Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объясните значения слов-паронимов.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» выполняется в ходе подготовки к экзаменационной сессии I курса и сдается преподавателю в сроки, определенные учебным планом.

Для успешного выполнения работы рекомендуется использовать учебники, учебные пособия, справочники и словари по русскому языку, список которых приводится в данном издании. Полезно также обратиться к материалу, изложенному в установочных лекциях по предмету.

Каждый студент выполняет свой индивидуальный вариант работы (по последней цифре номера зачетной книжки) в тетради с полями (следует указать вариант работы). Возможно выполнение работы на листах формата А4.

Контрольная работа состоит из пяти блоков, соответствующих уровневому членению языка. Каждый блок подразделяется на несколько (1 – 5) заданий.

 

БЛОК I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

 

Содержит задания, отражающие проблемы, связанные с нормами постановки ударения (акцентологические нормы). Для выполнения данных заданий необходимо использовать нормативные словари русского литературного языка, перечисленные в списке литературы.

 

Расставьте ударения.

Образец: звон и т (неправ. зв о нит).

Примечания: 1. В случае, когда словари допускают варианты ударения, дополнительный вариант ударения также указывается, но, в отличие от основного – в скобках: догов о р (д о говор)

2.Иногда «мнения» словарей могут расходиться, поэтому желательно не ограничиваться при выполнении этого задания только одним словарем. Рекомендуется использовать словари, изданные в последние годы.

 

БЛОК II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

 

В заданиях необходимо найти ошибки, допущенные при образовании слов, и исправить их.

Образец: Малыши весь день игрались в песочнице. – Малыши весь день играли в песочнице.

Примечания: ошибку и исправленный вариант нужно подчеркнуть.

 

БЛОК III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

 

В данном блоке представлен комплекс заданий на проверку знания морфологических норм (нормы образования форм слов различных частей речи) и синтаксических норм (нормы употребления форм слов в словосочетании и предложении, нормы построения предложений). В каждом варианте представлен свой блок заданий.

 

Образцы заданий:

 

Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Образец: бухгалтер – бухгалтеры; выбор – выборы.

Образуйте формы родительного падежа множественного числа.

Образец: цыгане – (кого?) цыган; гольфы – (чего?) гольфов; носки – (чего?) носков и носок.

Определите род имен существительных и составьте словосочетания (прилагательное и существительное).

Образец: мозоль, женский род – большая мозоль; жюри, средний род – строгое жюри; вуз, мужской род – известный вуз; сладкоежка, общий род – маленький (маленькая) сладкоежка.

Образуйте от существительных во множественном числе существительные в единственном числе. Определите род.

Образец: туфли – туфля (женский род); жирафы – жираф (мужской род) и жирафа (женский род).

Образуйте формы единственного числа повелительного наклонения глаголов.

Образец: (что сделать?) в ы резать – (что сделай?) вырежи и вырежь; (что делать?) вырез а ть – (что делай?) вырезай.

Образуйте от глаголов деепричастия (если это возможно), сохраняя вид. Определите, от каких глаголов нельзя образовать деепричастия.

Образец: (что делать?) спешить – (что делая?) спеша; (что сделать?) посмотреть – (что сделав?) посмотрев; (что сделать?) собраться – (что сделав?) собравшись; (что сделать?) испечь – (что сделав?) испёкши.

От глаголов беречь, вить, тонуть, плясать и др. деепричастия не образуются.

Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Образец: Семьсот сорок восемь

 

Родительный (кого? чего?) – семисот сорока восьми.

Дательный (кому? чему?) – семистам сорока восьми.

Творительный (кем? чем?) – семьюстами сорока восемью.

Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

Образец: 1) На Гоголевской улице живут двое английских девушек. – На Гоголевской улице живут две английские девушки.

2) Подъезжая к станции, с него слетела шляпа. – Когда он подъезжал к станции, с него слетела шляпа.

3) В этом году мы отдыхали в Сочах. – В этом году мы отдыхали в Сочи.

Примечание: ошибку и исправленный вариант нужно подчеркнуть.

 

БЛОК IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

 

Данный блок включает задания, связанные с лексическими нормами, а именно: проблемы лексической сочетаемости, связанной с употреблением синонимов, антонимов, паронимов, многозначных слов, омонимов. Кроме того, в нем представлены задания, связанные с использованием новой и устаревшей лексики, с употреблением слов иноязычного происхождения. В последнем задании представлены предложения, в которых допущены ошибки следующих видов: многословие (плеоназм, тавтология), лексическая неполнота высказывания, употребление слов в несвойственном им значении.

 

Образцы заданий:

Объясните значение слов с разным ударением.

Образец: тр у сить – бояться чего-либо, пасовать перед чем-либо;

трус и ть – бежать трусцой.

Укажите, какие из слов являются многозначными. Объясните их возможные значения.

Образец: Проповедь. 1. Религ. Речь религиозно-поучительного характера, которая произносится священником в церкви. 2. Перен. Речь, содержащая советы, указания, как себя вести; поучение, мораль, нотация.

Подберите к каждому слову по два синонима.

Образец: фальшивый – искусственный, поддельный.

Объясните значения слов-паронимов.

Образец: длинный (протяженный) – длительный (долговременный).

5. Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант.

Образец: Искусство переживало в средние века свой (апогей / расцвет). – Искусство переживало в средние века свой расцвет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...