Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Знаки препинания в конце законченных предложений.




РУССКИЙ ЯЗЫК

В ДВУХ ЧАСТЯХ

Часть 2 синтаксис

Под редакцией академика В. В. Виноградова

Рекомендовано

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов средних педагогических учебных заведений

13-е издание, стереотипное

 


УДК 808.2-56 (075.32) ББК 81.2Ря72 3 552

Издательская программа «Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей» Руководитель программы З.А. Нефедова

Настоящее издание подготовлено к печати

Л. П. Крысиным

Земский А.М. и др.

3552 Русский язык: В 2 ч. — Ч. 2: Синтаксис: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / А. М. Земский, С. Е. Крючков, М. В. Светлаев; Под ред. В. В. Виноградова. — 13-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 224 с.

ISBN 5-7695-0461-7 (Ч. 2) ISBN 5-7695-0464-1

Учебник написан в соответствии с программой курса «Русский язык».

УДК 808.2-56 (075.32) ББК 81.2Ря72

ISBN 5-7695-0461-7 (Ч. 2) ©Земский А. М., Крючков С. Е., Светлаев М. В., 1986

ISBN 5-7695-0464-1 ® Издательский центр «Академия», 1997, с изменениями


УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

А,— Аксаков С. Т. М- Г.— Максим Горький

А. Б.— Блок А. А. Медв.— Медведев В. М.

А. Г.— Гайдар А. П. М.-С.— Мамин-Сибиряк Д. Н.

А. К. Т.— Толстой А. К. Н.— Некрасов Н. А.

А. Н. Т. — Толстой А. Н. Н. 3.— Заболоцкий Н. А.

Аре.— Арсеньев В. К. Ник.— Никитин И. С.

Ас.— Асеев Н. Н. Н- О-— Островский Н. А.

Ахм.— Ахматова А. А. Нов.-Пр.— Новиков-Прибой А. С.

Б. Г.— Горбатов Б. Л. Од.— Одоевский А. И.

Б. П.— Полевой Б. Н. Остр.— Островский А. Н.

Баб.— Бабаевский С. М. Ош.— Ошанин Л. И.

Бубен.— Бубеннов М. С. П.— Пушкин А. С.

Булг.— Булгаков М. А. Павл.— Павленко П. А.

Бун— Бунин И. А. Пан.— Панова В. Ф.

Был.— былина Паст.— Пастернак Б. Л.

В. А.— Ажаев В. Н. Пауст.— Паустовский К. Г.

В. Б.— Брюсов В. Я. Перв.— Первенцев А. А.

В. Г.— Гаршин В. М. Песк. — Песков В. М.

В. М.—Маяковский В. В. Плещ.— Плещеев А. А.

Г.— Гоголь Н. В. Пом. — Помяловский П. Г.

Герц.— Герцен А. И. Посл.— пословица

Гл.— Гладков Ф. В. Пр.— Пришвин М. М.

Г. Ник.— Николаева Г. Е. Светл.— Светлов М. А.

Гонч.— Гончаров И. А. С. Е.— Есенин С. А.

Гр.— Грибоедов А. С. Семушк..— Семушкин Т. 3.

Григ.— Григорович Д. В. Сераф.— Серафимович А. С.

Г. У.— Успенский Г. И. Сурк.— Сурков А. А.

Гус.— Гусев В. М. С.-Ц.— Сергеев-Ценский С. Н.

Дост.— Достоевский Ф. М. С.-Щ.— Салтыков-Щедрин М. Е.

Ж.— Жуковский В. А. Рыльск.— Рыльский М. Ф.

Жар.— Жаров А. А. Т.— Тургенев И. С.

Ис.— Исаковский М. В. Тв.— Твардовский А. Т.

Кат.— Катаев В. П. Тютч.— Тютчев Ф. И.

Кольц.— Кольцов А. В. Фад.— Фадеев А. А.

Копт.— Коптяева А. Д. Ф-— Фет А. А.

Кор.— Короленко В. Г. Фед.— Федин К. А.

Кр.— Крылов И. А. Фурм.— Фурманов Д. А.

Крым.— Крымов Ю. С. Ч —Чехов А. П.

К. С.— Станюкович К. М. Черн.— Чернышевский Н. Г.

Купр.— Куприн А. И. Чук.— Чуковский К. И.

Л.— Лермонтов М. Ю. Шол.— Шолохов М. А.

Л.-К.— Лебедев-Кумач В. И. Ю. К.— Казаков Ю. П.

Леон.— Леонов Л. М. Яз.— Языков Н. М.

Л. Т.— Л. Н. Толстой

Майк.— Майков В. Н.

Мал.— Малышкин А. Г.


ВВЕДЕНИЕ

Грамматика состоит из двух разде­лов: морфологии и синтаксиса. Первая её часть — морфология — опреде­ляет правила изменения слов, вторая часть — с и н т а к с и с— определяет правила соединения слов в предложении. Основными единицами языка, кото­рые изучаются в синтаксисе, являются:

1) с л о в о с о ч е т а н и е и 2) п р е д л о ж е н и е (простое и сложное).

В синтаксисе изучаются правила со­ставления словосочетаний и предложе­ний, устанавливаются их типы и самые общие, отвлечённые значения этих ти­пов. Например, словосочетания добежа­ли до рощи, дошёл до станции, дотянул­ся до мяча различны по своим лексиче­ским значениям, но все построены по одному образцу (состоят из глагола с приставкой до- и существительного при нём в родительном падеже с предлогом до), все имеют одно и то же общее, от­влечённое значение (обозначают «дейст­вие и его пространственный предел»). Предложения Человек идёт; Птицы по­ют; Время летело; Солнце садилось име­ют разное содержание, состоят из слов с разными лексическими значениями, но все они построены по общему правилу: это предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого; и общее, от­влечённое значение у них одно и то же:

они обозначают «предмет и его дейст­вие». Таким же образом в синтаксисе изучаются и другие типы предложений.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

§ 1. Понятие о словосочетании. С л о в о с о ч е т а н и е — это соединение двух или нескольких слов, грамматически организо­ванное, служащее для расчленённого обозначения предмета, ка­чества предмета, действия и др. Грамматическая организован­ность словосочетания заключается в том, что грамматические свойства одного слова — главного — обусловливают граммати­ческие свойства другого слова — зависимого, например его род, число, падеж. Такая связь слов называется п о д ч и н и т е л ь ­н о й.

Не являются словосочетаниями в указанном смысле такие соединения слов, в которых ни одно из слов не подчинено како­му-либо другому, например: стол и стул, ест да спит (связь слов в подобных соединениях сочинительная), а также сочета­ния подлежащего и сказуемого (Идёт дождь; Мальчик, чи­тает).

Словосочетание образуется путём распространения главно­го слова зависимыми (пояснительными) словами, например:

яблоко — вкусное яблоко; платье — шерстяное платье; спорт­смен — спортсмен высокого роста; умный — очень умный; све­жий — по-осеннему свежий; починить — починить ботинки; вспа­хать — вспахать плугом; приехать — приехать двадцатого ян­варя.

§ 2. Классификация словосочетаний. В зависимости от того, к какой части речи относится главное (поясняемое) слово, сло­восочетания делятся на четыре группы:

1) г л а г о л ь н ы е (читать книгу, выйдя из дому. прибитый гвоздями, сильно устал, поставить на стол);

2)и м е н н ы е, которые распадаются на три подгруппы: с именами существительными (дорогая книга, дом отца, рубашка в клетку, ключ от двери), с именами прилагатель­ными (очень дорогая, дороже золота), с именами числи­тельными (две книги, трое детей);

3) н а р е ч н ы е (очень дорого, невероятно плохо);

4) м е с т о и м е н н ы е (что-то детское, каждый из присут­ствующих).

 

Упражнение 1. Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово и назовите группу, в которую входит это сочетание.

Покупать шапку, шёлковое платье, очень весёлый, похожий на брата, выше сестры, четыре листа, очень громко, встретиться с друзьями, что-то смешное, стучать молотком, застрелить вол­ка, пятый экземпляр, построить мост, уехать третьего июня, махнуть рукой, идти лесом, работать всю ночь, выйти из дома, встать из-за стола, отбежать от дерева, спускаться с горы, ле­жать па траве, гулять около леса, путешествовать в течение двух лет, выйти освежиться, пристально всматриваться, двери гостиницы, лошадь серого цвета, борода лопатой, носки из шер­сти, банка из-под консервов, будка для сторожа, ночь перед боем, книга в переплёте, шуба на меху, заячьи следы, Алёшин пиджак, расчищенная дорожка, глаза навыкате, кофе по-ту­рецки, желание учиться, красный от волнения, дружески за­ботливый, важный для всех, готовый к отъезду, по-празднич­ному весёлый, всегда серьёзный, что-то белое.

2. Составьте словосочетания, прибавляя к главным словам зависимые; укажите состав каждого словосочетания и его группу.

Поймать, ёж; слушаться, мать; бояться, зверь; приехать, три часа; подарить, сестра; махнуть, рука; наполнить, вода; возвра­щаться, лес; вынуть, карман; выстрелить, цель; отойти, стол;

прыгнуть, крыша; добежать, речка; повернуть, лес; войти, ком­ната; сесть, стол; влезть, дерево; написать, школа; поссориться, сосед; следить, враг; пролететь, лес; жить, город; расстаться, три года; относиться, дружески; увеличить, втрое; ствол, берё­за; лаборатория, институт; галстук, бабочка; чемодан, кожа;

ключи, библиотека; суп, мясо; капуста, огород; человек, ши­нель; глубокий, ущелье; Наташин, шуба; соболий, шапка; мой, сочинение; третий, бригада; приближающийся, лето; строящий­ся, фабрика; постоянно, весёлый; гордый, победа; похожий, мать; разомлевший, зной; по-праздничному, нарядный; что-то, странный; четыре, ведро.

§ 3. Типы связи слов в словосочетаниях. В словосочетаниях зависимые слова связываются с главными тремя способами: с о г л а с о в а н и е м, у п р а в л е н и е м, п р и м- ы к а н и е м.

С о г л а с о в а н и е м называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том же числе, роде и падеже, что и главное слово. Согласуются следующие зависимые слова:

имена прилагательные, местоимения-прилагательные, причастия, порядковые числительные, существительные, например: 1) доро­гая книга (в этом словосочетании зависимое прилагательное дорогая согласуется с существительным книга в единственном числе, женском роде, именительном падеже); 2) моей книгой (в этом словосочетании зависимое местоимение-прилагательное согласуется с существительным книга в единственном числе, женском роде, творительном падеже); 3) улыбающееся дитя (в этом словосочетании зависимое причастие улыбающееся со­гласуется с существительным дитя в единственном числе, сред­нем роде, именительном падеже); 4) второго сорта (в этом сло­восочетании зависимое числительное второй согласуется с существительным сорт в единственном числе, мужском роде, ро­дительном падеже); 5) река Днепр (в этом словосочетании за­висимое существительное Днепр согласуется с основным суще­ствительным река в единственном числе, именительном па­деже)

У п р а в л е н и е м называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том косвенном падеже, какого требу­ет главное слово. Связью управления соединяются следующие зависимые слова: имена существительные, местоимения-сущест­вительные, количественные числительные и другие слова, употреблённые в значении существительных, например: 1) ку­пить книгу (в этом словосочетании зависимое существительное книга стоит в винительном падеже и обозначает предмет, на который направляется действие, выраженное переходным гла­голом купить); 2) войти в комнату (в этом словосочетании зависимое существительное комната стоит в винительном паде­же с предлогом в и обозначает предмет, внутрь которого направлено действие, выраженное глаголом соответствующего значения); 3) поссориться с ним (в этом словосочетании зави­симое местоимение он стоит в творительном падеже с предло­гом с и обозначает одного из участников совместного действия, выраженного глаголом соответствующего значения); 4) кро­вать больного (в этом словосочетании зависимое слово боль­ного — субстантивированное прилагательное — стоит в роди­тельном падеже и указывает лицо, которому принадлежит то, что обозначено главным словом кровать; 5) встретился с тро­ими (в этом словосочетании зависимое числительное трое сто­ит в творительном падеже с предлогом с и обозначает число лиц, на которых направлено действие, обозначенное глаголом встретиться).

П р и м ы к а н и е — это такая связь, при которой неизменяе­мые слова (например, наречия) или неизменяемые формы слова (например, неопределённая форма глагола или деепричастие) зависят по смыслу от слов той или иной части речи. Например:

1) приехать вчера (в этом словосочетании наречие вчера примы­кает к глаголу приехать}; 2) выйти освежиться (в этом словосо­четании неопределённая форма глагола примыкает к глаголу, обозначающему движение); 3) идти прихрамывая (в этом слово­сочетании деепричастие примыкает к глаголу).

Упражнение 3. Определите, к какой группе относится каждое словосоче­тание; укажите состав словосочетания и способ связи слов в нём.

Новый стадион, весенние цветы, разбушевавшееся море, на­ша школа, второй отряд, ножка стола, пенал Миши, ящичек с рисунками, кофе по-варшавски, чрезвычайно опасный, детски простодушный, похожий на отца, восемь копеек, поймать окуня, отрубить топором, выехать из города, перепрыгнуть через ручей, очень устать, повернуть назад, отвернуться улыбаясь, по-зимнему холодно, что-то непонятное.

4. Составьте из каждой пары слов словосочетания, укажите группу словосо­четания, его состав и способ связи слов в нём.

Ранний, весна; сегодняшний, газета; революционный, деяте­ли; твой, сочинение; волнующийся, море; разбушевавшийся, ре­ка; шашлык, по-кавказски; платок, Катя; витрина, магазин;

лодка, мотор; фонарик, батарея; немой, рождение; встретить, медведь; рисовать, карандаш; выбежать, класс; влезть, крыша;

сбежать, горка; встретиться, друзья; начать, сначала; идти, прихрамывая; по-матерински, ласково.

§ 4. Смысловые отношения между словами в словосочета­ниях. Смысловые отношения между словами, входящими в слово­сочетание, бывают различными.

В одних словосочетаниях главные слова обозначают пред­меты, а зависимые слова — признаки этих предметов (качество, материал, принадлежность, порядковый номер), например: вкусная ягода, стеклянный сосуд (к а к а я ягода? к а к о йсосуд?), моя шапка

(ч ь я шапка?), пятый дом (к о т о р ы й дом?). Отношения между словами, обозначающими предметы и их признаки, называются о п р е д е л и т е л ь н ы м и.

В других словосочетаниях главные слова обозначают дейст­вия и состояния, а зависимые слова — разные предметы (объ­екты), связанные с этими действиями и состояниями, напри­мер: пилить дрова (ч т опилить?) (действие и предмет, на который оно направлено); пилить пилой (ч е м пилить?) (дей­ствие и орудие действия); помириться с товарищем (с к е м помириться?) (действие и его участник); тосковать о родине (о ч ё м т о с к о в а т ь?) (состояние и объект, с которым связано это состояние). Отношения между словами, обозначающими действия и предметы (объекты), называются о б ъ е к т ­н ы м и.

В третьих словосочетаниях главные слова обозначают дей­ствия, а зависимые — различные обстоятельства этих действий (время, направление действия, место, цель, качество и др.), на­пример: уехать завтра, уехать первого мая (к о г д ауехать?) (время); пойти вправо (куда пойти?) (направление дейст­вия); жить в Москве (г д ежить?) (место дейс-твия); сделать назло (с к а к о й ц е л ь ю сделать?) (цель действия); отве­чать хорошо

(к а котвечать?) (действие и его качество). Отношения между словами, обозначающими действия и их обстоя­тельства, называются о б с т о я т е л ь с т в е н н ы м и.

В четвёртых словосочетаниях главное слово обозначает ка­чество, а зависимое — степень этого качества или то, с чем сравнивается это качество, например: очень простодушный, очень простодушно (в к а к о й степени?) (степень качества);

по-весеннему свежий (сч е м сравнимый по свежести?) (ср. свежий, как весна). Эти отношения тоже называются о б с т о я ­ т е л ь с т в е н н ы м и.

Некоторые словосочетания имеют двойственный характер отношений.

Рассмотрим пример: лодка с парусом. В этом словосочета­нии выражается отношение между двумя предметами: лодка (с ч е м?) с парусом, т. е. отношение объектное. Однов-ременно в этом словосочетании выражены и другие отношения: второй предмет (парус) отличает лодку от других лодок, служит при­знаком лодки: лодка (к а к а я?) с парусом, т. е. выражаются отношения определительные (ср.: парусная лодка). Следова­тельно, в данном сочетании имеются о б ъ е к т н о - о п р е д е ­л и т е л ь н ы е о т н о ш е н и я. Ср. ещё

П р и м е р ы словосочета­ний с такими отношениями: лодка с мотором, книга сестры, глаза ребёнка, ручка двери, девушка в красном платье и т. п.

Рассмотрим ещё пример: положить в коробочку. В этом словосочетании выражаются одновременно отношения между действием и предметом (положить в о ч т о?) и действием и его направлением (положить куда?), т. е. отношения о б ъ е к т н о – о б с т о я т е л ь с т в е н- н ы е. Ср. ещё словосочетания с такими отношениями: пролететь над домом, сунуть в карман, убрать в ящик, приехать на трамвае, прибыть на самолёте, ранить в сердце и т. п.

§ 5. Простые и сложные словосочетания. Словосочетания, состоящие из одного главного слова и одного зависимого, на­зываются простыми, например: голубое небо, читал книгу, хорошо выспался. К простым относятся также словосочетания, в которых зависимый член выражен существительным с предло­гом: еду в гости, говорили о сыне, прыгнуть через забор, готов на всё, книга о подростках. Словосочетания, в которых одно главное слово подчиняет себе два и более зависимых, назы­ваются сложными.

               
       


Например: чистое голубое небо, долго читал книгу, вчера хорошо выспался, теперь готов на

всё прекрасная книга о подростках.

Упражнение 5. Прочитайте и укажите: 1) в какую группу входит каждое словосочетание; 2) каким способом связаны слова в каждом словосочетании; 3) какие отношения между словами в каждом словосочетании. Напишите с дан­ными словосочетаниями 5—6 предложений.

Душистый цветок, сорвать цветок, очень душистый, очень красиво, два цветка, что-то необыкновенное, берёзовый лист, ударить молотком, исключительно талантливый, весьма прият­но, три карандаша, кто-то в шинели, обняться с другом, обнять друга, обнимая друга, приехать завтра, говорить громко, игра в шахматы, полёт орла, пойти за грибами, прийти посоветоваться, встретиться с товарищем, исключительно удачно, по-весеннему свежий, сходить за ягодами, портфель отца, платок с рисунками, бежать не останавливаясь, приехать накануне, повернуть влево, твоя тетрадь, десять перьев, по-детски простодушный, мечтать о путешествии, горевать о друге, зайти повидаться, мебель из дуба, книжка с картинками, пальто с хлястиком, шкаф для платья, шуба дедушки, пролетать над крышей, спрятать в сундук, въехать в лес, летать на самолёте, плыть на пароходе, плыть прямо, плыть по реке.

6. Составьте 16 словосочетаний со следующими отношениями: 1) определи­тельными (3 словосочетании), 2) объектными (4 словосочетания), 3) обстоя­тельственными (3 словосочетания), 4) объектно-определительными (2 слово­сочетания), 5) объектно-обстоятельственными (4 словосочетания).

7. Замените данные глагольные словосочетания именными, образуя от глаголов существительные; подчеркните именные словосочетания, в которых изменился падеж зависимого (управляемого) слова.

Прощаться с товарищами — прощание с товарищами; прези­рать трусов — презрение к трусам; бороться за мир; восхи­щаться картиной; встретиться с другом; уважать учителя; лю­бить детей; осветить улицы; выполнить приказ; оросить поля;

сортировать семена; хранить документы.

8. Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога).

Удивляться, терпение — удивляться терпению; восхищаться, терпение — восхищаться терпением; тормозить, движение; пре­пятствовать, движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд; оплачивать, проезд; вера, победа; уверенность, победа; начать, весенний сев; приступить, весенний сев; ценить, время; дорожить, время; доверять, друг; полагаться, друг; бес­покоиться, ребёнок; тревожиться, ребёнок; упрекать, беспеч­ность; бранить, беспечность.

9. Переделайте данные словосочетания, заменяя глаголы антонимами; пред­лог с предлогом на, а предлог из — предлогом в.

Уехать с Кавказа — приехать на Кавказ; выехать из пере­улка — въехать в переулок; уехать с Урала; уйти с завода; выйти из кухни; спуститься с горы; уехать с курорта; сняться с якоря; выйти из трамвая; уехать с завода; улететь с острова; уйти с концерта; уехать из Крыма.

10. Образуйте словосочетания, вставляя перед зависимым словом пред­лог на или в.

1) Жить... Урале. Жить... Сибири. 2) Побывать... Крыму. Побывать... Украине. 3) Отдыхать... Кавказе. Отдыхать... Рижском взморье. 4) Жить... Курбатовском переулке. Жить... Ленинградском проспекте. Жить... Московской улице. 5) Быть... театре. Быть... концерте. Быть... цирке. 6) Работать... институте. Работать... фабрике. Работать... заводе. Работать... кухне. Работать... лаборатории. Работать... предприятии. Работать... учреждении. 7) Гулять... сквере. Гулять... бульваре.

11. Образуйте именные словосочетания, согласуя зависимые слова (причастия) с основными словами (существительными) и вставляя в причастия пропущенные суф­фиксы.

Стро...ийся, здания; стел...ийся, туманы; колебл...ийся, почва; бор...ийся, ребята; плещ...ийся, волна; та...ие, снега; скач...ий, всад­ники; засе..ый, поле; раскле...ый, афиши; накач...ый, шина; нако­лотый, сахар; расколе...ый, орехи; брош...ый, камни; купл...ый, книга;

посе...ый, пшеница; провер...ый, тетради; освещ...ый, улица; запряж...ый, лошадь; развеш...ый, картины; развеш...ый, продукты; зажж...ый, фонари; окле...ый, стены.

12. Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (без предлога или с соответствующим предлогом).

По заданию, Ирина Васильевна; книга, Ирина Васильевна; ду­мать, Ирина Васильевна; подарить, Лидия Сергеевна; идти, ал­лея; учиться, лицей; жить, Казань; жить, Кубань; жить, Саратов;

жить, Дон; жить, Вологда; жить, Россия; писать, карандаш; встре­титься, товарищ; отпереть, ключ; пять, дача; десяток, груша; семь, песня; килограмм, вишня; любоваться, город; любоваться, Сара­тов; любоваться, Бородино.

13. Спишите, раскрывая скобки. В случае затруднения справляйтесь в орфогра­фическом словаре.

Сыграть (в) ничью; взять (в) займы; вернуться (во) свояси; идти (в) развалку; читать (в) слух; взглянуть (в) верх, вывернуть (на) изнанку; подарить (на) память; ходить (на) цыпочках; бе­жать (без) оглядки; работать (без) устали; спрыгнуть (на) ходу; стоять (на) часах; зайти (на) днях; говорить (по) французски; услужить (по) медвежьи; жить (по) новому; начинать (с) начала; прийти (во) время; нестись (в)скачь, перейти (в) брод.

14. Образуйте словосочетания, укажите тип синтаксической связи. Спишите, встав­ляя пропущенные буквы.

Сильный, ож...ги; робкий, ш...рох; мельничный, ж...рнов; ле­тающий, пч...лы; чугунный, реш...тка; тонкий, беч...вка; плитка, ш...колад; рыболовный, крюч...к; испуганный, галч...нок; маленький, руч...нка; опытный, ретуш...р; грош...вый, расходы; хол­щовый, мешки: деш...вый, товары; жж...ный, кофе; напряж...нный, положение; накрыт...ся, плащ; ударить, вожжа; отп...реть, ключ; осв...тить, луч; борот...ся, саранча: моч...ный, яблоки.

15. Образуйте словосочетания, укажите тип синтаксической связи. Спишите, встав­ляя пропущенные буквы.

Телеф...ный, звонки; ю...ый, шахматисты; серебр...ый, украше­ния; глин...ый, полы; кож...ый, куртка; олов…ый солдатики; песч...ый, р...внина; масл...ый, пятно; замасл...ый, рукава; ветр...ый, дни; ветр...ой, мельница; муравь...ый, куча; станци...ый, постройка;рассе...ый, ученица; понош...ый, пальто; подерж...ый, книга; суш...ый, фрукты.

§ 6. Синонимия словосочетаний и их стилистические различия.

Многие словосочетания, различаясь по строению, близки по смыс­лу, синонимичны. Особенно богаты синонимами и м е н н ы е сло­восочетания. Так, сочетание существительного с притяжательным прилагательным может быть синонимично сочетанию этого суще­ствительного с соответствующим именем в родительном падеже:

отцова шапка — шапка отца, лисья нора — нора лисы, Колин карандаш — карандаш Коли. При этом сочетания типа отцова шапка имеют разговорную стилистическую окраску.

Относительные прилагательные нередко могут заменяться роди­тельным (или другим косвенным) падежом существительного или предложно-падежным оборотом; подобные словосочетания также синонимичны. Ср.: ночная тишина — тишина ночи, дивизионный штаб — штаб дивизии, каменная плита — плита из камня, шер­стяные носки — носки из шерсти, годовой отчет — отчет за год, молочный бидон — бидон для молока, школьный товарищ — това­рищ по школе.

При некоторых существительных указание на величину пред­мета или свойства может выражаться как сочетанием предлога в, числительного и существительного, так и соответствующим этому словосочетанию прилагательным; дом в пять этажей — пяти­этажный дом, шнур длиной десять метров — десятиметровый шнур, при температуре в тысячу градусов — при тысячегра­дусной температуре.

Существуют синонимы и среди г л а г о л ь н ы хсловосочета­ний, главным образом благодаря способности одних и тех же гла­голов управлять разными предлогами и падежами, например:

рассказывать о сыне — рассказывать про сына, указать недостат­ки — указать на недостатки, платить рубль за килограмм — платить по рублю за килограмм и т. п.

Широко представлена в глагольных словосочетаниях и сочета­ниях с предикативными словами (типа нужный, готовый, рад и др.) синонимия беспредложного и предложного управления:

работал вечерами — работал по вечерам, летели самолетом — летели на самолёте, испытывать всхожесть семян — испытывать семена на всхожесть, нужный всем — нужный для всех и т. п.

Теми же свойствами обладают и словосочетания с отглаголь­ными существительными (ср.: вопрос о кадрах не решён — вопрос с кадрами не решён, совещание о животноводстве — совещание по животноводству и т. п.).

Часто близкие по смыслу или тождественные словосочетания возникают благодаря синонимии входящих в них предлогов, например: отсутствовал по болезни — из-за болезни — по причине болезни, вошёл в кухню — на кухню, ушёл из кухни — с кухни, ехать на метро — в метро, просеять через сито — сквозь сито и т п.

Некоторые из этих словосочетаний различаются стилисти­чески, по употребительности, а иногда и по смыслу. Например, отсутствовать из-за болезни — нейтральное словосочетание, а отсутствовать по причине болезни— книжное. Соревнования по плаванию — словосочетание, широко употребляющееся в совре­менном языке, а соревнования в плавании — устаревшее. В кон­струкциях типа лететь самолётом в качестве зависимого может быть употреблено название не всякого транспортного средства, а лишь самодвижущегося (ср.: ехать поездом, трамваем, авто­бусом). Если же имеется в виду, например, велосипед, то возможна только конструкция с предлогом на: ехать на велоси­педе.

§ 7. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. В обла­сти глагольного управления наряду с указанными выше вариативными способами сочетания слов действуют достаточно строгие нормы, нарушение которых ведёт к речевым ошибкам.

Так, близкие по смыслу глаголы и отглагольные существи­тельные нередко управляют разными падежами и предложно-падежными конструкциями, например: тормозить (что?) работу — препятствовать (ч е м у?) работе, восхищаться (ч е м?) талантом — прекло-няться (п е р е д ч е м?) перед талантом, вера (в о ч т о?) в будущее — уверенность

(в ч ё м?) в будущем и т. п. Современная литературная норма запрещает смешивать подо-бные конструкции (неправильно: «тормозить работе», «вос­хищаться перед талантом», «уверенность в будущее»).

Близкие по форме (например, однокоренные, но разноприставочные) глаголы также имеют обычно разное управление: прикасаться к чему — касаться чего, основывать на чём — обо­сновывать чем. платить за что — оплатить что (поэтому непра­вильно: «Вы к этому делу не касайтесь!» «На чём он обосновы­вает своё решение?» «Граждане, оплачивайте за проезд!»).

П р и м е ч а н и е. В ходе развития языка смысловое сближение слов не­редко приводит к унификации их синтаксических свойств; в частности, слова-синонимы начинают иметь общее управление.

Например, в XIX в. глагол бежать управлял родительным падежом без предлога: бежать чего, но под влиянием таких глаголов, как удаляться, уходить, отходить, которые управляли (и управляют сейчас) предложно-падежным сочетанием от кого/чего, он приобрёл то же управление: бежать от кого-чего. Сравните другие П р и м е р ы: следить кого-что, следить за кем-чем (под влиянием наблюдать за кем-чем), руководить кого—руководить кем (ср.: командовать, управлять кем), сторониться от кого — сторониться кого (ср.: избегать, бояться кого} и т. п.

Два или несколько соединенных с помощью сочинительной связи глаголов могут иметь при себе одно общее зависимое, например: читать и рассказывать сказки, приносить и развешивать картины, страдать и мучиться от жары, надеяться и рассчитывать на сына. Это общее зависимое возможно тогда, когда каждое из управляющих слов требует одной и той же управляемой формы. Если же эти формы должны быть разными, то общее зависимое невозможно. Ср.: рассказывать сказки и восхищаться ими (нельзя: «рассказывать и восхищаться сказками»), приносить картины и увешивать ими все стены (нельзя: «приносить и увешивать картинами все стены»), не любить жару и страдать от неё (нельзя «не любить и страдать от жары»), верить в сына и надеяться на него (нельзя: «верить и надеяться на сына»).

Определённые нормы характеризуют и другие виды связи слов в словосочетании — согласование и примыкание. Так, если одно прилагательное определяет два существительных, то оно должно стоять в форме множественного числа: новые тетрадь и книга. Если прилагательное относится к существительному мужского рода, которое служит наименованием женщины по профессии, званию, должности, то в книжно-литературной речи оно имеет форму мужского рода: молодой врач Иванова, а в разговорной речи и в просторечии допустима форма женского рода (У них молодая врач).

В сочетаниях глаголов с наречиями времени и предложно-падежными группами, имеющими временное значение, должно соблюдаться согласование по смыслу: если обстоятельство име­ет значение длительности или повторяемости: обычно, постоян­но, по временам, вечерами и т. п., то глагол, как правило, име­ет форму несовершенного вида: обычно встаю в семь, гулял вечерами, по временам вспыхивает фонарь, постоянно жа­луется (невозможно по-русски сказать: «обычно встал», «погу­лял вечерами», «по временам вспыхнул», «постоянно пожало­вался»).

Упражнение 16. К данным ниже словосочетаниям подберите синонимичные, отличающиеся от них по строению.

Образец. Сестрин платок — платок сестры.

Металлический стержень, гранитная плита, молочная бутылка, щётка для сапог, сочетания из пяти букв, оконное стекло, труба высотой двадцать метров, подарок сына, забор из досок, впадина полукилометровой глубины, пятиэтажный дом, трёх­трубный крейсер, информационный отдел, фруктовый нож.

17. Из следующих слов образуйте словосочетания, в которых управление глагола соответствовало бы современной литературной норме.

Образец. Рассказывать, происшествие — рассказывать о происшествии.

Наблюдать, реакция; сожалеть, случившееся; ждать, извес­тия; пренебречь, совет; расправиться, враг; хлопотать, друг; волноваться, мать; тосковать, родина; переживать, неудача.

 

 

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ОСНОВНАЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

§ 8. Коммуникативная функция предложения. Слова и сло­восочетания при помощи определённых форм, интонации и по­рядка расположения образуют предложения, например:

1) Ива­нов, приготовить чертёж, приготовить к вечеру.Иванов приготовит к вечеру чертёж. 2) Приготовить чертёж, приготовить к вечеру.— а) Приготовьте к вечеру чертёж, б) Приготовить к вечеру чертёж!

П р е д л о ж е н и е — наименьшая единица речевого обще­ния, грамматически и интонац-ионно оформленная, выражающая сообщение, вопрос или волевое побуждение, например: С утра светит солнце. Ты поедешь со мной за город? Приходи ко мне пораньше! Каждое предложение закончено по смыслу и отделя­ется от соседнего предложения паузой.

В отрывке: Холодно. Мартовское солнце ещё плохо греет. На берегу качаются тёмные ветви голых деревьев (М. Г.) — три предложения. По тону речи, по остановкам голоса (паузам) слышно, где кончается одно предложение и начинается другое.

Предложение служит для сообщения чего-либо, и этим оно отличается от словосочетания. Ср.: Мальчик пишет и писать письмо. В первом случае перед нами предложение, которое со­общает, что некий мальчик совершает определённое действие (пишет); во втором случае перед нами словосочетание, назы­вающее действие (писать) и объект, на который направлено действие (письмо), но не содержащее сообщения о том, проис­ходит ли действие.

П р и м е ч а н и е. Особую группу составляют междометные предложения, в которых выражаются чувства или волевые побуждения, например: 1) Ай-ай ой.. Пропал я совсем! (М.Г.) 2) «Марш!» — сердито сказал офицер. (М. Г.) (См.§ 73.)

В каждом предложении выражается отношение говорящего к действительности. Это отношение выражается или морфоло­гическими формами (наклонения, времени, лица) вмес­те с интонацией, или при отсутствии этих форм только интона­цией.

В предложении Мальчик умывается говорящий устанавли­вает, что действие на самом деле совершается. В предложении Ты умойся! говорящий побуждает другое лицо к действию. В первом предложении действие выражается глаголом в изъяви­тельном наклонении, во втором — глаголом в повелительном наклонении. В предложении Встать! обязательность действия выражается не наклонением, а интонацией.

Слова и словосочетания, входя в состав предложения, ста­новятся его членами. Одни члены предложения являются главными, другие — второстепенными. Главные члены предложе­ния — подлежащее и сказуемое. Они или образуют предло­жение, или составляют основу предложения, например:

ск. п. ск. ск. п.

1) Приближается весна. Потеплело. Прилетели жаворонки. (Главные члены образуют предложения.)

ск. п. ск.

2) Приближается долгожданная весна. В воздухе потеплело.

ск. п.

Вчера прилетели голосистые жаворонки. (Главные члены пред­ложения составляют осно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...