Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепции научного и административного управления. Принципы а. Файоля.




Этапы развития теории и практики менеджмента.

Сущ-ет много подходов к опр-нию понятия «мен-т». Можно расматривать мен-т как процесс управления людьми в орг-циях с применением специфических ф-ций мен-та. Мен-том также явл-ся орган управления на пр-и. По Файолю мен-т – это прогнозирование, планирование, организация и рук-во, координация и контроль. По Тейлору мен-т – это искусство точно представить, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешёвым способом. В соврем. лит-ре выделяется 2 подхода к опр-нию мен-та. С одной стороны, мен-т – это искусство управления, с другой – наука управления. Предметом мен-та как науки явл-ся экономический механизм управления, орг-ные структуры управления, маркетинг, персонал, информация, корпоративная культура и всё то, что составляет систему управления. Под экономическим механизмом управления понимают ф-ции и процессы целеполагания, план-ния, прогнозирования, организации, принятия решений, мотивации, контроля и учёта в их совокупности. Эти ф-ции взаимно дополняют друг друга, раскрывая сущность мен-та.

Мен-т как наука – наука управления, возникшая на базе практической деят-ти по управлению организациями и имеющая свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. В самостоятельную область знаний, в науку мен-т выделился в конце 19 века. Датой рождения мен-та называют 1911 год, когда вышел в свет труд Тейлора «Принципы научного управления». На самом деле наука об управлении начала зарождаться очень давно.

Эволюция управленческой мысли

Наука управления - это результат не изобретения, а эволюции.

2600 г до нэ вахтовый метод пирамиды

1 в. нэ Римская империя делегтрование полномочий

ср. века (15 в) - личность руководителя

Как наука оформляется в конце 19 нач 20 века в США.

Причины:

1. ограниченный ненасыщ рынок

2. причины психол. плана: отсутствие сословн перегородок, многонациональность, приток инициативных людей

3. В США на 12 лет раньше, чем в Великобр, было введено всеобщ нач образ

4. амер капитализм изнач развив, как капитализм корпораций

 

Принципы современного управления.

М-т - это область знаний и проф. дея-ть, направл. на формирование целей орг-ции и их достижения путем рационального использования имеющихся ресурсов. Осн. цель м-та: обеспечение гармонии орг-ии, т.е. согласованного и эфф. функционир-ия всех внутр. и внешн. элементов орг-ии.

Принципы мен-та – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении кот. обеспечивается эффект. развитие орг-ции.

Изменения повлиявшие на теорию и практику управления:

изменение структуры занятости населения;

глобальное повышение роли образования.

Принципы современного управления (на основе подхода П. Друкера, «Труд и управление в современном мире»):

управление есть неотъемлемая часть человеческого бытия. Оно позволяет реализовать сильные стороны работника, а слабые сгладить:

управление и национальная культура глубоко взаимосвязаны;

задачей управления явл-ся установление такой системы целей и ценностей, которая способна сделать всех работников союзниками (участие в прибылях, льготная покупка акций своей компании, социальные программы);

задачей управления явл-ся предоставление каждому работнику возможности для личного и карьерного роста;

выполнение работы каждым работником должно базироваться на личной ответственности каждого за порученное дело (работнику надлежит четко знать свои обязанности и иметь возможность оценить свой вклад в общее дело);

управление должно в равной степени должно следить параметрами:

положение на рынке;

инновационная активность;

производительность;

качество;

развитие человеческих ресурсов;

финансовые результаты;

7. главным конечным итогом деятельности предприятия является удовлетворение потребностей клиента.

 

Концепции научного и административного управления. Принципы а. Файоля.

Концепция научного управления (Ф. Тейлор, Фрэнк и Лилиан Гилберт, Г. Гантт, Г. Форд) получила развитие в США с начала XX в. Основопо­ложник Ф. Тейлор, книгу которого "Принципы научного управления" считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. Ф. Тейлор сформулировал важный вывод о том, что работы по управле­нию - это определенная специальность и что организация в целом выигры­вает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает ус­пешнее всего.

Тейлор исследовал труд. процесс, ввел контроль за рацион. использ. труда и хронометраж. Он на практике отыскал тот V работы, соответствующим образом выполняя кот. рабочий наиболее рационально может отдавать свою раб. силу в теч. длит. времени. Черты: 1) тесное сотрудничество адм-ции и рабочих; 2) расчленение операций на сост. элементы; 3) введение оплат труда, стимулир рост выработки

Эмерсон разработал 12 принципов производ-ти. Точность целей для каждого уровня рук-ва, здравый смысл в анализе новых ситуаций, компетентность консультирования, дисциплина и диспетчирование, справедливое отношение к персоналу, быстрый и полный учет, нормы и расписания, нормирование операций, стандартные инструкции, вознаграждение за произ-ть.

Форд внедрил модель Тейлора в массовом производстве машин, осуществл. пр-ва по стандартным технологиям, непрерывные технол. процессы, четкая система контроля и планирования.

Основные положения:

основное влияние на операции ручного труда;

тщательная разработка рабочих операций и научная организация труда;

материальное стимулирование, с целью заинтересовать работников в производительности труда и результатах производства;

отбор и обучение персонала.

Концепция административного управления (А. Файоль, Дж. Муни, Л. Урвик) направлена на разра­ботку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы. Организация рассматривалась как замкнутая система, улучше­ние функционирования кото­рой обеспечивается внутрифирменной рационализа­цией деятельностью без учета влияния внешней среды. Согласно А. Файоля (классической теории управления), "управлять - это значит предвидеть, организовы­вать, распоряжаться, согласовывать, кон­тролировать". Он рассматривал управление как универсальный процесс, состоя­щий из нескольких взаимосвязан­ных функций: планирование, организация, контроль.

Принципы А. Файоля:

· разделение труда – цель внедрения: «выполнение работы по объему лучшей, по качеству при тех же усилиях» результатом станет «специализация функции и разделение власти»;

· полномочия и ответственность по принципу 50/50;

· дисциплина – поведение, усердие, манера держать себя. Дисциплина предполагает уважение к соглашению между фирмой и работником, а так же справедливое применение санкций;

· единоначалие – подчиненный должен получать приказ и нести ответственность только перед одним непосредственным руководителем;

· единство направления – один руководитель и одна группа для совокупности операций преследующих одну и ту же цель;

· подчинение личных интересов общим;

· вознаграждение персонала;

· централизация или децентрализация – должны варьироваться в зависимости от конкретных условий;

· скалярная цепь (цепь команд) – иерархия в управлении;

· порядок – место для всего, и все на своем месте;

· справедливость – сочетание доброты и правосудия;

· стабильность рабочего места для персонала.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...