Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст.




Значительную роль в романе «Отцы и дети» играет портретная характеристика героев. Здесь встречаются разновидности портретов.

Во-первых, это детальный портрет с описанием внешности героя (роста, волос, лица, глаз), а также некоторых индивидуальных признаков (портреты Базарова, Одинцовой). Как правило, такой портрет Тургенев сопровождает небольшими ав­торскими комментариями (например, о лице Базарова: «оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»).

Во-вторых, сатирический портрет с широким использованием фона и косвенной характеристики героя (портреты Ситникова и Кукшиной). Так, XIII главу романа Тургенев начинает с описания губернского города и его улиц; затем речь идет о домике «на московский манер», в котором проживает мадам Кукшина; далее идут такие детали, как «криво прибитая визитная карточка», «какая-то не то служанка, не то компаньонка в чепце — явные признаки прогрессивных стремлений хозяйки».

Совершенно очевидно, что «фон» свидетельствует о каких-то необоснованных претензиях обитательницы этих мест; авторское же замечание насчет «прогрессивных стремлений хозяйки» звучит явно иронически.

Продолжая развивать этот прием косвенной характеристики героини, Тургенев переходит к более узкому, концентрическому кругу наблюдений — дает детальное описание беспорядка в комнате Кукшиной: бумаги, неразрезанные журналы, за­пыленные столы, разбросанные окурки.

И только после того, как нарисован соответствующий фон, Тургенев воспроизводит портрет Кукшиной: «На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном, платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевной косынкой на голове».

(П. Пустовойт.)

Исправьте речевые недочеты в предложениях. Объясните причины их появления.

В уголке дремает соседская кошка. Я сознаваю, что поступил плохо. На веревке сохнуло разное белье. Слава богу, я от них теперь не зависю. Я знаю, что вы не разрешали мне листать учебник, но я только один разочек листнула. Когда мы подбежали к телеге, то увидели, что один мешок порватый и из него сыплется зерно.

 

Вариант 15.

1. Опишите в речевых формулах одну жизненную ситуацию: согласие.

2. Объясните значение слов-паронимов. Составьте с этими словами предложения: опечатать-отпечатать; памятливо-памятно; светить-светлить; рогастый-рогатый; сладко-сладостно; впрыгнув-вспрыгнув; тягостно-тяжко.

З. Поставьте ударение в следующих словах: обезуметь, облегчить, плесневеть, подбодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, рассердиться, убыстрить, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать, арбитраж, бандаж, брелок, бюллетень, инструктаж, любовь, герб.

4. Укажите значение следующих заимствованных слов: дунет, дуплекс, изаллобары, иероглифы, иммунитет, имажинизм, корреляты, кристаллический, левиафан, латекс, магнето, магма, менингит, мисс, парфюмерия, паскаль, паротит, реприманд, репродукция, рицовки, сессия, серфинг, симплекс.

5. Образуйте от данных прилагательных краткие формы (в ед.ч. жен., муж., сред, роде, форму множ.ч.), поставьте ударение: молодой, пустой, редкий, сытый.

Образец: молодой - молод, молода, молодо, молоды.

6. Просклоняйте слова и словосочетания: Россия; вечерняя заря; артистка Фёдорова; платья; армия; расписание.

7. 3амените числа словами:

Сколько получится, если к 11968 прибавить 16374? От 8753 отнимите 4587. Умножьте 918 на 67 и к полученному произведению прибавьте 4417. Если из 976 вычесть 382, то останется 594. Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс.

8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

В реконструированном (цеху - цехе) завода установлено новейшее оборудование. До начала экзаменов осталось полтора (учебного - учебных) месяца. Для нашего небольшого класса эта доска слишком (широкая - широка). Мать сильно беспокоилась (за сына - о сыне). Автор внёс ряд (корректив - коррективов) в рукопись своей работы.

Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст.

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное — мирно всплывает над узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой...

(И. Тургенев)

Исправьте речевые недочеты в предложениях. Объясните причины их появления.

Им двигает желание приобрести хорошее образование. Моя сестричка еще ничего не понимает и только баловается. Я пронзю своего обидчика копьем. Старик посоветовал: «Ехайте по той дороге: она короче и ровнее». Выполнение работы предусматривает знание правил техники безопасности. Проголодавшего медведя запирали в дальней комнате.

 

Вариант 16.

1. Опишите в речевых формулах одну жизненную ситуацию:

Разрешение.

2. Объясните значение слов-паронимов. Составьте с этими словами предложения: прозаический-прозаичный; оцепенев-оцепенив;

непонятливость-непонятность; мучительный-мучительский; логический- логичный; кожаный-кожный.

3. Поставьте ударение в следующих словах: длинный, красивый, удобный, весёлый, сладкий, твёрдый, глухой, дорогой, дружный, молодой, правый, редкий, начатый, приданный, проданный, прожитый, розданный, созданный, баловать, взять, включить, гнать, гнить, задать, звать.

4. Укажите значение следующих заимствованных слов: надфиль, нактоуз, мюрид, опий, оральный, ориентир, паралич, парашют, пароль, скальпель, сколиоз, снобизм, сорбция, транцы, траншея, форсинг, хроматин, хромоген, цезий, эманация, юмор, яшма, трамплин.

5. Образуйте от данных прилагательных краткие формы (в ед.ч. жен., муж., сред, роде, форму множ.ч.), поставьте ударение: правый, светлый, тесный, тупой.

Образец: правый - прав, права, право, правы.

6. Просклоняйте слова и словосочетания: лимоны; килограммы; стремя; санатории; зимний лес; композитор Щедрин.

7. Перепишите, заменяя числа словами:

8 банок (баклажаны, томаты), сила тока в 5 (амперы), напряжение в 127 и 220 (вольты), 16 (спортсмены-грузины), 60 (студенты-татары, башкиры, туркмены), 300 (туристы-болгары, румыны), площадь 6890 (гектары).

8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

Фруктовый сад раскинулся на территории свыше ста (гектаров - гектар). Грузовые машины стояли у (обоих - обеих - тех и других) ворот завода. Общественность (широко готовится - готовится широко) отметить юбилей писателя. В выходной день мы с товарищем были (в - на) концерте. Препараты хранятся в (спирте - спирту).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...