Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сроки наказаний при их сложении определяются по правилам, предусмотренным ст. 71 УК. 4 глава




19. Законом предусматривается недопустимость риска, заведомо сопряженного с возможными последствиями определенного рода. К ним относятся угроза для жизни многих людей, угроза экологической катастрофы или общественного бедствия.

20. Заведомость такой угрозы означает, что указанные последствия оцениваются лицом как неизбежные или реально возможные.

21. Угроза для жизни многих людей означает, что возможна гибель нескольких человек.

22. Угроза экологической катастрофы - неизбежность или возможность причинения невосполнимого существенного ущерба окружающей природной среде, в том числе разрушения естественных экологических систем, массовой гибели животных, сильного загрязнения воздуха, воды, земли.

23. Угроза общественного бедствия означает неизбежность или возможность нарушения состояния защищенности жизненно важных интересов общества. Вариантами последствий здесь являются пожары, затопления, разрушения жилых домов, средств коммуникации и жизнеобеспечения и т.п.

 

Статья 42. Исполнение приказа или распоряжения

 

Комментарий к статье 42

 

1. Нормальное существование общества невозможно без поддержания необходимого порядка и дисциплины. Серьезную роль в этом играют отношения власти и подчинения, требование обязательного выполнения законных приказов и распоряжений.

2. Существует презумпция законности приказа или распоряжения, изданного в надлежащей форме лицом, обладающим на это правом, и адресованного лицу, обязанному подчиняться. Это обусловлено требованиями исполнительской дисциплины, необходимыми для нормального существования общества и государства.

3. Приказ или распоряжение - это основанное на законе и облеченное в установленную форму властное требование о выполнении действий (бездействия), обращенное к лицу, обязанному их выполнить.

4. Вред, причиненный исполнителем обязательного приказа или распоряжения, не влечет для него уголовной ответственности и признается актом социально допустимого, целесообразного поведения такого лица. Уголовной ответственности в этом случае подлежит только лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение. Поскольку имеет место ситуация посредственного причинения вреда, он признается исполнителем такого преступления.

5. Для применения ч. 1 ст. 42 УК необходимы следующие условия. Во-первых, обязательность приказа для данного лица. Приказ должен быть отдан надлежащим лицом тому, кто обязан подчиняться, с соблюдением необходимой формы. Во-вторых, необходимо отсутствие заведомости незаконности приказа или распоряжения для исполнителя. Это означает отсутствие у него умысла на причинение вреда. Поскольку исполнитель, несмотря на обязанность подчиняться, не лишен свободы воли, он не должен исполнять заведомо незаконные приказ или распоряжение. Данное положение распространяется в том числе и на военнослужащих, которые должны беспрекословно исполнять только законные приказы.

6. Можно выделить несколько видов незаконных приказов или распоряжений. Незаконными являются приказ или распоряжение, изданный некомпетентным лицом. Незаконен приказ (распоряжение), если его отдельные положения выходят за рамки компетенции лица, наделенного правом на издание приказа. Незаконным признается приказ (распоряжение), в котором не соблюдена необходимая форма или процедура его издания. Незаконен также и приказ (распоряжение), содержащий требования совершить деяние, нарушающее закон и ведущее к причинению вреда. С точки зрения анализа положений ст. 42 УК значение имеет последний из названных видов незаконного приказа или распоряжения. Примером может служить встретившийся в судебной практике случай, когда руководитель коммунальной службы, раздраженный жалобами жильцов многоквартирного дома на непринятие мер к устранению неисправностей коммунального хозяйства, в холодное время года отдал заведомо незаконное распоряжение об отключении систем жизнеобеспечения. Это распоряжение было выполнено подчиненными, в результате создалась ситуация опасности наступления тяжких последствий и виновные были привлечены к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 215.1 УК.

7. За совершение умышленного преступления во исполнение незаконного приказа (распоряжения) к уголовной ответственности привлекается не только лицо, отдавшее приказ, но и исполнитель.

8. За совершение такого преступления виновные подлежат ответственности на общих основаниях, с учетом положений о соучастии. Исполнитель незаконного приказа (распоряжения) признается исполнителем преступления, а лицо, отдавшее такой приказ, - организатором или подстрекателем.

9. Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 61 УК при назначении наказания исполнителю в качестве смягчающего наказание обстоятельства учитывается совершение преступления при нарушений условий правомерности исполнения приказа или распоряжения.

10. При назначении наказания лицу, отдавшему незаконный приказ, с учетом конкретных обстоятельств дела возможно в качестве обстоятельств, отягчающих наказание, учесть особо активную роль в совершении преступления (п. "г" ч. 1 ст. 63 УК) и совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения (п. "м" ч. 1 ст. 63 УК).

11. За неосторожное преступление, совершенное во исполнение незаконного приказа, исполнитель уголовной ответственности не несет. К уголовной ответственности в этом случае привлекается только лицо, отдавшее незаконный приказ.

12. При определенных условиях приказ может характеризоваться наличием серьезного психического принуждения, частично лишающего лицо свободы воли. В таком случае исполнение приказа подпадает под признаки психического принуждения (ч. 2 ст. 40 УК) и должно оцениваться по правилам о крайней необходимости с учетом того вреда, который угрожал исполнителю приказа, и вреда, причиненного этим лицом правоохраняемым интересам. Если исполнитель не мог избежать опасности для своих законных интересов без причинения вреда, осуществленного путем исполнения заведомо незаконного приказа, и причиненный им вред меньше предотвращенного, он не подлежит уголовной ответственности.

 

Раздел III. НАКАЗАНИЕ

 

Глава 9. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ. ВИДЫ НАКАЗАНИЙ

 

Статья 43. Понятие и цели наказания

 

Комментарий к статье 43

 

1. Закон определяет наказание как меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ч. 1 ст. 43 УК). Из законодательного определения вытекают признаки наказания, определяющие его юридическую сущность и отличающие его от иных мер правового принуждения.

2. Наказание носит публичный характер, т.е. назначается лицу, виновному в совершении преступления, от имени государства и в интересах всего общества, а не в интересах отдельных лиц, органов или организаций.

3. Наказание носит строго личный характер: оно может быть назначено только лицу, которое судом признано виновным в совершении преступления. Его адресатом не могут выступать родители, другие родственники или законные представители виновного, а также организации, от имени или в интересах которых он действовал, или другие физические или юридические лица. Наказание не теряет своего личного характера и в том случае, когда штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, может по решению суда взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия (ч. 2 ст. 88 УК). "Такое решение судом может быть принято по ходатайству родителей или иных законных представителей после вступления приговора в законную силу в порядке, предусмотренном статьей 397 УПК РФ. В любом случае суд должен удостовериться в добровольности такого согласия..." (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"). Следовательно, родитель или иной законный представитель осужденного добровольно принимает на себя не само наказание, которому подвергнут именно несовершеннолетний, а лишь обязанность его исполнения.

4. Единственной процессуальной формой назначения наказания может быть только обвинительный приговор суда, в соответствии с которым лицо признается виновным в совершении определенного преступления. Ни постановлением судьи, ни определением суда, ни тем более решением иного органа власти не может назначаться уголовное наказание.

5. Являясь мерой государственного принуждения, наказание обладает карательной сущностью. Это означает, что оно заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденного, т.е. способно принуждать его к законопослушному поведению. Например, лишение свободы влечет ущемление не только личной свободы осужденного, но также некоторых политических, трудовых, гражданских и иных прав. Наказание в виде штрафа связано с некоторым ущемлением имущественных прав осужденного. Наиболее тяжкое из предусмотренных российским законодательством наказаний - смертная казнь - лишает осужденного самого ценного блага - жизни.

6. Наказание - это единственная форма государственного принуждения, исполнение которой влечет за собой судимость как специфическое правовое состояние лица, полностью или частично отбывшего назначенное судом наказание. Лицо, хотя и признанное виновным в совершении преступления, но освобожденное от наказания либо полностью освобожденное от его отбывания, считается не имеющим судимости.

7. В ч. 2 ст. 43 сформулированы цели наказания, т.е. те социально позитивные результаты, достижение которых планируется установлением наказаний в уголовном законе и их реальным применением в судебном порядке к лицам, признанным виновными в совершении преступлений. Закон называет три цели наказания: а) восстановление социальной справедливости; б) исправление осужденного; в) предупреждение совершения новых преступлений.

8. Цель восстановления социальной справедливости означает адекватную компенсацию ущерба, причиненного совершенным преступлением, за счет по возможности равнозначного лишения или ограничения прав и свобод лица, совершившего преступление.

Всякое преступление есть посягательство на установленный в обществе правопорядок, соответствующий нравственным ценностям общества и воспринимаемый общественным сознанием как справедливый. Поэтому наказание как форма государственного реагирования на преступление преследует цель восстановить социальную справедливость, нарушенную преступлением. Пленум Верховного Суда РФ обращает "внимание судов на необходимость исполнения требований закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания, имея в виду, что справедливое наказание способствует решению задач и осуществлению целей, указанных в статьях 2 и 43 Уголовного кодекса Российской Федерации" (п. 1 Постановления от 11 января 2007 г. N 2).

9. Цель исправления осужденного означает задачу принудить осужденного с помощью карательно-воспитательного воздействия воздержаться после отбытия наказания от совершения новых преступлений. В данном случае речь идет лишь о юридических критериях исправления, т.е. объективных показателях правопослушного поведения - соблюдении уголовного закона. Только в этом смысле исправление является реально достижимой целью уголовно-правового принуждения, поэтому коренная перестройка психологии осужденного не является показателем исправления.

10. Цель предупреждения совершения новых преступлений включает цели общего и специального предупреждения.

Специальное (частное) предупреждение означает принудительно-воспитательное воздействие наказания на самого осужденного с целью исключить совершение им новых преступлений.

Общее предупреждение означает профилактически-воспитательное воздействие на неопределенно широкий круг лиц путем устрашения лиц, склонных к правонарушениям, а также посредством правового воспитания законопослушных граждан и информирования их относительно преступности и наказуемости определенных способов социально значимого поведения.

11. Для уяснения целей наказания большое значение имеет положение закона о том, что наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (ч. 2 ст. 7 УК).

 

Статья 44. Виды наказаний

 

Комментарий к статье 44

 

1. Комментируемая статья содержит перечень видов наказаний, которые образуют их систему, т.е. установленный уголовным законом исчерпывающий перечень видов наказаний, построенный по определенным принципам. Включенные в этот перечень виды наказаний располагаются от менее тяжкого к наиболее тяжкому. В таком же порядке наказания располагаются и в санкциях статей Особенной части УК РФ. Это обязывает суд начинать рассмотрение вопроса о мере наказания осужденному с самой мягкой. "В соответствии с общими началами назначения наказания (статья 60 УК РФ) более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случаях, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания" (п. 2 названного выше Постановления).

2. Приведенный в ст. 44 УК РФ перечень наказаний является закрытым (исчерпывающим). Это значит, что он является обязательным не только для суда, который не вправе назначать наказание, не предусмотренное законом, но и для законодателя, который не может включать в санкции статей Особенной части Уголовного закона наказания, не названные в ст. 44 УК РФ.

3. При назначении наказания по конкретному уголовному делу суд не может руководствоваться ст. 44 УК РФ непосредственно, а обязан выбрать наказание только из числа тех, которые названы в санкции статьи Особенной части УК РФ, по которой подсудимый признан виновным.

4. При применении положений ст. 44 УК РФ необходимо иметь в виду, что названная статья содержит так называемую полную систему наказаний. В отношении несовершеннолетних применяется усеченная система наказаний, предусмотренная в ст. 88 УК РФ.

 

Статья 45. Основные и дополнительные виды наказаний

 

Комментарий к статье 45

 

1. В зависимости от порядка применения все виды наказаний законом классифицированы на три вида: основные, дополнительные и наказания с двойной юридической природой.

2. Основными называются наказания, которые могут назначаться только самостоятельно и не могут присоединяться к другим видам наказания. К их числу относятся: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь.

3. Дополнительными называются наказания, которые не могут назначаться самостоятельно, а лишь присоединяются к основным. Таким видом наказания является лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

4. Под наказаниями с двойной юридической природой понимаются наказания, которые могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных. К ним относятся: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также ограничение свободы.

 

Статья 46. Штраф

 

Комментарий к статье 46

 

1. Штраф по действующему законодательству может быть как основным, так и дополнительным видом уголовного наказания.

2. Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 46 УК).

По сути своей (в силу специфического характера заложенных в него карательных элементов) штраф предназначен для применения, во-первых, к тем лицам, которые совершают преступления невысокой степени общественной опасности, а во-вторых, к тем, которые совершают хотя и более серьезные преступления, но при наличии смягчающих или иных исключительных обстоятельств. В обоих случаях назначение такому лицу наказания в виде лишения свободы (или иного ему подобного) было бы по меньшей мере нецелесообразно.

3. Согласно ч. 2 ст. 46 УК, штраф устанавливается в размере от 2500 до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет (ч. 2 ст. 46 УК). Таким образом, законодатель предусмотрел два способа исчисления штрафа: а) фиксированный в рублях; б) фиксированный в виде размера зарплаты или иного дохода осужденного. В первом случае границы штрафа очерчиваются путем указания на минимум в 2500 руб. и максимум в 1 млн. руб., во втором - за счет ссылки на временной отрезок, в течение которого получается зарплата или иной доход осужденного: от двух недель до пяти лет.

4. Установление конкретного размера штрафа по уголовному делу есть вопрос факта. В уголовном законе лишь сказано, что размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет (ч. 3 ст. 46 УК).

5. Закон содержит ряд ограничений по применению штрафа как дополнительного вида наказания. Суть этих ограничений состоит в том, что штраф в качестве дополнительного наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК (ч. 4 ст. 46). Указанным ограничением сфера судейского усмотрения при выборе штрафа в качестве дополнительного наказания заметно сужается. Верховный Суд РФ в Постановлении от 11 января 2007 г. N 2 внес некоторые уточнения в практику применения штрафа. В частности, суды обязываются, назначая подсудимому штраф, выяснять его материальное положение, наличие на иждивении несовершеннолетних детей, престарелых родителей и т.п., а также исчислять размер заработной платы или иного дохода при назначении штрафа на момент вынесения приговора.

Другое ограничение заключается в том, что штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.

6. Исполнение рассматриваемого вида наказания регламентируется уголовно-исполнительным законодательством. В соответствии со ст. 31 УИК осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить его в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. В том случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по его ходатайству и заключению судебного пристава-исполнителя может рассрочить уплату штрафа на срок до трех лет.

Осужденный к штрафу с рассрочкой выплаты, а также осужденный, в отношении которого суд принял решение о рассрочке уплаты штрафа, обязаны в течение 30 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца.

7. Согласно ч. 5 ст. 46 УК в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК. Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа в установленный срок.

 

Статья 47. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

 

Комментарий к статье 47

 

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью означает запрещение занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. По УК это наказание может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида наказания.

2. Юридическая природа этого наказания состоит в запрещении занимать должности при осуществлении государственной или муниципальной службы либо заниматься определенными видами деятельности. Элемент кары выражается в лишении осужденного тех привилегий и преимуществ, которыми он обладал, занимая ту или иную должность или осуществляя ту или иную деятельность. Это может быть связано с утратой на определенный срок возможности заниматься любимым делом, избранной профессией, с прерыванием трудового стажа, временной безработицей, моральными страданиями и т.д. Положение осужденного может усугубляться еще и тем обстоятельством, что данное наказание назначается и в тех случаях, когда осужденный к моменту вынесения приговора уже был освобожден от должности в дисциплинарном или административном порядке.

3. Анализируемый вид наказания содержит две разновидности: а) лишение права занимать определенные должности; б) лишение права заниматься определенной деятельностью. Сфера применения первой разновидности этого наказания ограничена кругом лиц, занимающих должности на государственной гражданской службе или в органах местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ст. 3) под государственной гражданской службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, занимающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). Гражданским служащим признается гражданин России, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и его служебном положении и 7. В соответствии с Токийской конвенцией контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 13). Должности гражданской службы подразделяются на категории (руководители, помощники (советник), специалисты, обеспечивающие специалисты) и группы (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие должности).

Муниципальной службой согласно Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" признается профессиональная деятельность на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Государственные гражданские служащие и муниципальные служащие могут быть как должностными лицами, так и не относящимися к числу таковых, ибо под должностью в ст. 47 УК следует понимать как осуществление функций представителя власти, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, так и выполнение обязанностей рядового работника. Сказанное, впрочем, не означает, что перечень лиц, к которым на основании ч. 1 ст. 47 УК может применяться наказание в виде лишения права занимать определенную должность, носит открытый характер. Напротив, этот перечень исчерпывающий.

4. Другая разновидность этого наказания сводится к лишению права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Под профессиональной деятельностью следует понимать постоянное выполнение работы, требующей специальных знаний или подготовки, т.е. профессии (медицинский работник, учитель, преподаватель в учебных заведениях, бухгалтер, адвокат, юрисконсульт и т.д.). Иная деятельность есть любая другая (кроме профессиональной) относительно постоянная деятельность, связанная с занятием охотой, рыбной ловлей, собиранием лекарственных растений, частным извозом и т.п.

5. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет (в специально оговоренных случаях - до 20 лет) - в качестве дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 47 УК РФ).

6. В качестве основного наказания оно может назначаться: а) когда указано в качестве такового в санкции статьи Особенной части УК РФ; б) в случае применения его в качестве более мягкого наказания, чем то, которое предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК); в) в случае вынесения вердикта присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65 УК); г) в случае замены неотбытой части наказания более мягким (ст. 80 УК).

7. Как дополнительное наказание этот вид может назначаться и в случаях, когда он не предусмотрен соответствующей статьей Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

8. Назначая данный вид наказания за преступления, совершенные с использованием служебного положения либо в связи с профессиональной или иной деятельностью, суд в первую очередь преследует цель предупреждения специального рецидива со стороны лиц, совершивших такие преступления. Чаще всего это наказание применяется к должностным лицам, работникам транспорта, работникам торговли, сферы услуг, медицины. Причем в качестве основного этот вид наказания может назначаться осужденным лишь за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а в качестве дополнительного - как за умышленные, так и за неосторожные деяния.

9. Согласно ч. 4 ст. 47 УК в случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

10. Порядок исполнения рассматриваемого наказания регламентируется нормами УИК. В частности, в соответствии со ст. 33 УИК данное наказание, присоединенное к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.

 

Статья 48. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

 

Комментарий к статье 48

 

1. Согласно ст. 48 УК при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

2. Карательная сущность этого вида наказания состоит в моральном воздействии прежде всего на осужденного путем ущемления чувства гордости, тщеславия, честолюбия, чем в конечном итоге и достигаются поставленные перед данным видом наказания цели. Однако его применение нередко влечет за собой наступление для них целого ряда неблагоприятных имущественных последствий в виде прекращения денежных выплат, отмены привилегий и льгот, аннулирования преимуществ и преференций и т.п.

3. Данное наказание применяется только как дополнительное и лишь при соблюдении определенных условий.

Во-первых, оно может быть назначено лицам, осужденным за совершение тяжких и особо тяжких преступлений в соответствии с категоризацией преступлений, содержащейся в ст. 15 УК. Во-вторых, его назначению должен предшествовать анализ судом данных о личности виновного, включая его характеристику до совершения преступления, в процессе совершения, особенности постпреступного поведения, а также информацию о наличии у виновного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград. В-третьих, поскольку назначение данного наказания есть право, а не обязанность суда, суд должен прийти к обоснованному выводу о возможности, необходимости и целесообразности применения этого наказания, т.е. резюмировать, что виновный недостоин сохранять за собой то или иное звание, государственную награду, классный чин.

4. Установление соответствующих званий, классных чинов и государственных наград, а также определение порядка их присвоения и награждения, описание правового статуса лиц, обладающих упомянутыми отличиями, регламентируются в специальных законодательных и некоторых подзаконных нормативных актах.

Специальными признаются такие звания, которые присваиваются работникам органов внутренних дел, таможенной и дипломатической службы, Федеральной службы налоговой полиции, железнодорожного, морского и воздушного транспорта и некоторым другим категориям граждан.

Воинским является звание, присваиваемое лицам офицерского и армейского состава в Вооруженных Силах РФ, других войсках (пограничных, железнодорожных, внутренних войсках МВД РФ и др.), в органах внутренней разведки, в федеральных органах государственной безопасности. Порядок их присвоения регламентируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. (с послед. изм.) "О воинской обязанности и военной службе". В нем, в частности, все воинские звания подразделяются на войсковые и корабельные. Полный перечень воинских званий содержится в ст. 46 Закона и включает в себя 39 наименований, начиная от рядового (матроса) и заканчивая маршалом Российской Федерации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...