Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Это преступление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. 10 глава




4. Первым альтернативно указанным действием в отношении предмета подделки выступает его изготовление. Под изготовлением следует понимать как полное изготовление предмета подделки любым способом, так и частичное (например, переделка номинала подлинного денежного знака, подделка номера, серии и других реквизитов денег и ценных бумаг). При этом предмет подделки должен иметь существенное сходство с подлинной валютой или ценными бумагами по форме, размеру, цвету и другим основным реквизитам. Явное несоответствие предмета подделки подлинной валюте или ценным бумагам, исключающее его участие в денежно-кредитном обороте, не дает оснований для квалификации действий лица по ст. 186 УК и при наличии умысла на грубый обман ограниченного числа лиц может рассматриваться как мошенничество (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 2 "О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег и ценных бумаг").

Вторым и третьим действиями в отношении предмета подделки закон называет их хранение и перевозку. Хранение предполагает любые действия, связанные с нахождением у лица предмета подделки в течение некоторого времени. Такие предметы могут находиться в жилище, помещении, ином хранилище, специально оборудованных тайниках, а равно в любом ином месте, обеспечивающем их сохранность на протяжении некоторого периода времени. Перевозкой следует считать перемещение предметов подделки из одного места в другое при непосредственном участии лица на любом виде транспорта; ношение этих предметов при себе в ходе поездки не может рассматриваться как перевозка и должно квалифицироваться как хранение.

Четвертым альтернативно указанным действием в отношении предмета подделки является его сбыт. Под сбытом следует понимать любую передачу предмета подделки - при этом обязательно в качестве, под видом подлинного средства платежа - при оплате товаров, работ и услуг, размене, обмене, дарении, даче взаймы и т.п. В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 2 незаконное приобретение лицом чужого имущества в результате сбыта поддельных денег или ценных бумаг рекомендуется квалифицировать только по ст. 186 УК. Возмездное приобретение заведомо поддельных денег или ценных бумаг в целях их последующего сбыта в качестве подлинных должно квалифицироваться для покупателя как приготовление к сбыту, а для продавца - как пособничество в таком приготовлении. При безвозмездной передаче одним лицом другому заведомо для обоих поддельных денег или ценных бумаг в целях их последующего сбыта при удачном сбыте первое лицо несет ответственность как пособник в сбыте, а второе - как исполнитель в сбыте; в случае неудачи в сбыте ответственность наступает за приготовление к преступлению (или покушение на преступление). Ответственность по ст. 186 УК несут также лица, которые хотя и не изготавливали поддельных денег или ценных бумаг, однако, став в силу стечения обстоятельств их обладателями и осознававшие это, использовали их как подлинные в денежно-кредитном обороте. Избавление от предмета подделки без непосредственного введения его в обращение (например, разбрасывание на улице, рассылка по почте и т.п.) сбыта не образует.

5. Состав преступления формальный. При изготовлении преступление признается оконченным с момента изготовления хотя бы одного предмета подделки независимо от того, удалось ли осуществить его сбыт (п. 4 указанного выше Постановления). При сбыте преступление признается оконченным с момента сбыта хотя бы одного предмета подделки.

6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. При этом изготовление предмета подделки влечет уголовную ответственность только при наличии у лица цели сбыть в последующем этот предмет. О цели сбыта, в частности, могут свидетельствовать количество изготовленных предметов подделки, наличие специального оборудования и т.д. При сбыте предмета подделки лицом, не принимавшим участие в его изготовлении, требуется установить, осознавало ли лицо фальшивость сбываемого им предмета.

7. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

8. Квалифицированный состав преступления (ч. 2) характеризуется крупным размером подделки, т.е. совокупным превышением суммы 1,5 млн. руб., номинально обозначенной на предметах подделки их стоимости в валюте России (примечание к ст. 169 УК). Изготовление или сбыт небольших партий поддельных денег или ценных бумаг, образующих в своей совокупной стоимости крупный размер, может квалифицироваться по ч. 2 ст. 186 УК с учетом общих правил о продолжаемом преступлении.

9. Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3) характеризуется его совершением организованной группой.

 

Статья 187. Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов

 

Комментарий к статье 187

 

1. Непосредственный объект преступления совпадает с объектом преступления, предусмотренного ст. 186 УК.

2. Объективная сторона характеризуется двумя альтернативно указанными действиями в отношении предмета подделки.

Предметом подделки выступают: 1) кредитные и расчетные карты (правила их эмиссии и использования определяются Положением Центрального банка РФ от 24 декабря 2004 г. N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт"); 2) платежные документы, не являющиеся ценными бумагами. К ним, в частности, относятся платежные поручения, инкассовые поручения и т.п. Эти документы должны быть способны к обращению (т.е. будь такой документ действителен, он мог бы быть использован в денежно-кредитном обороте); изготовление или сбыт неспособных к обращению платежных документов рассматриваемого состава преступления не образуют и могут при наличии к тому оснований (т.е. при установлении умысла на обманное завладение чужим имуществом через их использование) квалифицироваться как мошенничество. Не являются платежными документами проездные билеты, квитанции об оплате каких-либо товаров, работ или услуг и т.п.; действия с этими документами квалифицируются по нормам главы 21 УК.

3. Первым альтернативно указанным действием является изготовление предмета подделки. Под изготовлением следует понимать как полное изготовление предмета подделки любым способом, так и частичное (например, замена реквизитов владельца кредитной или расчетной карты, подделка содержания платежного документа). При этом изготовляемый предмет подделки должен быть существенно схож с подлинными кредитными или расчетными картами либо платежными документами.

4. Вторым альтернативно указанным действием является сбыт предмета подделки. Сбытом предмета подделки (в отличие от состава преступления, предусмотренного ст. 186 УК) надлежит признавать любую передачу предмета подделки другому лицу (кроме безвозмездной передачи соучастнику для сбыта) как под видом подлинного средства платежа, так и для последующего сбыта. Следует отметить, что использование предмета подделки не в форме сбыта (т.е. для оплаты товаров, работ и услуг) исключает ответственность по ст. 187 УК и должно квалифицироваться по нормам гл. 21 УК.

5. Состав преступления формальный.

6. Признаки субъективной стороны и субъекта совпадают с соответствующими признаками состава преступления, предусмотренного ст. 186 УК.

7. Квалифицированный состав преступления (ч. 2) характеризуется его совершением организованной группой.

 

Статья 188. Контрабанда

 

Комментарий к статье 188

 

1. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что оно нарушает отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля.

2. Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, являются товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте. В соответствии со ст. 128 ГК такими предметами являются любые вещи, включая деньги, иностранную валюту, ценные бумаги, транспортные средства, ювелирные изделия и т.д. Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, могут быть вещи, не являющиеся товарами, для которых законодательством установлен определенный порядок и правила их перемещения через таможенную границу Российской Федерации, например: рукопись научной статьи или иной объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, модель, промышленный образец. Предметы, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут свободно перемещаться через таможенную границу при соблюдении установленных Таможенным кодексом 2003 г. (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 207-ФЗ) и Положением о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783, правил в отношении количества и стоимости товаров, порядка их оформления и уплаты таможенных платежей (Приказ Федеральной таможенной службы от 26 сентября 2008 г. N 1202, устанавливающий требования к заполнению грузовой таможенной декларации). Перемещение тех же предметов, предназначенных для предпринимательской деятельности, регулируется Федеральными законами от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами".

Часть 2 ст. 188 УК устанавливает ответственность за контрабанду предметов, изъятых из гражданского оборота или имеющих ограниченный оборот, в отношении которых установлены специальные правила перемещения их через таможенную границу Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле"; Указами Президента РФ от 5 мая 2004 г. N 580 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль" и от 4 декабря 2008 г. N 1726 о внесении изменений в этот Список. Положением об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 447 (с изм. от 30 декабря 2008 г. N 1079). Порядок осуществления специального контроля регулируется Регламентом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 12 мая 2005 г. N 167 (с изм. от 25 января 2010 г. N 19) и другими нормативными правовыми документами.

Для уяснения понятий контрабанды, предусмотренной ст. 188 УК, целесообразно обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 "О судебной практике по делам о контрабанде" (БВС РФ. 2008. N 8. С. 3 - 8).

3. Преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 188 УК, характеризуются действиями, выражающимися в незаконном перемещении через таможенную границу товаров и иных предметов. Перемещение через таможенную границу в соответствии с п. 7 ст. 11, ст. ст. 291, 309, 310 и 314 ТК означает: а) ввоз на таможенную территорию; б) вывоз с таможенной территории; в) пересылка почтой; г) использование трубопровода или линий электропередач. Таможенная территория РФ включает сухопутную территорию, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство, искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации, ограниченные таможенной границей. В случаях, предусмотренных ТК, таможенной территорией могут считаться свободные таможенные зоны и свободные склады, расположенные за пределами таможенной границы. Пределы таможенной территории РФ являются таможенной границей, которая частично совпадает с Государственной границей РФ (ст. 2 ТК). Ввоз товаров, предметов и транспортных средств связан с фактическим их перемещением через таможенную границу. Под вывозом понимается подача таможенной декларации и совершение других действий (вход, въезд физического лица, выезжающего из РФ, в зону таможенного контроля, в пункт пропуска, сдача предметов транспортным органам либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории) до фактического пересечения таможенной границы (п. п. 8 и 9 ст. 11 ТК), а также пересечение таможенной границы вне установленных мест (п. п. 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. "О судебной практике по делам о контрабанде").

Перемещение признается незаконным, когда ввоз и вывоз указанных предметов осуществляются одним из указанных в законе способов. УК называет шесть способов совершения преступления.

4. Перемещение помимо таможенного контроля означает совершение любых действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, т.е. физическое перемещение товаров и иных предметов через Государственную границу РФ вне таможенных постов, вне времени, установленного для оформления. При ввозе преступление совершается вне пунктов пропуска через Государственную границу РФ или иных мест нахождения таможенных органов (таможен, таможенных постов) либо вне времени их работы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или без разрешения таможенного органа, если международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством не предусмотрено свободное движение товаров через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля (ч. 1 п. 8 Постановления от 27 мая 2008 г. N 6).

Перемещение с сокрытием от таможенного контроля означает совершение любых действий, направленных на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров или иных предметов либо утаить их подлинные свойства или количество (использование тайников, специально изготовленных или приспособленных, сокрытие в полостях человеческого тела, придание одним предметам вида других и т.д.) (ч. 2 п. 8 указанного Постановления).

Под обманным использованием документов понимается представление органу таможенного контроля в качестве оснований для перемещения через таможенную границу предметов, заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим товарам. Имеются в виду документы, выданные таможенными органами (накладные, багажные квитанции, акты выгрузки товара и т.д.) или оформленные с их участием (лицензии, сертификаты). Обманное использование средств таможенной идентификации означает предъявление таможенному органу в качестве условий перемещения товаров через таможенную границу поддельных печатей, штампов, пломб, цифровой или буквенной маркировки и других средств идентификации, указанных в ст. 83 ТК, для индивидуализации предметов, а также в целях недопущения их взлома (п. 9 указанного Постановления).

Перемещение с недекларированием товаров и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу, означает умышленное незаявление о них по установленной форме в таможенной декларации, что является обязательным для принятия решения таможенным органом об исчислении размеров таможенных платежей и в других целях. Перемещение с недостоверным декларированием означает, что перевозимые предметы задекларированы, но под другим наименованием, декларация содержит ложные сведения: например, изделия из драгоценных металлов задекларированы как бижутерия (п. 10 указанного Постановления).

5. Момент окончания преступления имеет свои особенности при ввозе и вывозе предметов, а также в зависимости от способа его совершения и времени пересечения. При ввозе преступление признается оконченным с момента перемещения предметов через таможенную границу (Государственную границу), если перемещение предметов совершено помимо таможенного контроля, вне пунктов пропуска через Государственную границу РФ, вне коридора пропуска, установленного для следования товаров к месту прибытия, если пункт пропуска установлен не на границе, а в глубине таможенной территории РФ (ч. 4 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6). Контрабанду, совершенную с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения товаров и иных предметов в связи с обнаружением этого факта, в том числе в момент представления таможенному органу указанных документов (при внутреннем таможенном транзите, в момент помещения товара под таможенный режим либо при выпуске товара). В тех случаях, когда преступные действия не были обнаружены в процессе перемещения товаров или иных предметов, преступление считается оконченным с момента принятия таможенным органом решения о выпуске товаров или иных предметов либо с момента фактического выведения этих предметов из-под таможенного контроля (ч. ч. 2 и 3 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда от 27 мая 2008 г. N 6). При вывозе товаров или иных предметов контрабанда будет признана оконченным преступлением с момента обнаружения недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, при ее подаче или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, до фактического пересечения ими таможенной границы. Закон считает таковыми действиями: вход или въезд физического лица, выезжающего из России, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу РФ, сдачу товаров транспортным организациям или организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправления за пределы РФ либо фактическое пересечение товарами и транспортными средствами вне установленных мест (п. 9 ч. 1 ст. 11 ТК; п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6).

6. Обязательным признаком объективной стороны контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК, является крупный размер, понятие которого дается в примечании к ст. 169 УК. Это сумма, превышающая 1,5 млн. руб. Незаконное перемещение товаров и других предметов через таможенную границу на меньшую сумму влечет административную ответственность (ст. ст. 16.1 и 16.2 КоАП). Определяя размер контрабанды, следует исходить из таможенной стоимости товара, незаконно перемещенного через таможенную границу (т.е. фактически из стоимости его приобретения), а в случае отсутствия таких цен - из рыночной стоимости товаров или устанавливать ее на основании заключения экспертов (ч. 3 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6; Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. N 15-П). При решении вопроса о виновности лица в контрабанде иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, дорожных чеков, ценных бумаг и валютных ценностей следует иметь в виду, что ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 150-ФЗ) определяет сумму наличной иностранной валюты, единовременно ввозимой в Российскую Федерацию или вывозимой из нее, не подлежащей декларированию таможенному органу. В настоящее время эта сумма исчисляется в эквиваленте 3000 долл. США. Сумма, превышающая этот предел, но не более 10000 долл. США, должна быть обязательно задекларирована. Поэтому крупный размер контрабанды будет исчисляться не из всей суммы перевозимой иностранной валюты, не заявленной в декларации, а из той ее части, которая превышает размер дозволенного ввоза или вывоза без декларирования (см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 8-П; п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6); аналогичный подход следует применять к незаконно перемещаемым товарам (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. N 15-П).

Незаконное перемещение через таможенную границу РФ предметов, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК, даже в малых размерах образует уголовно наказуемую контрабанду, поскольку такие действия могут представлять угрозу для мира и безопасности людей.

7. Преступление совершается с прямым умыслом.

8. Субъект преступления: для ч. 1 ст. 188 УК - лицо, достигшее возраста 16 лет; для ч. ч. 2 и 3 ст. 188 УК - должностные лица государственных органов и организаций, лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих организациях, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление внешнеторговой деятельности.

9. Часть 3 ст. 188 УК содержит два квалифицирующих обстоятельства: а) совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения (это могут быть должностные лица таможенных органов, другие должностные лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов, или должностные лица, освобожденные в соответствии со ст. 386 ТК от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды); контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК; б) совершение преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Насилие может выражаться в виде побоев, причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью, связывания. В том случае, если насилие выразилось в причинении тяжкого вреда здоровью или убийстве, то содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений: по п. "в" ч. 3 ст. 188 и ст. 111 или п. "б" ч. 2 ст. 105 УК.

10. Часть 4 ст. 188 предусматривает ответственность за контрабанду, совершенную организованной группой, понятие которой дается в ч. 3 ст. 35 УК. В состав такой группы могут входить рядовые граждане, должностные лица органов государственной власти, правоохранительных органов, таможенной службы. По ч. 4 ст. 188 УК квалифицируются действия всех участников организованной группы, в том числе и тех, кто непосредственно не перемещал товары и иные предметы через таможенную границу, а, например, закупал товары за границей для ввоза их в Российскую Федерацию, подделывал документы или содействовал перемещению предметов в пункте таможенного контроля (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6).

 

Статья 189. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники

 

Комментарий к статье 189

 

1. Преступление посягает на отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, которая является одним из видов предпринимательства в отношениях международного обмена предметами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Данные отношения регулируются Федеральными законами от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами".

2. Предметы преступления перечислены в диспозиции уголовно-правовой нормы: сырье, материалы, оборудование, технологии, научно-техническая информация, работы и услуги. Закон указывает характеристику основного свойства перечисленных предметов: они могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, и поэтому в отношении этих предметов установлен экспортный контроль (ч. 1 ст. 189 УК). В отношении предметов (сырья, материалов, оборудования и т.д.), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, также установлен экспортный контроль (ч. 3 ст. 189 УК). Порядок проведения экспортного контроля регулируется Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле". Экспортный контроль - это комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (ст. 1 Федерального закона). Основными целями экспортного контроля являются защита интересов Российской Федерации и реализация требований международных договоров Российской Федерации о нераспространении оружия массового поражения и контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения. Поэтому при осуществлении внешнеторговых операций с контролируемыми операциями установлен разрешительный порядок, предусматривающий обязательное их лицензирование. Порядок лицензирования установлен Положением о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 691. Лицензии (разовые и генеральные) на проведение внешнеторговых операций выдаются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

В соответствии с Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. N 1953 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" контроль за осуществлением внешнеэкономической деятельности возложен на Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 447 (с изм. от 15 мая 2004 г. N 241), Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2001 г. N 462 (с изм. от 30 декабря 2008 г. N 1079)).

Содержание понятий данных предметов раскрывается в специальных списках различных материалов, оборудования, технологий и других предметов, которые могут быть использованы при создании ракетного, химического, ядерного оружия и в связи с этим подпадают под экспортный контроль. Эти списки утверждаются Указами Президента РФ (см., например, Указы от 8 августа 2001 г. N 1005; от 20 февраля 2004 г. N 230; от 5 мая 2004 г. N 580 (с изм. от 4 декабря 2008 г. N 1726); от 14 ноября 2005 г. N 1318; от 1 декабря 2005 г. N 1384; от 31 января 2007 г. N 115).

3. Преступление характеризуется следующими действиями: а) незаконный экспорт иностранной организации или ее представителю предметов, которые заведомо могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которой установлен экспортный контроль; б) незаконная передача тех же предметов иностранной организации или ее представителю; в) незаконное выполнение работ, которые могут быть использованы для создания вооружения или военной техники в интересах указанных лиц; г) незаконное оказание услуг такого же свойства тем же лицам.

Под экспортом технологий, научно-технической информации, а также других предметов, в том числе исключительных прав на них, понимается их вывоз с таможенной территории РФ без обязательства их возврата. Порядок экспортного контроля определяется уполномоченным государственным органом отдельно для различных видов оружия и военной техники.

Передача указанных предметов иностранной организации или ее представителю может осуществляться и на территории РФ, без вывоза их с таможенной территории. Она происходит в виде коммерческой операции, при которой иностранное лицо закупает научную технологию у российского гражданина, передает ее другому российскому лицу для переработки с целью последующего вывоза за границу качественно нового продукта (ст. 2 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ).

Экспорт услуг - незаконное выполнение работ или оказание незаконных услуг - может быть совершен в интересах иностранной организации или ее представителя как на территории РФ, так и за ее пределами.

Существенное значение имеют признаки объективной стороны, по которым данное преступление отличается от контрабанды и государственной измены, когда предметы преступлений номинально совпадают. При контрабанде (ст. 188 УК) происходит незаконное перемещение через таможенную границу указанных предметов; при совершении преступления, предусмотренного комментируемой статьей, предметы перемещаются на законных основаниях, при соблюдении правил таможенного контроля. Экспорт указанных предметов признается незаконным в связи с тем, что при выдаче лицензии на осуществление внешнеэкономической деятельности экспортный контроль был проведен с нарушениями, допущенными не таможенными органами, а специально уполномоченным государственным органом исполнительной власти, который осуществляет экспортный контроль.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...