Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Визуальные средства обучения




Классификация дидактических средств

 

В дидактике термин «средства обучения» не имеет достаточно четкого определения и подчас трактуется весьма расширительно, благодаря тематике слова «средство» в русском языке. В результате к средствам обучения иногда относят даже содержание образования (И.Я. Лернер), которое «для обучающегося является средством».

К средствам обучения наряду с учебно-наглядными пособиями, приборами, механизмами, инструментами, относят слово учителя, тексты, упражнения (Р.К. Миньяр-Белоручев. М.В. Ляховицкий), предлагая классификацию средств обучения по иностранным языкам, называл их вспомогательными средствами и относил к ним традиционные (нетехнические) и технические средства обучения. Н.М. Шахмаев к средствам обучения относил материальные объекты педагогического труда (часть учебно-материальной базы), носители учебной информации, предназначенные для использования в учебно-воспитательном процессе. Данное определение ближе всего отражает суть понятия «средства обучения» в такой области знания, как дидактика. Позднее данное определение было уточнено. Средствами обучения стали называть «материальные объекты, носителя учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогами и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности» (Назарова Т.С., Полат Е.С.). К техническим средствам обучения следует отнести средства обучения, требующие для проявления заложенной в них информации применения специальной аппаратуры. Мы не относим к средствам обучения ни слово учителя, ни отдельные тексты учебника, рассматривая учебник как целостное средство обучения со своим содержанием, к которому как раз и относятся упражнения, тексты и прочее методическое обеспечение. Без конкретного содержания нет и средства обучения. О каком учебнике можно говорить в отрыве от его содержания? Что же касается слова учителя, которое рассматривается, например Л.Я.Зориной, как центральное средство обучения, то это опять же скорее относится к семантике слова «средство», чем к существу понятия. Следует, видимо, разграничить понятия «материальные средства обучения», орудий труда учителя и учащихся, специально разрабатываемые для целей обучения и воспитания и «вербальные средства», которые, несомненно, обладают определенной силой воздействия на ученика и в этом смысле, конечно, являются средством этого воздействия. Однако, если мы говорим о категории дидактики, компоненте системы обучения, то, видимо, надо четко отграничить понятия материальных средств обучения и других средств воздействия на ученика (вербальных, экстралингвистических – мимика, жесты, другие поведенческие элементы). Важно иметь в виду, что слово учителя нельзя отделить от личности самого учителя. Роль же учителя слишком многогранна, чтобы сводить ее к средству обучения, хотя и такая точка зрения присутствует в дидактической литературе.

В настоящее время, видимо, следует ввести понятие «информационно-образовательной среды» обучения, каковой, например, являются информационные ресурсы Интернет. Вряд ли Интернет можно назвать средством обучения. Это именно информационно-образовательная среда в определенной своей части, в которой ученик, учитель могут найти необходимую для себя и полезную для целей образования информацию, а также, пользуясь услугами Интернет, решать дидактические задачи. В такой среде используются самые разнообразные средства: вербальные (не только слово учителя), визуальные, мультимедийные. И хотя сам Интернет к средствам массовой информации пока не относится, однако, его информационные ресурсы эти самые средства включают (например, электронные газеты, журналы, даже фильмы, произведения искусства). К информационно-образовательной среде можно также отнести и средства массовой информации, в том числе электронные (телевидение, радио).

 

Таким образом, мы определились с понятийным аппаратом, используемым в данном учебном пособии: к средствам обучения как к самостоятельной категории дидактики мы относим материальные средства, носители учебной информации, предназначенные для достижения целей образования. К информационно-образовательной среде мы относим информационные ресурсы Интернет, средства массовой информации, содержащие полезную для целей обучения информацию.

Комплексное использование ТСО всех видов создаёт условия для решения основной задачи обучения – улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса.

Визуальные средства обучения

В процессе обучения иностранным языкам в современной средней школе используются светотехнические и звукотехнические средства. Светотехнические средства (видеомагнитофоны, телевизоры, графопропроекторы (кодоскопы), мультимедийные проекторы, компьютеры) обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе обучения может выполнять самые разнообразные функции:

1) служить опорой для понимания речевой структуры;

2) быть связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова и таким образом облегчать запоминание;

3) проецировать на экран различные ситуации для обучения говорению;

4) выполнять роль обратной связи в форме ключей.

 

К нетехническим средствам обучения относятся, так называемые, традиционные средства обучения, раздаточные и демонстрационные.

К раздаточным визуальным средствам обучения относятся учебник, рабочие тетради для учащихся, дидактические материалы для групповой работы, книги для чтения. Эти средства обучения, за исключением материалов для групповых форм работы, входят в настоящее время практически во все учебно-методические комплекты по иностранному языку, издаваемые любой фирмой. Помимо этого, обязательным компонентом комплекта стали аудиокассеты, которые могут использоваться и как демонстрационное пособие (на уроке), и как раздаточное при использовании дома для выполнения индивидуальных заданий. Учителя хорошо знают цену и таким демонстрационным пособиям, как таблицы, картины, которые также относятся к нетехническим средствам обучения.

Визуальное учебное оборудование, материальные средства обучения, используемые в учебном процессе для формирования у учащихся знаний, умений и навыков, управления их познавательной деятельностью, общего развития и воспитания.

Различают 3 основные группы визуального оборудования: натуральные объекты; изображения и отображения предметов и явлений действительности; описания предметов и явлений мира знаками, словами и фразами естественных и искусственных языков.

В состав первой группы (натуральные объекты) входят: предметы и явления объективной действительности для непосредственного изучения (минералы, горные породы, сырьё, полупродукты и продукты производства, препараты растений и животных и т.д.); натуральные предметы и технические средства для воспроизведения явлений и последующего демонстрационного и лабораторного изучения их (реактивы, приборы и пр.); материальные и технические средства для трудовой, изобразительной и экскурсионно-туристской деятельности учащихся (древесина, металл, пластмассы, стекло и т.п.; измерительные, контрольные приборы, монтажные и отделочные инструменты; принадлежности и инструменты для черчения и рисования; машины, станки и технические устройства; экскурсионное, туристское и экспедиционное оборудование).

Вторая группа: (изображения и отображения предметов и явлений действительности) объединяет: объёмные пособия - макеты, модели, слепки, муляжи, глобусы и т.д.; плоскостные пособия - таблицы, картины, фотографии, карты, схемы, чертежи;

Третья группа (письменные описания) включает: научную, справочную, методическую и др. литературу для учителя; учебники, сборники задач и упражнений, руководства для наблюдений, лабораторных и трудовых занятий, программированные и др. печатные материалы.

Особую группу составляют технические средства обучения: информационные (используемые для передачи и восприятия информации, зафиксированной на киноплёнке, грампластинке и т.д.) - киноаппараты, магнитофоны, электропроигрыватели, телевизоры и др.; контролирующие - перфокарты, перфопластинки, различного типа автоматы и т.д.; обучающие - лингафонные устройства, закрытые телевизионные установки, электронно-вычислительные машины (ЭВМ) и т.д.

К оборудованию предъявляются разносторонние функционально-педагогические, эргономические, эстетические, экономические требования, а также требования техники безопасности и гигиены.

Наибольшая эффективность использования учебного оборудования достигается при кабинетной системе организации учебных занятий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...