Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность в системе коммуникации.




Категория: Лекции по основам теории коммуникации

Автор: admin

В теории коммуникации для обозначения субъектов коммуникативного процесса используется понятие “коммуникативная личность”. Под коммуникативной личностью мы будем понимать совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида.

Исходным понятием для изучения коммуникативной личности является, прежде всего, социологическое понятие личности. Личность – это системное качество человека, обусловленное его включенностью в систему социальных отношений и институтов, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении. Личность есть продукт развития индивида в обществе.

«Многогранность человека как личности — воплощение инди­видуальных особенностей — позволяет изучать его во всех прояв­лениях существования и деятельности как „homo sapiens" — чело­века разумного, как „homo politicus" — человека общественного, как „homo consuments" — человека-потребителя, как „homo liber" — человека свободного. Для определения коммуникативной личности особое значение имеет изучение „homo loquens" — человека гово­рящего, т.е. реализующего себя как коммуникативная личность».[43]

Множест­венность подходов и многообразие теорий и концепций личности раскрывает сложность проблемы личности. Социологическая концеп­ция личности сформировалась в конце 19-го—в начале 20-го века. Были разработаны: «теория зеркального Я», ролевая теория, лично­стные концепции необихевиоризма, теории референтной группы.

Теория зеркального «Я» разрабатывалась американским соци­ологом Ч. Кули (1864—1929). Потенциальная разумная природа индивидуального «Я», по его мнению, приобретает социальное качество лишь в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы. «Социальное» на микроуровне сводится к ин­дивидуальному психологическому опыту, а на макроуровне высту­пает как посредник, обеспечивающий функционирование чело­веческой жизни. Функционирование человека в коммуникации подчеркивает ее социальный характер. Американский философ, социолог Дж. Мид рассматривает стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого, т. е. стадии превращения физиоло­гического организма в рефлексивное социальное «Я». В «простой игровой фазе» индивид усваивает роль одного другого, в «сложной игровой фазе» индивид ассимилирует роли и установки несколь­ких других, в фазе «обобщенного другого» индивид идентифициру­ет себя со всей общностью. По Миду, происхождение «Я» целиком социально, главная его характеристика — способность становить­ся объектом для себя самого, что отличает его от неодушевленных предметов и живых организмов. Реакция индивидуального «Я» за­висит от разнообразия и широты систем коммуникации, в кото­рых «Я» участвует.

В зависимости от придаваемой роли стадиям процесса форми­рования личности различаются подходы в исследовании личнос­ти. В теории развития познания рассматривается создание позна­вательных навыков (Ж. Пиаже), в теории нравственного разви­тия — понимание чувств других людей (Л. Колберг), в психоана­литических теориях (3. Фрейд, Э. Эриксон) — преодоление напряженности в сознании собственного «Я», в теории динамиче­ских смысловых систем индивидуального сознания — формиро­вание личностного смысла как осознанного отношения к дей­ствительности, индивидуализированного отношения личности к миру.[44]

Сторонники ролевой теории считали, что личность — есть функция от той совокупности социальных ролей, которые испол­няет индивид в обществе. Американский психиатр, социальный психолог Я. Морено (1892—1974) разработал систему методов вы­явления и количественного измерения эмоциональных, межлич­ностных взаимоотношений людей в малых группах. Американ­ский социолог-теоретик Т. Парсонс (1902—1979) приходит к по­ниманию человеческого действия как саморегулирующейся системы, специфику которой, в отличие от системы физического и биологического действия, усматривает в символичности (нали­чии символических механизмов регуляции — язык, ценности и пр.), в нормативности (зависимость индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм), волюнтаристичности, (ир­рациональности и независимости от условий среды).

В рамках необихевиоризма рассматривается дей­ствие личности как совокупность социально приемлемых ответов на социальные стимулы. Американский социопсихолог Г. Хаймен рассматривал действия личности в зависимости от социальной группы (референтной), на которую индивид ориентирует свое поведение. В каче­стве таких референтных групп он рассматривал семью и другие со­циальные группы.

Личность в системе коммуникации рассматривается, прежде всего, с точки зрения ее роли в процессах форми­рования речи, механизмов экспрессивности, особенностей индиви­дуальной речи. Личность, имеющая способность создавать и воспри­нимать речевые тексты, называется отдельными авторами «языковой личностью». Так, Ю. Н. Караулов под языковой личностью подразу­мевает «совокупность способностей и характеристик человека, обус­ловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью». [45] Караулов в модели языковой личности выделяет три уровня: вербально-семантический; лингво-когнитивный и мотивационный. Это позволяет выделить важные характеристики языковой личности.

Вербально-семантическая, т. е. собственно языковая характери­стика включает в себя определение всего запаса слов и словосоче­таний, которыми пользуется личность в естественной вербальной коммуникации. При этом обращается внимание на умение пра­вильно использовать вербальные средства в соответствии с нор­мами социальной дифференциации и вариативности, функцио­нально-стилистической ценности и на имеющие место наруше­ния нормативных правил словообразования, грамматики и произношения.

Когнитивная (познавательная) характеристика связана с ин­теллектуальным потенциалом личности, его познавательной дея­тельностью. Личность проявляет себя через использование своих любимых разговорных формул, ав­торских речевых оборотов.

Прагматическая характеристика раскрывает цели и задачи коммуникации, интересы, мотивы и коммуникативные установ­ки. Она определяется огромным перечнем «коммуникативно-деятельностных потребностей» личности. Попытки определения ти­пичных ситуаций и коммуникативных установок, их систематиза­ции, предпринятые психологами, социологами, лингвистами, пока не привели к стройному обоснованию структуры прагмати­ческой характеристики личности. Тем не менее обоснование мо­дели языковой личности является значительным вкладом в разра­ботку теоретического и практического аспектов социальной ком­муникации.

В теории коммуникации по­нятие языковой личности связано с понятием личности как члена различ­ных социальных структур. Поскольку языковая личность участву­ет во всех типах коммуникации, при ее описании необходимо учи­тывать не только индивидуальные характеристики, но и нормы речевой деятельности соответствующей социальной группы. Не менее важным является изучение коммуникативной функции языковой личности в процессе разносторонней коммуникативной деятельности.[46]

Понятие «коммуникативная личность» шире понятия «языковая личность». Коммуникативная личность имеет свои особенности. Мы уже обращались к этому понятию, рассматривая различные виды коммуникации. В данной теме нужно отметить, что характеристики коммуникативной личности обусловлены совокупнос­тью индивидуальных свойств и особенностей, которые обеспечива­ют умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситу­ации, адекватно воспринимать информацию.

Определяющими параметрами коммуникативной личности являются: мотивационный, когнитивный и функ­циональный. Вполне понятно, что ряд характеристик языковой и коммуникативной личности пересекаются. Тем не менее они играют различную роль в формировании личности.

Мотивационный параметр, определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное место в языковой структуре и в целом коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация. Он является сильным сти­мулом для коммуникативной деятельности и одновременно харак­теристикой индивида как коммуникативной личности. Об этом мы также говорили, рассматривая функции коммуникации. В данной теме этот аспект рассмотрим подробнее.

В иерархии личностных потребностей, представленной американским психоло­гом А. Маслоу (1908—1970), обосновываются как мотивы, способст­вующие личностному росту, так и мотивы обусловливающие комму­никативные потребности личности (социальные, престижные, духовные). Коммуникативная потребность определяется необходи­мостью в процессе жизнедеятельности индивидов обмениваться смысловой и оценочной информацией. Потребность взаимосвязана с ком­муникативной установкой. На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности(варьируются средства коммуникации и тактика). Мотивом коммуникации может слу­жить психологически обусловленная потребность сопереживания, а сформировавшаяся на этой основе коммуникативная установка формируется на базе вербальных и невербальных средств коммуни­кации. Таким образом, мотивационные механизмы влияют на коммуникативную деятельность личности.

Когнитивный параметр формируется в процессе приобретения познавательного опыта индивида. Знание коммуникативных сис­тем способствует адекватному восприятию информации и позво­ляет в соответствии с коммуникативной установкой влиять на си­туацию. Способность воспринимать свое «языковое сознание», а также осознавать и оценивать сам факт такого сознания и давать адекватную оценку когнитивному диапазону партнера является основной характеристикой коммуникативной личности. Когни­тивный параметр в этой модели является связующим звеном между познавательным опытом и компетенцией коммуникативной личности, как бы связывает мотивационные и функцио­нальные параметры.

Функциональный параметр характеризует коммуникативную компетентность. Владение вербальными и невербальными сред­ствами, умение варьировать коммуникативными средствами в процессе коммуникации, построение высказываний и дискур­сов в соответствии с нормами избранного коммуникативного ко­да и правилами «речевого этикета» являются характеристиками профессиональной компетентности.

Коммуникативная личность представляет собой специфичес­кий социальный феномен. Можно сказать, что коммуникативная личность – самая главная составляющая личности вообще, ведь коммуникация занимает 80% всего человеческого существования (аудирование -45%, говорение -30%, чтение -16%, письмо - 9%).

Для выполнения таких социально зна­чимых функций, как взаимодействие и воздействие коммуника­тивная личность должна обладать целым рядом индивидуальных характеристик, но, прежде всего, коммуникабельностью и харизмой.

Понятие «коммуникабельный» по содержанию соответствует значению «общительный, разговорчивый», а по форме близко значению «сообщающийся, передаваемый». Под коммуникабельностью личности понимается ее способность легко устанавливать и под­держивать контакты. Коммуникабельность человека зависит не только от его психологического типа, но и от социального опыта.

Харизма (греч. charisma — милость, божественный дар) пони­мается как исключительная одаренность, личное обаяние, притя­гательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуальными характеристиками, как мудрость, героизм, святость, целеустремленность действий, пони­мание целей, склонность к лидерству, решительность, экспрессия и пр. Все эти качества характеризуют «харизматическую лич­ность» — образ, формируемый и поддерживаемый средствами массовой информации по отношению к лидерам, претендующим на всеобъемлющую власть.

Итак, коммуникативная личность – это личность обладающая совокупностью индивидуальных свойств и характеристик, которые обеспечивают не только умение выбрать адекватную конкретной ситуации схему передачи информации, но и правильно могут воспринимать информацию. Коммуникативная личность характеризуется мотивационными, когнитивными и функциональными параметрами. Существуют различные социально-психологические способы изучения коммуникативных характеристик личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...