждый вариант имеет свой коэффициент эластичности:

коэффициент неэластичности спроса меньше единицы;

при эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1%, коэффициент эластичности больше единицы;

при единичной эластичности коэффициент равен единице.

Таким же образом определяется показатель эластичности и по доходам. Повышение доходов ведет к повышению спроса на нормальные товары (высшего качества). Эластичность спроса по доходу на нормальные товары положительна (величины ее могут принимать любые значения), поскольку в этом случае доход и спрос изменяются в одном и том же направлении.

На эластичность спроса по доходам также влияют некоторые обстоятельства, определяющие эластичность спроса по цене. По мере роста доходов потребители часто, переходят на потребление товара с известной торговой маркой «фирменного», товар же местного производства уже расценивают как низший. Знание эластичности отдельных товаров по доходу очень важно для прогнозирования потребительского спроса, поскольку при увеличении своего среднего дохода потребители предъявят спрос на большее количество эластичных по доходу товаров, чем на неэластичных и сократят потребление некачественных товаров.

Представим эластичность спроса по доходу в виде формулы:

Относительное (процентное) изменение объема спроса

Относительное (процентное) изменение цены Q J

где J является доходом.

Эластичность спроса может быть слабой, промежуточной и сильной. Слабой эластичностьюспроса характеризуются товары, объемы продаж которых снижаются при росте цен весьма медленно (товары первой необходимости). Промежуточной эластичностьюхарактеризуются товары, по которым существуют товары-заменители (например, кофе, чай). Сильной эластичностьюобладают товары, падение объемов реализации которых вследствие роста цен, носит активный характер (новые товары, импорт).

Большая часть продукции сельского хозяйства обладает исключительно слабой (предметы первой необходимости - хлеб, молоко, сахар) или весьма слабой промежуточной (некоторые виды мясных продуктов, напитки, сырье для производства натуральных тканей) эластичностью.

Существует ряд причин, по которым на коротких временных интервалах спрос менее эластичен, чем на длинных.

Причина первая. Полное приспособление к изменению цены какого-либо товара может потребовать изменений в структуре потребления покупателя. Пример из российской экономики переходного периода. Повышение цен на проезд в пригородных поездах в условиях задержек заработной платы и скромных пенсий сделало затруднительными поездки на садово-огородные участки для значительной части их владельцев. Люди были удручены таким положением. Но количество покупаемых билетов на электрички сократилось сначала незначительно, ведь садово-огородные работы должны идти по биологическим правилам, а не железнодорожным! Однако со временем люди все больше приспосабливались к ситуации. Одни сочли более выгодным починить старый автомобиль, другие продали дачный участок и подыскали новый, ближе к городу. У третьих садово-огородный участок стал просто садовым: от выращивания овощей, требующих непрерывного ухода, пришлось отказаться. Остались на участках кустарники и деревья, которым можно реже уделять внимание. Теперь бывшие покупатели семян, огородного инвентаря, удобрений, они же бывшие производители овощей, становятся покупателями овощей. (Если же упрямо продолжать свои огородные традиции, то нужно отказаться от потребления каких-то других продуктов и услуг в пользу поездок с прежней частотой). Постепенно величина спроса на услуги пригородных поездов упала значительно больше, чем это произошло сразу после повышения цен.

Причина вторая. Увеличение цены одного товара стимулирует предпринимателей наладить в ходе долгосрочного периода выпуск более широкого ассортимента товаров-заменителей, влияние которых на эластичность нам уже известно.

Причина третья. Медленная, постепенная адаптация вкусов потребителей. Например, можно утверждать, что сегодня для большинства россиян употребление в пищу мяса и хлеба более привычно. Медики же убеждают, что для нашего здоровья полезнее употреблять больше рыбы и овощей. Вероятно, им удастся когда-нибудь переубедить население. Но пройдет значительное количество времени, в течение которого эластичность спроса на рыбу и овощи по цене будет оставаться высокой.

Эластичность предложения- это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены.

Коэффициент эластичности предложения представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

Эластичность предложения товара зависит от:

дифференциации индивидуальных производственных затрат на предприятиях,

степени загрузки производственных мощностей,

наличия свободной рабочей силы,

быстроты перелива капитала из одной отрасли, в другую и т. д.

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

. Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления производителем каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции (садовод, вырастивший груши, и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им груш, какая бы ни сложилась рыночная цена). Предложение в этом случае является неэластичным.

2. Среднесрочныйпериод достаточен для изменения производства на существующих производственных мощностях, однако он недостаточен, для введения новых. Эластичность предложения в этом случае повышается.

. Долгосрочныйпериод предполагает расширение или сокращение предприятием производственных мощностей, а также приток новых производителей в отрасль в случае расширения спроса или уход при условии сокращения спроса на данную продукцию. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...