Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.




Исполнение закона свелось к жестко формализованным процедурам и обрядам. Этим определился уровень праведности книжников и фарисеев. Свои высказыванием Иисус обращает внимание на недостаточность формального соблюдения заповедей, Он говорит, что для Царства Небесного надо превзойти уровень формального соблюдения закона. Его замечания и уточнения касаются различия между формальным соблюдением законов и человеческими отношениями между людьми.

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.

Здесь Христос усиливает ответственность человека за свои поступки. Он говорит о том, что не только физические действия типа убийства или драки, которые наносят урон физическому телу, но и словесные высказывания, наносящие душевную травму, подлежат искоренению из повседневной жизни. Эти наставления можно использовать чисто формально и человек перестанет произносить оскорбительные слова. Но, нам кажется, что Иисус использует это противопоставление, для того чтобы показать различие между формальным отношением и полноценной человеческой реакцией.

23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

Здесь Иисус говорит о том, что религиозное действие, связанное с приношением жертвы, необходимо выполнять без омрачающий душу обстоятельств. Иначе жертвоприношение может обернуться против тебя. Аналогичные наставления будут даны ниже относительно поста, молитвы и милостыни.

25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Урегулирование разногласий и конфликтов надо проводить как можно скорее, пока не накопились обиды и не озлобились люди.

27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Здесь Христос проводит ту же самую идею о человечности. Человек это единое целое тело, душа, дух. И прелюбодеяние даже в уме приводит к таким же последствиям, что и прелюбодеяние, совершенное телом.

29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

Опять последовательное проведение идеи целостности человеческого существа. И указание на то, что физическое тело со своими членами не самое ценное в человеке.


31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Здесь Христос опять указывает на неправильность чисто формального подхода к решению вопроса о супружестве. Развод это не только оформление разводной. Это важное событие в жизни людей и поводом для развода может служить только исключительная причина прелюбодеяния. О трактовке этой заповеди можно посмотреть заметку «Чем занят прелюбодей».

33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

В этом отрывке Иисус обращает внимание на праведное поведение в области речи. Для придания убедительности своим словам люди зачастую начинают привлекать святые понятии. Здесь указана неправомерность такого подхода. И говорится о силе праведной речи. Если да, то это да. Если нет, то это нет.

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

Эта заповедь из Ветхого Завета должна была служить ограничению чувства мести, в том случае, когда человеку нанесли урон. Здесь был установлен верхний потолок компенсационных требований со стороны пострадавшего. В принципе пострадавший мог просто простить своего обидчика и не мстить ему. Но если чувство мести было нестерпимым, то с помощью этой заповеди пострадавший мог спасти себя от ослепления этим мощным переживанием.

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

В этом высказывании Христос говорит о том, что надо сдержать первый порыв гнева. По поводу второго удара по другой щеке здесь ничего не сказано. Аналогичная заповедь есть и у буддистов. Но они ее дополняют поговоркой, что больше двух ударов даже Будда не терпит.

40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Этими заповедями Иисус говорит о необходимости в таких ситуациях попробовать сделать шаг на встречу и лучше понять действия ближнего. Но здесь также надо иметь ввиду, что каждая заповедь имеет свое дополнение, которое сдерживает бездумное ее применение. Так заповедь «не воруй», естественно дополняется заповедью «не позволяй себя обворовывать». Человек не должен быть жертвой мошенников, играющих на его религиозных и человеческих чувствах.

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

Очень резкое замечание. Нам представляется, что комментировать его в таком виде очень затруднительно. Эти высказывания получают вполне осмысленную трактовку при их совместном анализе со следующими высказываниями.

45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Ключевое понимание содержится в пункте 45. Здесь отношения человека к другим людям сравнивается с Солнцем, которое светит всем и дождями, которые проливаются на всех одинаково. При таком отношении человек понимает, что все люди имеют в себе человечность, т.е. являются проявлением Единого Бога. И это понимание дает им силу любви к ближнему. Оказавшись в различных конфликтных ситуациях из-за возникших социальных проблем, надо базировать свою реакцию именно на этом чувстве общности людей и на человечности. Любовь к врагам своим предполагает именно это и ничего другого. Благое слово для проклинающих должно напоминать им об общей человеческой природе всех людей. А молитва, за обижающих и гонящих, должна содержать просьбу об их просветлении и возврате их к человеческому началу. На основе этого осознания всеобщей и божественной природы человечности люди приветствуют не только братьев своих и любят не только, любящих их.
Проблемой соотношения человечности с категориями добра и зла занимался А.Г. Маслоу. В результате своих исследований он пришел к выводу, что человеческая природа изначально лежит выше границы отделяющей добро от зла. Она имеет конкретные особенности, проявляясь в каждом индивидууме, но она не зла от природы.

Здесь начинается очень важное место в учении Иисуса Христа. Он обращается к рассмотрению религиозных действий, совершаемых людьми. Это милостыня, молитва и пост. Замечание о приношении жертвы было сделано выше в пункте 5.24. Основная мысль, высказанная Им, заключается в следующем. Исполнение религиозных действий тесно связано с внутренним состоянием человека. Если внутри есть обиды, злость, ложь и другие негативные эмоции, то от них надо очиститься, прежде чем приступать к религиозной практике. Ибо Отец Небесный видит, что есть в тайне души и воздаст явно именно по этому внутреннему содержанию. Показное выполнение религиозных обрядов позволяет человеку заработать в обществе репутацию набожного человека и даже репутацию праведника. Но это все что он может добиться при таком подходе. Это замечание относится ко всем религиозным актам: молитве, милостыне, посту и жертвоприношению.

1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
9 Молитесь же так:
Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Здесь упомянут основной принцип общения, относись к людям также, как ты хочешь, чтобы Бог относился к тебе. Далее этот принцип будет провозглашен в 7.12.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

До Иисуса Христа религия считалась уделом богатой прослойки общества. Учитывая взаимосвязь между религиозными действиями и состоянием психики это можно пояснить следующим образом. У человека, живущего в постоянной нужде и притеснении, внутри может скопиться огромное количество обид и злости, которая потом будет реализовывать себя в жизни общества через вмешательство Бога, который и воздаст в соответствии с этой злобой и обидой.
Иисус пошел по пути демократизации религии. Он говорил, что Его миссия вызвана тем, что Царство Небесное приблизилось и начинает сильнее влиять на дела земные. Скорей всего Он считал, что сможет разъяснить свое учение и люди начнут очищать свою психику в связи с приближением Царства Небесного. Этот радикальный шаг можно пояснить следующим образом. Согласно исследованиям А.Г. Маслоу удовлетворение потребностей низшего уровня автоматически порождает потребности высшего уровня. А полное удовлетворение всех потребностей невозможно в течение целой жизни. Поэтому, человек постоянно будет подвержен дефицитной мотивации, т.е. у него всегда будут неудовлетворенные потребности и связанные с этим отрицательные эмоции. В таком случае разница между бедными и богатыми просто стирается. И тем и другим надо избавиться от зависимости, порожденной дефицитной мотивацией жизни, и обратиться к развитию своего человеческого начала. Хотя тоненькую цепочку эстетических привязанностей может быть легче разорвать, чем тяжелые цепи постоянного чувства голода.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Иисус дает действенное указание по переориентации ценностей у людей. Моральные и духовные ценности неподвержены тлению и гниению. И если человек видит в них свое сокровище, то и сердце его будет находиться в Царстве Небесном. И накопление этих сокровищ приведет человека именно туда.

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

Глаза зеркало души. Во взгляде мы угадываем сущность человека. Если душа чиста, то взгляд светиться. Если взгляд омрачен злостью, обидой, жадностью то какова же сила этой тьмы, что она смогла заглушить свет человечности?

24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Здесь Иисус называет основную причину, по которой люди не могут войти в Царство Небесное. Они загружают душу заботами о еде, питье и одежде. Поэтому они не могут служить Богу или человечности в себе. Душа человека должна быть в постоянной заботе о достижении сокровищ на небесах. Тело в это время совершенно естественно участвует в мирских заботах. Это разделение хорошо пояснят Господь Кришна в Бхагавадгите. Мирская жизнь это вращение гунн и не более того. Человек как часть природы участвует в этом круговороте гунн (сил природы). Но душа его должна быть устремлена к поиску Царства Небесного. При этом подходе человек примет самые правильные решения в своих мирских заботах.

1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

В этом отрывке Иисус обращается к теме межличностных отношений. Основная мысль состоит в том, что надо человеку в первую очередь заботиться о своем поведении, а не осуждать других. Осуждая поведение другого человека, мы сами не становимся лучше и не накапливаем никаких сокровищ на небесах. Мы просто преступно теряем время.

6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

Этим высказыванием Христос предостерегает от проповеди человеческих ценностей для людей полностью замкнувшихся на материальном благополучии. Такие люди уже отказались от поиска Царства Небесного и любое напоминание об их предательстве своего божественного начала встретят в штыки. Более того, они постараются уничтожить всех, кто будет им напоминать об этом их ужасном проступке.

7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Это высказывание Иисуса Христа относится не ко всем просьбам и не ко всем поискам, а только к поиску истины и праведных сокровищ в Царстве Небесном. Здесь говорится о фундаментальном постулате веры. Любой веры. Если вы обращаетесь с вопросом, и ваш вопрос искренне связан с поиском истины, то вам дадут правильный ответ. Ответ может дать даже человек другого вероисповедания. Потому что в этот момент в нем будет звучать человечность, дар единого Бога. И этот единый для всех нас Отец Небесный не даст вам змею лжи или камень равнодушия. Здесь стирается грань между последователями разных религий. И именно этот общий момент поиска истины должен служить основой для веротерпимости и взаимного уважения.

12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

Этим кратким и емким постулатом Иисус Христос заканчивает тему межличностных отношений. Войди в ситуацию другого человека, почувствуй его боль и его проблему и на основе сопереживания поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Теперь Иисус обратился к практическим рекомендациям по поводу выбора наставников и учений. Поиск Царства Небесного это сугубо индивидуальный процесс. Он основан на достижении своего внутреннего человеческого ядра, которое имеет свои индивидуальные особенности. Поэтому учения, декларирующие всеобщую универсальность и преподносящие себя как столбовую дорогу и широкие врата для всех и каждого, заведомо таковыми не являются. Но они имеют привлекательность тем, что многие устремляются по ним и увлекают за собой других. Поэтому индивидуальный путь найти трудно, он узок и тесен. Другой вряд ли сможет по нему пройти.

15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
20 Итак по плодам их узнаете их.

Теперь Христос переходит к характеристике учителей и людей, называющих себя пророками. Как критерий истины Он предлагает использовать плоды преподаваемого учения. Если следованию учению и наставлениям учителя приводит к возрастанию негативных чувств таких как, озлобленность, загнанность, обида, ненависть и нетерпимость, то плоды учения худые. Если внутри укрепляется все доброе, крепкое и светлое. Если растет понимание мира и Бога, то плоды учения добрые. От плохого учения следует отказываться как от дерева, не приносящего плода.

21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

В этом отрывке провозглашено явное указание на то, что чудеса не являются критерием истины. Что не все, кто пытается говорить от имени Христа и делающие чудеса, являются Его истинными последователями. Воля Отца Небесного это человечность в людях. И даже чудеса, сотворенные Христом и Его воскрешение, не являются главными для понимания Его учения и следованию ему в жизни.

24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

Здесь Иисус подчеркивает силу повседневной жизни для развития духовности в людях. Каждодневное исполнения его заповедей, применение их к каждой жизненной ситуации создают в человеке огромный духовный потенциал. На этом потенциале, как на крепком фундаменте строится вся психическая жизнь человека. Он становится внутренне здоров и крепок, и никакие жизненные ситуации не смогут разрушить его связь с высшим началом.

28 И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,
29 ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

Конечно, эта проповедь отличалась от многократного пересказа древних заповедей, который давали людям книжники, не имеющие реального религиозного опыта.
В заключение отметим следующее. Некоторые исследователи Библии считают, что это не могла быть реальная проповедь, а сюда собраны отдельные высказывания Иисуса Христа, произнесенные Им в разное время. Но наш анализ показывает, что этот текст имеет вполне прозрачную внутреннюю логику и связность. Он посвящен людям, ведущим мирской образ жизни, и раскрывает важные моменты именно повседневной жизни. Здесь нет изложения каких то новых теоретических концепций, которые требуется осмыслить и усвоить. Здесь идет речь о реализации, давно провозглашенных религиозных норм и принципов. По времени произнесение этой речи займет не более часа, поэтому слушатели воспримут ее вполне адекватно. И их внимание не притупится от усталости.
Существуют разные взгляды на Нагорную проповедь и разные толкования. В традиционном подходе христианских Церквей за основу берется факт воскрешения, непорочного зачатия, страсти Христовы на допросе и чудеса Им совершенные. Однако это все внешние события, которые, как мне представляется, имеют мало отношения к сути Его учения. Это достаточно естественно, одна и та же истина будет по разному звучать для разных людей. Различные люди по разному воспринимают истину и по разному ее выражают. Врата в Царство Небесное пригодные для одного могут быть совершенно непроходимыми для другого. Но здесь следует обратить еще раз внимание на пункт 5.19. Этот пункт как раз и обращен к толкователям и проповедникам религиозных учений. В нем устанавливается ответственность за лжеучение, которая затем усиливается пунктами 7.21 – 7.23. Прежде чем открывать рот и учить других, человек должен сам прочувствовать истину своим сердцем. Здесь не важен чей то авторитет или многолетняя традиция. Это даже не предмет спора между сторонниками различных формулировок, это вопрос ОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ перед Богом за свои слова.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...