Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическое обеспечение курса «Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении»




____________________________________________

Программа курса

«Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении»

(пояснительная записка)

 

Курс «Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении» имеет важное значение в профессиональной подготовке студентов факультета педагогики и методики дошкольного образования, так как современный руководитель дошкольного учреждения должен владеть организацией делопроизводства.

Основными задачами курса являются:

- изучение теоретических основ делопроизводства в системе дошкольного образования;

- вооружение студентов умениями ведения делопроизводства, подготовки и оформления многих видов документов;

- развитие способностей применять полученные знания и умения в практике управления дошкольным образованием.

Целью выступило освоение студентами системы знаний по основам делопроизводства; овладение умениями, навыками в области организации работы дошкольного учреждения по делопроизводству, а атак же обеспечение научной и практической подготовки студентов к ведению делопроизводства в дошкольном учреждении, приобретение навыков грамотной работы с документами.

Курс «Делопроизводство в ДОУ» вступает в междисциплинарными связями в такими курсами как «Правовые основы управления в ДОУ» (отражение прав педагогических работников и работников ДОУ в должностных инструкциях), «Управление ДОУ» (вопросы управления делопроизводством в ДОУ) и др.

В данной программе на изучение курса «Организация делопроизводства в ДОУ» отводится 100 часов (20 часов лекций, 20 часов семинарских и 10 часов лабораторных занятий, 50 часов – на самостоятельную работу студентов). Однако такое распределение часов носит примерный характер, все зависит от возможностей и особенностей ведения курса в том или ином высшем учебном заведении.

Зачет, по каждому виду задания, студент получает, если:

- обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответ­ствующую тему;

- дает правильные формулировки, точные определения понятий и терминов;

- может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;

- правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

В конце курса студент долженовладеть теоретическими знаниями в объеме, необходимом и достаточном для реализации профессиональной деятельности; развить умения видеть и решать проблемы, возникающие в сфере организации делопроизводства ДОУ, а так же сформировать профессиональные установки к овладению делопроизводственных функций будущего управленца дошкольным учреждением.

Выписка из Гос. стандарта ОПД.Ф.07

Содержание, значение делопроизводства; службы документации и секретарские службы; государственные стандарты по документированию: документ, формы, классификации и унификация, реквизиты, требования к бланкам, формулярам; основные виды документов: служебные письма, телеграммы и телефонограммы, справки, акты, записки, приказы и выписки из них, другие виды; организация документооборота, работа с документами; дела: номенклатура дел, формирование дел; средства составления текстовых документов, средства копирования и оперативного размножения, средства хранения и поиска документов, средства передачи информации, использование персонального компьютера в делопроизводстве, программное обеспечение делопроизводства.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Тема Формы работы со студентами С Р С
Лекции Семинарские занятия Лабораторные занятия
  Значение делопроизводства в работе дошкольного учреждения, его содержание. История возникновения делопроизводства в России.   - -  
  Государственные стандарты по ведению документирования в дошкольном образовательном учреждении.     2  
  Основные виды документов в дошкольном учреждении и требования к ним.     2  
  Организация документооборота и работа по регистрации и оформлению документов.     2  
  Номенклатура дел и формирование дел.     2  
  Средства хранения и поиска документов.     2  
  Средства составления текстовых документов.     -  
  Копирование документов по управлению ДОУ. Средства оперативного размножения и передачи информации.     -  
Итого:     10  

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Значение делопроизводства в работе дошкольного учреждения, его содержание. История возникновения делопроизводства в России

Развитие общественного дошкольного воспитания на современном этапе и необходимость организации делопроизводства в дошкольном учреждении. Значение делопроизводства для управленческого труда заведующего, ответственность за правильное ведение делопроизводства. История делопроизводства: периоды в развитии делопроизводства в России, основные линии в развитии делопроизводства на каждом этапе его развития. Понятие «документ», «документирование управленческой деятельности», «документационное обеспечение управления». Содержание делопроизводства: документы, поступающие в учреждение, документы, созданные в учреждении. Службы документации и секретарские службы.

Тема 2. Государственные стандарты по ведению документирования в дошкольном образовательном учреждении

Требования государственных стандартов по документированию управленческой деятельности в ДОУ. Документ, формы, классификация и унификация, реквизиты, требования к бланкам и формулярам. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Общий российский классификатор управленческой документации. Содержание инструкции «Основные положения Государственной системы документационного обеспечения управления». Вопросы организации работы с документами, рациональная система их регистрации, поиска, контроля за исполнением и др.

Тема 3. Основные виды документов в дошкольном учреждении и требования к ним

Основные группы (виды) документов управления: организационные документы, распорядительные документы, документы по личному составу, финансово-хозяйственные документы, документы по методической работе, медицинские документы, информационно-справочные и нормативные документы государственных органов. Административная документация и специальная документация как отражение деятельности дошкольного учреждения. Правила оформления отдельных документов: служебных писем, телеграмм и телефонограмм, справок, актов, приказов по основной деятельности, приказов по личному составу, личных карточек, личных дел сотрудников. Оформление трудовых книжек.

Тема 4. Организация документооборота и работа по регистрации и оформлению документов

Понятие документооборота, назначение документооборота. Принципы организации движения документов в учреждении. Документопоток: входящий, исходящий и внутренний документопотоки. Понятия «регистрация», задачи регистрации документов, правила регистрации документов Форма регистрационного журнала. Контроль за сроками исполнения документов. Оформление документов: протоколы, письма, факсы, контракты, справки, инструкции и др. Организация хранения документов.

Тема 5. Номенклатура дел и формирование дел

Понятие «номенклатура дел». Функции номенклатуры дел. Виды номенклатуры: типовая, примерная, конкретная. Утверждение номенклатуры дел. Формирование дел, операции по формированию дел. Правила формирования дел и оформления документов. Номенклатура дел дошкольного образовательного учреждения. Основные группы документов, входящих в номенклатуру дел.

Тема 6. Средства хранения и поиска документов

Основные правила хранения документов. Характеристика сроков хранения входящей и исходящей документации дошкольного образовательного учреждения. Организация и проведение экспертизы ценности документов. Организация и правила сдачи дел в архив.

Тема 7. Средства составления текстовых документов

Подготовка к составлению текстовых служебных документов. Использование реквизитов при составлении текстовых документов. Правила оформления отдельных реквизитов документов: гербы, коды, справочные денные об организации, регистрационный номер, грифы и т.д. Текст документа - основной элемент, части текстовых документов. Средства составления и изготовления документов.

Тема 8. Копирование документов по управлению ДОУ. Средства оперативного размножения и передачи информации.

Общая характеристика средств копирования информации. Принципиальное различие средств копирования и средств размножения документации. Группы копировальных процессов. Основные достоинства электрографического копирования. Значение передачи информации в системе делопроизводства дошкольного образовательного учреждения. Средства передачи информации: системы телефонной и телеграфной связи, факсимильная передача информации, электронная почта в системе делопроизводства ДОУ. Значение внедрения персонального компьютера в делопроизводство дошкольного образовательного учреждения: сосредоточение информации, возможность оперативного анализа. Использование текстовых редакторов в создании документов. Традиционные способы регистрации документов. Поиск и хранение документов в ПК.

 


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИй

Тема: Государственные стандарты по документированию. Классификация и унификация.

 

Терминологический аппарат:

Унификация, классификатор, государственный стандарт, документирование управленческой деятельности, организационно-распорядительная документация, унифицированная система.

Вопросы для обсуждения:

  1. Дайте характеристику системе работы руководителя ДОУ с нормативными документами.
  2. Какова характеристика основных государственных стандартов по документированию управленческой деятельности.
  3. Каково назначение классификатора управленческой документации, в чем его значение.
  4. Перечислите характеристики организационно-распорядительной документации в ДОУ.
  5. В чем сущность унифицированной системы.

Литература:

  1. ГОСТ Р6.30-97. Унифицированная система организационно-распорядительной документации: Требования к оформлению документов. //Государственный стандарт РФ. -М., 1997.
  2. Денякина Л.М. Единая государственная система делопроизводства; основные положения. - М., 1995.

3. Кац А.М. Применение Закона РФ «Об образовании» в дея­тельности руководителя и специалиста системы образова­ния. М., 1998.

4. Пустозерова В. М. Юридический справочник работодателя. М., 1997.

5. ПшенкоА. В. Делопроизводство и основные нормативные требования к документам. М., 1995.

6. Справочник работника кадровой службы / Сост. А. В. Верховцев. М., 2002.

7. Унифицированные системы документации. Система органи­зационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. М., 1997.

Тема: Основные виды документов в ДОУ.

Терминологический аппарат:

Приказ, приказ по личному составу, личная карточка, личное дело, трудовая книжка, протокол, письмо, инструкционное (директивное) письмо, информационное письмо, гарантийное письмо, рекламное письмо, рекламационное (претензионное) письмо, письмо – запрос, акт, докладная записка, трудовой договор, должностная инструкция, справка, объяснительная записка.

Вопросы для обсуждения:

  1. Дать основную характеристику перечня документов руководителя в ДОУ.
  2. Основная характеристика документов с гербовой печатью.
  3. Дайте определение понятия «инструктаж». Каковы основные требования к составлению документации по инструктажам.
  4. Краткая характеристика содержания и компонентов личных дел сотрудников ДОУ.

Литература:

1. Белов А., Белов В. Корреспонденция и делопроизводство. М., 1988.

2. Документы и делопроизводство: Справочное пособие. М., 1991.

3. Дошкольное образование России в документах и материа­лах: Сборник действующих нормативно-правовых докумен­тов и программно-методических материалов. М., 2001.

4. Маневцова Л. М., Бабак С.А. Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.

5. Система организационно-распорядительной документации: требования к оформлению документов. М., 1998.

6. Сокова Л. Документация в сфере управления. М., 1985.

7. Справочник по подготовке и оформлению официальных до­кументов. М., 1988.

8. Справочник работника кадровой службы / Сост. А. В. Верховцев. М., 2002.

9. Стенюков М. В. Справочник по делопроизводству. М., 1997.

10. Толстов Н. С. Как подготовить приказ: методическое руко­водство в помощь руководителям учреждений образования: Образцы документов. Чебоксары, 1999.

11. Фриш Г. Л. Книга приказов дошкольного образовательного учреждения. М., 2000.

Тема: Организация документооборота и работа по регистрации и оформлению документов

 

Терминологический аппарат:

Трудовой договор, документооборот, документопоток, регистрация документов, докладная, объяснительная записка.

Вопросы для обсуждения:

  1. Основная характеристика документооборота и документопотоков в ДОУ.
  2. Основные требования к оформлению трудовых договоров (контрактов), докладных, объяснительных записок.
  3. Общая характеристика должностных инструкций по технике безопасности.
  4. Специфика регистрации документов в ДОУ.

Литература:

1. Басаков М.И. Делопроизводство. Конспект лекций. - Ростов – на – Дону, 2009.

2. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. - М., 1997.

3. Кирсанова М. В., Аксенов Ю. М. Курс делопроизводства. М.­Новосибирск, 2000.

4. Маневцова Л. М., Бабак С.А. Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.

5. Методические рекомендации по ведению делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении /автор сост. И.Н. Савина, В.Н. Сидоренко. – М, 2006.

6. Организация технологии документационного обеспечения управления. /Под ред. Т.В.Кузнецовой. - М., 2000.

7. Поздняк Л. В., Лященко Н. Н. Управление дошкольным об­разованием. М., 1999.

8. Рогачева Н.А., Смирнов С. А. Делопроизводство в общеобра­зовательном учреждении. М., 1999.

9. Сокова Л. Документация в сфере управления. М., 1985. Справочник по подготовке и оформлению официальных до­кументов. М., 1988.

10. Фролов А. Культура делопроизводства // Дошкольное вос­питание. 1987. №3.

11. Юдина С.М. Делопроизводство в дошкольном образовательном учреждении. Практическое пособие. – М., 2004.

Тема: Номенклатура дел и формирование дел

Терминологический аппарат:

Распоряжение, печать, формирования дел, утверждение документов, дело, договор, исходный документ, контракт, личное дело, номенклатура дел, орган, паспортные документы, организация работы с документами.

Вопросы для обсуждения:

1. Номенклатура дел ДОУ. Виды номенклатуры дел руководителя и сотрудников ДОУ. Её состав (индексы, локальные акты, нормативные акты, наименования, сроки хранения).

2. Каковы основные принципы построения номенклатуры дел.

3. Документальная основа и характеристика разделов номенклатуры.

4. Перечислите порядок действий руководителя при составлении номенклатуры дел.

Литература:

1. Денякина Л. М. Новые подходы к управленческой деятель­ности в дошкольном образовательном учреждении. М., 1997.

2. Документы и делопроизводство: Справочное пособие. М., 1991.

3. Номенклатура дел по охране труда, ведущихся в образова­тельном учреждении // Вестник образования. 1995. № 12.

4. О порядке ведомственного хранения документов и организа­ция их в делопроизводстве // Вестник образования. 1994. №3.

5. Основные правила работы ведомственных архивов. М., 1986.

6. Примерная номенклатура дел дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. 1989. № 2.

7. Данилина Т.А. Делопроизводство в детском саду.// Справочник руководителя дошкольного учреждения. - № 8. – август- Москва, 2005.

8. Еремченко В.П. Совершенствование документационного обеспечения управления в современных условиях. - Л., 1992.

9. Организация технологии документационного обеспечения управления. /Под ред. Т.В.Кузнецовой. - М., 2000.

10. Рогачева Н.А., Смирнов С.А. Делопроизводство в образовательном учреждении. - М., 1999.

 

Тема: Средства хранения документации

 

Терминологический аппарат:

Личное дело, документ, завершение дела, экспертиза, ценность документа, экспертиза ценности документа, отбор документов, архив, акт, опись.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как определяются сроки хранения дел?
  2. Назовите основные правила хранения дел.
  3. Как подготовить дела к передаче в архив?
  4. Как составить акт на уничтожение дела?

Литература:

1. Денякина Л. М. Новые подходы к управленческой деятель­ности в дошкольном образовательном учреждении. М., 1997.

2. Документы и делопроизводство: Справочное пособие. М., 1991.

3. Номенклатура дел по охране труда, ведущихся в образова­тельном учреждении // Вестник образования. 1995. № 12.

4. О порядке ведомственного хранения документов и организа­ция их в делопроизводстве // Вестник образования. 1994. №3.

5. Основные правила работы ведомственных архивов. М., 1986.

6. Примерная номенклатура дел дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. 1989. № 2.

7. Данилина Т.А. Делопроизводство в детском саду.// Справочник руководителя дошкольного учреждения. - № 8. – август- Москва, 2005.

8. Еремченко В.П. Совершенствование документационного обеспечения управления в современных условиях. - Л., 1992.

9. Организация технологии документационного обеспечения управления. /Под ред. Т.В.Кузнецовой. - М., 2000.

10. Рогачева Н.А., Смирнов С.А. Делопроизводство в образовательном учреждении. -М., 1999.

 

Тема: Средства составления документов

Терминологический аппарат:

Автоматизация, информационная система, докладная записка, документационное обеспечение управления, документооборот, регистрация документов, текстовый редактор, файл, формуляр-образец.

Вопросы для обсуждения:

  1. Характеристика основных средств составления и изготовления текстовых документов. Их виды.
  2. Использование персонального компьютера в делопроизводстве:
    1. внедрение компьютерной техники в процесс делопроизводства;
    2. программное обеспечение делопроизводства;
    3. требования к составлению документа;
    4. использование вспомогательной компьютерных средств при составлении и изготовлении документов.
  3. Электронные карточки как способ регистрации документа.
  4. Видение и хранение документов в ПК.
  5. Современные средства персонального оповещения.

Литература:

  1. Андреева В.И. Делопроизводство - М., 2000.
  2. Данилина Т.А. Делопроизводство в детском саду.// Справочник руководителя дошкольного учреждения. - № 8. – август- Москва, 2005. – С.4.
  3. Делопроизводство / Под ред. Т.В.Кузнецовой. - М., 2001.
  4. Маневцова Л.М., Бабак С.А. Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении. – М., Академия, 2002.
  5. Организация технологии документационного обеспечения управления. /Под ред. Т.В.Кузнецовой. - М., 2000.
  6. Юдина С.М. Делопроизводство в дошкольном образовательном учреждении. Практическое пособие. – М., 2004.

7. Фролов А. Культура делопроизводства // Дошкольное вос­питание. 1987. №3.

 

 


Структурный План лабораторных занятий

 

Все занятия проводятся на основе ознакомления с оригиналами (по возможности) и с копиями документов дошкольных учреждений, и направлены на анализ структурных компонентов и содержания тех или иных делопроизводственных документов дошкольного образовательного учреждения.

 

Тема: Ознакомление с организационными документами дошкольного образовательного учреждения

Задание 1.

Познакомиться с уставом государственного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста ДОУ г. Армавира.

Проанализировать общие положения устава, права и обязанности участников образовательного процесса, систему организации образовательного процесса, условия финансирования и хозяйственной деятельности, управление образовательным процессом.

Перечислите локальные акты, регламентирующие деятельность учреждения, а так же требования к ликвидации и реорганизации учреждения, отраженные в уставе ДОУ.

Задание 2.

Познакомьтесь со следующими документами:

- Свидетельство о государственной регистрации;

- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ, по месту нахождения на территории РФ;

- Лицензией дошкольного образовательного учреждения;

- Договором о взаимоотношениях образовательного учреждения с учредителем;

- Визитной карточкой ДОУ;

- Договором о регулировании взаимоотношений между ДОУ и родителями воспитанников.

Проанализируйте основные направления данной документации и особенности их составления.

 

Тема: Ознакомление с документами по учебно-воспитательной работе в дошкольном образовательном учреждении

Задание 1.

Познакомьтесь и проанализируйте Концепцию создания инновационного образовательного учреждения. Ответьте на вопрос: Каковы принципы построения учебно-воспитательной работы в ДОУ?

 

Задание 2.

Проанализируйте программу развития ДОУ. Дайте краткую характеристику структуре программы, основным задачам, предполагаемым результатам. Познакомьтесь с основным содержанием программы развития ДОУ.

 

Задание 3.

Изучить план работы на предшествующий и последующий учебный год, сделав анализ работы дошкольного образовательного учреждения по следующим направлениям работы: охрана и укрепление здоровья детей; физическое развитие детей; интеллектуально – личностное развитие детей; музыкальное развитие детей; художественно – эстетическое развитие; коррекционная работа в ДОУ; методическое обеспечение; сотрудничество с семьей; взаимодействие с другими организациями.

 

Задание 4.

Познакомьтесь с:

- должностными инструкциями воспитателей ДОУ;

- планом работы Совета учреждения;

- перечнем платных услуг на учебный год.

 


 

Тема: Ознакомление с документами по финансово – хозяйственной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Задание 1.

Познакомьтесь и проанализируйте структуру:

1. Положения о расходовании внебюджетных средств;

2. Положения о выплате персональных надбавок и доплат;

3. Положения о порядке установления доплат за работу, не входящих в круг должностных обязанностей работника и о надбавках за сложность, напряженность и высокое качество работы;

4. Положения о материальном поощрении работников;

5. Отчета о расходовании спонсорской помощи;

6. Приказа «Об утверждении Положения о комиссии по рассмотрению установления доплат, надбавок и материальном поощрении работников;

7. Сметы расходования внебюджетных средств, полученных по платной образовательной услуге: изобразительная деятельность детей;

8. Типового договора о полной индивидуальной материальной ответственности;

9. Договора аренды имущества;

10. Расчета с арендной платы за нежилое помещение к договору аренды нежилого помещения;

11. Акта приема-передачи нежилого помещения;

12. Книги складского учета материалов;

13. Инвентаризационной описи (счислительная ведомость);

14. Договора «Об оказании платных дополнительных образовательных услуг ДОУ для детей дошкольного возраста».

Тема: Ознакомление с документами по питанию и с медицинскими документами в дошкольном образовательном учреждении

Задание 1.

1. Познакомиться с планом работы Совета по организации питания;

2. Познакомиться и проанализировать примерное десятидневное меню дошкольного образовательного учреждения.

3. Познакомиться с карточкой – раскладкой по десятидневному питанию.

Задание 2.

Познакомиться и проанализировать (отличительные черты медицинских журналов):

1. Медицинские журналы:

- журнал контроля санитарного состояния детского дошкольного учреждения;

- журнал переписи детей, посещающих дошкольное учреждение;

- журнал дегельминтизации;

- журнал учета движения детей по группам здоровья;

- журнал профилактики прививок;

- журнал бракеража сырых продуктов;

- журнал регистрации медицинских осмотров сотрудников, работающих с готовыми продуктами;

- журнал бракеража готовой пищи.

- журнал учета инфекционных заболеваний;

- журнал учета детей, направленных в туберкулезный диспансер.

2. Тетрадь оценки питания.

Тема: Ознакомление с документами по кадрам и

с документами по охране труда в дошкольном

образовательном учреждении

Задание 1. Познакомиться и проанализировать структурные части:

1. Заявления о принятие на должность;

2. Приказа «О назначении на должность»;

3. Трудового договора работника ДОУ;

4. Заявления на аттестацию работника на повышении категории;

5. Аттестационного листа;

6. Приказа «О присвоении квалификационной категории»;

7. Книги учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;

8. Акта списания испорченных бланков трудовых книжек.

Задание 2. Познакомиться с:

1. Приказом «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности»;

2. Соглашением по охране труда;

3. Журналом регистрации вводного инструктажа по охране труда;

4. Журналом инструктажа учащихся по охране труда при проведении внеклассных мероприятий;

5. Журналом регистрации несчастных случаев на производстве;

6. Журналом регистрации инструктажа на рабочем месте;

7. Журналом регистрации несчастных случаев с воспитанниками;

8. Актом «О несчастном случае с воспитанником учреждения системы образования РФ;

9. Актом «О несчастном случае на производстве».

Определите общие и отличительные черты перечисленных документов.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...