Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторические типы структуры частного дома

Методические указания по проектированию жилых зданий.

Часть I: Частный дом

 

Методические указания

для студентов специальности 070601 – Дизайн

 

 

Составитель

Л. К. Фешина

 

Санкт-Петербург


Утверждено на заседании кафедры

Дизайна пространственной среды

06 июня 2008 г., протокол № 10

 

Рецензент проф. И. Н. Сафронова

 

Оригинал-макет подготовлен Е. С. Прозоровой

Подписано в печать 01. 12. 2008

Формат 60 Х 84 1/16. Усл. печ. л. 2,3. Тираж 100 экз. Заказ 193.

Эл. адрес: www.idps.sutd.ru

 

Отпечатано в типографии СПГУТД

191028, С.- Петербург, ул. Моховая, 26


Введение

Жилище для отдельных людей или различных сообществ является с самого раннего периода существования человечества основным видом строительной деятельности и остается наиболее значимой темой размышления архитекторов.

Жилые структуры проявляют образ жизни, развитость потребностей, этнические особенности народов в определенной местности и климатических зонах, отношение к природе, социокультурное состояние, а также уровень технического развития общества. Поэтому архитектура и строительство лучше любых других источников свидетельствует об особенностях жизни целых народов в определенном историческом отрезке времени.

Данная работа не ставит своей задачей представить историю развития жилища. Цель этой работы выделить наиболее востребованные типы и структуры жилья, а также понять основания, на которых эти виды жилья возникали.

Функции жилого дома – место жизни и убежище у всех народов и во все времена. Убежищами были и пещера древнего человека, дворцы, замки, городские дома – все, что имело стены и крышу. В истории архитектуры «дома» особое значение имеет этническая архитектура, так как она наиболее соответствует конкретной местности и обычаям жизни людей и по структуре, и по использованию материалов стен и кровель, и по конструкциям.

Рис. 1. Типы домов на рисунке XIX в.

В рисунке XIX века представлены типы домов, характерные для различных климатических зон России от севера до юга. На крайнем севере – это шатер. В северной полосе – компактные деревянные дома, в которых, как правило, жилая часть соединялась в одном объеме с пространством для животных. В центральной полосе существовали деревянные дома-усадьбы, окруженные жилыми и хозяйственными постройками, слитно стоящими друг с другом, внутренний двор. В южной полосе дома строились из глины и покрывались соломой

На участке стояли отдельные постройки, которые защищались забором. Эти иллюстрации показывают значение климата и имеющихся в распоряжении строительных материалов, традиции и хозяйственный уклад жителей России.

Рис. 2. Традиционная планировка поселения южных народов  

Традиционные жилые дома южных народов – это здания, строящиеся вокруг внутреннего пространства – двора, из которого организовывались входы и освещение во всех личных помещениях. Дома защищены от внешнего мира преимущественно глухой стеной, и вся жизнь семьи обращена внутрь. Крыши устраивались плоские с возможностью дальнейшего использования при развитии семьи. Такая система «незаконченных» в строительстве домов до сих пор существует в сельскохозяйственных районах Египта.

Впоследствии дома пристраивались друг к другу, образуя улицы и города. Подобное строение характерно для стран Азии, Греции, Италии, практически всего Средиземноморья. Монотонность разбивалась различной окраской домов.

Большое значение имел переход от одноэтажных домов к ярусным, вырастала плотность застройки, по мере развития семьи дома стали надстраиваться. Первые этажи городских домов предназначаются для мастерских ремесленников, выше располагаются жилые помещения, и дом функционально развивается вверх.

В этих домах имелись обязательные приемные пространства, зоны общей жизни семьи и личные пространства по-разному зонированные. Некоторые структурные принципы, несмотря на временную разницу, оказались жизнестойкими.

В первом разделе работы приводятся частные дома, имеющие значение для развития архитектурной мысли и оказавшие воздействие на работы других архитекторов. В этом опыте профессионалов архитекторов-строителей просматриваются два подхода. В первом проектировщик выступает как специалист, стремящийся создать пространственно-предметное решение, соответствующее, в его понимании, задачам, выдвигаемым данным временем и конкретными людьми, а также реальному месту, т. е. органичную среду обитания.

Второй подход строится на решении как основной задачи идеи формообразования, а в задуманные отвлеченные формы встраиваются необходимые жизненные функции.

Эти подходы распространяются на различные объекты проектирования – от жилой единицы до города. В постройках проявляется также понимание воздействия и взаимосвязи пространства и декоративного искусства. Декоративное становится или выразительностью, которая закрепляет либо усиливает воздействие пространственного решения, или же предметно-декоративным подходом, который пытается подменить собой решение важнейших функционально-планировочных задач и присущее пространственным структурам эмоциональное воздействие на человека.


Исторические типы структуры частного дома

Большое влияние на архитектуру своего времени и последующих столетий оказали структурные принципы и декоративное наполнение вилл итальянского архитектора XVI века Палладио.

Архитектоника зданий Палладио положила начало направления, получившего именование «классицизм», признаками которого стали симметрия относительно основных осей движения, упорядоченность и предсказуемость всех частей, оторванность от земли основной части дома и постановка его на высоко поднятый цокольный этаж.

Наибольшую известность получили объемно-пространственные идеи двух вилл Палладио, построенных в Италии в г. Виченце.

Рис.1. Вилла Ротонда, арх. А. Палладио, г. Виченца, XVI в. Фасад, разрез, план

 

Вилла Ротонда стала в представлениях современников идеальным воплощением порядка, значимости и богатства обитателей жилого дома. Пространственная структура виллы представляет собой куб, разделенный на 4 блока 2-х этажных личных помещений двумя осями движения – приемными пространствами, пересекающимися в круглой многосветной перекрытой куполом гостиной, благодаря которой вилла получила название «Ротонда». Гостиная-двор – отголосок средиземноморского архетипа жилого дома.

Все элементы здания симметричны относительно осей движения, которые в свою очередь соединяют помещения с садом по четырем широким лестницам и террасам. Эти входы выделены из общего куба здания четырьмя одинаковыми портиками. Здание поставлено на высокий цокольный этаж, в котором находятся вспомогательные помещения для карет, прислуги и т. д. Благодаря этим чередованиям и повторам то увеличивающихся, то сужающихся пространств создается особый музыкальный строй, вызывающий ощущение пространственного богатства, а предсказуемость – ощущение спокойствия.

 

Рис. 2. Вилла Фоскари, архитектор А. Палладио, г. Виченца, XVI в. Фасады, план

 

Вилла Фоскари также имеет симметричную структуру, но относительно одной главной оси движении. В развитом цокольном этаже располагаются вспомогательные помещения. Общее пространство гостиной крестообразной формы соединяется с садом двумя выходами по основной оси симметрии. Одна часть оси гостиной является главным входом в виллу, осуществляемым через большую крытую террасу, выступающую за цельный объем здания и соединяющую этот уровень здания с садом двумя лестницами в углах террасы. Другая часть оси остекленным проемом раскрыта в сад.

Центром крестообразной гостиной является восьмиугольный стол для собирания всех членов семьи и гостей. В ответвлениях-нишах этой крестообразной формы располагаются диваны для личного общения и отдыха.

В обеих виллах высокий основной этаж отделяется от мансардного этажа горизонталями – продолжением членения портиков. Центральное объединяющее пространство освещено верхним светом.

Рис.3. Вилла Фоскари, интерьер гостиной
Рис. 4. Особняк Тонини, архитекторы Б. Райхлин, Ф.Райнхарт, Швейцария, 1972 – 1974 гг.

 

Примером такого подхода в XX веке может быть дом Тонини, где также была использована идея внутреннего многосветного двора и симметричная структура расположения помещений. В этом доме больше отражена структура куба, чем в работах Палладио. Здание выполнено в железобетонных конструкциях, и в соответствии с новыми строительными материалами решены фасады и элементы декоративного наполнения.


 

Рис. 5. Один из проектов частных домов архитектора Ф. А. Войси, Великобритания, 1898 г.: 1 – общественные пространства, двухсветные (разрез); 2 – кухня и вспомогательные помещения

 

В английских домах XIX века нарушается симметричное построение пространств и часто повторяется «Т»-образная структура. Дом архитектора Войси разделен на две функциональные зоны – общественную и интимную, обхватывающие внутренний двор с садом.

Рис.6. Х. П. Берлаге. Дом Хенни, Хог, 1898 г. Планы этажей, общий вид

В основе структуры дома Берлаге лежит компактное соединительное пространство, из которого организованы входы во все помещения и на основную лестницу. Но в отличие от средиземноморского дома это пространство распределительное, а не собирательное.

Зонирование поэтажное: первый этаж отдан общественным помещениям, на втором этаже размещены личные пространства. Центральное пространство крестообразной формы освещается верхним светом через все этажи.

Некоторые пространства разворачиваются под углами, позволяющими получить лучшее освещение. Вход в дом организован через крытую террасу.

Рис. 7. Дом Герберта Г. Джонсона («Вингспред»), архитектор Ф. Л. Райт, 1937 г. План, интерьер гостиной

 

В домах Ф.Л. Райта реализованы уясненные им принципы органичной архитектуры. Частные дома Ф. Л. Райта разнообразны по своей структуре, так как проектировались всегда для конкретного места и людей, использовались природные материалы как в конструкциях, так и внутри здания.

В доме Джонсона к центральному общественному пространству, разделенному двусторонним камином – символом американской семьи, примыкают четыре спальных блока. В пространстве между блоками создаются сады различного назначения.

Рис. 8. Второй дом Г. Джекобса, Мэдисон, шт. Висконсин, 1942 г. Планы этажей: 1 – сад; 2 – лужайка; 3 – сарай; 4 – туннель; 5 – кухня; 6 – кладовая; 7 – службы; 8 – столовая; 9 – камин; 10 – общая комната; 11, 12 – внутренняя и внешняя части цветника; 13 – спальни, 14 – бельевая, 15 – ванная

 

Второй дом Г. Джекобса представляет собой часть кольца, окружающего сад. Дом стоит на склоне холма и обращен своей выпуклой (тыльной) стороной к нагорной части и северу. Вследствие этого тыльная сторона дома – глухая и заглублена в землю. Вогнутый же фасад, обращенный на юг во внутренний двор, сплошь остеклен. Постройка возведена с использованием местных строительных материалов: стены – из рваного камня, перекрытия – из дерева.

Жилище представляет собой одно обширное помещение с антресолями, на которых расположены спальни, освещаемые вторым светом через общую комнату, а также посредством узкой полосы остекления на заднем фасаде над насыпью. Санитарно-технические устройства и лестница сгруппированы в отдельном цилиндрическом объеме.

 

Рис. 9. Дом – соты Пола и Джоан Хэнна, Стэнфорд, Калифорния, 1936– 937 гг. Общий вид, план этажа
Рис. 9а. Дом – соты Пола и Джоан Хэнна, Стэнфорд, Калифорния, 1936– 937 гг. Интерьер

 

Планировочным модулем дома Хэннапринят шестиугольник. В плане постройки нет прямых углов. Райт называл ее «дом-соты». В центре здания находится «лаборатория» (так Райт называл кухню), откуда через внутреннее остекление просматриваются общая комната и детская. Наружная стена последней сплошь остеклена с тем, чтобы дети не чувствовали себя взаперти. Полы из цветного бетона, отопление подпольное.

Дом окружен террасами, которые являются продолжением выходящих на них комнат. Постройка размещена на участке таким образом, чтобы сохранить находившиеся здесь деревья.

Проект дома Смита – один из экономичных одноэтажных домов Ф. Л. Райта. Дом закрытой стороной обращен к дороге и раскрывается во внутренний сад. Он имеет «т»-образную структуру соединения общественной части со спальной зоной через столовую и кухню-нишу.

Рис. 10. Проект дома Г. Смита, архитектор Ф. Л.Райт, шт. Мичиган, США, 1950. План
Рис. 11. Дом-макет на выставке работ Райта. Нью-Йорк, 1953 г. План

В целях популяризации новых пространственных идей жилых домов был выполнен дом-макет для выставки 1953 года.

Рис. 12. Вилла Саввой в Пуасси, арх. Ле Корбюзье, 1931 г. Общий вид, разрез, планы, фрагмент интерьера

 

В основе концепции лежит ярусное размещение пространств различного назначения в кубическом объеме. На 3-х этажах куба, в котором основная конструктивная структура – колонны, с помощью перегородок разделяются пространства для общей и личной жизни. Первый этаж дома освобожден в основном под стоянку машин. Пандус, дублируемый лестницей, соединяет этажи. Кровля плоская, эксплуатируемая и используется как дворовое пространство. Гостиная и личные пространства не выходят непосредственно в сад, в отличие от домов Райта.


 

Рис.13. Вилла Тугендхатта, архитектор Л. Мисс Ван дер Рое, 1930 г.

 

Дом с каркасной конструктивной структурой и плоскими крышами. На первом этаже – пространства общей жизни. В едином объеме полуциркульной перегородкой из черного эбенового дерева выделено пространство кухни-столовой, а другой перегородкой обособлена каминная. Личные пространства размещены на втором этаже-террасе над общественными пространствами.

Мисс Ван Дер Рое, как и в Барселонском павильоне 1929 года, применяет открытый каркас из крестообразных металлических колонн. Пространства общей жизни раскрыты сплошным остеклением в сад. Для этого дома Мисс Ван Дер Рое спроектировал всю мебель на металлической основе. Кресла этого дома продаются и в настоящее время. Интерьер в цветовом решении лаконичен: белое, черное, блеск металла и бежевая кожа кресел, в гостиной положен белый линолеум. Не используя интенсивный цвет в интерьерах, Мисс Ван Дер Рое считал, что изменяющиеся в зависимости от времени года цвета неба и природных форм проникают через остекление, окрашивая по-разному белые поверхности.

1 2 2а
Рис. 14. Дом Т. Шредера, арх. Г. Т. Ритвельд, Утрехт, 1924 г. Фасады, интерьер, планы.

 

Дом примыкает одной стороной к брандмауэру. Первый этаж (1) – общие пространства, второй этаж (2) – личные помещения и мастерская. На плане указана возможность с помощью выдвигающихся перегородок создавать изолированные пространства.

Влияние кубизма проявилось в решении фасадов, мебели и цветовом решении плоскостей. Применена также встроенная мебель, которая делит пространство.

 
Рис. 15. Дом Эстива, архитетор Г. Т. Ритвельд, Бройкелен, Нидерланды, 1941 г. Макет, общий вид, фасады, интерьеры, разрезы и планы этажей

 

В отличие от предыдущего дома 1924 года, в компактном собственном доме для отдыха на озере Ритвельд использует различие в высоте пространств: под скатной кровлей возникают двухсветная гостиная, раскрывающаяся на озеро, низкое пространство вокруг камина, над ним – две спальни с туалетом.


 

Рис. 16. Вилла Шминке, архитектор Г. Шарун, Любау, Саксония, 1933 г. Общий вид, планы этажей

Первый дом Г. Шаруна, в котором с помощью диагонального размещения лестницы в центре объема организуется вся структура здания. Благодаря диагонали движение и взгляд идущего направляется на основные зоны, в то же время пространства получают бόльшую глубину. Эти повороты позволяют также обеспечить лучшую ориентацию по сторонам света. Лестницы и террасы продолжают движение, связывая дом с садом.

 

Рис.17. Дом Миллера, архитектор Г. Шарун. Чертежи Г. Шаруна, внешний вид со стороны гостиной, интерьер двусветной гостиной В этом доме кубистическое в целом пространство делится на две зоны диагональным движением, что позволяет создавать разную глубину и освещенность пространств. Второй этаж отдан личным помещениям и обращен через галерею в общую комнату, получающую таким образом бόльшую высоту и световую развитость, чем другие пространства.

 


 

Рис. 18. Дом Д. Баенш, архитектор Г. Шарун, Берлин – Шпандау, 1935 г. План, общий вид, интерьеры

Пространство в доме Баенш развивается слоями, веерообразно. Все уровни сходятся в круглом пространстве столовой и получают разную освещенность и раскрытие в сад.


 

Рис. 19. Планы «домов идеальной организации», архитектор Х. Херинг, 1923 г. (слева), 1946– 1948 гг. (справа)

 

В концепции Х. Херинга каждое пространство должно иметь форму, соответствующую деятельности и требует учета движения. Здания именуются «органоподобными». В отличие от Райта, Херинг не использует понятие «пространство», а вводит термин «форма», применяет разные средства для сужения или раскрытия, криволинейные площади. Дом рассматривается как индивидуальность.

 

Рис. 20. Вилла Майреа, архитектор А. Аалто, Финляндия, 1939 г. Общий вид, план с участком, планы этажей

 

В вилле Майреа А. Аалто, также как и Ф. Л. Райт планировочной структурой объединяет основное здание через крытую террасу в данном случае с блоком бани и создает внутреннее пространство – открытую гостиную-лужайку с бассейном, огражденную с противоположной стороны садом.

Первый этаж дома представляет собой развитую группу общих пространств, перетекающих друг в друга по мере движения, – гостиную с выставочным залом, мастерскую, библиотеку, а также отдельный блок хозяйственных помещений

 

Рис. 21. Вилла Майреа, арх. А. Аалто, Финляндия, 1939 г. Интерьеры

 

На втором этаже находятся личные пространства. Спальни родителей имеют непосредственный выход на террасу. Лестница зрительно отделяет личные пространства родителей и их гостиную от гостевой и детской зоны.

Плоская кровля используется и связана лестницами с находящимися ниже эксплуатируемыми террасами и садом. Несмотря на то, что дом находится в северной стране, гостиные имеют сплошное остекление, соединяясь таким образом с садом.

 

Рис. 22. Вилла Карре, архитектор А. Аалто, Финляндия, 1958 г.

 

Дом Карре расположен в отличие от виллы Майреа на участке с рельефом. Кровля дома, следуя уклону рельефа, единым скатом накрывает весь объем, представляющий собой одноуровневое пространство с антресолью в высокой части скатной кровли.

На первом уровне находятся приемные пространства, блок помещений кухни и столовой, а также блок спален, вход в которые убран в ниши. Зона спален отделяется от входной зоны шкафом и направляющими к пространству гостиной, размещенной ниже по рельефу и раскрытую на террасу и в сад. Нужно отметить, что из-за непродуманного размещения входа, упирающегося в стену спален, Аалто пришлось прикрыть входы в них шкафами. Если бы вход был размещен с торца, из высокой части объема, то движение и взгляды входящих были бы направлены в гостиную параллельно уклону кровли.

Рис. 23.Дом Фишера, архитектор Л. Канн, Хэтборо, США, 1960 г.

 

Один из известных жилых домов Л. Кана представляет собой два куба, соединяющихся друг с другом под углом на рельефе. В плоской части участка находятся входы и терраса. В одном кубе размещены два этажа личных пространств, в другом – двухэтажная гостиная и кухня-столовая, а под ними, используя рельеф местности, – этаж вспомогательных помещений. Дом щитовой, деревянный, на каменном цоколе.

 

Рис. 24. Дом Ф. Гери, архитектор Ф.О. Гери и партнеры, Санта-Моника, Калифорния, США, 1978 – 1979

 

Дом представляет собой пример «дома-участка», две его стены являются одновременно и границами участка. Скаты кровли спадают к вытянутым сторонам территории. Гостиная выходит в противоположный входной зоне дворик. Внутренняя галерея соединяет оба открытых пространства. Вследствие стесненности расположения дома на участке, широко используется верхне-боковое остекление, позволяющее укрыть от взглядов прохожих жизнь в доме.

 

Рис. 25. Гостевой дом для дома Бурк, архитекторы Р. Стерн и Д. Хэгман, Гринвич, Коннектикут, США, 1974 г. Общий вид, аксонометрия

Компактный по объему дом в Гринвиче расположен на небольшом участке. Основная часть кровли скатная с повышением к фонарям верхнего света, освещающих глубину гостиной. «Вмятина» в объеме здания образует вход, приемное пространство раскрывается в двухуровневую гостиную. Движение по направлению к нижнему уровню гостиной закрепляется ритмом расстекловки витража.

 

Рис. 26. Дом Вестчестер, архитекторы Р.Стерн и Д. Хэгман, Армонк, Нью-Йорк, США, 1975 г. Общий вид, аксонометрия

Дом расположен на плоской части участка и его пространства развиваются параллельно рельефу, превращенному в террасы, разделенные подпорными стенками.


 

Рис. 27. Дом Вестчестер, архитекторы Р.Стерн и Д. Хэгман, Армонк, Нью-Йорк, США, 1975 г. План первого этажа с участком

Подъезд, входы в дом, приемные пространства и спальни гостей расположены с одной стороны основной оси движения. С противоположной стороны – перетекающие пространства разных гостиных. Ось проходит также через гостиную в личную зону хозяев дома, а с противоположной стороны – к кабинету и выходу к бассейну. Криволинейная перегородка одновременно направляет движение и объединяет функциональные зоны гостиной.

Радиальные и криволинейные перегородки создают пульсирующее движение то сужающихся, то расширяющихся пространств, приводят к выходам в сад и организуют собственные сады перед личными помещениями и различными гостиными.


 

Рис. 28. Дом-мастерская К. С. Мельникова, Москва, 1927–1929 гг. Фасад, разрез, планы этажей, аксонометрия, макет На планах: 1 – входная зона, 2 – столовая, 3 – кухня, 4 – коридор, 5 – санузел, 6 – ванная, 7 – детские рабочие комнаты, 8 – туалетная комната, 9 – рабочая комната хозяйки, 10 – спальня, 11 – гостиная, 12 – мастерская, 13 - терраса.

 

Самый известный частный дом 20-x годов XX века в Москве – дом-мастерская К. С. Мельникова в Кривоарбатском переулке. Это два цилиндра, врезанные друг в друга. На верхнем этаже находится мастерская архитектора с выходом на террасу.

Материал стен – оштукатуренный кирпич. Применено калориферное отопление. Форма оконных проемов в виде ромбов на криволинейной плоскости была решена таким образом, так как давала равномерное освещение помещений. Особая узорчатая кладка создавала кирпичный каркас с шестиугольными просветами, равномерно распределяя напряжение по всей стене, исключая потребность в несущих столбах и перемычках. Шестьдесят просветов оставлены в виде окон и ниш, остальные заложены.


 

Рис.29. Трас Уолл Хауз, архитектурная мастерская Ушида-Финдлэй, Машида-сити, Япония, 1991–1993 гг.

 

Архитектурная мастерская Ушида строит дома из монолитного железобетона на небольших участках в сложившихся структурах поселений.

Планировочная структура двух представленных домов, несмотря на различия в объемно-пространственном решении, имеют общую черту – построение пространства вокруг открытого двора.


 

Рис. 30. Дом «Софт и Хаири», архитектруная мастерская Ушида – Финдлэй, Тсукуба, Япония, 1994 г.

 

Дом-участок, максимально сохраняющий природу. Жизнь дома обращена во внутренний двор, откуда организована и освещенность помещений. Монолитные железобетонные перекрытия засажены кустами и травами.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...