Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закрепощение крестьян. Вопрос 20. Русская православная церковь в 17 веке. Реформы патриарха Никона и церковный раскол. Вопрос 21. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.




Закрепощение крестьян

Однако наиболее заметное место в Соборном уложении занимают вопросы, касательно крепостного права. Уложение не только не дало крестьянам свободы, оно окончательно их закрепостило. Теперь крестьяне (включая их семьи и имущество) фактически становились собственностью феодала. Передавались по наследству, как мебель и не имели собственных прав. Изменились также правила касательно выхода из-под гнета – теперь крестьяне практически не имели возможности стать свободными (теперь беглый крестьянин не мог стать свободным спустя несколько лет, теперь сыск велся бессрочно).

 

 

Соборное уложение действовало вплоть до 1832 года, когда в рамках работы по кодификации законов Российской империи, проводимой под руководством М. М. Сперанского, был разработан Свод Законов Российской империи.

 

 

Вопрос 20. Русская православная церковь в 17 веке. Реформы патриарха Никона и церковный раскол.

 

 

  Патриарх Никон и церковная реформа.

 

В 1652 году Патриархом был избран Никон, бывший крестьянин - Никита Минов, который имел особое влияние на царя. Никон объявил об унификации русского православного культа с греческим – книги и обряды стали исправляться по греческим образцам. Никон своей властью реформировал культ, церковную архитектуру, обряды, велел переписать иконы по новому образцу. Изменил тексты молитв. Велел креститься щепотью, а не двумя пальцами, как раньше. Тысячи верующих категорически отказались признать реформу Никона - их стали называть староверы или старообрядцы. Правительственные войска получили приказ сжигать их деревни, поэтому старообрядцы бегут в глухие леса Поволжья, Севера, Сибири. Например, староробрядцы обосновались в Соловецком монастыре и стрелецкие войска смогли взять его штурмом только после восьмилетней (! ) осады. И то потому, что предатель тайно открыл ворота. Церковная реформа привела к народному восстанию и в 1666 году большой церковный Собор лишил Патриарха Никона сана. Никон был сослан в Ферапонтов монастырь. В 1681 году Никону разрешили вернуться в Москву, но по пути он умер.

Церковная реформа патриарха Никона имела целью подчинить церковь общегосударственной системе централизации.

 

Вопрос 21. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

 

Восстание Степана Тимофеевича Разина (1667 - 1671 г)

На Дону скопилось большое количество беглых крестьян. Работать они не хотели, желали только пьянствовать и грабить. Степан Разин повел их на Волгу. Крестьянская война началась в Астрахани. Нищие, голодные крестьяне и казаки нападают сначала на купцов, потом на персидский флот, потом берут штурмом города (Царицын, Саратов, Самара) и двигаются к Москве. Восстание достигло невероятного размаха. На сторону Разина переходили тысячи крестьян, они грабили и сжигали сотни дворянских усадеб. Против восстания выдвинуто 32 тысячи солдат, но первое поражение будет нанесено лишь в 1670 году. Через год воевода Милославский разбил повстанцев под Астраханью. Степан Разин был схвачен и в 1671 году после жестоких пыток казнен на Красной площади в Москве.

 

 

                     Русская культура в 13 - 17 веках.    (вопросы 22-25)

 

 

В указанный период Россия находилась в политической изоляции - это было последствие татаро-монгольского ига, поэтому элементы западной культуры попадают в Россию только во второй половине 17 века. В России весь 17 век продолжалось обмирщение культуры: она постепенно выходила из-под церковного контроля.

 

Вопрос 22. Русская культура в 13 – 17 веках: литература.

Для 14-15 веков наиболее характерна была христианская литературная традиция (Жития). Но в 17 веке появляются светские произведения, автобиографии и публицистика.

 

1). Поэма " Задонщина" ( Сафоний Рязянец) – 14 век.

2). Поэма " Сказание о Мамаевом побоище" и " Житья святых".

3). Записки купца Афанасия Никитина о путешествии в Индию " Хожение за три моря" - 15 век.

4). В Москве в середине 16 века священник Иван Федоров на печатном станке издал первую книгу " Апостол". Книгопечатанье становится популярным, печатают азбуку, школьные учебники и т. д.

В 16 веке становится популярным эпистолярный жанр. Известны письма царя Ивана Грозного к Андрею Курбскому. «Сказание» Авраама Палицына – о Смутном времени.

 В 17 веке благодаря Борису Годунову иностранцы привозят в Москву театр. В 1681 году открылась первая школа - славяно-греко-латинское училище, а также были открыты светские школы для детей.

 

Вопрос 23. Русская культура в 13 – 17 веках: живопись.

 

Продолжала существовать иконопись по древнему православному стандарту: Андрей Рублев, Феофан Грек и др. - 15 век. В 17 веке выдающимся иконописцем был Симон Ушаков. Он делал рисунки для знамен, металлических и деревянных изделий.

В 17 веке западные художники привезли жанр портрета (парсуна). Появляются миниатюры и фрески, мозаичное искусство и изразцы (отделка керамической плиткой разных цветов). Остались портреты царей первых Романовых и других.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...